Методическая разработка на тему: "Лего-конструирование и робототехника для детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Малинина Александра Игоревна

Образовательная робототехника - новое направление, нацеленное на повышение эффективности образования, на активное использование детьми современных технологии, элементов компьютерной грамотности, формирование социальных компетенции и гражданских установок. Поскольку роботизированным становится все вокруг - от сферы развлечении до узкоспециальных медицинских исследований, все больше ученых и педагогов-практиков обращаются к данной технологии.

В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения), что очень важно для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе. Конструирование в детском саду было во все времена. Оно проводится с детьми всех возрастов, как на занятиях, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в игровой форме.

LEGO - конструирование и образовательная робототехника - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_robototehnika.docx35.56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением английского языка Василеостровского района Санкт – Петербурга

Методическая разработка

«Лего-конструирование и робототехника

для старшего дошкольного возраста»

Автор-составитель:

Малинина Александра Игоревна

Санкт – Петербург

2022


Ведение

Пояснительная записка

Образовательная робототехника - новое направление, нацеленное на повышение эффективности образования, на активное использование детьми современных технологии, элементов компьютерной грамотности, формирование социальных компетенции и гражданских установок. Поскольку роботизированным становится все вокруг - от сферы развлечении до узкоспециальных медицинских исследований, все больше ученых и педагогов-практиков обращаются к данной технологии.

В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения), что очень важно для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе. Конструирование в детском саду было во все времена. Оно проводится с детьми всех возрастов, как на занятиях, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в игровой форме.

LEGO - конструирование и образовательная робототехника - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ.

Цели и задачи реализации рабочей программы

Цель: Создание благоприятных условий для развития у детей дошкольного возраста первоначальных навыков и умений по LEGO -конструированию и образовательной робототехнике, развитие конструктивного мышления средствами робототехники.

Задачи программы:

Обучающие:

  • дать первоначальные знания о конструкции робототехнических устройств;
  • научить приемам сборки и программирования робототехнических устройств;
  • сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;
  • ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами.

Развивающие:

  • развивать творческую инициативу и самостоятельность;
  • развивать психофизиологические качества обучающихся: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном;
  • развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
  • развивать умение ставить перед собой цели и достигать результата;
  • развивать навык планирования и поэтапного решения поставленных задач.

Воспитательные:

  • содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
  • содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
  • воспитывать умение работать в группе, эффективно распределять обязанности.

Коррекционные:

  • способствовать формированию адекватных зрительных образов и представлений;
  • способствовать развитию мелкой моторики и графо-моторной координации;
  • способствовать развитию речевых навыков.

Планируемые результаты освоения Программы

Личностные результаты:

  • ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном техническом конструировании, робототехнике, программировании, имеет навыки работы с различными источниками информации;
  • ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Метапредметными        результатами        реализации        данной        программы        является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

  • умение определять, различать и называть детали конструктора;
  • умение конструировать по условиям, заданным педагогом, по образцу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему;
  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать предметы и их образы.

Регулятивные УУД:

  • умение работать по предложенным инструкциям;
  •  умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

Коммуникативные УУД:

  • уметь работать в паре и в коллективе;
  • уметь рассказывать о постройке;
  •  уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Предметные результаты:   

  • знать простейшие основы механики; виды конструкций одно детальные и много детальные, неподвижное соединение деталей;
  • знать технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;
  • с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
  • реализовывать творческий замысел.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Даты занятий

План

Факт

Март

1.

Правила ТБ. Введение в робототехнику

1

1.03.22

2.

Собираем козленка

1

3.03.22

3.

Собираем муравья

1

10.03.22

4.

Собираем страуса

1

15.03.22

5.

Собираем страуса

1

17.03.22

6.

Собираем овечку

1

22.03.22

7.

Собираем овечку

1

24.03.22

8.

Собираем горку

1

29.03.22

9.

Собираем горку

1

31.03.22

Апрель

10.

Собираем пусковую установку для машинок

1

5.04.22

11.

Собираем пусковую установку для машинок

1

7.04.22

12.

Собираем автобус

1

12.04.22

13.

Собираем автобус

1

14.04.22

14.

Собираем автомобиль

1

19.04.22

15.

Собираем автомобиль

1

21.04.22

16.

Собираем двухморотный самолет

1

26.04.22

17.

Собираем двухморотный самолет

1

28.04.22

Май

18.

Собираем разводной мост

1

5.05.22

19.

Собираем разводной мост

1

12.05.22

20.

Собираем карусель

1

17.05.22

21.

Собираем карусель

1

19.05.22

22.

Парк аттракционов

1

24.05.22

23.

Парк аттракционов

1

26.05.22

24.

Итоговое занятие

1

31.05.11

Итого

24

Содержание обучения

Тема 1 - Правила ТБ. Введение в робототехнику

Теория – Определение правил техники безопасности и правил поведения на занятии.

Практика – Знакомство с конструктором MRT Basic.

Тема 2 – Собираем козленка

Теория – Знакомство с конструктором MRT-2

Практика – Конструирование по схеме

Тема 3 – Собираем муравья

Теория – Беседа «Кого можно встретить в лесу? Жилища лесных обитателей. Муравейник»

Практика – Конструирование муравья по схеме

Тема 4 - Собираем страуса

Теория – Вспомнить названия континентов и животных жарких стран.

Практика – Конструирование по схеме.

Тема 5 – Собираем овечку

Теория – Беседа «Домашние животные, корм и угощения для домашних животных».

Практика - Конструирование по схеме.

Тема 6 – Собираем горку

Теория – Беседа «Как можно использовать горку для сбора фруктов?»

Практика - Конструирование по схеме. Придумать и нарисовать, как бы мог выглядеть робот-сборщик фруктов.

Тема 7 - Собираем пусковую установку для машинок

Теория – Беседа «Участники дорожного движения»

Практика – Конструирование по изображению. Моделирование дорожных ситуаций.

Тема 8 – Собираем автобус

Теория – Беседы «Виды транспорта. Городской транспорт».

Практика – Конструирование по схеме.

Тема 9 – Собираем автомобиль

Теория – Обсуждение: зачем машине фары? Могут ли быть квадратные колеса? Может ли машина ехать без водителя?

Практика – Конструирование по замыслу. Выставка «Автосалон».

Тема 10 – Собираем двухмоторный самолет

Теория – Беседа «Что такое экскурсия? На каком виде транспорта можно отправиться на экскурсию?»

Практика – Конструирование по схеме.

Тема 11 – Собираем разводной мост

Теория – Беседа «Самые известные мосты в России» и «О назначении моста: обеспечить переправу (людей/автотранспорта/животных).

Практика – Конструирование по схемам.

Тема 12 – Собираем карусель

Теория – Беседа «Чем отличаются качели от каруселей. Техника безопасности на каруселях».

Практика – Конструирование по схеме.

Тема 13 – Парк аттракционов

Теория – Беседа «О дальнейшем развитии парка: аттракционы, зоопарк, лодочная станция».

Практика – Конструирование по замыслу детей или по схеме.

Тема 14 – Итоговое занятие.

Теория – Беседа «Что такое роботы?».

Практика – Предложить детям придумать символ Роботошки и зарисовать его.

Оценочные и методические материалы

Технические средства обучения: Ноутбук; проектор.

Средства обучения:

  1. Учебно-наглядные пособия: Иллюстрации; Наглядно-дидактические материалы; Игровые атрибуты;
  2. Демонстрационный материал: Чертежи и схемы; Плакаты; Подборка стихотворений, загадок; Открытки для рассматривания.

Оборудование и материалы: Наборы конструкторов; Мелкие игрушки для обыгрывания.

Диагностика уровня знаний и умений по LEGO конструированию и робототехнике у детей 6 - 7 лет

Критерии оценки

№ п/п

Ф.И ребенка

Называет детали конструктора (плоские и объемные)

Способы соединения деталей (неподвижное и подвижное)

Строит по образцу

Строит по схеме

Строит по инструкции педагога

Строит по замыслу, преобразует в постройку

Работает в команде

Может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат  

Общий балл

Оценка результатов:

2 балла - умение ярко выражено;

1 балл - ребенок допускает ошибки;

0 баллов - умение не проявляется.

Уровневые показатели диагностики:

Высокий (10-16 баллов): 

Ребенок конструирует постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме. Самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения), создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования. Способен продемонстрировать технические возможности модели, обыграть постройку. Умеет работать в команде

Средний (5-10 баллов): 

Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их. Конструируя по замыслу, ребенок определяет заранее тему постройки. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого. Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей. Проявляет стремление работать в команде.

Низкий (0 – 5 баллов): Ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга. Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого. Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может. Проявляется неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может. Не проявляет интереса работе в команде.

Информационные источники

Список литературы для педагогов:

1. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера,2012. – 144с.

2. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. – Всерос. уч.-метод. центр образоват. робототехники. – М.: Изд. – полиграф.центр «Маска». – 2013. – 100с.

3. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИКА – ПРЕСС», 2001 г. – 88 с.

4. Порохова И.А., Соляникова Н.С. Конструирование и робототехника с Роботошкой: Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург: Образовательные технологии, 2021. – 98 с., ил.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.int-edu.ru/
  2. http://www.lego.com/ru-ru/
  3. http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: "Дятел - президент зимующих птиц"

Материал представляет собой конспект занятия по ознакомлению с окружающим. В непосредственно образовательной деятельности закрепляется материал по теме: "Зимующие птицы". Дети учатся решать несложные ...

Методическая разработка "Деятельность педагога в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста"

Сюжетно - ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому, столь активной для школьной педагогики является проблема использования игры для всес...

Методическая разработка психологического занятия с использованием арт-терапии для детей старшего дошкольного возраста «Волшебные окна»

Цель занятия: развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.Основные задачи:1.      Создание условий, обеспечивающих свободное выражение настроение ребенком;2....

Методическая разработка по теме "Осенняя ярмарка"(сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста и родителей)

Яркий совместный праздник детей и родителей,во время которого зрители становятся активными участниками процесса.Это мероприятие направлено на патриотическое воспитание детей через приобщение их к трад...

Методическая разработка "Роль занимательной математики в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР".

ВведениеГлава 1. Теоретические аспекты развития логического мышления у детей с ОНР средствами занимательной математики.1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста ...