Работа творческой лаборатории на тему "Использование ИКТ в коррекционной деятельности с детьми с речевыми нарушениями
статья по информатике по теме

В статье раскрывается работа МТПЛ (муниципальной творческой педагогической лаборатории), созданной на базе МДОУ  "Дельфинчик" г. Краснокаменска.  С этой статьей Маркина Т.С., (руководитель лаборатории, учитель - логопед) приняла участие в международной научно - практической конференции  "Образовательная среда как фактор повышения качества образования" в г. Чите  в 2011г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Маркина Татьяна Степановна

                                                           Муниципальное дошкольное

                                                           образовательное учреждение

                                                           Центр Развития ребенка –

                                                           детский сад №14 «Дельфинчик»  

                                                            г. Краснокаменск

                                                           Забайкальский край

Информационно - коммуникативные  технологии в коррекционно – развивающей деятельности с детьми логопедических групп

                                                             

Работу  по  использованию информационно - коммуникативных  технологий (ИКТ)  с  детьми  с  речевыми  нарушениями  мы  начали  проводить  с  2006года. Первым  опытом  по  информатизации  коррекционно -  образовательного  процесса  в  логопедических  группах  мы   делились  на  страницах  областного научно -  методического  журнала  «Педагогическое  обозрение» (Забайкальский институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров).

На  тот  период  и  сейчас  вопрос  использования  информационных  технологий  остается  актуальным. Несмотря  на  значительные  потенциальные  возможности  информационных    технологий  в  системе  образования  и  воспитания  детей  дошкольного  возраста  они  ещё  не  нашли  должного  применения. Одной  из  причин  является  то,  что не  все  детские  сады  имеют  возможность  широко  применять  дорогостоящие  технические  средства  и  электронно -  вычислительную  технику. Вторая  причина – это  недостаточная  разработанность  методических  условий  использования  информационных  технологий  в  обучении  и  воспитании  дошкольников,  отсутствие  соответствующих  методик.  Однако,  встречаются  педагоги -  новаторы,  которые внедряют  информационные технологии и распространяют  свой  передовой  опыт  по  их  применению.  С.В.Гурьев,  кандидат  педагогических наук,  доцент  кафедры  спортивных  дисциплин  Российского  государственного  профессионально – педагогического  университета  г.  Екатеринбурга (Тема «Использование  компьютера  в  образовательном  процессе  детей  дошкольного  возраста»); Л.В.Купцова, методист  кафедры  информационных  технологий, А.В.Роготнева,  заведующая  отделом  коррекционной  педагогики  и  социальной  реабилитации (Программа   «Информационные  технологии,  как  средство  развития  познавательных  процессов  у  дошкольников»); О.В.Епифанова,  учитель -  логопед  г.  Волгограда (Тема «Речевое  и  познавательное  развитие  дошкольников  средствами  мультимедиа»).

В 2010г. отделом детских дошкольных учреждений г.Краснокаменска  запущен I районный конкурс образовательных инициатив (КОИ). На  базе  МДОУ  была  создана  муниципальная  творческая  педагогическая  лаборатория (МТПЛ).  Цель МТПЛ:  1 Изучение  влияния  коррекционно – образовательного  воздействия  на  дошкольников  с  речевыми  нарушениями  посредством  информационно – коммуникативных  технологий.

2 Изучение  роли  технологий  в  просветительской  работе  с  родителями.

Вся  деятельность  лаборатории осуществлялась  в  соответствии  с  проектом  МТПЛ,  в  котором  дано  обоснование  важности  и  перспективы  использования  ИКТ,  обозначены  задачи МТПЛ, дается  информация  о  том,  что  в нашем случае под  ИКТ следует  понимать  не  только  компьютерные,  но и технологии  для  ДВД плейеров,  диктофон,  аудиоплейеры.

В  процессе  исследовательской  деятельности    составлены  мероприятия  по  реализации  задач  проекта,   создан  нормативно - правовой  портфель (разработаны: Положение о МТПЛ ДОУ  №14, инструкции  руководителя  МТПЛ  и  членов  МТПЛ, изучены  новые санитарно – эпид. правила  и  нормативы  СанПиНа  2.4.1.1249-03, а именно -  требования к  организации  просмотра  телепередач  и  видеофильмов)

На  основе  имеющегося методического  пакета  был  создан  УМК (учебно - методический  комплекс) по данной теме: составлен перечень технических средств и электронно - вычислительной техники, сосредоточенной в видеоцентрах логопедических групп и логопедического кабинета (ноутбук, телевизоры, DVD плейер, аудио магнитофоны, детские игровые компьютеры, видео магнитофон, аудио плейеры),   сделан  обзор  новых  обучающе – игровых  компьютерных и ДВД  программ,  внесены  изменения,  дополнения  в  перспективные  планы  по  использованию  ИКТ  с  детьми  и в работе с  родителями).

На организационно - диагностическом этапе  исследовательской  деятельности    большое внимание  уделялось  изучению  передового  опыта  через  интернет -  сайты (logopedkoms.ucoz.ru).  Очень  понравились  игры - презентации  по  лексическим  темам  (сайт www.volchki.ru), предлагаемые И.И..Волковой, учителем – логопедом  из г. Чебоксары. Через интернет – магазин «GardenBOOKs»   приобретены компакт -  диски: в помощь логопеду «Логопедические  упражнения», «Комплексные занятия в ДОУ». Пополнена  материальная  база  логопедического  кабинета:  приобретен  сканер, диктофон.

Созданы  авторские игры - презентации по профилактике оптической дисграфии : «На  что похожа буква», «Пляшущие буквы», «Буквопримеры»; по ознакомлению с окружающим – «Мой город Краснокаменск», «Деревья – наши друзья»;  на развитие дыхания  - «Воздушная струя - для  звуков нам она нужна»;  по артикуляционной  гимнастике – «Упражнения с язычком»; для родителей и педагогов – «Роль информационных технологий в подготовке детей к школе».

При  организации  работы  с ноутбуком  наша  задача  состоит  не  в  том,  чтобы  научить  детей  выполнять  разные  операции  с  ним,  а  используя  различные  компьютерные  программы,  решать  коррекционные  задачи.   Например,  у  ребёнка  проблемы  с  фонематическим  слухом,   используем игру  «Узнай  лягушку  по  голосу» (Компьютерная  игра «Школа на курьих ножках»). Если  у  ребёнка  недостаточно  развито  логическое  мышление,    применяем  компьютерную  программу  «Алик  скоро  в  школу»: ребёнок   находит  четвертый  лишний  предмет,  помогает  медведю  разложить  предметы  в  сарае  (на  классификацию), выполняет другие игровые действия.. При  обучении  детей  звуко – буквенному  анализу, чтению применяем диск «Лунтик.  Русский  язык  для  малышей».

При организации работы с аудио плейерами у детей развивается слуховая память, автоматизируются, дифференцируются звуки, развивается связная речь.

При просмотре видеофильмов, слайдов по DVD на лексические темы  обогащается кругозор по этим вопросам: дети могут увидеть на экране в реальной жизни те объекты, которые воочию  увидеть  не  могут. При использовании диктофона воспитанники получают возможность прослушать звучание своей речи и проанализировать правильность её оформления.

. Для  отслеживания влияния ИКТ на развитие детей нами   разработаны  листы  - результативности (таблицы): в  первой  графе  указывается  дата применения ИКТ;  во  второй – вид  ИКТ,  форма организации   детей;  в  третьей  -  результативность,  а  именно,  решению  каких  задач  способствовало  применение  данной  технологии; в четвертой – высказывания воспитанников. Мы  решили, что применять ИКТ  следует не  реже 1 раза в неделю. В  конце  полугодия  анализ  исследовательской  работы  показал, что за истекший период  на всех  занятиях  с  применением  ИКТ  у  детей  наблюдался  хороший  эмоциональный  настрой.  Они  говорят:  «Да,  мне  нравится  играть»,  «Я  еще  хочу играть на компьютере»,  «А  когда  мы  еще  будем  записывать  чистоговорки  на  диктофон?». В старшей логопедической группе  для детей с общим недоразвитием речи информационные технологии  были  использованы логопедом   48  раз. Диагностика  показала,  что  наблюдается  положительная  динамика  всех линий развития   логопатов (обогащение словаря, формирование грамматических норм речи, связной речи  и  т.д.)

В работе с родителями  успешно применяем инновационные формы:  мастер – классы, школы, практикумы – семинары, деловые игры. Обязательно задействуем  ИКТ, такие как видео фильмы занятий, игр с воспитанниками, ДВД диски «Советы опытного логопеда любящим родителям», «Подготовка к школе», видеокассету «Домашний логопед», компьютерные программы  «Школа для маленьких зверят» (рекомендации по развитию психических процессов), игры - презентации по разным направлениям воспитания и обучения. Выпустили настенную газету «Логопедический ликбез» на актуальную тему «Информационные технологии – новое веяние времени». В ней рассказываем  о значимости этих технологий  для всестороннего развития дошкольников, даем рекомендации по их применению в семье, знакомим с разными игровыми познавательными программами, с  интернет – сайтами для детей.

 Пакет материалов по данной теме был представлен на Всероссийский  конкурс «Росток.  Мир  спасут  дети» в 2010г., автор – разработчик Маркина Т.С.  награждена  серебряной медалью.  Приняли активное участие в муниципальном конкурсе «Престиж» на грант главы муниципального района  в  номинации  «Педагог – новатор».

За  прошедший  период  внедрения  информационных  технологий  мы  убедились,  что  ИКТ  на  самом  деле  являются  передовой  инновацией,  поднимают  процесс  обучения  на  качественно  новый  уровень.        

Перспективы:

Продолжать изучать  и  внедрять  современные  педагогические  и  информационно – коммуникативные  технологии  в  организацию  коррекционно -  развивающего  процесса.  Активно  взаимодействовать в дистанционном режиме с педагогами – новаторами.  

Опубликовать  опыт  работы  на  страницах  городской газеты  «Квант»,  во Всероссийском  журнале  «Логопед  ДОУ».

Создать веб - сайт «Логопедическая гостиная МДОУ»  для  размещения  информации  для родителей и педагогов по  коррекционному  развитию  дошкольников.

Литература:

Белая  К.Ю.  Инновационная  деятельность  в  ДОУ:  Методическое  пособие. – М:  Творческий  центр, -  2005. – 57с.

Ерошкова  Ю.Ю.  Методические  рекомендации.  Информационные  технологии  в  дошкольном  образовательном  учреждении. – г.Зима, - 2008. – 31с.

Котова  Н.Б.,  Кулешова  М.В.  Первые  шаги  в  мире  информатики.  //Воспитатель  дошкольного  образовательного  учреждения. – 2007. - №2. – с.120 – 128.

Кузьмина.  Е.В.  Использование  информационных  технологий  в  работе  учителя – логопеда  общеобразовательной  школы.//Логопед – 2008. - №5

Примерная  программа  основного  общего  образования  по  информатике  и  информационным  технологиям.  // Вестник  образования. – 2006. - №2. – с.38 – 56

Санитарно – эпидемиологические  требования  к  устройству,  содержанию  и  организации  режима  работы  дошкольных  образовательных  учреждений.  // Санитарно – эпидемиологические  правила  и  нормативы  СанПиН  2.4.1.1249 – 03.

  7. Интернет  сайты:

Logoburg.com

http://www.academy.edu.by/sits/logoped/

www.volchki.ru

logopedkoms.ucoz.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

    Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патолог...

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАИ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙУСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙРАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Аннотация: в данной статье рассмотрен вопро...

«Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

На современном этапе в условиях введения ФГОС ДО одним из условий успешной реализации Программы в сфере речевого развития должно стать обеспечение поддержки родителей в воспитании детей, охране и укре...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

ПРОЕКТ «Совместная работа учителя – логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно – воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

ПРОЕКТ «Совместная работа учителя – логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно – воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями» ...

ФОЛЬКЛОР КАК МЕТОД КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

ФОЛЬКЛОР КАК МЕТОД КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ...