Самообразование « Робототехника» для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по информатике (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Самообразование
« Робототехника»
для детей старшего дошкольного возраста
на основе Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования
Автор-составитель:
Воспитатель первой категории
Антоненко Л.В
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Сегодня особое значение приобретают гуманизация образовательного процесса, создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка.
С позиции теории амплификации (обогащения) развития детей важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится и конструирование.
Обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, - вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Дети всего мира могут общаться на одном языке – языке игры. Игра помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. В играх дети развивают свои естественные задатки – воображение, ловкость, эмоции, чувства, интеллект, общение и др.
Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие. Когда ребенок строит, он должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение, а также в процессе осуществляется физическое совершенствование ребенка. Педагогическая ценность конструктивной деятельности детей дошкольного возраста заключается в развитии способностей ребенка, творческих умений.
Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.
Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе. Оно способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Современные конструкторы по образовательной робототехнике FUN&BOT и HUNA совмещают развлечение и образование. Наборы позволяют очень легко и играючи собирать роботов, и при этом понимать научные принципы, что помогает развивать у ребенка творческий потенциал и навыки научного мышления.
Образовательные наборы серии Kicky– это серия непрограммируемой робототехники. Данная серия конструкторов знакомит детей с основами робототехники и конструирования, учит правильно читать инструкцию и грамотно организовать процесс конструирования.
Моя работа по самообразованию построена по принципу "от простого к сложному" и содержит занятия начального уровня по сборке моделей из пластиковых деталей и минимумом электроники, так и продвинутые с использованием контроллеров для управления моделями, датчиков и исполнительных устройств.
Занятия построены в форме сказок и интересных историй, которые понятны детям. Таким образом, через простую и понятную игру ребенок делает свои первые шаги в конструировании и робототехнике.
Робототехника - универсальный инструмент для образования. Вписывается и в дополнительное образование, и во внеурочную деятельность, и в преподавание предметов школьной программы, причем в четком соответствии с требованиями ФГОС. Подходит для всех возрастов - от дошкольников до профобразования. Причем обучение детей с использованием робототехнического оборудования - это и обучение в процессе игры и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового типа. Немаловажно, что применение робототехники как инновационной методики на занятиях в обычных школах и в детских садах, учреждениях дополнительного образования обеспечивает равный доступ детей всех социальных слоев к современным образовательным технологиям.
В старшем дошкольном возрасте у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление, идет активное развитие элементарных математических способностей и логики. Конструирование и робототехника как нельзя лучше этому способствует. Развиваются и коммуникативные навыки, ведь для сборки «своего» робота нужно работать в команде и постоянно общаться как с преподавателем, так и со сверстниками. Дети начинают больше разговаривать, что ведет к пополнению словарного запаса и развитию более грамотной и связной речи.
Кроме того, благодаря использованию образовательных конструкторов мы можем выявить одаренных детей, стимулировать их интерес и развитие навыков практического решения актуальных образовательных задач;
Еще Конфуций говорил: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму». Это наиболее применимо именно к использованию робототехники в межпредметном преподавании.
Технику будущего, умные машины и роботов со сверх возможностями будут создавать те, кто сейчас только переступает порог школы. Именно они через полтора десятка лет пополнят изрядно поредевшие ряды грамотных специалистов в области автоматики, робототехники и других высокотехнологичных отраслях экономики.
Для этого они могут уже сейчас делать свои первые шаги в электронике и робототехнике с помощью увлекательных конструкторов HUNA и Fun&Bot. Благодаря запатентованной конструкции деталей, сборку моделей можно производить с шести сторон, что позволяет создавать по-настоящему трёхмерные модели с неограниченным количеством собственных вариантов.
Новизна программы заключается занимательной форме знакомства обучающегося с основами робототехники, радиоэлектроники и программирования микроконтроллеров для роботов шаг за шагом, практически с нуля. Избегая сложных математических формул, на практике, через эксперимент, обучающиеся постигают физику процессов, происходящих в роботах, включая двигатели, датчики, источники питания и микропроцессоры.
Моя работа «Робототехника в детском саду»- не просто занятия по конструированию, а мощный инновационный образовательный инструмент. Робототехника уже показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп. Программа помогает детям адаптироваться к учебной деятельности, делая переход от игры к учебе менее болезненным и более эффективным.
Подобные занятия – это своеобразная тренировка навыков. На этом этапе уже можно увидеть будущих конструкторов и инженеров, которые так необходимы стране.
Моя работа рассчитана на 36 занятий, 1 занятие в неделю.
Цель самообразования – развивать конструкторские способности детей.
«Робототехника в детском саду» решает несколько задач:
1. Познавательную: формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности; развитие интереса к робототехнике, информатики, физики.
2. Образовательную: формирование умений и навыков конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач по механике.
3. Развивающую: развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, формирование внимания, оперативной памяти, воображения, мышления; развитие мелкой моторики рук, эстетического вкуса, конструктивных навыков и умений.
4. Воспитательную: воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей.
Основные формы, методы и приемы моей работы:
- беседа;
- просмотр видео материалов;
- просмотр презентаций;
- ролевая игра;
- познавательная игра;
- задание по образцу (с использованием инструкции);
- творческое моделирование;
- викторина.
Путь целенаправленного формирования элементов конструкторского творчества у дошкольников предполагает самостоятельное конструирование детей по собственному замыслу на основе экспериментирования с различным материалом. Повышение уровня конструирования выражается в новизне замыслов, в оригинальности способов их реализации, в переходе от одиночных построек к сюжетному конструированию.
Исторический опыт показывает, что создатели новой техники пользовались некоторыми общими приемами или методами поиска новых решений:
- Метод «проб и ошибок»;
- Метод «мозговой атаки»;
- Метод «обратной мозговой атаки»;
- Метод педагогической оценки или анализа;
- Синектический метод;
- Метод «контрольных вопросов»;
- Метод фокальных объектов;
- Метод гирлянд случайностей и ассоциаций;
- Алгоритм решения изобретательских задач.
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, исследователи предложили различные формы организации обучения:
- Конструирование по образцу;
- Конструирование по модели;
- Конструирование по условиям;
- Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам;
- Конструирование по замыслу;
- Конструирование по теме.
Материально-техническое оснащение:
Конструкторы FUN&BOT и HUNA, компьютер, проектор, интерактивная доска.
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
Конструирование для детей этой возрастной группы является одним из наиболее привлекательных занятий. У них уже накопился опыт в познании окружающей действительности, сложилось осознанное отношение к технике, архитектурным памятникам. Дети способны дать элементарную эстетическую оценку различным сооружениям, предметам архитектуры, технике; стараются быть более организованными в работе, умеют считаться с требованиями коллектива, быть дисциплинированными, контролировать свою деятельность.
Для детей старшего дошкольного возраста занятия конструированием тесно связаны с игрой. Появляется особый интерес к технике, который следует поддерживать. Они уже конструируют не по готовому образцу, а по собственному воображению, иногда обращаясь к фотографии, чертежу. Поэтому необходимо уделить внимание развитию творческой фантазии детей. Дети могут конструировать из разнообразных конструкторов, что приобретает технический характер, дети создают программируемые модели.
Оформление предметно-пространственной среды.
Понятие «Предметно-развивающая среда», как правило, определяется системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующей содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Созданию предметно-развивающей среды активно способствуют занятия по конструированию. Для эффективной организации занятий в детском саду обустроена среда, где проводятся занятия с детьми. Кабинет разделен на три части. Первая – для педагога, где можно хранить методическую литературу, планы работы с детьми, необходимый материал для занятий; рабочий стол. Во второй части размещены стеллажи для контейнеров с конструктором, а в третьей – место для занятий с детьми.
Для конструирования в старшем возрасте (старшая и подготовительная к школе группа) используются наборы FUN&BOT разработаны фирмой HUNA, которая специализируется на создании конструкторов образовательной робототехники. В образовательный набор входит серия Kicky – это серия непрограммируемой робототехники.
Великолепные конструкторы корейской фирмы «HUNА» для подготовительных групп детских садов. Эти конструкторы оснащены электронными составляющими.
Тематическое планирование по образовательной робототехнике
для детей старшего дошкольного возраста
№ | Тема | Содержание | Дата |
Конструкторы HUNA | |||
Базовый уровень 1 | |||
1 | Кики, мой друг. | Познакомить детей с конструктором HUNA, с названиями и функциями деталей. Учить соединять детали. Познакомить с правилами безопасности при сборке роботов. | С Е Н Т Я Б Р Ь |
2 | Прочный мост. | Познакомить со сказкой «Два упрямых козлёнка». Учить строить прочный мост. Познакомить с концепцией баланса и стабильности. | |
3 | Упрямый козлёнок. | Познакомить с инструкцией сбора козлёнка. Закрепить знание об окружающем мире (домашние животные, их польза). | |
4 | Жираф. | Познакомить со сказкой «Жмурки» и об отличительных чертах животных.Закрепить понятия «высокий», «низкий». Игра: «Соедини части животных». Учить собирать жирафа, выделять основные части и детали. | |
5 | Краб. | Учить собирать краба с двумя клешнями. Развивать творчество, воображение, фантазию. | О К Т Я Б Р Ь |
6 | Страус. | Учить собирать страуса. Развивать математические способности (счет от1 до 5). | |
7 | Морские обитатели. | Игра «Найди морепродукты». Развивать воображение. Учить собирать роботов без инструкции. | |
Базовый уровень 2 | |||
8 | Доверчивый барашек. | Познакомить с рассказом «Лев с несвежим дыханием». Учить детей в любой ситуации оставаться спокойными и думающими. Познакомить с отличительными чертами барана. Закрепить знания об окружающем мире. | О К Т Я Б Р Ь |
9 | Злой лев. | Познакомить с семейством кошачьих. Учить находить отличительные черты и собирать робота-льва. Игра «Найди недостающие части». | |
10 | Лиса. | Повторение сказок, где один из героев – лиса. Учить собирать лису. Обучить анализу образца, выделению основных частей животных, развивать конструктивное воображение детей. | Н О Я Б Р Ь |
11 | Муравей. | Познакомить с рассказом «Муравей и кузнечик». Учить собирать муравья. Игра «Трудолюбивые муравьи». | |
12 | Ленивый кузнечик. | Учить собирать кузнечика. Игра «Узнай по тени». | |
13 | Гитара. | Учить собирать гитару для кузнечика. Развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление, память. | |
Базовый уровень 3 | |||
14 | Материнская плата. | Познакомить детей как использовать материнскую плату. Учить присоединять двигатель. Помочь понять движение предметов. | Д Е К А Б Р Ь |
15 | Кролик. | Познакомить со сказкой «Заяц и лягушка». Учить делать выводы. Повторить и закрепить знания об окружающем мире. | |
16 | Играем с роботом. | Учить подключать к роботу элементы питания и приводить его в движение. Игра с роботом. | |
17 | Храбрая лягушка. | Закрепить знания о водной среде обитания. Учить собирать лягушку. | |
18 | Самолет. | Познакомить детей с рассказом «Давай покатаемся». Учить собирать самолет и делать выводы. | Я Н В А Р Ь |
19 | Играем с самолётом. | Познакомить детей с инструкцией подключения элементов питания к самолету. Игра «Собери самолет». | |
20 | Автомобиль. | Познакомить детей с наземным транспортом. Закрепить навыки скрепления деталей. Учить собирать автомобиль. | |
21 | Трехколесный велосипед. | Игра «Разные виды спорта». Научить собирать модель трехколесного велосипеда. | Ф Е В Р А Л Ь |
22 | Вертолет. | Учить собирать из разных блоков вертолет совместно, сообща. Развивать внимание. | |
23 | Движение робота Вертолет. | Дать общее представление о вращении, трении, силе. Закрепить знания присоединения элементов питания. Учить приводить в действие пропеллер на вертолете. | |
Конструкторы FUN@BOT story | |||
24 | Три поросёнка. | Познакомить с историей о трёх поросят. Учить собирать по инструкции братьев- поросят. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
25 | Волк. | Используя различные блоки, научить детей самостоятельно собирать модель волка. Учить заранее обдумывать содержание модели. | М А Р Т |
26 | Черепаха. | Познакомить со сказкой «Заяц и черепаха». Учить собирать модель черепахи. | |
27 | Робот-собачка. | Познакомить с историей про жадную собачку. Используя красочные блоки, рамки, материнскую плату и двигатель учить собирать робота-собаку, которая будет двигаться. | |
28 | Строительство домов. | Научить строить самостоятельно дома по образцу и преобразовывать по собственному воображению. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Конструкторы FUN@BOT sensing | |||
29 | Робот-поезд. | Учить сравнивать предметы по одному или нескольким признакам, понимать элементарные причинно-следственные связи. Познакомить с профессиями связанные с железной дорогой. Учить собирать из разных блоков поезд. | А П Р Е Л Ь |
30 | Пожарная машина. | Познакомить с профессией пожарного. Учить строить пожарную машину. Развивать творческие способности. | |
31 | Робот-лыжник. | Познакомить с новой моделью. Учить определять состав деталей конструктора, собирать лыжника. | |
Конструкторы FUN@BOT exciting | |||
32 | Робот-автомобиль для гонок. | Познакомить детей с новым видом транспорта. Развивать наблюдательность, внимание, память. Учить собирать автомобиля для гонок. | |
33 | Робот-Дон Кихот. | Познакомить с новой моделью. Вызвать интерес к новому заданию. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Учить собирать нового робота. | |
34 | История роботов. Конструирование по замыслу. | Закрепить знания об истории роботов, о типах роботов, закрепить полученные навыки строительства. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | М А Й |
35 | Робот-танк. | Познакомить с панелью инструментов, функциональными командами. Учить строить танк и управлять моделью. | |
36 | Робот шестиногий жук. | Закрепить знания детей о мире насекомых. Продолжать учить составлять модель по схеме. Развивать память, внимание. | |
37 | Фотосессия. Выставка работ. | Воспитывать самостоятельность, чувство ответственности за результат своей деятельности. Развивать коммуникативную компетентность совместной продуктивной деятельности. |
Расписание образовательной деятельности
День Группа недели | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Старшая группа №8 | 16.10-17.10 | ||||
Подготовительная к школе группа №6 | 15.50-17.00 | ||||
Старшая группа №11 | 15.30-16.30 | ||||
Подготовительная к школе группа №3 | 16.10-17.10 | ||||
Подготовительная к школе группа №4 | 16.00-17.10 |
Планируемые результаты освоения Программы
Образовательные и обучающие конструкторы помогут поднять самовыражение и уверенность в себе. В процессе создания и игры повысятся навыки научного мышления и творческого потенциала. Дети научатся: собирать макеты по образцу, знать и понимать особенности схемы, собирать модели по выбору и замыслу; познакомятся с программным обеспечением. Дети подготовительной к школе группы будут уметь задумывать содержание постройки, будут знать название деталей, способы крепления. Научатся работать в команде, овладеют навыками конструирования. Познакомятся с панелью инструментов, функциональными командами, с составлением программ в режиме конструирования (блок процессора, приемник дистанционного управления. Закрепят свои знания по образовательным областям. Смогут проявлять творческую инициативу и самостоятельность.
Литература:
- Комарова Л.Г. Строим из лего.-М.:»ЛИНКА-ПРЕСС», 2001г.
- Куцакова Л.В. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду.-М.: Издательство «Совершенство», 1999.
- Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду.-М.: Издательский центр «Академия», 2002г.
- Фешина Е.В. Лего – конструирование в детском саду.-М.: ТЦ Сфера, 2012г.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов.- Всерос. Уч.-метод. Центр образоват. Робототехники. –М.: Изд.-полиграф. центр «Маска».-2013.
- Микляева Ю.В. Конструирование для малышей. Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: УЦ «Перспектива», 2012.
- Интернет рессурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/20/picture-831841-1492712107.jpg)
Конспект НОД по робототехнике для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Палеонтологическая экспедиция в Югру»
Многие дети дошкольного возраста проявляют к динозаврам повышенный интерес. И это неудивительно! Они усваивают просто гору информации, с охотой смотрят на первый взгляд скучные документальные фильмы, ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/01/picture-1294548-1606801791.jpg)
Проект по робототехнике для детей старшего дошкольного возраста с использованием робота Bee-Bot «Умная пчелка»
Цель: знакомство детей с робототехникой и основами простейшего программирования.Использование технической новинки, в частности робототехнического устройства Bee-Bot «Умная пчела» особо зна...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/29/picture-1373644-1640810789.jpg)
КОНСТРУКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕСТЕЛЬНОСТИ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ (для детей старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет) ТЕМА: ПРИКЛЮЧЕНИЕ ТЕХНОТРОНИКА
Конспект непосредственно-образовательной деятельностиТема: «Приключение Технотроника».Возраст: старшая группа (5 - 6 лет).Направление развития: познавательное развитие.Временной ресу...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/20/picture-1335154-1624188369.jpg)
Методическая разработка на тему: "Лего-конструирование и робототехника для детей старшего дошкольного возраста"
Образовательная робототехника - новое направление, нацеленное на повышение эффективности образования, на активное использование детьми современных технологии, элементов компьютерной грамотности, форми...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/14/picture-899277-1489439654.jpg)
Конспект занятия по робототехнике для детей старшего дошкольного возраста "Потерянный блок"
Занятие для детей старшего дошкольного ваозраста, тематическое, День Космонавтики. После занятия дети выполняют требования к организации рабочего места, знают технику безопасности при работе с ноутбук...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/18/picture-1414779-1658124972.jpg)
Рабочая программа по робототехнике для детей старшего дошкольного возраста «ЛЕГОзнайка»
Цель Программы – развитие у воспитанников 5 – 6 лет интереса к техническому творчеству, развитие конструктивного мышления средствами робототехники....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/22/picture-1271251-1600777932.jpg)
Методическая разработка комплексно - тематических планов «LEGO-Космодром» по Лего-конструированию и Робототехнике для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Развитие технического творчества и конструкторских способностей детей через создание макета Космодром из конструктора Лего....