Дополнительная программа "Робототехника"
рабочая программа по информатике на тему

Дополтительнаяч программа "Робототехника". Целью данной программы является формирование основных навыков робото-конструирования и знакомство детей с базовыми признаками программирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx38.36 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

Решением педагогического

совета протокол №_____от _____________

УТВЕРЖДЕНО

приказом №_______ от ___________________                                                                                                                                

заведующей МАДОУ ЦРР – детского сада №4

В. А. Фоминой

                                                                         

                                                                                                                    

Дополнительная программа

«Робототехника»

для старшей группы

                                           на 2014 – 2015 г.г.

                                                                           

Составитель:

Ведерникова Е.А., воспитатель МАДОУ ЦРР - детского сада № 4

МАДОУ ЦРР – детский сад № 4

г. Зеленоградск

2014 год

II. Пояснительная записка

Введение  ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:

 ·  развивающего образования;

·  научной обоснованности и практической применимости;

·  соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;

·  единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

·   интеграции образовательных областей;

·   решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;

·   учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в рабочей программе «Робототехника в детском саду» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. 

Цель программы:

Формирование основных навыков робото-конструирования.

Задачи программы:

  1. Познавательная задача: развитие познавательного интереса к робототехнике и азам предметов информатика, физика.
  2. Образовательная задача: формирование умений и навыков конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач по механике, знакомство и освоение программирования в компьютерной среде LEGO WeDO.
  3. Развивающая задача: развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие внимания, оперативной памяти, воображения, мышления (логического, комбинаторного, творческого).
  4. Воспитывающая задача: воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей.

Ожидаемые результаты:

Для воспитанников:

  1. умение работать по предложенным инструкциям; 
  2. умение творчески подходить к решению задачи; 
  3. умение довести решение задачи до работающей модели; 
  4. умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
  5. умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Для педагога:

  1. Повысить профессиональный рост педагога, его теоретический уровень;
  2. Внедрить современные формы и методы работы по интеллектуально-познавательному  развитию воспитанников.

  1. Для родителей:

Активизация участия родителей в познавательном развитии ребенка.

Механизм реализации программы:

Основной образовательной единицей педагогического процесса является образовательная игровая ситуация, т.е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания с учетом возрастных особенностей и интересов детей. Планируя развивающую ситуацию, воспитатель согласовывает содержание разных разделов программы, добивается комплексности, взаимосвязи образовательных областей.

Lego – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка.  Lego позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.

Используя конструктор Lego WeDo, дети строят Лего-модели, подключают их к Lego-коммутатору и управляют ими посредством компьютерных программ. В набор входят 158 элементов, включая USB Lego-коммутатор, мотор, датчик наклона и датчик расстояния, позволяющие сделать модель более маневренной и «умной».

Программное обеспечение конструктора Lego WeDo предназначено для создания программ путём перетаскивания Блоков из Палитры на Рабочее поле и их встраивания в цепочку программы.

Комплект включает 12 заданий, которые разбиты на четыре раздела, по три задания в каждом. В каждом разделе дети занимаются технологией, сборкой и программированием.

III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Старшая группа

Вид деятельности

Продолжительность

в месяц

в год

НОД

(интеграция познавательное развитие)

50 мин

450 мин

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. «Знакомство с набором Lego WeDo»

Цель: научить работать с электронными схемами набора.

Задачи:

  1. формирование умения работать по предложенным инструкциям.

Содержание:

  • Знакомство с набором Lego WeDo: деталями, механизмами;
  • Учиться пользованию электронной программой Lego WeDo: запуск программы, ориентации в программе.

Знания, умения, навыки детей:

  • знать основные компоненты конструктора Lego WeDo
  • умение пользоваться программой  Lego WeDo.
  1. «Знакомство с набором Lego WeDo»

Цель: знакомство с графическим программированием.

Задачи:

  1. формирование умения работать с электронной программой Lego WeDo.

Содержание:

  • Закрепление знаний по использованию электронной программы Lego WeDo: запуск программы, ориентации в программе;
  • Знакомство с компьютерной средой, включающей в себя графический язык программирования.

Знания, умения, навыки детей:

  • знать основные компоненты конструктора Lego WeDo
  • умение пользоваться программой  Lego WeDo.
  1.  «Забавные механизмы»

Цель: формирование основных навыков робото-конструирования, знакомство с разделом физики - механикой.

Задачи:

  1. формирование умения работать по предложенным инструкциям;
  2. знакомство с начальными представлениями механики.

Содержание:

  • На занятии «Танцующие птицы» воспитанники знакомятся с ременными передачами, экспериментируют со шкивами разных размеров, прямыми и перекрёстными ременными передачами;
  • На занятии «Умная вертушка» дети исследуют влияние размеров зубчатых колёс на вращение волчка;
  •  Занятие «Обезьянка-барабанщица» посвящено изучению принципа действия рычагов.

Знания, умения, навыки детей:

  • знать правила безопасной работы;
  • знать основные компоненты конструкторов ЛЕГО; 
  • знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов; 
  • знать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования; 
  • знать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; 
  • владеть основными приемами конструирования роботов; 
  • знать конструктивные особенности различных роботов; 
  • знать как использовать созданные программы; 
  • владеть приемами и опытом конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).

4. «Звери»

Цель: формирование основных навыков робото-конструирования, формирования понимания, что система должна реагировать на свое окружение.

Задачи:

  1. формирование умения работать по предложенным инструкциям;
  2. знакомство с датчиками: наклона и расстояния и их программирование на определенные действия.

Содержание:

  • На занятии «Голодный аллигатор» дети программируют аллигатора, чтобы он закрывал пасть, когда датчик расстояния обнаруживает в ней «пищу»;
  •  На занятии «Рычащий лев» воспитанники программируют льва, чтобы он сначала садился, затем ложился и рычал, учуяв косточку;
  •  На занятии «Порхающая птица» воспитанники создают программу, включающую звук хлопающих крыльев, когда датчик наклона обнаруживает, что хвост птицы поднят или опущен. Кроме того, программа включает звук птичьего щебета, когда птица наклоняется, и датчик расстояния обнаруживает приближение земли.

Знания, умения, навыки детей:

  • знать правила безопасной работы;
  • знать основные компоненты конструкторов ЛЕГО; 
  • знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов; 
  • знать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования; 
  • знать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; 
  • владеть основными приемами конструирования роботов; 
  • знать конструктивные особенности различных роботов; 
  • знать как использовать созданные программы; 
  • владеть приемами и опытом конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).
  1. «Футбол»

Цель: формирование основных навыков робото-конструирования, закрепление знаний в математике: число - больше, меньше, равно, измерение расстояния.

Задачи:

  1. формирование умения работать по предложенным инструкциям.

Содержание:

  • На занятии «Нападающий» дети измеряют расстояние, на которое улетает бумажный мячик;
  • На занятии «Вратарь» дети подсчитывают количество голов, промахов и отбитых мячей, создают программу автоматического ведения счета;
  •  На занятии «Ликующие болельщики» дети используют числа для оценки качественных показателей, чтобы определить наилучший результат в трёх различных категориях.

Знания, умения, навыки детей:

  • знать правила безопасной работы;
  • знать основные компоненты конструкторов ЛЕГО; 
  • знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов; 
  • знать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования; 
  • знать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; 
  • владеть основными приемами конструирования роботов; 
  • знать конструктивные особенности различных роботов; 
  • знать как использовать созданные программы; 
  • владеть приемами и опытом конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).
  1.  «Приключения»

Цель: формирование основных навыков робото-конструирования, закрепление построения рассказа с драматургическим эффектом («развитие речи»).

Задачи:

  1. формирование умения работать по предложенным инструкциям.

Содержание:

  • На занятии «Спасение самолёта» дети строят модель, программируют и обыгрывая модель осваивают важнейшие вопросы любого интервью: «Кто?, Что?, Где?, Почему?, Как?», и описывают приключения пилота – фигурки Макса;
  • На занятии «Спасение от великана» воспитанники строят модель, программируют и обыгрывая модель исполняют диалоги за Машу и Макса, которые случайно разбудили спящего великана и убежали из леса;
  • На занятии «Непотопляемый парусник» дети строят модель, программируют и обыгрывая модель последовательно описывают приключения попавшего в шторм Макса.

Знания, умения, навыки детей:

  • знать правила безопасной работы;
  • знать основные компоненты конструкторов ЛЕГО; 
  • знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов; 
  • знать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования; 
  • знать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; 
  • владеть основными приемами конструирования роботов; 
  • знать конструктивные особенности различных роботов; 
  • знать как использовать созданные программы; 
  • владеть приемами и опытом конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).
  1. «Закрепление знаний работы с наборами Lego WeDo»

Цель: подведение итогов навыков работы с набором Lego WeDo

Задача: закрепить приобретенные навыки работы с набором Lego WeDo: конструирование, графическое программирование.

Содержание:

  • На занятии «Оркестр» закрепление следующих знаний: использование ременных передач, шкифов разных размеров, прямых и перекрёстных ременных передач, принципов действия рычагов, создание графических программ.
  • На занятии «Зоопарк» закрепление следующих знаний: использование ременных передач, шкифов разных размеров, прямых и перекрёстных ременных передач, принципов действия рычагов, создание графических программ.
  • На занятии «Спортивная олимпиада» закрепление следующих знаний: использование ременных передач, шкифов разных размеров, прямых и перекрёстных ременных передач, принципов действия рычагов, создание графических программ.
  • На занятии «Приключения» закрепление следующих знаний: использование ременных передач, шкифов разных размеров, прямых и перекрёстных ременных передач, принципов действия рычагов, создание графических программ.

Знания, умения, навыки детей:

  • знать правила безопасной работы;
  • знать основные компоненты конструкторов ЛЕГО; 
  • знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов; 
  • знать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования; 
  • знать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; 
  • владеть основными приемами конструирования роботов; 
  • знать конструктивные особенности различных роботов; 
  • знать как использовать созданные программы; 
  • владеть приемами и опытом конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).

IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Старшая группа

Месяц

Тема, цель НОД

Сентябрь

«Знакомство с набором Lego WeDo» Цель: научить работать с электронными схемами набора.

«Знакомство с набором Lego WeDo» Цель: знакомство с графическим программированием.

Октябрь

«Танцующие птицы» Цель: знакомство с ременными передачами, экспериментируют со шкивами разных размеров, прямыми и перекрёстными ременными передачами.

 «Умная вертушка» Цель: исследование влияния размеров зубчатых колёс на вращение волчка.

Ноябрь

«Обезьянка-барабанщица»Цель: изучение принципа действия рычагов.

«Голодный аллигатор» Цель: знакомство с азами графического языка программирования.

Декабрь

«Рычащий лев» Цель: знакомство с азами графического языка программирования.

«Порхающая птица» Цель: знакомство с азами графического языка программирования; создание программ для двух датчиков.

Январь

«Нападающий» Цель: совершенствование знаний графического программирования.

«Вратарь» Цель: совершенствование знаний графического программирования.

Февраль

«Ликующие болельщики» Цель: совершенствование знаний графического программирования.

«Спасение самолёта» Цель: совершенствование знаний графического программирования.

Март

«Спасение от великана» Цель: совершенствование знаний графического программирования.

«Непотопляемый парусник» Цель: совершенствование знаний графического программирования.

Апрель

«Оркестр» Цель: закрепление навыков робото-конструирования и графического программирования.

«Зоопарк» Цель: закрепление навыков робото-конструирования и графического программирования.

Май

«Спортивная олимпиада» Цель: закрепление навыков робото-конструирования и графического программирования.

«Приключения» Цель: закрепление навыков робото-конструирования и графического программирования.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Педагогическое образование родителей: проведение консультаций, семинаров, творческих мастерских, мастер-классов, оформление родительских уголков с целью удовлетворения образовательных интересов по определенным вопросам воспитания детей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» В.     И. Логинова СПб
  2. Перворобот Lego WeDo [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Lego Group, 2009. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Дополнительные услуги дополнительного образования для дошкольников

Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но его разносторонним развитием как личности, системе ценностей, способностей к активной социальной адаптаци...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...