Образовательная деятельность дошкольников в музее компьютерной техники
методическая разработка по информатике (подготовительная группа) на тему

В течение 2012-2013 учебного года на базе Центра образования 162 была разработана и опробована в режиме эксперимента образовательная деятельность с дошкольниками в направлении формирования у них научно-технических знаний и культуры.

Занятие с детьми старшей и подготовительной групп рассчитано на 1 час и проводится в учебных и технологических помещениях центра, а также в музее компьютерной техники Центра, где представлены образцы различных устройств – предшественников компьютера, сами  компьютеры разных времен, компьютерные игровые приставки, калькуляторы, микроскопы и т.п.

В рамках занятия дети знакомятся с экспонатами музея и с современной компьютерной техникой, наблюдают работу серверов, посещают помещение минитипографии. Важной составляющей занятия является знакомство с правилами техники безопасной работы за компьютером, здоровьесберегающие приемы работы.

Главной особенностью занятия является чередование форм деятельности детей (наблюдение, лекция, беседа, викторина, практическая работа).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность для дошкольников в музее компьютерной техники

Суворова Марина Ильинична, ГБОУ ЦО 162, заместитель директора, 

Малышева Полина Юрьевна, ГБОУ ЦО 162, методист, педагог дополнительного образования,

Степанов Михаил Иванович, ГБОУ ЦО 162, педагог дополнительного образования

Глубокие изменения в системе образования России вплотную подошли и к дошкольному образованию. Летом 2013 года внимание педагогической общественности привлечено к обсуждению проекта Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Поиск новых форм работы с дошкольниками является следствием интереса к ним со стороны родителей,  педагогов, администраций ДОУ.

В течение 2012-2013 учебного года на базе Центра образования 162 была разработана и опробована в режиме эксперимента образовательная деятельность с дошкольниками в направлении формирования у них научно-технических знаний и культуры. Предпосылками для этого эксперимента стали:

  • опыт сотрудничества Центра образования с дошкольными образовательными учреждениями района в рамках проекта  Kidsmart «Информационные технологии в раннем обучении» с целью привлечения компьютерной техники в образовательное пространство ДОУ,
  • сформированная экспозиция музея компьютерной техники Центра, насчитывающая более 40 экспонатов (многие из них – в рабочем состоянии; экспозиция построена на историческом принципе, имеет раздел докомпьютерной техники, раздел техники периода  до 1995 г);
  • оснащенные современным оборудованием учебные, производственные и технологические помещения Центра,
  • наличие профессионально подготовленных педагогических кадров в области современных информационных технологий и в области истории культуры.

Занятие с детьми старшей и подготовительной групп рассчитано на 1 час и проводится в учебных и технологических помещениях Центра, а также в музее компьютерной техники Центра, где представлены образцы различных устройств – предшественников компьютера, сами  компьютеры разных времен, компьютерные игровые приставки, калькуляторы, микроскопы и т.п.

Размер экскурсионной группы – 12-15 детей. Сопровождающие детей педагоги не участвуют в занятии.

В рамках занятия дети знакомятся с экспонатами музея и с современной компьютерной техникой, наблюдают работу серверов, посещают помещение минитипографии. Важной составляющей занятия является знакомство с правилами техники безопасной работы за компьютером, здоровьесберегающие приемы работы.

Главной особенностью занятия является чередование форм деятельности детей (наблюдение, лекция, беседа, викторина, практическая работа).

Хорошая результативность экспериментального занятия достигается путем

  • исторического подхода в изложении материала,
  • соотнесения нового материала с имеющимся у ребенка опытом;
  • акцента на осмысление ребенком поступающей информации;
  • использования интерактивных компонентов в занятии.

Диагностика результативности занятия осуществляется в виде опроса-викторины. Поощрительным элементом являются сброшюрованные с участием детей блокноты.

В результате занятия дети расширяют свои знания и словарный запас, приобретают опыт работы на оборудовании, получают представление о технике безопасности, правилах поведения в музее, компьютерном классе, общественном месте; учатся слушать и понимать новый для них язык.

План образовательной деятельности

Часть 1. Учебный класс Центра образования.

Знакомство с группой. Определение подготовленности группы, пользовательского опыта детей.

Демонстрация современной техники, находящейся в учебном классе. Дети сами узнают и называют компьютер, принтер, телевизор, мультимедийный проектор, звуковые колонки, видеокамеру и т.п. Беседа о назначении этих предметов.

Дети рассказывают о своем опыте работы с техникой, об использовании техники в их семьях, об использовании техники в детсаду.

Посещение технологического помещения, где расположены управляющие серверы. Техника безопасности при работе с компьютерной техникой. Правила поведения в компьютерном классе.

Часть 2. Музей истории компьютерной техники Центра образования.

Правила поведения в музее. Разговор о разных типах музеев. Дети рассказывают о своем опыте посещения музеев.

Понятие экскурсии, экспоната.

Рассказ о назначении и устройстве экспонатов - старых компьютеров и некоторых других устройств. Кроме компьютеров разных типов в экспозиции представлены печатная машинка, калькулятор, счеты, игровая приставка, фотоаппарат, видеокамера, микроскоп и др.

Дети разглядывают экспонаты, сравнивают их, задают вопросы, сами находят ответы на вопросы педагога.

Исторические причины возникновения различных устройств, их связь с достижениями технической науки.

Часть 3. Типография Центра образования.

В помещении типографии обеспечено безопасное пребывание детей под наблюдением педагогов: удалены все колющие и режущие предметы, все оборудование выключено на момент входа детей.

Офисное помещение типографии. Беседа о книге. Книга как древнейшим способом хранения информации.

Как самому сделать книгу? Дети предлагают разные способы сшивания книжных листов. Педагог резюмирует все предложения: делать книгу небольшими тиражами можно, самостоятельно сшивая страницы нитью или склеивая канцелярским клеем.

Как создаются современные книги, с помощью какого оборудования? Знакомство с  понятием «типография».

Производственное помещение типографии. Беседа об источниках возможной опасности в типографии. Техника безопасности и правила поведения в типографии. Сравнение правил поведения в музее и правил поведения в типографии. Дети сами делают вывод о том, почему придуманы правила поведения в музее и в типографии, что или кто охраняется этими правилами.

Демонстрация устройств для копирования материалов.

Демонстрация устройств для печати.

Демонстрация устройств для нарезки.

Демонстрация устройств для брошюровки.

При демонстрации оборудования типографии детям сообщается следующая информация об устройствах:

  • Ризограф. Дети наблюдают механизм трафаретной печати. На прикрепленной к барабану мастер-пленке видны контуры текста или изображения. Дети узнают, что цвет напечатанного изображения определяется цветом чернил ризографа.
  • Лазерный принтер. Дети узнают, что лазерный принтер печатает специальным порошком, для фиксации порошка на бумаге используется термическая обработка, т.е. лист бумаги проходит через печь с высокой температурой. Педагог демонстрирует некоторые элементы конструкции принтера при выключенном питании. Педагог включает принтер, осуществляет печать заранее подготовленного материала. Дети получают в руки листы только что отпечатанной бумаги, чувствуют их тепло. Дети обсуждают вопрос, почему бумага теплая, приводят аналогии из своего жизненного опыта.
  • Аппарат для быстрого сшивания печатной продукции при помощи термоклея. Машина нагревает клей до температуры свыше 200 °С, наносит его на место склейки страниц с обложкой. Затем книга фиксируется, и обложка плотно прижимается к страницам. В течение 1-2 минут клей застывает. Дети знакомятся с устройством только в нерабочем состоянии, видят уже готовую склеенную продукцию, поскольку при нагревании клей может издавать резкий запах.
  • Электрический степлер для скрепления печатного материала. Степлер использует скобы. Конструкция степлера позволяет получать брошюру, сшивая печатный материал через корешковый сгиб.
  • Аппарат для скрепления печатных материалов пластиковой пружинкой. Устройство пробивает отверстия для сшивания, разгибает пружину и после установки скрепляемого материала возвращает пружину в прежнее состояние.
  • Резак. После сшивания многие книги требуют доработки, поскольку края складываются неровно. В издательской деятельности принято обрезать края книг, придавая им завершенный вид. Специально для этого перед печатью на листы устанавливают типографские метки. По этим меткам и режет резак. Книга устанавливается в зажим, фиксируется и специальным лезвием отрезается все лишнее. Резаки бывают ручные, в них лезвие приводится в движение вручную, автоматические, где лезвие опускается после нажатия кнопки.
    У автоматического резака есть специальная система предохранения. Резак работает, только когда обе руки оператора находятся на кнопках предохранителях. Если оператор поправляет книгу во время опускания лезвия, он отрывает руку от кнопки предохранителя, и резак останавливается, предотвращая травму.
  • Финишный модуль для автоматической брошюровки печатного материала сразу после печати изображения. Здесь печатный материал автоматически складывается, скрепляется скобами или перфорируется.

Дети под руководством педагога участвуют в изготовлении печатного издания «с нуля»: отправляют на печать картинку для обложки, управляют аппаратом для скрепления печатных материалов пластиковой пружинкой, выравнивают край с помощью резака. Результатом их совместной деятельности являются красочные блокноты.

Часть 4. Музей истории компьютерной техники Центра образования.

Заключительная беседа. Педагог вместе с детьми повторяет основные моменты занятия: правила поведения, названия устройств и т.п..

Викторина по материалам бесед, дети отвечают на вопросы педагога. Подарками победителям и всем участникам служат изготовленные блокноты.

Из анализа проекта ФГОС дошкольного образования видно, что разработанная в Центре образования программа образовательной деятельности удовлетворяет следующим требованиям проекта ФГОС:

  • обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования;
  • формирование образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом потребности и способностей воспитанников;
  • формирование общей культуры воспитанников и предпосылок учебной деятельности.

Целевые ориентиры образовательной деятельности соответствуют указанным в проекте ФГОС:

  • развитию умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
  • развитию умения подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • развитию умения понимать устную речь и выражать свои мысли;
  • развитию любознательности, интереса к причинно-следственными связями;
  • формированию опыта самостоятельного объяснения фактов;
  • формированию элементарных представлений из области естествознания и истории;
  • формированию предпосылок учебной деятельности.

Занятие можно рассматривать как пропедевтическое к курсу информационных технологий в начальной школе. Тогда его цели  - расширить кругозор детей, показать им компьютер с разных сторон:

  • как результат технической эволюции
  • как инструмент, предназначенный для решения определенных задач
  • как обязательный элемент современного образования и производства

Однако задачи можно сформулировать и шире - как подготовку к внимательному восприятию окружающего мира, опыт освоения недавней истории через изучение артефактов, опыт коммуникации.

Образовательную деятельность с посещением музея компьютерной техники можно рекомендовать не только для дошкольников. Подобное занятие может быть проведено и с учащимися начальных классов, учебный материал потребует небольшого изменения в сторону углубления, а продолжительность занятия может быть увеличена до 1,5 часов, чтобы участники смогли получить больше практического опыта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экскурсия для дошкольников в музей компьютерной техники Доклад методиста Центра образования №162 П.Ю. Малышевой

Слайд 3

Занятия проходили в Центре образования № 162 (в здании Центра информационной культуры) Продолжительность экскурсии - 1 час Участники – дети старших и средних групп детского сада Размер экскурсионной группы – 12-15 детей С детьми общались сотрудники Центра образования

Слайд 4

Цели и задачи нашей экскурсии Расширить кругозор детей, показать им компьютер с разных сторон: как результат технической эволюции как инструмент, предназначенный для решения определенных задач как обязательный элемент современного образования и производства

Слайд 5

План занятия Часть 1. Учебный класс Центра. Знакомство с группой. Определение подготовленности группы, пользовательского опыта детей. Демонстрация современной техники, находящейся в учебном классе. Посещение серверной. Техника безопасности и правила поведения. Формат: беседа.

Слайд 7

Часть 2. Музей истории компьютерной техники. Экскурсия: рассказ о предназначении и устройстве экспонатов - старых компьютеров и некоторых других устройств. Правила поведения на экскурсии. Формат: лекция с элементами беседы.

Слайд 10

Часть 3. Типография Центра образования. Процесс изготовления печатного издания «с нуля» при активном участии детей. Викторина и подарки победителям и всем участникам. Формат: как это называется??

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная деятельность в мини – музее «Русская изба»

Знакомство детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, коромысло, самовар и т.д.)....

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием информационно-компьютерной технологии «Грамотный пешеход».

Задачи: 1. ОО «Познавательное развитие»-Формирование представлений у детей о П.Д.Д.; формирование и развитие у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды со значением дорожных знаков.-Развит...

Совместная образовательная деятельность в мини – музее «Русская изба» «Милости просим гости дорогие»

Конспект занятия в музее "Русская изба" для  детей старшей-подготовительной группы....

Образовательная деятельность в мини-музее " Лес и его обитатели"

В группе создан мини-музей леса.Это занятие было придуманно чтобы познакомить детей более углубленно с животными, которые  обитают в наших лесах ....

Конспект образовательной деятельности по лепке в нетрадиционной технике на тему «Бытовая техника» (старшая группа). Утюг

Конспект образовательной деятельности по лепке в нетрадиционной технике на тему «Бытовая техника» (старшая группа). Утюг ...