Комплексно-тематический план учителя-дефектолога (тифлопедагога) по теме "Город мастеров" с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 лет), имеющими нарушения зрения
календарно-тематическое планирование (младшая группа) по теме

Польская Екатерина Александровна

 

Представленный комплексно-тематический план на неделю по теме «Город мастеров» составлен для работы учителя-дефектолога (тифлопедагога) с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 лет), имеющими нарушения зрения.

Цель плана – построение целостного коррекционно-образовательного процесса на основе всех системообразующих факторов интеграции образовательных областей.

Комплексно-тематический план составлен в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября  2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»).

План составлен на основе инвариантного содержания примерных общеобразовательных программ дошкольного образования, реализуемых в ДОУ в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ (проектом):

  • Примерная основная общеобразовательная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2005г.
  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2010 г.
  • «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под ред. Л.И. Плаксиной. М., 2003.

При составлении плана использованы следующие методические пособия:

  • Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М., 2003.
  • Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М., 2008.
  • Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / под ред. Л.А. Дружининой. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2007.
  • Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / под ред. Л.А. Дружининой. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.
  • Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Методические рекомендации / под ред. Л.А.Дружининой. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2011.
  • Осипова Л.Б., Стахеева Ю.Ю. Коррекция зрительного восприятия. Методическое пособие для тифлопедагогов. / Под ред. В.Я. Салаховой. Челябинск, 2003.
  • Ремезова Л.А. Формирование геометрических представлений у дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие. Т., 2002.
  • Ремезова Л.А. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие. Т., 2002.
  • Ремезова Л.А., Сергеева Л.В., Юрлина О.Ф. Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин. Методическое пособие для тифлопедагогов. Самара, 2004.

Содержание плана соответствует заявленным в ФГТ принципам:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • принцип необходимости и достаточности (соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
  • принцип научной обоснованности и практической применимости;
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями детей с нарушением зрения;
  •  принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.

План помогает педагогу объединить образовательные области в единый целостный процесс, определить формы взаимодействия взрослого и ребенка, спроектировать в коррекционно-образовательной работе совместную и самостоятельную деятельность детей, определить ее содержание и продукт деятельности ребенка с ориентацией на определенные темы.

В Плане предусматривается решение образовательных задач в рамках непосредственно образовательной деятельности (использование термина «непосредственно образовательная деятельность» обусловлено формулировками СанПиН), образовательной деятельности в режимных моментах, самостоятельной деятельности детей, образовательной деятельности в семье.

План составлен в удобной табличной форме, содержащей четкое определение целей и задач работы с детьми, что позволяет педагогу обеспечить полноценное развитие, образование и воспитание малышей в условиях ДОУ компенсирующего вида.

Структура плана представлена следующими разделами:

  • день недели;
  • интеграция образовательных областей;
  • программное содержание;
  • совместная образовательная деятельность, виды и формы работы;
  • развивающая среда (материалы, оборудование, дидактические, коррекционные пособия);
  • рекомендации воспитателям по планированию образовательной деятельности в течение дня;
  • рекомендации по образовательной деятельности в семье;
  • планируемые результаты уровня интегративных качеств.

Основной формой реализации плана является совместная деятельность тифлопедагога и детей, которая осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (НОД), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.

Непосредственно образовательная деятельность проводится с учетом специальных требований, предъявляемых к коррекционно-образовательному процессу с детьми данного возраста, имеющими нарушения зрения:

  • время проведения – в первую половину дня, протяженностью до 15 минут;
  • НОД должна представлять тематическую и игровую целостность;
  • распределение учебной нагрузки должно соответствовать зрительным возможностям и уровню психического развития ребенка;
  • обязательное использование игр и упражнений для развития и тренировки зрительных функций, снятия зрительного и мышечного утомления, независимо от темы НОД;
  • широкое использование наглядности, максимальное использование натуральных объектов;
  • осуществление индивидуального подхода с учетом состояния  сохранных анализаторов и нервно-психических функций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №25»

Комплексно-тематический план 

учителя-дефектолога (тифлопедагога)

с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 лет),

имеющими нарушения зрения

Материалы на конкурс методических разработок

«Интеграция образовательных областей

как средство организации образовательного процесса

в дошкольном образовательном учреждении»

Составила: Польская Екатерина Александровна

учитель-дефектолог МБДОУ №25

Снежинск 2013г.


Содержание:

  • Пояснительная записка
  • Комплексно-тематический план
  • Электронное приложение

- Презентация «Кто работает в детском саду?» (Приложение 1)

- Дидактические игры и упражнения  к  плану (Приложение 2)

- Папка-передвижка «Рекомендации тифлопедагога для родителей» (Приложение 3)

- Творческие работы детей и родителей «Все профессии нужны, все профессии важны» (Приложение 4)


Пояснительная записка

Представленный на конкурс комплексно-тематический план на неделю по теме «Город мастеров» составлен для работы учителя-дефектолога (тифлопедагога) с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 лет), имеющими нарушения зрения.

Цель плана – построение целостного коррекционно-образовательного процесса на основе всех системообразующих факторов интеграции образовательных областей.

Комплексно-тематический план составлен в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября  2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»).

План составлен на основе инвариантного содержания примерных общеобразовательных программ дошкольного образования, реализуемых в ДОУ в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ (проектом):

  • Примерная основная общеобразовательная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2005г.
  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2010 г.
  • «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под ред. Л.И. Плаксиной. М., 2003.

При составлении плана использованы следующие методические пособия:

  • Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М., 2003.
  • Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М., 2008.
  • Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / под ред. Л.А. Дружининой. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2007.
  • Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / под ред. Л.А. Дружининой. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.
  • Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Методические рекомендации / под ред. Л.А.Дружининой. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2011.
  • Осипова Л.Б., Стахеева Ю.Ю. Коррекция зрительного восприятия. Методическое пособие для тифлопедагогов. / Под ред. В.Я. Салаховой. Челябинск, 2003.
  • Ремезова Л.А. Формирование геометрических представлений у дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие. Т., 2002.
  • Ремезова Л.А. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие. Т., 2002.
  • Ремезова Л.А., Сергеева Л.В., Юрлина О.Ф. Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин. Методическое пособие для тифлопедагогов. Самара, 2004.

Содержание плана соответствует заявленным в ФГТ принципам:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • принцип необходимости и достаточности (соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
  • принцип научной обоснованности и практической применимости;
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями детей с нарушением зрения;
  •  принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.

План помогает педагогу объединить образовательные области в единый целостный процесс, определить формы взаимодействия взрослого и ребенка, спроектировать в коррекционно-образовательной работе совместную и самостоятельную деятельность детей, определить ее содержание и продукт деятельности ребенка с ориентацией на определенные темы.

В Плане предусматривается решение образовательных задач в рамках непосредственно образовательной деятельности (использование термина «непосредственно образовательная деятельность» обусловлено формулировками СанПиН), образовательной деятельности в режимных моментах, самостоятельной деятельности детей, образовательной деятельности в семье.

План составлен в удобной табличной форме, содержащей четкое определение целей и задач работы с детьми, что позволяет педагогу обеспечить полноценное развитие, образование и воспитание малышей в условиях ДОУ компенсирующего вида.

Структура плана представлена следующими разделами:

  • день недели;
  • интеграция образовательных областей;
  • программное содержание;
  • совместная образовательная деятельность, виды и формы работы;
  • развивающая среда (материалы, оборудование, дидактические, коррекционные пособия);
  • рекомендации воспитателям по планированию образовательной деятельности в течение дня;
  • рекомендации по образовательной деятельности в семье;
  • планируемые результаты уровня интегративных качеств.

Основной формой реализации плана является совместная деятельность тифлопедагога и детей, которая осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (НОД), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.

Непосредственно образовательная деятельность проводится с учетом специальных требований, предъявляемых к коррекционно-образовательному процессу с детьми данного возраста, имеющими нарушения зрения:

  • время проведения – в первую половину дня, протяженностью до 15 минут;
  • НОД должна представлять тематическую и игровую целостность;
  • распределение учебной нагрузки должно соответствовать зрительным возможностям и уровню психического развития ребенка;
  • обязательное использование игр и упражнений для развития и тренировки зрительных функций, снятия зрительного и мышечного утомления, независимо от темы НОД;
  • широкое использование наглядности, максимальное использование натуральных объектов;
  • осуществление индивидуального подхода с учетом состояния  сохранных анализаторов и нервно-психических функций.

Дидактическая тема:  «Город мастеров»

Программные задачи:

1. Знакомить с доступными пониманию ребенка профессиями (врач, продавец, воспитатель, помощник воспитателя, повар и др.).

2. Воспитывать интерес к труду взрослых, желание им помогать.

День  недели

Интеграция образовательных областей

Программное содержание

Организованная образовательная деятельность,

виды деятельности и формы работы

Развивающая среда

Рекомендации воспитателям по планированию образовательной деятельности в течение дня

ПОНЕДЕЛЬНИК

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Здоровье», «Физическая культура»

 «Познание»

- Учить узнавать предмет по его контурному изображению.

- Учить узнавать профессию человека по его внешнему виду, по предметам необходимым для труда.

- Формировать представления о сотрудниках детского сада, о трудовых процессах выполняемых каждым из них.

 «Коммуникация»

- Расширять и активизировать словарь  (профессия, трудиться, воспитатель, помощник воспитателя, врач, медсестра, повар, дворник и т.д.).

- Формировать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.

- Учить соотносить существительные мужского и женского рода с глаголами.

 «Социализация»

- Учить детей правильно называть имена и отчества работников детского сада.

«Труд»

- Воспитывать интерес к жизни и труду работников детского сада.

«Здоровье»

- Развитие зрительных функций.

«Физическая культура»

- Накопление и обогащение двигательного опыта детей.

Индивидуальное коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия «Кто работает в детском саду?»

Игровая:

- дидактическая игра «Узнай предмет по силуэту» (Приложение 2).

Продуктивная:

- графическое задание «Найди кому что нужно».

Познавательно-исследовательская:

- просмотр презентации «Кто работает в детском саду?»;

- дидактическая игра «Чьи это предметы?» (орудия труда).

Коммуникативная:

- речевое упражнение «Кто работает в детском саду?» (Узнай и назови сотрудника детского сада по фотографии);

- дидактическая игра «Кто что делает?».

Двигательная:

- подвижная игра «Вокруг себя повернись и в (дворника, …др.) превратись» (выполнение имитационных движений);

- зрительная гимнастика «Пальминг», «Проследи глазками за движением мячика».

Презентация «Кто работает в детском саду?» (Приложение 1).

Дидактическое упражнение «Найди кому, что нужно».

Цветные карандаши.

Контурное изображение орудий труда.

Повторите с детьми имена, отчества сотрудников детского сада. Поговорите о значении их труда.

Понаблюдайте за трудом помощника воспитателя, дворника. Учите детей помогать накрывать стол к обеду (расставлять предметы посуды).

Д/игры и упражнения «Что мы делаем, не скажем, а возьмем и всем покажем», «Четвертый лишний», «Собери картинку из частей» (2-3 части).

Разучивание зрительной гимнастики «Профессии».

ВТОРНИК

«Познание»,

«Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Безопасность», «Здоровье», «Труд», «Художественное творчество»

 «Познание»

- Продолжать знакомить детей с профессией повара.

- Учить использовать сохранные анализаторы при ознакомлении с объектами.

- Развивать умение раскатывать комочки прямыми движениями, соединять концы получившейся палочки.

 «Коммуникация»

- Расширять и активизировать словарь детей (готовить, резать, вкусная, полезная, фартук, колпак и т.д.).

- Поощрять желание детей задавать вопросы, вступать в диалог с взрослым.

«Чтение художественной литературы»

- Приобщать детей к словесному искусству на основе повторения ранее изученного стихотворения.

«Социализация»

- Закреплять навыки организованного поведения.

«Безопасность»

- Учить правилам обращения с ножом.

«Здоровье»

- Дать представление о пище полезной для здоровья человека.

«Труд»

- Расширять и обогащать представления о трудовых действиях повара, результатах его труда.

Экскурсия на кухню детского сада

Игровая:

- дидактическая игра «Какие предметы нужны повару?»;

- дидактическая игра «Полезные и вредные продукты».

Продуктивная:

- лепка «Бублик».

Познавательно-исследовательская:

- наблюдение за работой повара;

- решение проблемной ситуации «В детском саду много детей, всех надо накормить, но на кухне работают только три человека. Как им успеть все сделать?».

Коммуникативная:

- ответы на вопросы «Что чем делают? (ножом, поварешкой и т.д.)».

Чтение художественной литературы:

- рассказывание ранее изученного стихотворения «Повар» В. Степанова.

Помещение кухни детского сада.

Стихотворение «Повар» В. Степанова.

Пластилин, доски.

Проведите беседу «Кто нас кормит».

Рассмотрите предметы посуды. Объясните, что посуда бывает двух видов: в которой готовят пищу, и из которой едят.

Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим – рубим…».

Д/игры и упражнения «Обведи предметы посуды по трафарету», «Помоги повару перебрать белую и красную фасоль».

Зрительная гимнастика «Профессии».

«Познание»,

«Коммуникация», «Социализация»,

«Безопасность», «Труд», «Здоровье»

 «Познание»

- Упражнять в осязательном узнавании формы предмета.

- Закреплять умение осуществлять выбор заданных сенсорных эталонов.

 «Коммуникация»

- Активизировать и обогащать словарь детей (скалка, противень, разделочная доска, формочки, прихватка).

«Социализация»

- Развивать игровой замысел, умение входить в определенный образ.

 «Безопасность»

- Дать представление о том, что приготовление пищи может быть опасным (ожоги, др.).

«Труд»

- Продолжать расширять и обогащать представления о трудовых действиях повара, результатах его труда.

 «Здоровье»

- Развивать зрительные функции.

- Учить следить за своей осанкой.

Индивидуальное коррекционное занятие по развитию осязания и мелкой моторики «Я пеку, пеку, пеку»

Игровая:

- дидактическая игра «Узнай фигуру на ощупь»;

- пальчиковая гимнастика «Тесто ручками помнем, сладкий тортик испечем»;

- сюжетно-ролевая игра «Мы поварята».

Продуктивная:

- изготовление печенья из теста для лепки для кукольного уголка.

Познавательно-исследовательская:

- дидактическая игра «Узнай на ощупь»;

- дидактическое упражнение «Выбери все зеленые, красные, желтые пуговицы»;

- решение проблемной ситуации «Противень горячий. Что надо сделать повару, чтобы не обжечься?».

Коммуникативная:

- дидактическая игра «Назови предметы посуды».

Двигательная:

- игра – имитация «Что делает повар?» (имитация движений чистка овощей, резка, жарка, помешивание);

- зрительная гимнастика «Профессии».

Поварской колпачок и фартук.

Пособие «Волшебные очки». Формочки круглой, квадратной, овальной и треугольной формы.

Набор игрушечной посуды: скалка, доска разделочная, противень.

Пуговки разного цвета. Прихватка.

Тесто для лепки.

СРЕДА

«Познание»,

«Коммуникация», «Чтение художественной литературы»,

«Социализация», «Безопасность», «Труд», «Здоровье», «Физическая культура»

 «Познание»

- Учить детей различать и правильно называть части тела кукол, соотносить со своим телом.

- Продолжать обогащать и расширять представления детей о труде взрослых на примере профессии врача.

«Коммуникация»

- Обогащать и активизировать словарь детей (термометр, фонендоскоп, шприц, таблетки, йод, грелка, бинт).

«Чтение художественной литературы»

- Приобщать детей к словесному искусству на основе повторения отрывка из ранее прочитанного произведения.

«Социализация»

- Научить основным приемам ухаживания за больным, развивать чуткое отношение к заболевшему.

«Безопасность»

- Дать представление детям о том, что использование лекарств без назначений врача может быть опасным.

«Труд»

- Учить выделять основные трудовые процессы.

 «Здоровье»

- Развитие зрительных функций.

- Сформировать у детей элементарные представления о здоровье и средствах его укрепления.

«Физическая культура»

- Накопление и обогащение двигательного опыта детей.

Подгрупповое коррекционное занятие по социально - бытовой ориентировке «Наши куклы заболели»

Игровая:

- сюжетно-ролевая игра «Лечим кукол»;

Продуктивная:

- дидактическая упражнение «Помоги врачу собрать чемодан».

Познавательно-исследовательская:

- рассматривание инструментов и лекарств, необходимых для работы врача;

- дидактическая игра «Что болит у куклы?»;

- решение проблемной ситуации «Врач и медсестра помогают нам, когда мы заболели. А что нужно делать, чтобы не болеть?».

Коммуникативная:

- называние предметов, необходимых для работы врача;

- беседа «Чем опасны лекарства».

Чтение художественной литературы:

- прослушивание отрывка из произведения «Айболит» К. Чуковского.

Двигательная:

- подвижная игра-имитация «Бедный мишка заболел…»;

- зрительная гимнастика «Пальминг».

Куклы с повязками на разных частях тела.

Халат, колпак и чемодан врача, с инструментами (ножницы, йод, термометр, зеленка, фонендоскоп и т.д.).

Дидактическое упражнение «Помоги врачу собрать чемодан».

Отрывок из произведения «Айболит» К. Чуковского.

Понаблюдайте за тем, как врач в детском саду осматривает детей.

Проведите беседу «Откуда появляются синяки и шишки».

Чтение рассказа «Айболит» К. Чуковского.

Сюжетно - ролевые игра «Больница».

Лепка «Разноцветные витамины».

Д/игры и упражнения «Найди отличия», «Помоги Айболиту добраться до больного бегемотика» (лабиринт).

Зрительная гимнастика «Профессии».

«Познание»,

«Коммуникация»,

«Здоровье»,

«Труд»

 «Познание»

- Продолжать учить рассматривать простое сюжетное изображение; выделять и перечислять все объекты, выделять ближний и дальний план; выкладывать на индивидуальных фланелеграфах фрагменты изображения.

- Учить устанавливать простейшие взаимосвязи между объектами.

- Закреплять умение составлять целое из частей.

«Коммуникация»

- Обогащать и активизировать словарь (сверху, внизу, справа, слева, близко, далеко).

«Здоровье»

- Развивать зрительные функции.

 «Труд»

- Формировать положительное отношение к труду взрослых.

Рассматривание сюжетной картины «Врач»

Игровая:

- дидактическая игра «Собери картинку».

Продуктивная:

- моделирование фрагмента картины силуэтами.

Познавательно-исследовательская:

- рассматривание сюжетной картины;

-дидактическая игра «Найди на картинке все белое».

Коммуникативная:

- ответы на вопросы по сюжетной картине;

- дидактическая игра «Далеко – близко».

Двигательная:

- зрительная гимнастика «Проследи глазами за движением куклы-врача» (влево, вправо, вверх, вниз, по кругу).

Сюжетная картина «Врач» (серия «Рассказы по картинкам» наглядно - дидактическое пособие «Кем быть?» М.: Мозаика – Синтез, 2005-2010). Соответствующая разрезная картинка (2-3 части).

Фланелеграф.

Набор цветных силуэтов для моделирования картины.

Кукла-врач.

ЧЕТВЕР

Г

«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Здоровье»,

«Труд»

 «Познание»

- Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, глазомер.

- Совершенствовать умение правильно держать карандаш, дорисовывать недостающие детали предметного изображения.

- Продолжать обогащать и расширять представления детей о труде взрослых на примере профессии плотника.

 «Коммуникация»

- Обогащать и активизировать словарь (плотник, инструменты, молоток, отвертка, пила, дрель, гвозди и т.д.).

«Чтение художественной литературы»

- Приобщать детей к словесному искусству на основе чтения стихотворения.

«Безопасность»

- Дать представление о том, что неправильное обращение с инструментами может быть опасным.

«Здоровье»

- Развивать зрительные функции.

«Физическая культура»

- Закреплять умение ловить мяч, брошенный педагогом.

«Труд»

- Расширять и обогащать представления о трудовых действиях плотника и результатах его труда.

Индивидуальное коррекционное занятие по развитию осязания и мелкой моторики «Я бы в плотники пошел, пусть меня научат…»

Игровая:

- пальчиковая гимнастика «Молоток»;

Продуктивная:

- дидактическое упражнение «Почини мебель. Дорисуй недостающие детали».

Познавательно-исследовательская:

- решение проблемной ситуации: «У стула отвалилась ножка. Что делать?»

- дидактическая игра «Найди пару каждому инструменту. Назови, чем они отличаются».

Коммуникативная:

- беседа «Зачем нужна работа плотника?»;

- дидактическая игра «Назови ласково».

Чтение художественной литературы:

- чтение стихотворения «Плотник» В. Степанова.

Двигательная:

- зрительная гимнастика «Пальминг»;

- игра с мячом «Назови инструмент ласково» (молоток – молоточек и т.д.).

Картинка плотник (серия «Рассказы по картинкам» наглядно - дидактическое пособие «Кем быть?» М.: Мозаика – Синтез, 2005-2010).

Игрушечные инструменты.

Дидактическая игра «Найди пару каждому инструменту».

Дидактическое упражнение «Почини мебель. Дорисуй недостающие детали».

Надувной мяч.

Стихотворение «Плотник» В. Степанова.

Понаблюдайте за работой плотника детского сада. Проведите беседу: «Каким должен быть плотник». Обратите внимание детей на то, что это мужская профессия.

Пальчиковая гимнастика «Молоток».

Д/игры и упражнения «Помоги плотнику найти  инструменты», «Что изменилось?», «Обведи по точкам».

Зрительная гимнастика «Профессии».

ПЯТНИЦА

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Здоровье», «Физическая культура», «Труд»

«Познание»

- Продолжать знакомить детей с профессией продавца.

- Закреплять умение различать и называть цвет, форму, величину предмета; материал, из которого он изготовлен.

- Учить сравнивать величину предметов путем наложения, приложения.

«Коммуникация»

- Активизировать и обогащать словарь детей (продавец, покупатель, продавать, покупать, кассовый аппарат, чек и т.д.).

- Учить преобразовывать существительные единственного числа в существительные множественного числа.

- Развивать диалогическую форму речи.

 «Социализация»

- Развивать игровой замысел, умение входить в определенный образ.

 «Безопасность»

- Познакомить с элементарными правилами поведения в магазине (не отходить далеко от родителей, не брать в руки и в рот незнакомые предметы, не разговаривать с незнакомцами и т.д.).

«Здоровье»

- Развивать зрительные функции.

«Физическая культура»

- Закреплять умение ловить мяч, брошенный педагогом.

«Труд»

- Формировать представления о труде продавца.

Индивидуальное коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия «В магазине игрушек»

Игровая:

- сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек» (педагог – продавец, ребенок – покупатель; и наоборот).

Продуктивная:

- дидактическая игра «Помоги продавцу упаковать игрушки в подходящие по размеру коробки»;

- изготовление украшений для витрины магазина (обводка и раскрашивание пунктирного изображения игрушек).

Познавательно-исследовательская:

- дидактическая игра «Найди игрушку по описанию»;

- решение проблемной ситуации «Продавец не может достать игрушку с самой верхней полки. Что надо сделать?».

Коммуникативная:

- беседа «Как правильно вести себя в магазине»;

- дидактическая игра «Опиши игрушку, которую хочешь купить»;

- сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек».

Двигательная:

- зрительная гимнастика «Проследи глазами за движением машинки»;

- игра с мячом «Один – много».

Игрушечный кассовый аппарат. Игрушки.

Мяч.

Три коробки разного размера.

Фломастеры.

Дидактическое упражнение «Обведи по точкам».

Проговорите с детьми о том, какие бывают магазины, что в них продают. Обратите внимание детей на работников магазина, чем они занимаются (продавец, кассир, охранник).

Сюжетно-ролевая игра «Продуктовый магазин», «Магазин игрушек», «Магазин одежды».

Д/игры и упражнения «Что где продается», «Помоги продавцу разложить товар на полки (верхнюю, нижнюю, среднюю)».

Зрительная гимнастика «Пальминг».

Рекомендации тифлопедагога по образовательной деятельности в семье (Приложение 3)

- Возвращаясь с ребенком из детского сада, обратите его внимание на то, что все люди идут домой с работы. Расскажите ребенку о профессиях всех членов вашей семьи.

- Поиграйте с ребенком в сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Больница», где вы будете покупателем (пациентом), а он продавцом (врачом), и наоборот. Активизируйте речевую деятельность ребенка; пусть он как можно больше говорит предложениями, а не отдельными словами.

- Почитайте стихотворения  В.Степанова о профессиях. Выучите наиболее понравившееся ребенку.

- Поиграйте с ребенком в игру «Отгадай, кто что делает». Научите своего малыша узнавать, называть  и показывать движения, характерные для определенных видов деятельности взрослых: дворник – подметает дорогу, убирает лопатой снег; плотник - забивает молотком гвозди; повар - солит суп, перемешивает салат, режет хлеб, крошит овощи; медсестра – делает укол, перебинтовывает руку и др.

- Примите участие в создании альбома «Все профессии нужны, все профессии важны». Для этого приготовьте вместе с ребенком творческую работу на листе формата А4 о профессии члена вашей семьи. (Приложение 4)

Планируемые результаты уровня интегративных качеств:

- Умеет группировать предметы по цвету;

- Различает круг, квадрат, треугольник, предметы круглой, квадратной, треугольной формы;

- Понимает смысл обозначений: сверху, внизу, справа, слева, близко, далеко;

- Называет орудия труда, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал);

- Умеет раскатывать комочки прямыми движениями ладоней;

- Знаком с некоторыми профессиями (воспитатель, помощник воспитателя, врач, медсестра, повар, продавец и др.);

- Проявляет интерес к различным видам игр, участию в совместных играх;

- С интересом слушает стихотворения, участвует в его обсуждении;

- Участвует в разговорах во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций;

- Умеет проявлять доброжелательность по отношению к окружающим;

- Имеет простейшие навыки организованного поведения в детском саду;

- Обращается к работникам детского сада по имени и отчеству;

- Способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;

- Испытывает положительные эмоции от правильно решенных познавательных задач, от познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;

- Имеет элементарные представления о здоровье и средствах его укрепления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация принципов комплексно-тематического планирования и интеграции образовательных областей в процессе ознакомления детей младшего дошкольного возраста с декоративно – прикладным искусством (из опыта работы).

Реализация принципов комплексно-тематического планирования и интеграции образовательных областей в процессе ознакомления детей младшего дошкольного возраста с декоративно – прикладным и...

План-конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года) с нарушением зрения «В гости к нам пришли матрёшки»

Занятие помогает детям в игровой форме закрепить знание геометрических форм и основных цветов спектра, умение сравнивать предметы по величине. У детей развиваются зрительные функции, общая и мелкая мо...

Тетрадь взаимосвязи учителя-дефектолога и воспитателя в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР и ТНР

В данном пособии предлагаются примерные рекомендации к проведению коррекционно-развивающей работы в педагогическом процессе и индивидуальной работы воспитателя с детьми по заданию учителя-дефектолога....

"ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ИГР-ЗАНЯТИЙ С ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания Благодаря игре ребёнок учиться мыслить о реальных вещах и реальных действиях. окружающей действительности, должна быть наиболее естестве...

«Индивидуальная работа учителя – дефектолога. Развитие мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения с помощью специальных игр и упражнений»

Нарушение функции видения у детей с патологией зрения вызывает значительные затруднения в познании окружающей среды. В связи с этим одной из важных задач моей коррекционной деятельности является помощ...