Информатика в играх и задачах
рабочая программа по информатике (подготовительная группа) на тему

Кирдяшкина Елена Геннадьевна

программа для детей старшего дошкольного возраста по информатике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kompyuternaya_dlya_doshkolnikov.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей №467


СОГЛАСОВАНО

Заместитель заведующего по ВМР

______________


УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

_______________

Протокол заседания Педагогического совета №___ от «____» _____2012 г.

ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Информатика в играх и задачах»

                                                                              Разработала:

                                                                              Старший воспитатель

Кирдяшкина Елена Геннадьевна

                   

Нижний Новгород

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.        Пояснительная записка

2.        Цель и задачи

3.        Ожидаемые результаты

4.        Тематическое планирование

5.        Содержание программы

6.        Формы и методы контроля

7.        Методическое обеспечение

8.        Литература

             

Пояснительная записка

Актуальность образовательной программы. В современном мире ребенок практически с рождения видит вокруг себя различные технические устройства, они очень привлекают ребенка. Общество живет в мире постоянного умножения потоков информации, постоянного изобретения устройств для обработки этой информации. Решать практические задачи человеку помогает компьютер. “Завтра” сегодняшних детей – это информационное общество. И ребенок должен быть готов психологически к жизни в информационном обществе. Компьютерная грамотность становится сейчас необходимыми каждому человеку. Воспитание правильного отношения к техническим устройствам, в первую очередь, ложится на плечи родителей, но и предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования. Успешность осуществления позитивных для общества перемен связана с использованием в дошкольном учреждении информационных технологий.

В условиях информатизации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования в школе. Школьный курс информатики ставит одной из своих задач формирование навыков работы на компьютере и освоение популярных компьютерных технологий, самое главное для эффективного применения компьютера – это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление. Но если навыки работы на компьютере (с конкретными прикладными программами) можно приобрести и в старшей школе, то опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому и возникла необходимость в создании программы подготовки дошкольников к школьному курсу информатики.

Теоретической основой программы являются современные концепции компьютерного обучения А.В. Горячева, Н.В. Ключ «Программа подготовки дошкольников к информатике». Данная программа по информатике для дошкольников согласуется с программой по информатике для начальной школы "Информатика в играх и задачах", рекомендованной Министерством образования РФ, и является начальным звеном непрерывного курса информатики 0-11, который разрабатывается в рамках образовательной программы "Школа 2100" под руководством А.В. Горячева. Использовались пособия к данной программе: “Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников”, “Все по полочкам” (рабочая тетрадь). “Информатика для дошкольников” – это прекрасное практическое пособие для педагогов, где досконально расписаны задачи, ход занятий, подготовка к их проведению. В тетрадях много занимательных игр, заданий творческого характера.

Идеология программы может быть сформулирована так: формирование умения строить информационные логические модели, развитие умения рассуждать строго и логически, а также развитие фантазии и творческого изображения.

Цель и задачи программы

Цель программы: формирование  у детей предпосылки  учебной деятельности, развитие  внимания, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать) и  способы ее достижения (как делать).

Задачи программы:

  1. учить выделять свойства предметов; находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
  2. учить сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  3. учить расставлять события в правильной последовательности;
  4. учить описывать порядок действий для достижения заданной цели;
  5. учить находить ошибки в неправильной последовательности действий;
  6. знакомить с истинными и ложными высказываниями;
  7. учить формулировать отрицание по аналогии;
  8. знакомить с логической операцией «И»;
  9. учить называть как можно больше свойств и признаков одного объекта;
  10. учить проводить аналогию между разными предметами;
  11. учить переносить свойства одних предметов на другие.

В процессе реализации данной программы планируется получить следующие ожидаемые результаты:

  1. формирование навыков учебной деятельности: умения принимать и ставить учебно-познавательную задачу, умения слышать и следовать указаниям, умения планировать собственную деятельность и работать по алгоритмам, умения контролировать ход деятельности и оценивать результаты собственной деятельности;
  2. формирование представлений и знаний по различным образовательным областям программы: математика и логика, познавательное развитие, художественно - эстетическая деятельность детей, правила личной безопасности;
  3. развитие сенсорных возможностей ребенка. Дошкольники приобретут самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость; будут приобщены к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству;
  4.  развитие основных психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления.

Тематическое планирование по разделу “Информатика”

   №

         Месяц

№ занятия

Тема занятия

Кол-во

часов

теория

практика

1


Октябрь

1-2

Выделение признаков предмета

2

1

2

3-5

Формирование понятия «функция»

2

0

3


Ноябрь

6-8

Сравнение признаков

2

0

4

9

Формирование понятий «часть-целое»

1

1

5

10-11

Разбиение группы на подгруппы

2

0

6


Декабрь

12

Выделение подгруппы в группе

1

0

7

13-14

Соотнесение элементов двух групп между собой

2

1

8

15

Упорядочение предметов

1

0

9


Январь

16-17

Закономерность в расположении предметов

2

1

10

18-19

Последовательность событий

2

0

11


Февраль

20

Разбиение действий на этапы

1

0

12

21-23

Формирование понятия «алгоритм»

2

1

13

24-25

Кодирование действий условными знаками

2

0

14



Март

26

Формирование понятия «логическая операция «И»

1

0

15

27

Формирование понятий «истинное и ложное высказывание»

1

1

16

28-29

Формирование понятия «отрицание»

2

1

17



Апрель

30

Формирование умения пользоваться разрешающими и запрещающими знаками

1

1

18

31

Задачи на смекалку

1

0

19

32

Развитие творческого изображения

1

1

20

Май

Повторение. Подведение итогов. Мониторинг

2

2

Содержание деятельности

По этой программе обучение дошкольников можно проводить без использования компьютеров – занятия проходят и по рабочим тетрадям, возможны индивидуальные занятия на компьютере.

Программа дошкольного курса информатики включает в себя:

Свойства, признаки и составные части предметов. Свойства предмета. Предметы, обладающие указанным свойством. Множества (группы) предметов, обладающие совокупностью указанных свойств. Подмножества (подгруппы) предметов, обладающие совокупностью указанных свойств. Целое и часть. Признаки предметов и значения признаков. Обобщение по признаку. Закономерности в значении признаков у заданных предметов.

Действия предметов. Последовательность действий, заданная устно. Последовательность действий, заданная графически. Последовательность действий и состояний в природе. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части. Одно действие, применяемое к разным предметам.

Элементы логики. Истинные и ложные высказывания (правда и неправда). Отрицания (слова и фразы «наоборот», «не»). Разрешающие и запрещающие знаки. Логическая операция «И».

Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств с одних предметов на другие. Поиск совпадающих свойств у разнородных предметов. Рассмотрение позитивных и негативных сторон одних и тех же свойств предметов.

Занятия по информатике проводятся 1 раз в неделю для старшей группы и подготовительной группы с использованием тетради А. В. Горячева и  по возможности индивидуальные занятия 1 раз в неделю с использованием компьютера. Всего по курсу 32 занятия. Продолжительность занятий – 25 минут (старшая группа) и 30 минут (подготовительная группа). Время работы детей за компьютерами (если используются) – 10 минут (старшая группа) и 15 минут (подготовительная группа).

Формы и методы контроля

  Сроки

Какие знания, умения, навыки                                                       контролируются

Форма контроля

Методы контроля

декабрь

Умение выделять свойства предметов; находить предметы, обладающие заданными свойствами; разбивать множества на подмножества (группы на подгруппы), характеризующиеся заданным свойством; умение сопоставлять части и целое для предметов и действий; называть главную функцию (назначение) предметов

Тематический

персональный

Наблюдение

Анализ

Практическое задание

март

Умение расставлять события в правильной последовательности; выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий; умение применять какое-либо действие по отношению к разным предметам;

Тематический

персональный

Наблюдение

Анализ

Практическое задание

май

Умение приводить примеры истинных и ложных высказываний («правда» и «неправда»); умение находить ошибки в неправильной последовательности простых действий; приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»)

Тематический

персональный

Анализ занятий

        

Методическое обеспечение

На занятиях используется следующие методическое обеспечение:

  1. Горячев А В., Ключ Н.В. Все по полочкам.: пособие для дошкольников 5-6 дет /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – 2-е изд., испр. – М.: Баласс, 2008. – 64 с.;
  2. Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.
  3. Ноутбук для индивидуальной работы дошкольников

Литература

  1. Волошина О.В. Развитие пространственных представлений на занятиях информатики в детском саду. / О. В. Волошина// Информатика. – 2006. – №19.
  2. Горвиц Ю.М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. /Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М.: Линка-Пресс, 1998. – 328 с.
  3. Горячев А В., Ключ Н.В. Все по полочкам.: пособие для дошкольников 5-6 дет /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – 2-е изд., испр. – М.: Баласс, 2008. – 64 с.
  4. Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.
  5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы./ В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.
  6. Кравцов С.С., Ягодина Л.А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников./ С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2006. – №12.
  7. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санпин 2.4.2. 178-020), рег. №3997
  8. Компьютерные обучающие программы
  9. Серия дисков “Супердетки”, “Новый диск.
  10.  Серия дисков “Несерьезные уроки”, “Новый диск”.
  11.  Серия дисков “Смешарики”, “Новый диск”.
  12.  “Мир информатики”, “Кирилл и Мефодий”.
  13.  Учебно-методический комплект “ПервоЛого 3.0”, “Институт новых технологий”

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры игры-путешествия, алгоритмические игры, логические задачи

Игры-путешествия:1. «В гостях у Лесовичка». Цель:Учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки речи- доказательства.Ход игры:В гости к детям приходит старичок-лесовичок и приглашает детей в ...

Статья: Игра - серьёзная задача. (для детей раннего возраста)

Игра для ребенка, это освоение им,  его окружающей действительности. Именно  играя ребенок усваивает ценность, направленность и содержание социальных контактов между людьми....

игры - смекалки, задачи с геометрическим содержанием, загадки

В общении с ребенком необходимо показывать различные параметры величины и относительность признаков, обогащать словарь (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий, толстый, тонкий), пока...

Интерактивная игра по информатике "Своя игра"

Интерактивная игра по информатике "Своя игра"...

Деловая игра «Интеграция задач физического развития дошкольников с задачами формирования у них навыков безопасного поведения»

Цель: Познакомить педагогов с формами, методами и приемами работы дошкольного учреждения в области интеграции задач физического развития дошкольников с задачами формирования у них навыков безопасного ...

23.09.2022 Информатика через игру

23.09.2022 Информатика через игру...