Мастер - класс. "Использование приемов ТРИЗ в развитии связной речи".
учебно-методический материал по информатике

КРАСИЛЬНИКОВА ВАЛЕНТИНА ПЕТРОВНА

Успех любого обучения и воспитания во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, побудить их к творческой деятельности, вызвать интерес, способствовать развитию самостоятельности, инициативы.

В развитии связной речи детей я использую приемы и методы ТРИЗ.

В настоящее время в современной педагогике самый актуальный вопрос сегодня-вопрос о развивающем обучении. Именно поэтому методы и приемы в работе с детьми должны носить развивающий характер.

Теория ТРИЗ разработана на базе наук о развитии, воспитании и обучении человека и предусматривает систему средств, методов и приемов развития мышления, воображения, фантазии, навыков творческой работы.

Речевое творчество дается детям очень трудно. Проблема заключается в следующем:

-у дошкольников небольшой опыт монологической речи;

-бедный активный словарь;

-дети не владеют алгоритмом составления связного высказывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_priemov_triz_v_razvitii_svyaznoy_rechi.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов ТРИЗ в развитии связной речи.

(Из опыта работы воспитателя ГБОУ Гимназии №1512 Красильниковой В.П.)

Успех любого обучения и воспитания во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, побудить их к творческой деятельности, вызвать интерес, способствовать развитию самостоятельности, инициативы.

В развитии связной речи детей я использую приемы и методы ТРИЗ.

В настоящее время в современной педагогике самый актуальный вопрос сегодня-вопрос о развивающем обучении. Именно поэтому методы и приемы в работе с детьми должны носить развивающий характер.

Теория ТРИЗ разработана на базе наук о развитии, воспитании и обучении человека и предусматривает систему средств, методов и приемов развития мышления, воображения, фантазии, навыков творческой работы.

Речевое творчество дается детям очень трудно. Проблема заключается в следующем:

-у дошкольников небольшой опыт монологической речи;

-бедный активный словарь;

-дети не владеют алгоритмом составления связного высказывания.

Сегодня ТРИЗ-педагогика позволяют решать задачи развития речи проблемным методом. Суть его заключается в том, что ребенок не получает знания в готовом виде, а втянут в процесс активного поиска, своеобразного “открытия” новых для него явлений и закономерностей. Использование элементов ТРИЗ-педагогики в игровом процессе помогает научить детей анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.

Начинать работу целесообразно с игр. На первом этапе я использую следующие: «На что это похоже?», «Дорисуй». Особенности этих игр в том, что у детей развивается творческое воображение, они учатся рисовать по представлению, составлять небольшие рассказы, используя свои рисунки.

Далее использую игры «Хорошо – плохо», «Наоборот» - умение обнаруживать противоречия и разрешать их, позволяет ребенку не только сформировать мышление, но и активно защитить свои позиции.

Таким образом, данные игры развивают речь, фантазию, наблюдатель-ность, учат рассуждать, помогают детям анализировать явления, поступки свои и товарищей.

Для развития речи дошкольников широко использую методы ТРИЗ.

Метод проб и ошибок.

Это метод поиска нового (А что, если сделать так? А может быть так, он стимулирует познавательную активность ребенка и является первым посвящением в самостоятельную мыслительную деятельность, первым шагом в творчество.

Метод фокальных объектов.

Суть его заключается в том, что совершенствуемый образ держится в поле внимания, как в «фокусе», а к нему «примеряются» свойства других, совершенно не связанных с изначальным объектом, предметом. Сочетания свойств оказываются иногда совершенно неожиданными, но именно это вызывает интерес и позволяет придумать не только новые игрушки, предметы, но и расширяет словарный запас, упражняет в подборе прилагательных к существительным.

Метод мозгового штурма (МШ) .

Впервые коллективное обсуждение проблемной ситуации, т. е. мозговой штурм, было предложено А. Осберном. МШ может быть использован как ос-новной метод при организации занятии. В этом случае детям предлагаю проб-лемную ситуацию, затем выслушиваю ответы детей, самые неожиданные и оригинальные решения поощряются.

Метод МШ хорошо использовать в работе со сказкой. Дети учатся составлять описательные рассказы по памяти, признакам, не называя сказки, узнавать персонажи. При этом у них развивается речь. Дети с удовольствием слушают и лучше усваивают те произведения, где они вместе с героями сами активно участвовали во всех событиях.

Метод каталога.

Этот метод позволяет решить проблему творческого сочинительства. Он разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году. Суть его заключается в построении связного текста сказочного содержания через последовательность вопросов. В зависимости от возраста детей вопросы становятся все более подробнее, героям дают более детальные характеристики, вводятся новые действующие лица. Данный метод эффективен при работе с небольшой группой.

Для успешного решения задач по развитию связной речи я также использую систему творческих заданий:

Составление загадок.

Учить детей ориентироваться на признаки и действия предметов. Например, круглый, резиновый, прыгает (мяч), рыжая, хитрая, живет в лесу (лиса) и т. д.

Приемы фантазирования.

Широко применяю в наблюдениях, т. е. учимся «оживлять» неодушевленные предметы, явления и т. д. Например, «оживляем» облака (Какие вести они несут? О чем мечтают? Почему тают? О чем расскажут).

Прием эмпатии.

Дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что если ты превратишься в кустик?» (О чем бы думал и мечтал? Кого боялся? С кем бы подружился?)

Универсальная опорная таблица - является подспорьем ребенку в приобретении навыков рассказывания. Глядя на символы и зная, что они обозначают, дети легко составляют рассказ о любом предмете. (Таблица в зависимости от возраста усложняется и включает следующие символы: семейство (где обитает? растет); составные части описываемого предмета (размер, цвет, форма); что необходимо для жизни? ;из чего сделан? ;вред-польза.

Схемы- пиктограммы использую при заучивании стихотворений и потешек.

Таким образом, ТРИЗ активизирует детей, раскрепощает, учит общаться, слышать друг друга, придает уверенность, помогает раскрыться, дает возможность думать и принимать решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного в...

Мастер-класс "Использование игровых приемов ТРКМ в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

Мастер-класс предназначен для педагогов с целью  дать представление об инновационных приемах ТРКМ для развития речи, о значении этих приемов в обогащении и активизации глагольного словаря, словар...

Сценарий мастер-класса «Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи».

Представлен мастер-класс по ознакомлению педагогов с нетрадиционными приёмами и материалами для развития мелкой моторики как стимула развития речи детей дошкольного возраста...

Программа Мастер-класса "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР"

Обучение участников применению приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего возраста....