Использование ИКТ- технологий в непосредственно образовательной деятельности
статья по информатике (старшая группа) по теме

Потриденная Ольга Владимировна

 

На современном этапе развития информационных технологий, возросли потребности в специалистах более высокого уровня профессионального мастерства. Для современного педагога должно быть обычным делом: поиск необходимой информации, работа с электронной почтой, используя информационные сети. Информационная культура становиться частью общей педагогической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Использование ИКТ- технологий в непосредственно образовательной деятельности»

Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории

Потриденная Ольга Владимировна

В настоящее время правительство Российской Федерации во главе с президентом  уделяет большое внимание воспитанию информационной  и коммуникационной культуры подрастающего поколения.

 Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, стараюсь активно использовать современные информационно – компьютерные технологии в профессиональной деятельности. С этой целью окончила компьютерные курсы Центре информационных технологий города Выборга где прошла обучение по программе «Методика и содержание курса информатики для дошкольников».

Каждый день нахожусь в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения информационных технологий. Как и многие педагоги, являюсь участником современных интерактивных проектов. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет мне обобщать свой педагогический опыт работы, в информационных листках детского сада, выступлениях на педагогических советах и родительских собраниях.

Свои достижения в области информационно – компьютерных  технологий демонстрирую при проведении открытых занятий, на семинарах и совещаниях. Так, провожу занятия с детьми с использованием мультимедийного оборудования:

Использование в процессе воспитания интерактивных средств позволяет мне производить быструю смену дидактического материала, способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти.

Уже имеющийся опыт показал, что работа с компьютером, демонстрация презентационных материалов на занятиях улучшают восприятие материала воспитанниками. Дети и родители считают, что занятия с показом мультипликационных фильмов, презентаций гораздо интереснее, чем рассказ воспитателя с применением печатного раздаточного материала.

При применении информационно-коммуникационных технологий не забываю о здоровье сберегающих технологиях, использование технических средств воспитания ограничиваю временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей.

Функциями компьютерных технологий в работе педагога ДОУ я считаю:

1. Источник учебной информации;
2. Наглядное пособие;
3. Средство подготовки текстов, дидактических материалов, их хранение;
4. Средство подготовки выступлений.

Информационные технологии помогают решить  ряд задач: 
* Делают материал доступным для восприятия детей дошкольного возраста. Таким образом, педагог может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей.
* Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд социальных тем.

* Становятся базой для формирования личности и интеллекта ребенка, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к занятиям перед педагогом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки  обучения, а также развитию  способностей детей дошкольного возраста. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.

Большую помощь при подготовке и проведению образовательной деятельности в дошкольном учреждении оказывает педагогу пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные презентации Power Point для создания мультимедийных презентаций.  
Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя)- наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.
Использование такой  информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др. 
Подготовка презентаций - серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей.
Используя возможности программы Power Point  можно разработать и использовать презентации по всем видам образовательной деятельности:

На развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий.

Создание мультимедийных презентаций требует от педагога умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса детей к  образовательной деятельности..

Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
На современном этапе развития информационных технологий, возросли потребности в специалистах более высокого уровня профессионального мастерства. Для современного педагога должно быть обычным делом: поиск необходимой информации, работа с электронной почтой, используя информационные сети. Информационная культура становиться частью общей педагогической культуры. Профессионализм педагога включает в себя различные компетентности, в том числе и компьютерную. Педагог должен использовать в повседневной и дальнейшей профессиональной деятельности локальные и глобальные компьютерные сети: уметь анализировать полученную информацию, самостоятельно находить новых друзей и коллег в разных странах мира, вести переписку, даже слышать и видеть их. 

В настоящее время большинство педагогов владеют навыками работы на компьютере, но уровень владения этими очень различен.

Наиболее распространенной коммуникационной технологией и соответствующим сервисом в компьютерных сетях стала технология компьютерного способа пересылки и обработки информационных сообщений, обеспечивающая оперативную связь между людьми. Электронная почта - система для хранения и пересылки сообщений между людьми, имеющими доступ к компьютерной сети. Такая сервисная служба реализует:

*редактирование документов перед передачей, 

*хранение документов и сообщений, 

*пересылку корреспонденции, 

*проверку и исправление ошибок, возникающих при передаче, 

*выдачу подтверждения о получении корреспонденции адресатом, 

*получение и хранение информации, 

*просмотр полученной корреспонденции.

Электронная почта может быть использована для общения участников учебного процесса и пересылки учебно-методических материалов. Электронная почта может использоваться педагогами для консультации, отправки контрольных работ и профессионального общения с коллегами.

В своей повседневной работе с дошкольниками я использую следующие образовательные программы которые можно распределить на следующие группы:

  1. развивающие игры;

Это компьютерные программы, предназначенные для формирования и развития у детей общих умственных способностей, способности мысленно соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями в компьютерной игре, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития. В них нет явно заданной цели — они являются инструментами для творчества, для самовыражения ребенка.

Это различного рода графические редакторы, в т. ч. «рисовалки», «раскрашки», конструкторы, предоставляющие возможность свободного рисования на экране прямыми и кривыми линиями, контурными и сплошными геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, вставки готовых рисунков, стирания изображения, коррекции рисунка другими способами;

* простые текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печати текста;

*конструкторы сред с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в т. ч. те, которые служат основой создания «режиссерских» компьютерных игр; «музыкальные редакторы» для ввода, хранения и воспроизведения простых (чаще одноголосых) мелодий в нотной форме записи;

*конструкторы сказок, которые совмещающие возможности элементарных текстового и графического редакторов для формирования и воспроизведения иллюстрированных

Такие игры предполагают множество педагогических методик их использования.

  1. обучающие игры;

Это игровые программы дидактического типа в которых в игровой форме предлагается решить одну ил несколько дидактических задач. К этому классу относятся игры, связанные с формированием у детей начальных математических представлений; с обучением азбуке, слого- и слогоообразованию, письму через чтение и чтению через письмо,  родному языку; с формированием динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве; с эстетическим, нравственным воспитанием; экологическим воспитанием; с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.

  1. игры-экспериментирования;

В таких играх цель игры и правила игры не заданы явно — скрыты в сюжете игры или способе управления игрой. Поэтому ребенок, чтобы добиться успеха в решении игровой  задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия, что и является ключом достижению общего решения игровой задачи.

  1. игры-забавы;

В таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи или задачи развития (это видно из названия группы). Они просто предоставляют возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в 
виде какого-либо «микромультика». К этой группе, в частности, можно отнести популярную серию программ типа «Живые книжки».

  1. компьютерные диагностические игры.

Игры, развивающие, обучающие, экспериментирования, можно считать диагностическими, поскольку опытный педагог и, тем более, психолог по способу решения компьютерных задач,  стилю игрой действий смогут многое сказать о ребенке. Однако, более строго, компьютерными диагностическими методиками считаются лишь реализованные в виде компьютерной программы валидизированные психодиагностические методики. При этом такая программа фиксирует заданные параметры, запоминает их в памяти компьютера, затем обрабатывает и результаты обработки также сохраняет на диске, дальнейшем эти результаты выводятся на экран дисплея, ли на печатающее устройство для интерпретации  психологом) либо такая интерпретация может быть заранее запрограммирована и выведена автоматически компьютером. Результат диагностики могут выводиться в виде рекомендаций для персонала детского сада и родителей. К этому классу программ относятся также компьютерные методики экспресс-диагностики различных функциональных систем детского организма, позволяющие в считанные минуты выявлять патологию, отклонения от нормы и затем направлять детей с отклонениями на дальнейшее обследование или лечение в специализированные медицинские учреждения. Компьютерные диагностические программы могут использоваться в дошкольном учреждении для:

*выявления уровня общих умственных способностей детей;

*оценки уровня развития психических и психофизиологических свойств личности (памяти, внимания, восприятия, умственной работоспособности, интеллекта, эмоционального состояния, нервно-психического статуса, параметров морфо-функциональной системы (моторики, быстроты движения и т. д.);

*выявления творческих способностей детей;

*определения уровня готовности детей к поступлению в школу;

*определения уровня психофизиологической и социальной готовности к поступлению детей в школу (физического развития, заболеваемости, физической подготовленности, основных физиометрических параметров растущего организма, факторов риска);

*экспресс-диагностика утомления ребенка в процессе компьютерных занятий;

*ранней диагностики отклонения детей от нормального развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности по плаванию

Проведение непосредственно образовательной деятельности в бассейне способствует: повышению двигательной активности детей, разнообразию закаливающих процедур, усилению оздоровительной направленности об...

"Использование здоровьесберегающих технологий в непосредственной образовательной деятельности с детьми, имеющими ОНР III уровня, по теме "Семья"

В ходе кружка  по развитию двигательной и интеллектуальной сфер у дошкольников данные заданные задачи решаются средствами здоровьесберегающих технологий: дыхательной гимнастики, кинезиологических...

Использование здоровьесберегающих технологий в непосредственной образовательной деятельности «Музыка» детей раннего возраста

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогат...

Методическая разработка на тему:«Преимущества использования компьютерных технологий в непосредственно-образовательной деятельности детского сада»

Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных сп...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Забота о здоровье – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В.А. Сухо...