«Детям о космосе…» Методическая разработка комплексно - тематических планов «LEGO-Космодром» по Лего-конструированию и Робототехнике для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Аверина Любовь Игоревна

Человечество не останется вечно на земле, но, 
в погоне за светом и пространством, 
сначала робко проникнет за пределы атмосферы, 
а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”
К. Циолковский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка-детский сад №31»

«Детям о космосе…»

Методическая разработка комплексно - тематических планов

«LEGO-Космодром»

по Лего-конструированию и Робототехнике

для детей старшего дошкольного возраста

Составитель:

Аверина Любовь Игоревна,

педагог дополнительного образования,

г. Троицк, Челябинская область,

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №31»

Троицк, 2023 г.

Содержание:

1. Введение

2. Актуальность

3. Цель и задачи

4. Проблема

5. Ожидаемый результат

6.  Комплексно - тематический план «LEGO-Космодром»

Введение

Человечество не останется вечно на земле, но, 
в погоне за светом и пространством, 
сначала робко проникнет за пределы атмосферы, 
а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”
К. Циолковский

В настоящее время государством поставлена важная задача подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Поэтому одной из главных задач современной системы образования, согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением использовать информационные технологии и обучаться в течение всей жизни.

Один из этапов познавательного развития дошкольников – знакомство с космосом. На данном этапе важно вызвать у детей интерес, желание узнать больше, сформировать представления о роли человека в изучении и освоении космоса. Элементарные научные знания, термины, представления, доступные пониманию детей, осуществляются с опорой на ведущий вид деятельности - игру. Игра помогает понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. Лего-конструирование даёт им такую возможность и  относится к инновационным технологиям, обладает широким образовательным потенциалом. Игры с Лего выступают способом исследования и ориентации ребёнка в реальном мире, пространстве и времени. Конструктор Лего развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов - настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.

Стремление к контакту и взаимодействию с окружающими миром является одним из важнейших свойств природы человека. Человечество постоянно находится в активном поиске новых задач. Развитие познавательных интересов детей во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный творческий поиск, открытию новых знаний, в исследовательскую деятельность. В ДОО происходит интеграция образовательных областей, а с помощью ЛЕГО-конструирования можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование, с художественно-эстетическим развитием, с социально-коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.

Один из этапов познавательного развития дошкольников – знакомство с космосом и летательными аппаратами. На данном этапе важно вызвать у детей интерес, желание узнать больше, сформировать представления о роли человека в изучении и освоении космоса. Элементарные научные знания, термины, представления, доступные пониманию детей, осуществляются с опорой на ведущий вид деятельности – игру. Конструктор Лего развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов – настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение. Социальная направленность проекта заключается в тесном взаимодействии детей, родителей и педагога.

Актуальность: Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе, через наблюдения дать элементарные представления о Луне, небе, звездах, Солнце.

В процессе занятия по изготовлению поделки к Дню Космонавтики, выяснилось, что большинство детей ничего не знают об этом празднике, об истории его возникновения и имеют смутное представление о космосе. Мне захотелось им в этом помочь и более подробно познакомить их с информацией по этой теме. И в итоге сделать макет «LEGO- Космодром»

Тип: познавательно-творческий.

Участники: воспитанники в возрасте 5 – 7 лет, педагог доп. образования.

Цель: Развитие технического творчества и конструкторских способностей детей через создание макета Космодром из конструктора Лего.

Задачи:

1. Проанализировать специальную литературу по теме, уточнив знания о космических летательных аппаратах, их строении, предназначении и использование.

2. Систематизировать знания по техническому конструированию, читать и понимать схемы, развивать конструкторские умения.

3. Изучить характерные особенности, основные функциональные части строения моделей, действовать в соответствии с предложенными инструкциями, передавать особенности предметов средствами конструктора Лего.

4. Обобщить материал и презентовать макет.

Методы:

1. Теоретический: изучение и обобщение научной литературы.

2. Эмпирический: интервью, опрос детей в группе.

3. Изучение метода сборки летательных аппаратов по справочнику Лего конструирования.

Продукт детской деятельности: макет «Lego-Космодром» из лего - конструктора.

Ожидаемые результаты:

1. Получить теоретические знания о значении космических летательных аппаратах, о космодроме.

2. Развить и закрепить навыки конструирования.

3. Составить схемы последовательности сборки летательных аппаратов.

4. Создание макета «Космодром».

5. Анализировать под руководством педагога дополнительного образования модель.

Комплексно-тематическое планирование «LEGO-Космодром»

Организация НОД по легоконструированию

1 неделя понедельник

1 неделя среда

2 неделя понедельник

2 неделя четверг

Тема: «Ракеты и космос»

Цель: Расширение и обобщение знаний у детей о первом космонавте Ю. Гагарине, других космонавтах профессии космонавт. Формирование умения моделировать ракету по условию.

Способы: беседа, вопросы, игровая ситуация, моделирование.

Мотивация: Предложить детям стать космонавтами и отправиться в космос на ракете.

Средства: Космическая карта, конструктор Лего

 

 

Практическое занятие «Летательные аппараты»

Цель: Совершенствование у детей навыков конструирования. Формирование умения заранее обдумывать содержание постройки, давать её описание.

Способы: Рассматривание иллюстраций, беседа, игровая ситуация, напоминание, моделирование.

Мотивация: Предложить детям стать летчиками и отправиться в полет на летательном аппарате

Средства: Образец, иллюстрации самолетов, конструктор Лего.

Практическое занятие «Самолеты».

Цель: Совершенствование у детей навыков конструирования. Формирование умения заранее обдумывать содержание постройки, давать её описание. Развитие воображения, творческой инициативы, самостоятельности.

Способы: Рассматривание иллюстраций, беседа, игровая ситуация, моделирование.

Средства:, конструктор Лего

Практическое занятие «Инопланетяне».

Цель: Совершенствование у детей навыков конструирования. Формирование умения заранее обдумывать содержание постройки, давать её описание. Развитие воображения,  творческой инициативы, самостоятельности.

 Способы: Рассматривание иллюстраций, беседа, игровая ситуация, моделирование.

Мотивация:  На землю поступил сигнал с планеты Марс. Там обитают живые существа. Как они могут выглядеть.

Средства: Космическая карта, конструктор Лего

3 неделя вторник

3 неделя четверг

4 неделя понедельник

4 неделя среда

Практическое занятие «Ракета»

 Цель:   Расширение и обобщение знаний у детей о первом космонавте Ю.Гагарине,  профессии космонавт. Формирование умения моделировать ракету по условию.

 Способы: Просмотр презентации,  беседа, вопросы, игровая ситуация, моделирование.

Мотивация:  Предложить детям стать космонавтами и отправиться в космос на ракете.

Средства: Космическая карта, презентация о космосе, конструктор Лего

Практическое занятие «Космический корабль»

Цель:  Совершенствование у детей навыков конструирования. Формирование умения заранее обдумывать содержание постройки, давать её описание. Развитие воображения,  творческой инициативы, самостоятельности.

 Способы: Рассматривание иллюстраций, беседа, игровая ситуация, напоминание, моделирование.

Мотивация: Предложить детям стать космонавтами и отправиться в космос на космическом корабле.

Средства: Образец, иллюстрации, космическая карта, конструктор Лего.

Практическое занятие «Исследовательская

станция».

Цель: формирование умения у детей строить по замыслу, обдум. содержание и назначение постройки, развитие воображения,  творческой инициативы, самостоятельности.

Способы: Рассматривание иллюстраций, беседа, игровая ситуация, напоминание, моделирование.

Мотивация:  Космонавты высадились на неизведанную планету, для исследования им нужна станция с аппаратурой.

Средства: Презентация о космосе, конструктор Лего, пластины.

Занятие - путешествие «Покорители космоса».

Цель: Закрепление и обобщение знаний у детей о космосе. Совершенствование навыков конструирования. Развитие воображения,  творческой инициативы, самостоятельности.

 Способы: Беседа о  космосе, вопросы, напоминание, худ. слово, игра, моделирование.

Мотивация:  Фиксик предлагает ребятам совершить космическое путешествие и стать исследователями космоса.

Средства:  Космическая карта, конструктор Лего, игрушка Фиксик.

Итог: сделан макет «LEGO-Космодром»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Комплексно-тематический план образовательной работы в средней группе детского сада по теме: «Сказочный мир цветов»"

Задачи: Дать понятие, что такое цветок, его строение.  Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом). Познако-мить детей с особенностями жизни и развития раст...

«Лего-конструирование моделей военной техники с детьми старшего дошкольного возраста»

laquo;Лего-конструирование моделей военной техники с детьми старшего дошкольного возраста»...

Методическая разработка: "Комплексно-тематический план образовательной работы в старшей-подготовительной группе с ТНР детского сада (апрель)"

Здесь воспитатели могут ознакомиться с комплексно-тематическим планирование на два возраста по темам "Космос", "Мир морей, рек и океанов", "Комнатные растения", "Наш...

Методическая разработка : "Комплексно-тематический план образовательной работы в старшей-подготовительной группе детского сада" (март)

Комплексно-тематический план по лексическим темам : "Мамин праздник", "Весна.Признаки весны", "Перелетные птицы","Животные жарких стран и севера"....

Методическая разработка комплексно - тематических планов «LEGO-Космодром» по Лего-конструированию и Робототехнике для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Развитие технического творчества и конструкторских способностей детей через создание макета Космодром из конструктора Лего....