Главные вкладки

    Методическая разработка занятия по теме Лягушка и экскаватор для детей старшего дошкольного возраста с заиканием
    методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

    Лузанова Светлана Юрьевна

    Данная методическая разработка предназначена для учителей - логопедов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка занятия по теме «Лягушка и экскаватор» для детей старшего дошкольного возраста с заиканием.

    Тип занятия: фронтальное.

    Количество детей: 4.

    Возраст детей: 4 – 7 лет.

    Логопедические заключения:

    1. Заикание умеренной степени.
    2. Заикание высокой степени. Тахилалия.

    Этап работы: основной курс.

    Тема: Лягушка и экскаватор.

    Цель: Формирование навыка плавной речи.

    Задачи:

    1. Формировать умение расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.
    1. Развивать чувство ритма.
    2. Совершенствовать навык речи с рукой (с пальчиками).
    3. Формировать навык уверенной речи.
    4. Развивать умение преодолевать свои страхи (страх речи).
    5. Развивать воображение.

    Оборудование:

    1. Предметная картинка с изображением экскаватора.
    2. Стулья.
    3. Большое покрывало.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    Логопед: «Здравствуйте, ребята!»

    (Логопед демонстрирует детям картинку с изображением экскаватора.)

              Логопед: «Ребята, посмотрите внимательно на картинку. Вы знаете, что это?»

             Логопед: «Это экскаватор. Для чего он нужен?»

    Логопед: «Экскаватор используют на стройке. С его помощью копают ямы. Видите, какой у него огромный ковш. Им он черпает землю. Запомните это. А для чего я вам рассказала про экскаватор, вы узнаете позже. Будьте внимательны».

    II. Основная часть.

    1. Вхождение в сказку.

    Логопед: «Ребята, сегодня мы отправимся в сказку. Для этого нам нужно пройти сквозь волшебный тоннель. Там немного темновато, но того, кто не побоится и преодолеет свой страх, ждут удивительные приключения».

    (Тоннель – это стулья, поставленные в 2 ряда и накрытые покрывалом. Дети проползают через тоннель).

    Логопед: «Вы не побоялись темноты тоннеля – молодцы! Вот мы и оказались в сказке… « Лягушка и экскаватор». Вы готовы к приключениям? Тогда начнем. Сядьте поудобнее и слушайте, с чего началась наша сказка».

    В парке было спокойно, красиво и чисто. Клумбы были полны цветов. Над цветами порхали бабочки. Особой причины летать у бабочек не было, и они летали просто так, чтобы парк выглядел еще веселее и наряднее.

    2. «Бабочки» (формирование умения расслаблять мышцы ног по контрасту с напряжением).

    Логопед: «Ребята, сейчас мы полетаем как бабочки. Садимся на пол, сгибаем ноги в коленях и соединяем стопы. Смотрите, как это делаю я. Обхватываем носки руками. А теперь медленно поднимаем и опускаем колени на пол, как крылышки».

    (Логопед и дети выполняют упражнение).

    Логопед: «Полетали. И снова стали детками. Выпрямили ножки, почувствовали какие они расслабленные, мягкие. Отдыхаем и слушаем сказку дальше».

    Птицы пели среди листвы. Парк все время был полон щебета и чириканья, свиста и звонких трелей. Белки резвились на ветках здесь и там. Они шумно бегали по деревьям, грызли с умным видом орехи.

    3. «Белки» (преодоления страха).

    Логопед: «Поскачем как белочки. В этом задании принимают участие и родители».

    (Дети становятся на стулья. Родители стоят перед ними, чуть поодаль).

    Логопед: «Ребята, вы – белочки, а родители – деревья. На 1-2-3 белочки прыгают на деревья. Почувствуйте, какие вы сильные, ловкие. Из вас получились очень храбрые белочки! Но пора продолжить сказку».

     

    И еще в парке был пруд. По его зеркальной поверхности плавали два прекрасных лебедя, а в воде резвились золотые рыбки. Но кроме лебедей и рыбок в этом пруду жила еще лягушка, на которую никто особого внимания не обращал.

    Итак, в парке было красиво и спокойно.

    4. «Звуки природы» (волшебный сон).

    Логопед: «Ребята, ложитесь на спинки. Глазки закрыты, руки и ноги мягкие, спокойно лежат на полу».

    (Логопед включает музыку – звуки природы).

    Логопед: «Представьте, что вы лежите в этом красивом парке на мягкой теплой душистой траве. Вам тепло и спокойно. Над вами шелестит листва деревьев, поют птички, перелетая с одной ветки на другую. Солнышко пригревает. Недалеко слышен шум воды – это мимо проплыли лебеди. Временами слышно, как квакает наша лягушка. Хорошо, спокойно, легко.

    Ножки, ручки отдыхают, отдыхают, засыпают. Шея не напряжена и расслаблена. Дышится легко, ровно, глубоко. Губы чуть приоткрываются. Все чудесно расслабляется. Дышится легко, ровно, глубоко.

    Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать. Крепче кулачки сжимаем и повыше поднимаем. Потянулись! Улыбнулись! Открыли глазки и проснулись!»

    Логопед: «Вы почувствовали, как прекрасно было в парке?»

    Логопед: «Готовы слушать сказку дальше? Отлично! Тогда продолжим».

    Но однажды, совершенно неожиданно для всех, задрожала земля, и в парк прямо через забор с грохотом пожаловал …экскаватор.

    5. «Грохот экскаватора» (развитие чувства ритма; формирование умения расслаблять мышцы ног).

    Логопед: «Помните, как в парке было тихо и спокойно? А теперь представьте, как загрохотал экскаватор. В парке сразу стало шумно и тревожно. Потопаем, как большие экскаваторы. Слушайте и делайте как я».

    (Логопед отстукивает ногами определенные ритмы, дети повторяют за ним).

    Логопед: «А теперь все затопали вразнобой». (Дети выполняют задание логопеда).

    Логопед: «Молодцы! Потрясли ножками, почувствовали, как они расслабились, как им хорошо. Отлично! А теперь сядьте поудобнее. Послушаем, что же было дальше».

    Парк был потрясен. Цветы задрожали от страха, бабочки куда-то пропали, смолкло птичье пение.

    А экскаватор ступал тяжелыми шагами, и в своей огромной раскрытой пасти он нес огромную кучу мусора, которую собрался вывалить прямо в парке среди цветов. По парку прошел испуганный ропот.

    Но тут вылезла из пруда лягушка и сердито проквакала:

    - Ну что за тупоголовая образина! Да ты у меня в момент отсюда уберешься!

    - Что? Что такое? – сердито пробурчал экскаватор. – Я экскаватор! А ты, козявка, командовать мною вздумала?

    6. «Экскаватор» (формирование навыка уверенной речи; работа с произношением слова сложной слоговой структуры).

    Логопед: «Слышали, с какой гордостью экскаватор говорил о себе? Сейчас мы будем говорить так же уверенно и важно. Но для этого надо научиться правильно, произносить слово «экскаватор». Все вместе прохлопаем это слово: «Э-кска-ва-тор!» Замечательно! А теперь протопаем его: «Э-кска-ва-тор!» Отлично!»

    Логопед: «Теперь пусть каждый почувствует себя огромным, сильным, важным экскаватором. Встаньте в круг. Все по очереди будут выходить в центр круга и решительно, с гордостью говорить: «Я экскаватор!»»

    Логопед: «Молодцы! Вы хорошо справились и с этой задачей.

    Но сказка на этом не закончилась, так что приготовьтесь слушать дальше».

    - Еще раз квакнешь, и я тебя, козявка такая, навеки засыплю, - пригрозил экскаватор.

    Но храбрая лягушка и не думала пугаться: «А вот и буду квакать, пока ты весь мусор на свалку не унесешь!» Экскаватор угрожающе зарычал, а лягушка проворно запрыгала по дорожке.

    - Ах ты, мелюзга прыгучая! – заревел экскаватор. – Ну, от меня не уйдешь!

    И экскаватор со страшным лязгом и скрежетом пустился за лягушкой.

    7. «Лягушки».

    Логопед: «Представьте, что вы храбрые лягушки и вам нужно выманить злой экскаватор из парка. Попрыгайте по-лягушачьи. Прыгайте мягко». ( Дети выполняют задание логопеда).

    Логопед: «Сейчас я буду рассказывать сказку дальше, а вы, бесстрашные лягушки, продолжайте прыгать, уводя экскаватор из парка, спасая его чистоту, красоту и спокойствие».

    Лягушка скакала все дальше и дальше, пытаясь таким образом выманить экскаватор из парка.

    - Ничего, устанешь! – ревел экскаватор. – Я тебя все равно засыплю.

    Но храброе сердце лягушки не знало страха. И хотя она уже немного приустала, она все же продолжала прыгать дальше.

    Скачет лягушка из последних сил, задыхается, отдувается, пыхтит – только бы не отчаяться вконец, не остановиться на дороге.

    Наконец лягушка увидела свалку.

    «Тут уж он наверняка меня догонит», - подумала лягушка. – Ну что ж. По крайней мере, мусор вывалит куда надо. Парк спасен, и никто теперь не скажет, что я напрасно прожила свою жизнь.

    Логопед: «Вот и свалка. Теперь можно отдохнуть».

    8. «Отдых» (формирование умения расслаблять мышцы ног, рук и корпуса).

    Логопед: «Как вы много проскакали! Ох, как устали ноги! Теперь можно лечь на спину, поднять вверх ноги и потрясти ими, сбросить усталость и тяжесть. Замечательно! Опустили ноги, расслабили тело, дышим спокойно и легко. Молодцы! Вы прекрасно потрудились! Но мы еще не знаем, что будет с лягушкой».

    - Твои дни сочтены! – крикнул экскаватор.

    «Мои дни сочтены», - мысленно повторила лягушка слова своего врага. И только она это подумала, как заметила среди хлама длинную водосточную трубу. Собрала лягушка последние силы, с трудом сделала пару прыжков и забралась в трубу. И в этот же миг услышала хриплый торжествующий рев экскаватора:

    - Умри же, дерзкая козявка!

    Раздался страшный грохот. Это экскаватор вывалил из своей пасти гору мусора.

    9. «Вываливание мусора» (формирование умения расслаблять мышцы рук и корпуса).

    Логопед: «Представим, что наши руки – ковш экскаватора. Ручки стали твердыми, напряженными. Разводим их, немного наклонившись, как будто вываливаем мусор. Отлично! Теперь встаем, роняем голову на грудь, руки висят расслабленные. Отдыхаем».

    Долго сидела лягушка, не двигаясь. Потом осторожно открыла глаза – и увидела свет.

    - Значит, я жива! – рассудила лягушка и вылезла из трубы.

    10. «В водосточной трубе».

    Логопед: «Сядьте на пол поближе друг к другу. Закройте глаза».

    (В это время логопед накрывает их покрывалом).

    Логопед: «Представьте, что вы, как наша отважная лягушка, сидите в водосточной трубе. Здесь темно, слышно, как снаружи грохочет экскаватор. Как вы себя чувствуете? Вам страшно? И тут вы открываете глаза…»

    (Логопед снимает покрывало).

    Логопед: «… и видите свет! Счастье переполняет вас – наконец-то вы выбрались из трубы! Но здесь ли еще экскаватор?»

    Экскаватора нигде не было, и лягушка отправилась домой. Когда она, наконец, добралась до родного парка, то услышала тихий шепот:

    - Вот она идет, наша храбрая лягушка. Это она наш парк спасла.

    11. «Шепот».

    Логопед: «Дети превращаются в храбрых, но изрядно уставших лягушек. Вы медленно и устало скачите домой, в родной парк.

    А родители превращаются в остальных обитателей парка (белок, птиц, бабочек). Вы с восхищением в голосе громким шепотом произносите: «Вот наша храбрая лягушка. Это она спасла парк»».

    (Дети и родители выполняют задание логопеда).

    Логопед: «Ребята, вы чувствуете, как приятно лягушке? Она чувствует себя уставшей, но счастливой, нужной – она помогла родному парку».

    Лягушка хотела было что-то квакнуть в ответ, но она была такая усталая, что без сил повалилась в траву и тут же заснула крепким сном.

    12. Выход из сказки.

    Логопед: «Вот мы и дошли до конца сказки. Не будем мешать сладкому сну лягушки и тихо-тихо выйдем из сказки. Встаем друг за другом и на носочках/цыпочках потихоньку выходим из сказки».

    (Дети на цыпочках делаю один круг по ковру, и выходят за его пределы).

    Перерыв: 10 минут.

    III. Итог занятия.

    13. Беседа по сказке (речь с пальчиками).

    Логопед: «Ребята вы превращались в разных героев сказки. Кем вам понравилось быть больше? Почему?

    Понравилась ли вам лягушка? Чем? Какая она?

    Что она сделала для родного парка и его обитателей?

    Каким был экскаватор?

    Что помогло лягушке победить экскаватор?»

    (Ответы детей)

    Логопед: «Лягушка действительно была очень отважной и храброй. Она не побоялась опасности и спасла парк».

    ~  ~


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка Использование дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста

    В методической разработке представлена поэтапность дидактических игр для речевого развития детей. Подобран и систематизирован материал для овладения речи у детей. Методичка адресована воспитателям ДОУ...

    Методическая разработка Развитие эмоций и предупреждение эмоциональных отклонений для детей старшего дошкольного возраста. Тема «Путешествие в страну эмоций»

    Цель: Создать непринужденную, психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон; настроить детей на позитивное восприятие друг друга; предоставить детям возможность о...

    Методическая разработка занятия по развитию речи в логопедической группе детей старшего дошкольного возраста

    Методическая разработка занятия по развитию речи в логопедической группе по теме «Весна шагает к нам быстрыми ногами»...

    Методическая разработка. НОД на тему «Достопримечательности Санкт-Петербурга» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

    Формирование лексико - грамматических категорий  на материале лексической темы «Мой город – Санкт- Петербург»....

    Методическая разработка НОД по теме: «Зимние виды спорта» для детей старшего дошкольного возраста

    Методическая разработка НОД по теме: «Зимние виды спорта»для детей старшего дошкольного возраста...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема: «Дорожные знаки»

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 поселка городского типа Ильского муниципального образования Северский район....