Познавательно-творческий проект "Осенние приключения"
проект (средняя группа) на тему

Андреева Надежда Геннадьевна

ПРОЕКТ «Осенние приключения»

Автор проекта: Воспитатель Андреева Надежда Геннадьевна

Тип проекта: Познавательно-творческий

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Срок реализации проекта: краткосрочный (с сентября до середины ноября).

Приложение к проекту: презентация «Осенние приключения».

Цель проекта:

- формирование эмоциональной заинтересованности детей к процессу познания красоты окружающей нас природы; основ экологической культуры и безопасного поведения; воспитание любви к природе.

Задачи проекта:

- формирование представления о сезонных изменениях в природе; умения наблюдать за объектами живой и неживой природы, видеть красоту  природы в разное время года;

- расширение представлений детей о многообразии и пользе даров осени для человека;

- формирование поисковой деятельности, развитие пытливости, умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.

- формирование умения передавать красоту природы в изобразительной деятельности, подбирать цвета, развивать эстетическое восприятие;

- развитие связной речи, уточнение, обогащение и активизация словарного запаса;

- развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и творческого воображения;

- воспитание доброго и бережного отношения к природе и ее объектам;

Актуальность: Пятый год жизни – это возраст «почемучек» и время развития активного интереса к познанию мира.  Но, учитывая, что у детей еще не сформированы самостоятельные способы познания, то задача воспитателя заключается в том, чтобы принимать самое активное, живое участие в детской познавательной деятельности и помогать находить ответы на все многочисленные детские вопросы. Оказываясь всегда рядом, воспитатель помогает детям освоить разные способы познания: приемы сенсорного обследования свойств и качеств предметов, создает условия для детского экспериментирования, умение вести наблюдение за близкими объектами окружающего нас мира.  Такое участие воспитателя стимулирует не только интеллектуальное развитие детей пятого года жизни, но и помогает развить у них умение вглядываться и вслушиваться в природу, т.е.  постепенно открывать для себя волшебный мир природы, быть добрыми и восприимчивыми к её красоте, бережно относиться к природе и ее объектам.

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность,  образовательные ситуации; дидактические игры; беседы;  рассматривание иллюстраций, экологические сказки; наблюдения на прогулке; продуктивная деятельность; эксперименты;  работа с родителями.

Предполагаемый результат проекта: В ходе проекта дети обогащают и расширяют свои знания о сезонных явлениях природы, о дарах осени, их свойствах, местах их произрастания, пользе для здоровья. Исследование и познание объектов природы способствует умственному развитию, логическому мышлению, пополняется и расширяется словарный запас. Кроме того, восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, умение любоваться красотой окружающей природы и чуткое отношение ко всему живому. Таким образом, у детей воспитывается экологическое сознание, и формируются начальные навыки экологической культуры, воспитывается любовь к природе.

Проект включает три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

1.                  Подготовительный этап:

- определение темы и задачи проекта; актуальности проблемы; составление плана основного этапа проекта.

- подборка методической, детской художественной литературы, музыкальных произведений;

- разработка циклов НОД;

- подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности;

- фотоматериал для оформления стенгазеты, презентации;

- информирование  родителей о проведении творческого проекта и приглашение к участию в проекте.

  2.   Содержание проекта (основной этап)

1.                  Реализация проекта в непосредственно-образовательной деятельности через образовательные области:

Познавательное развитие

НОД «Золотая осень». Цель: Расширять представления детей об осени. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг. Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.),  вести сезонные наблюдения.

НОД «Как животные к зиме готовятся» Цель: Расширить представление детей об образе жизни лесных зверей и оседлых птиц осенью; воспитывать любознательность.

НОД  «Во саду ли, в огороде»  Цель: Учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи  (огурец, помидор, морковь, репу). Расширять  представления о выращивании овощных культур. Вызвать желание участвовать в инсценировке русской народной сказки «Репка».  Расширять представления о фруктах (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощах (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодах (малина, смородина, крыжовник и др.)

НОД «Люблю березку русскую» Цель: Дать определение понятий «дерево», «куст». Организовать целевое наблюдение за цветом листьев; за сезонными явлениями природы. Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен  и др.).

НОД «Не всякий грибок клади в кузовок» Цель: Расширять представления о грибах (маслята, опята, сыроежки и др.). Формировать представления о съедобных и несъедобных грибах и ягодах. Устанавливать связь между внешним видом и степенью зрелости ягод. Познакомить с пользой ядовитых грибов для животных и человека (животные лечатся, люди – делают лекарство).

Игра «Осенние посиделки». Цель: Знакомить с домашними и дикими животными, местом их обитания, с особенностями цвета животных в разное время года. Формировать  интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Д/игры, используемые в НОД «Окружающий мир»: «С какой ветки детки?»; «Путаница»; «Что было раньше, что – потом?»; «Волшебный мешочек»; «Что где растет»; «Мамы и детеныши», «Когда это бывает», «Чудесный мешочек», «Узнай по запаху», «Оденем куклу на прогулку», «Что нам осень принесла».

 Развивающие игры, используемые в НОД по формированию математических представлений: «Компот»; «Разложи по цвету»; «Повара»; «Раскрась-ка!»; «Наведи порядок»; «Запасы на зиму»; «Четвертый лишний».

Речевое развитие

Творческое рассказывание детей по теме «Мы гуляли на участке».

Рассматривание сюжетных картин.

Составление описательных рассказов с помощью схем: «Овощи – фрукты». «Времена года», «С какого дерева лист», «Осень в лесу»

Беседа по вопросам о времени года – осень

НОД «Осень» Цель: обогащение словаря, развитие творческого воображения, развитие связной речи, обогащение представлений о наречиях места. Знакомство со звуком «О».

НОД «Овощи» Цели: увеличение объема словаря, обучение использованию предлогов в речи. Знакомство со звуком «У».

НОД «Фрукты».  Цель: Уточнение и закрепление словаря; развитие связной речи. Знакомство со звуком «Ы». развитие речевого внимания.

НОД «Овощи-фрукты» Цель: Систематизация словаря, закрепление навыка употребления предлогов, глагольной лексики, навыков образования и изменения словосочетаний. Знакомство со звуком «И».

Игры на развитие речи: «Исправь ошибки»; «Назови ласково»; «Что больше, что меньше»; «Один – много»; «Овощное-фруктовое»; «Закончи предложение»; «Хозяйка с базара пришла».

 Д/игры: «Угадай, что появилось»; «Называй-ка»; «Раздели картинки на группы»; «Найди пару»; «Угадай, что изменилось»

Артикуляционные разминки (с зеркалом): «Ворота»; «Заборчик»; «Трубочка».

 Чтение художественной литературы: чтение стихотворений об осени; загадок, пословиц, поговорок о плодах осени – стихи Ю. Тувима «Овощи»; о  животных и признаках осени;  народной сказки «Колосок»; сказки В. Сутеева «Яблоко»; Н.Сладкова «Осень на пороге».

Цель: Воспитывать эмоционально-образное восприятие литературного произведения; учить оценивать поступки героев; закрепить представление о времени года  «Осень» и плодах осени; творческое воображение, выразительность речи.

Социально-коммуникативное развитие

НОД «Мы живем в городе» Цель: учить наблюдать, сравнивать, делать выводы. Развивать умение наблюдать за изменениями в городе осенью; воспитывать любознательность, бережное отношение к своему городу. Приучать к культуре поведения  в общественных местах.

НОД «В лес за грибами и ягодами».  Цель: Уточнить представление детей о значении леса в жизни людей; познакомить с некоторыми свойствами древесины; расширить представление детей о лесных грибах и ягодах; знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания; учить быть осторожными с неизвестными объектами; воспитывать бережное отношение к природе; развивать эстетическое восприятие мира.

 НОД «Откуда овощи в магазине»

Цели: Расширить представление детей об овощах, о  профессиях взрослых; учить устанавливать причинно-следственные связи.

НОД «Фрукты на прилавках магазинов» Цель: Закреплять и расширять детей о фруктах и садовых ягодах; продолжать учить различать их по внешнему виду. Расширять представление детей о труде взрослых.

НОД «Мы маме помогаем готовить» Цель: Закрепить представление детей об овощах и фруктах как о продуктах питания. Расширить представление о труде взрослых; закреплять умение соблюдать правила безопасности.

Рассматривание сюжетных картин, беседа на тему «Безопасное поведение осенью в городе, в лесу»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «На яблоне поспели яблоки», «Белая береза», «Золотая осень»

Лепка «Красная рябина», «Огурец и свекла»

Аппликация «Овощи на тарелке», «Как мы все вместе набрали полную корзину грибов»

Создание коллажа из осенних листьев.

Коллективные работы «Осень в лесу», «Осеннее дерево из пластилина», «Листопад»

Подготовка к празднику осени на музыкальных занятиях:  разучивание тематических стихов и песен, танцев,  игр. Цель: формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения; развивать навыки художественной передачи различных образов.

Физическое развитие

Физкультминутки: «Ветер»; Листики»; «Яблоки»; «Груши»; «Апельсин»; «Собираем урожай»; «В лес за грибами», «Разноцветные мячики»; «Был у зайки огород»; «Утром дети в лес пошли»;

Хоровод «Есть у нас огород».

Подвижная игра: «У медведя во бору»

2. Реализация проекта в режимных моментах:

·                    Наблюдение за красотой природы во время прогулок, организация наблюдения за объектами живой и неживой природы, эксперименты.

·                    Наблюдение за трудом взрослых (как дворник убирает листья)

·                    Посильное участие детей в труде взрослых (дети помогают воспитателю убирать с клумбы высохшие растения, собирать в кучки опавшую листву на участке группы).

·                    Сбор гербария из осенних листьев.

·                    Сбор осенних листьев, цветов, семян, веток с плодами осени, другого природного материала для коллективных творческих работ.

·                    Рассматривание пейзажных картин, сюжетных картин, иллюстраций по темам: «Осень»; «Дары осени»; «Лесные обитатели осенью».

·                    Составление описательных рассказов с помощью схем: «Время года – осень»; «Что за листик»; «Овощи-фрукты».

·                    Разучивание стихов и песен по данной тематике.

·                    Сюжетно-ролевые игры: «Магазин»,  «Варим борщ», «Маме помогаем»; игры-имитации»: «Ушки длинные у зайца», «В лесу»; игра-драматизация по сказке «Репка»; психологический этюд «Осенние листочки»;  пальчиковые игры:

·         «Цветы»,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  «Улитка»; «Зайчик», 

·         «Мы капусту рубим, рубим».

Работа с родителями. Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка  "Воспитание у детей любви к родной природе". Беседы с родителями о важности данной проблемы. Привлечение родителей к пополнению уголка природы. Участие родителей в изготовлении поделок из природного материала. Участие родителей в субботниках.

3. Заключительный этап:

·                    Выставки детских рисунков, работ по аппликации и лепке «Здравствуй осень, золотая!»

·                    Выставка творческих поделок на тему: «Осенний букет» сделанных в совместной деятельности родителей с детьми.

·                    Презентация «Осенние приключения»

·                    Создание фотоальбома «Дети и осень»

·                    Выпуск стенгазеты «Волшебница осень»

 Результативность проекта

- У детей проявился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы;
- Увеличился объём знаний о родном крае, о жизни растений и животных;
- У детей формируется стремление к исследованию объектов природы, они делают выводы, сравнивают, обобщают, устанавливают причинно -следственные связи;

Реализуя этот проект в целом, мы ставили цель формировать эмоциональную заинтересованность детей к процессу познания красоты окружающей нас природы. Мы думаем, что нам это удалось, т.к. были созданы все условия, для того чтобы наполнить жизнь детей интересными впечатлениями, радостью творчества. Надеемся, что этот интерес к познанию природы будет продолжать развиваться у детей и сформируется в способность любить и бережно относиться к природе.

Литература:

1.     Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 80с.

2.     Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/Сост. В.В. Гербова и др.-М.:Издательство- Оникс, 2011. - 336с.

3.     Казакова Р.Т. Занятия по рисованию с дошкольниками: Метод. пособие. М.: Сфера, 2008.

4.     Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Планы занятий.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект: Познавательное творческое развитие детей через игры с песком и водой

Развитие творческих способностей детей через игры с песком.Задачи:- развитие творческих способностей , самостоятельность , уверенность ,инициативность;-развитие творческого потенциала, фантазии;- закр...

«Книга своими руками» Творческая мастерская в рамках познавательно-творческий проекта для детей среднего дошкольного возраста «Наш город «ДА!»

   Верю, Знаю, Строю, Прыгаю, Лечу, Укушу, Не-Верю, Не-Пою, Не-сплю, Ругаюсь - это не просто бессмысленный набор слов, это персонажи волшебных городов "Да" и "Нет...

Познавательно-творческий проект для детей старшей группы. «Новогодние приключения»

Актуальная значимость проекта: Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение ёлки и долгожданные подарки под ней – вс...

Познавательно-творческий проект «Творческое наследие династии Скифа в старшей группе».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2  (ДЕТСКИЙ САД)Р.П. КУЙТУН  Познавательно-творческий проект«Творческое наследие династии ...

Совместная познавательно-творческая, игровая деятельность образовательная область: познавательное развитие Тема: « Удивительное приключение Эльзы в современном мире красоты»

Совместная познавательно-творческая, игровая  деятельностьобразовательная область: познавательное  развитиеТема: « Удивительное приключение Эльзы в современном мире красоты»...