Использование ИКТ на музыкальных занятиях в ДОУ
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Аржанникова Наталья Викторовна

Современный детский сад не должен отставать от требований времени, а значит, и современный музыкальный руководитель должен использовать тот же компьютер, но уже для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармонического развития личности в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_np_muz_zanyatiyah.docx26.1 КБ
Файл pamyat_svyashchenna.docx39.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Использование информационно - коммуникационных  технологий на музыкальных занятиях в детском  саду»

Последние  несколько лет я работаю с детьми  всех  возрастных  групп, и меня очень беспокоит, что современные дети постепенно теряют остроту эмоциональных ощущений, становятся более пассивными.  В  старших  группах  растёт количество детей, сидящих  на  занятиях  со  скучающим видом.  Бурное развитие информационных коммуникационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определённый отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Компьютеризация постепенно проникает практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Сейчас уже привычными для нас  медиа - устройствами  стали  цифровые  фотоаппараты, принтеры,  сканеры,  копиры,  мобильные  телефоны  с  возможностью выхода  в  Интернет  и, конечно же, компьютеры. Современный  детский сад не должен отставать от требований  времени, а значит, и  современный  музыкальный  руководитель  должен  использовать тот же компьютер, но уже  для  формирования  художественного вкуса,  развития  творческого  потенциала ребёнка и гармонического развития  личности  в  целом.

 Поэтому необходимо создание новых научно-обоснованных средств  развития  музыкальных  способностей  детей. 

Мозг  ребёнка,  настроенный  на  получение  знаний  в форме  развлекательных программ  по  телевидению,  гораздо  легче воспримет  предложенную  на  занятии  информацию  с  помощью медиа - средств, которые могут способствовать развитию  интереса  и  любви  к  музыке, к формированию   певческих  навыков, навыков  сольного  пения с музыкальным сопровождением и без него. Компьютерные технологии помогают развивать чувство ритма, умение  передавать  через  движения

характер  музыки, развивают умение исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах, побуждают детей к активным самостоятельным действиям. 

Современные исследования в области дошкольной педагогики К. Н. Моторина, С. П. Первина, М. А. Холодной, С. А. Шапкина, Ю. М. Горвиц, О. К. Тихомирова, С. Л. Новосёловой и др. показали, что «способность компьютера представлять и воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, видео, сохранять и с огромной скоростью обрабатывать данные, позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех уже существующих игр и игрушек. Всё это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащённого развития личности ребёнка».

     Я активно использую компьютерные технологии  на музыкальных занятиях и на праздниках, на развлечениях и в индивидуальной работе, в методической работе,  для самообразования и повышения квалификации. Провожу контроль и при подведении итогов.  Стараюсь качественно изменить условия для развития музыкальных способностей через оснащение материально-технической базы. Просвещаю родителей и воспитателей в области музыкального развития детей. Обобщаю и делюсь опытом на тему «Использование ИКТ в работе музыкального руководителя» среди коллег музыкантов и воспитателей на педсоветах, методических объединениях.

Ведь компьютер не  только способствует  закреплению  и  уточнению знаний, но и  повышает  познавательную  активность  детей  дошкольного  возраста.

     Применение компьютерной техники позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным. Важной задачей музыкального руководителя является гармоничное соединение  современных  технологий с традиционными средствами развития  ребёнка  для  формирования психических  процессов, основных сфер личности, развития творческих способностей.

Использование информационных технологий в учебном процессе  позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живописи, музыки, литературы, народных промыслов. Таким образом, использование компьютера  и  проектора очень удобно не только для усвоения музыкального материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса  к  музыкальной  культуре и формирования духовного мира ребёнка. Наглядность и доступность материала, обеспечение индивидуального подхода в обучении, контролирование познавательного процесса -  в конечном итоге  способствуют повышению качества обучения. Наглядность играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития музыкальности, речи, мышления дошкольников. Всем известно, что наглядность материала повышает его усвоение детьми, т.к. задействованы все каналы восприятия ребёнка - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Она активизирует  учебно-познавательную  и  творческую деятельность детей, что отвечает современным требованиям, предъявляемым к профессиональным качествам специалистов в детских дошкольных учреждениях.

Как сказал К. Д. Ушинский: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Применяя информационные технологии на музыкальном занятии, можно зажечь этот «факел». Психологические особенности дошкольника  таковы, что именно наглядность и игра, в этом возрасте,  помогают детям  развивать интерес к музыке, повышает мотивацию в самообразовании. Детям необходимо творить и  переживать, чтобы понимать.

Музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ИКТ. В своей работе я широко применяю музыкальные энциклопедии: «Шедевры музыки», «Музыкальные инструменты», «Классическая музыка», «Популярная музыка»; обучающие программы: «Музыкальный класс», «Учимся понимать музыку». Работая с программой «Энциклопедия классической музыки» можно прослушать отрывки из музыкальных произведений и   просмотреть иллюстрации и видеофрагменты.  На основе программы Microsoft Power Point можно создать компьютерную игру, которая бы включала в себя комплекс различных видов музыкальной деятельности.

Наиболее распространённый вид представления демонстрационного материала – мультимедиа презентация, сочетающая  в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребёнку. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают мне добиться поставленных целей. Используя возможности программ Power Point, киностудии Windows Live, я разрабатываю и использую мультимедийные презентации по всем видам музыкальной деятельности.

     При восприятии музыки, во время знакомства с творчеством того или иного композитора, различными жанрами музыки  использую  портреты, видеоряды иллюстраций к музыкальным произведениям и т.д. Применяю различные способы подачи учебного материала,  разнообразные приёмы и методы в обучении (это могут быть зарисовки природы, из жизни животных, просмотр записей с симфонических оркестров, спектаклей и т.д.).

Например:*Л. Бетховен «Лунная соната» - зарисовки природы;

*П. Чайковский «Декабрь» в исполнении  Д. Мацуева –

трансляция из концертного зала. (www.youtube.com)

    При разучивании музыкально-ритмических  движений  и  танцев  в своей работе, я довольно часто использую аудиозаписи или видеозаписи, что повышает эффективность моей работы, так как нет необходимости  неотрывно  сидеть  за фортепиано, и появляется возможность  самой  показать  танцевальное движение или кого-то поправить. Новые движения можно записать на видео, которое затем демонстрируется  детям,  для  того  чтобы,  они  посмотрели  красивый   показ  и  постарались  сделать так же. Это позволяет добиться выразительного  качественного  выполнения  движений,  и проследить, чтобы дети точно передавали особенности того или иного произведения. Такой приём развивает у воспитанников память, внимание, потому что информация преподносится в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

Использование мнемотаблиц помогают детям выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев. Также допускается использование  видеозаписей  с  концертов и выступлений профессиональных  коллективов (ансамбля «Берёзка», им. Пятницкого, им Александрова и др.),выступления других детей или свои собственные видеозаписи.  В этом большую помощь оказывают родители  наших воспитанников.

В пении по  графическому  изображению  можно разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам - подсказкам узнавать и учить песни. Я считаю необходимым развивать у детей  умение  вслушиваться  в  чужое и собственное исполнение. Для этого используются  микрофон  и  минусовые записи различных детских песен. При  этом  необходимо  учитывать возрастные особенности детей, темп, ритм, тональность фонограмм, характер  аранжировок  и  т. д.

Компьютер даёт широкие возможности и в игре. Ведь  для  ребёнка  дошкольного возраста  игра – это  одна  из  важнейших частей  его  деятельности,  в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется  и  развивается  личность  ребёнка.  Чтобы  развивать  музыкально - слуховые  представления, ладовое чувство  и  чувство ритма, я использую игры - презентации  по темам: «Жанры»,  «Три кита в музыке», «Лад», «Ритм и темп», «Инструменты симфонического оркестра» и т.д.

*Интерактивная  игра  «Один  лишний»,

*Музыкально – дидактическая  игра  на  развитие  тембрового  слуха

«Узнай звуки». Автор Александрова И.А. (http://pedsovet.su)

* Путешествие  по музыкальной «Угадай-ке»

Автор Самохина Е. К. (http://viki.rdf.ru/cat/musika)

     Функции демонстрационного материала  на  развлечениях  и  детских утренниках, досугах могут  выполнять  фотографии самих детей на участке, на экскурсиях, это могут быть фотографии из домашних альбомов, предоставленные самими родителями.  Мы  вместе с детьми подбираем  фотографии или предложенные картинки  к  прослушанному  произведению  или  песне. Глаза у детей горят, им очень нравится, и что самое главное, даже те дети, которые к занятиям безразличны - принимают в этом участие.

     Существует  множество  программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы: музыкальные проигрыватели, музыкальные конструкторы, музыкальные энциклопедии, обучающие программы, программы для импровизации, группового  музицирования, сочинения музыки, программы для пения караоке.

     В своей работе я использую такие программы, как:

* программа раннего обучения  Kidsmart, предназначенная для обучения детей младшего возраста (3-7 лет) с использованием информационных и коммуникационных технологий.  Важной частью программы  является русифицированное обучающее программное обеспечение, с помощью которого дети, в сопровождении сказочных персонажей, попадают, в так называемые, «Научные домики». Каждый из «Научных домиков» направлен на формирование у детей определённых навыков: музыки, математики, знания о Земле и т.д. Эту программу я использую  в индивидуальной работе с детьми для развития тембрового слуха, звуковысотного слуха, над развитием музыкальной памяти и музыкальной грамоты. Эта программа нацелена на развитие у детей певческого творчества …

     *mp3 Direct Cut  - программа - редактор MP3 аудиофайлов, позволяет мне вырезать фрагменты записи, обрезать, копировать и вставлять.

*Format Factory - компьютерная  программа для конвертации мультимедийных  файлов.

*В  программе  Sony  Sound  Forge  Audio  Studio  есть   большое количество всевозможных   функций   для   работы   с   аудио   файлами,  позволяющих  записывать,  кодировать,  восстанавливать,  а  также  редактировать.

 На праздниках, как сюрпризный момент, часто использую  звукозапись, записанную на диктофон. Это может быть диктофон сотового телефона,  плейера  или  же  самого ноутбука. Так,  на  глазах детей   «оживает» новогодняя  ёлочка, волшебное зеркало, школьный портфель, далёкая планета  и многие другие  персонажи  детских утренников. И с помощью   программы Sony Sound Forge можно  добиться  различных звуковых эффектов  (фоновой обработки). Звук  может  затухать, наоборот нарастать, может вибрировать или подобно эху резонировать в пространстве. Для  приготовления атрибутов используется сканер. Отсканированные картинки овощей со страниц детских книг «перешли» на головы  детей, в виде  шапочек. И  в  нашем  хороводе «Соберём  урожай» С. Насауленко вместе с детьми танцуют и играют  капуста  с помидором, лук, морковь и другие овощи. Всё это оказывает большое впечатление и  на детей, и на родителей, делая праздник  ярким и запоминающимся.

Но стоит обратить внимание, что вносить что-то новое следует с особой осторожностью. Ведь раннее детство – не только источник человеческой одарённости, но и период душевной ранимости, психической уязвимости. Об этом свидетельствует мировая практика реабилитации личности. «Помоги, но не навреди!» - это принцип, которому нужно следовать, внедряя информационно - коммуникационные технологии в обучение детей. Успех ИКТ педагогического процесса зависит от компетентности специалистов, используемых методов, качества применяемых средств.

Результатом своей деятельности считаю повышения уровня музыкальных способностей детей. Дети с большим интересом стали заниматься на музыкальных занятиях, и потом в свободное время можно услышать их пение, понравившейся песни. В каждой группе есть своя фонотека музыки, составленная мною в период разучивания танцев, хороводов, песен. Так вот, дети с удовольствием поют, танцуют  и начинают импровизировать, придумывая свои движения. Всё это говорит, что у детей возник интерес к музыке, к хорошей музыке.

       В перспективе я планирую продолжать работу над развитием  навыков  сольного  пения и игрой на детских музыкальных инструментах и осваивать дальше компьютерные технологии.

Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров), получать консультации по актуальным проблемам, размещать свои работы в медиатеках, там же знакомиться с разработками мероприятий своих коллег – педагогов, хранить свои файлы. Общение на форумах с коллегами со всей России помогает идти вперед в работе музыкального руководителя. Заявить о себе и своей деятельности педагогическому сообществу помогают социальные сети, где я делюсь своими наработками.

     Работа с родителями – ещё одно поле деятельности для педагога, и здесь компьютер может оказать неоценимую роль. Различные презентации можно использовать на родительских собраниях и  совместных с родителями мероприятиях. Результаты диагностики детей можно представлять в виде таблиц и диаграмм.

     Многие родители также пользуются интернет ресурсами. В связи с этим нами был создан сайт нашего детского сада, где находится моя страничка. В этой теме я создала темы наиболее интересные для родителей это: консультации для родителей, музыкальные занятия, новости, интересные ссылки, тесты для родителей, фотографии различных мероприятий. Также с помощью сайта родители могут задать мне интересующие вопросы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение

детский сад № 488

Литературно-музыкальная композиция

«Помните!»

Целевая аудитория: старший дошкольный возраст

Аржанникова Наталья Викторовна,

Музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Новосибирск. 2022

Цель: Дать детям представление о Великой Отечественной войне, о Дне Победы,

          о героических страницах истории нашей Родины с помощью различных видов

          музыкальной деятельности.

Задачи: 

  1. Расширять представления и знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы.
  2. Познакомить с патриотическими музыкальными и стихотворными произведениями, созданными в годы войны, и после её окончания; вызвать
    яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
  3. Продолжать работать над навыками выразительного исполнения песен, умению передавать в танце эмоционально -  образное содержание музыки, согласовывать слова с движениями.
  4. Воспитывать уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции, гордость за свой народ, любовь к Родине.

                                               КОНСПЕКТ

Под музыку дети заходят в зал, на экране заставка «С Днём Победы!»

*Литературно-танцевальная композиция

«Россия начиналась не с меча»

на сл. Э. Асадова.

Ведущая: Дорогие гости! Сегодня мы собрались вместе, чтобы со всей страной, со всем российским народом отметить праздник Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. 77 лет назад 9 мая закончилась Великая Отечественная Война с фашисткой Германией, в этот день Германия признала своё  полное поражение, а наш народ победил. Долог и нелёгок был путь к победе. Победа далась стране  - дорогой  ценой, погибли миллионы солдат. Имён многих из них мы не знаем. Но мы чтим память тех, кто отстоял нашу Отчизну от фашистских захватчиков. Во многих городах горит Вечный огонь, мы возлагаем к нему цветы. Никто не забыт, ничто не забыто! 

Ребёнок: Ещё тогда нас не было на свете, 
          Когда гремел салют из края в край. 
          Солдаты, подарили вы планете 
          Великий Май, победный Май! 

Ребёнок: Ещё тогда нас не было на свете, 
          Когда с победой вы домой пришли. 
          Солдаты мая, слава вам навеки, 
          От всей души, от всей Земли! 

Ребёнок: Нам светит солнышко Победы. 
          Мы знаем, в грозный, трудный час, 
          В боях жестоких наши деды - 
          Завоевали мир для нас. 

Ребёнок: Мы будем храбрыми, как деды, 
       Родную землю защитим, 
       И наше солнышко Победы 
       Мы никому не отдадим! 

                                *
Песня «Рисунок»  М. Прокопьева

Ведущая: Семьдесят семь  лет назад над нашей Родиной нависла

        смертельная опасность. Фашистская Германия решила захватить чужие

        земли, чужие богатства. Многие страны ей удалось покорить, дошла

        очередь и до нашей страны.

*Д. Шостакович «Ленинградская симфония»

Эпизод нашествия. Видео

Ведущая: Немецкие захватчики напали на нашу страну неожиданно, без

         объявления войны, 22 июня 1941 года. Наши воины готовы были встать

         на защиту Родины. Каждый день эшелоны увозили красноармейцев на

         фронт. Родные и близкие провожали их со слезами на глазах, но с верой

         в победу. 

В записи звучит голос Левитана о начале Великой Отечественной войны 

Ребёнок: Страна цвела. Но враг из-за угла, 
       Свершил налёт, пошёл на нас войною. 

Ребёнок: В тот грозный час, стальною став стеною, 
         Вся молодость оружие взяла, 
         Чтоб отстоять Отечество родное.                        

*В записи звучит песня «Священная война» А. Александрова

на её фоне слайды – фото военных лет. 

Ребёнок: Шли солдаты на запад, 
        По дорогам войны. 
        Выпадал среди залпов, 
        Может, час тишины. 

Ребёнок: И тогда на привале, 
        Опустившись в окопы, 
        Люди письма читали - 
        Для любимой, далёкой. 

                             
*Литературно-танцевальная композиция

«Тучи в  голубом» А. Журбина, П. Синявского

Выступление  воспитателей детского сада.


Ведущая: Долгих четыре года продолжалась Великая Отечественная война. Через

       тяжёлые испытания пришлось пройти людям. Но наши солдаты храбро

       сражались в боях. Те, кто оставался в тылу, работали на заводах, фабриках,

       делали оружие, танки, автоматы, самолёты, миномёты и пушки. Военные

       эшелоны везли на фронт вооружение, медикаменты и одежду, пищу для бойцов.

       Наступила весна 1945 года – весна долгожданной Победы. Наконец враг был

       сломлен! Воины освободили от фашистских захватчиков не только нашу

       Отчизну, но и многие страны Европы. Они дошли до Берлина и водрузили на  

        Рейхстаге красный флаг.

           Мы водрузили на Рейхстаг, 
          Наш советский красный флаг. 
          Этот флаг над миром реет, 
          Он сверкает и алеет. 
          Говорит всем людям флаг: 
        «Побеждён жестокий враг!» 

                   
В записи звучит голос Ю. Левитана об окончании войны.

Ведущая: В этот день радовались люди, выходили на улицы, обнимались, целовались. Совершенно незнакомые, но такие родные и близкие друг другу, столько страшных дней прожившие вместе. А теперь их объединило одно – радость Победы, радость мира, радость безоблачного неба. И неслась ввысь счастливая песня, которая прошла с солдатами по всем тропам войны, все страшные 4 года, и до сих пор мы поём её все вместе, радостно и счастливо.

*Танец с платками М. Блантера «Катюша».

Ребёнок: Все кричали: «Мир, Победа!

        Возвращаемся домой!»

        Кому радость, кому беды,

        Кто погиб, а кто живой.

Ребёнок: Светлый праздник День Победы

Отмечает вся страна,

Наши бабушки и деды

Надевают ордена.

Ведущая: Каждый год 9 мая встречаются ветераны, чтобы вспомнить о былом. Каждый год их становится всё меньше…

*Песня «Когда ветераны идут на парад» З. Роот

Ведущая: Нелегко досталась эта великая победа. 
            И хочется, низко поклонившись, сказать. 
            Слава тебе, победитель – солдат, 
            Ты прошёл через все испытанья, 
            Не ради чинов и наград, 
            А чтобы избавить людей от страданья. 
                         Четыре года жизни – год за годом, 
                         Четыре года смерти – день за днем, 
                         Во имя мира всем земным народам, 
                         Бежали, опоясаны огнём. 
            Все, что свершили, - памятно и свято. 
            Навеки будут рядом, без конца – 
            Могила Неизвестного солдата и 
            Счастье победившего бойца!

*Песня «Вечный огонь» А. Филиппенко

На экране видео Вечного огня.


Ведущая:  Неугасима память поколений. 
         И память тех, кого так свято чтим. 
         Давайте, люди встанем на мгновенье. 
         И в скорби постоим и помолчим. 

*Минута молчания. Фон «Метроном».

Ребёнок: Сияет солнце в День Победы, 
         И будет нам всегда светить. 
         В боях жестоких наши деды 
         Врага сумели победить. 

Ребёнок: Идут колонны ровным строем, 
          И льются песни там и тут, 
          А в небе городов-героев, 
          Сверкает праздничный салют. 

Ребёнок: Мирный день плывёт над нами – 
          Радость в сёлах, городах, 
          Над заводами, полями – 
          Неба чистого размах. 


Ребёнок: Скажут наши дети дружно: 
          Хорошо в краю родном! 
          Нам добру учиться нужно, 
          Мы для радости живем. 

*Песня « Победа» Е. В. Машечковой

Ведущая: Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвётся снаряд.

Ни один не строчит автомат.

      Пусть оглашают наши леса

      Только птиц и детей голоса.

      И пусть мирно проходят года,

      Пусть не будет войны никогда!

                  Пусть гремит салют победы!

                  Этим светом мир согрет!

             Поздравляем наших прадедов и дедов!

             Дню Победы – многих лет!

Под песню «День Победы» Д. Тухманова

Дети  маршируют и выходят из зала.

Методические рекомендации:

Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Нам, знающим войну по книгам и фильмам, нужно сохранить память о великих  тех годах в своих умах и сердцах, передать эту память сегодняшним малышам, воспитанникам детского сада.

Что можно рассказать детям и как? Какие фильмы, мультфильмы о войне показать, чтобы, не напугать ребёнка, но в то же время дать возможность проявиться сочувствию, состраданию, сопереживанию.

А начать надо с вопроса «А вы знаете, какой скоро праздник?» Эта фраза должна
заинтересовать ребёнка, ведь дети очень любят праздники. Затем рассказать о начале войны. Объяснить, что Великой она называется потому, что когда «прапрадедушка был маленьким мальчиком, как ты», немецкие фашисты без предупреждения напали на нашу страну. Они хотели установить свои порядки и поэтому взрывали огромные бомбы, стреляли и забирали в плен. Но наши войска дали отпор, потому что идти на фронт было долгом каждого.

Само по себе повествование не должно быть слишком долгим, иначе ребёнку наскучит слушать о войне, ведь в этой истории не будет ничего смешного или весёлого. По мере взросления ребёнка можно будет рассказать ему больше.

Очень важна умеренность в описании ужасов войны. Не стоит подробно расписывать, что творилось в концлагерях или в блокадном Ленинграде. Тем самым мы  только дадим  повод для ночных кошмаров.

Рассказывая о войне, настройтесь на эмоциональную искренность. Признайтесь ребёнку, что вам нелегко и что это вообще сложная тема. Но вы постараетесь объяснить всё правильно…  А признание мужественного папы в том, что он боится войны, и совсем её не хочет, произведёт гораздо больший эффект, чем все «воспитательные речи» вместе взятые.

.Рекомендуется делать акцент на зрительном восприятии дошкольников, так как это позволит им более глубоко прочувствовать подвиг солдат, защищавших нашу Родину.

 При необходимости надо объяснить ребёнку значение непонятных слов: тыл, фронт, эшелон, привал, землянка и др., и не забыть добавить, что война длилась долгих четыре года, и что много солдат не вернулось домой. А 9 мая 1945 года фашистские войска были разбиты, и наступила долгожданная победа. В этот день все радуются тому, что теперь люди живут под мирным  небом, а дети говорят ветеранам «спасибо» и дарят рисунки с праздничным салютом.

В разговоре с дошкольниками накануне Дня Победы обязательно надо спросить, сохраняется ли в семье память о прабабушках и прадедушках, есть ли в доме портреты, фотографии воевавших на Великой Отечественной войне или трудившихся во имя Победы в тылу родственников? Попросить ребят спросить об этом у своих родителей, бабушек и дедушек. В группах можно будет устроить Галерею Памяти, которая даст возможность воспитателю начать разговор о войне.

Родителям же обязательно нужно порекомендовать рассказать своим детям о тех, кто изображён на фотографиях, пусть дети перенесут этот рассказ в группу, с гордостью расскажут о своих героических предках. Тем, у кого не сохранились фронтовые фотографии, нет памяти о прадедушках и прабабушках, можно предложить сходить всей семьёй к памятнику погибшим во время Великой Отечественной войны землякам.

Ещё можно предложить зайти на сайт «Дорога памяти», где люди размещают фотографии участников Великой Отечественной войны. Кто-то добавит в галерею сайта своих родственников, а кто-то, возможно, найдёт тех, о ком потеряна память. Это можно будет сделать, пройдя по ссылке: https ://foto.pamyat-naroda.ru/

      Чтобы Великая Отечественная война не осталась в истории как исторический факт наряду с множеством других исторических фактов, родители, бабушки, дедушки, педагоги должны посвящать детей в эту тему, рассказывать, какой ценой нам досталась победа, почему День Победы – самый важный государственный праздник в нашей стране, праздник со слезами на глазах. Наши беседы с ребёнком, рассказы очевидцев, стихи, спектакли, песни, книги, фильмы, написанные и созданные в военное и послевоенное время, ещё дают нам надежду, что живая связь времен пока ещё не прервётся.

Этого не должно больше повториться! Песни и музыка  времён Великой Отечественной войны – это, к счастью, не только война. Это и народная память, и воспитание лучших патриотических чувств у нашего поколения, и призыв к сплочению и братству всех, живущих на родной земле!

   

Список литературы:

1. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.

     Алёшина Н.В. – М.: ЦГЛ, 2004 

2. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по  

    патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А. Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера,

             2006. — 192 с.

3. Детям о Великой Победе. Беседы о  Второй мировой войне/А. П. Казаков, Т.А.

   Шорыгина. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 48 с. ,4

4. Э. Асадов «Россия начиналась не с меча»

5. К. Симонов «Жди меня»

6. Стихи поэтов: А. Безыменского, М. Владимова, Г. Фатеева, И. Мазнина

7. Д. Шостакович Симфония № 7 «Ленинградская»

8. А. Александров «Священная война»

  1. А. Журбин,  П. Синявский  «Тучи в голубом»

10. Д. Тухманов «День Победы"

11. А. Филиппенко «Вечный огонь» 

12. М. Прокопьев «Рисунок» 

13. youtube.com  Видеохроника

Приложения

Детям, которые постарше, можно прочитать книги о войне, о маленьких героях-пионерах и комсомольцах, которые защищали нашу Родину. Есть много рассказов о партизанах, разведчиках.

Вот некоторые произведения о военном времени, которые подойдут для дошкольников:

  • «Сын полка»  В. Катаев
  • «Четвертая высота» Е. Ильина
  • «Сашко» А. Фадеев
  • «Брат мой в армию идет», В. Орлов;
  • «Галина мама», С. Георгиевская;
  • «Арбузный переулок», В. Драгунский;
  • «Андрейка», В. Осеева;
  • «Стальное колечко», К. Паустовский;
  • «Шинель», Е. Благинина;
  • «Кукла», Г. Черкашин;
  • «Улица младшего сына», «Главное войско», «Памятник солдату», «Твои
  • защитники», Л. Кассиль;

Детская литература подойдет для первого знакомства с образами войны. Читать книги на эту тему можно уже с трёх лет. Малыш ещё мал, он не поймет всех ужасов того времени, но это пока и не нужно. После пяти лет дети уже более осознанно воспринимают вопросы смерти, примеряя их на себя. Главное в такие моменты – успокоить ребёнка здесь и сейчас: война уже прошла, её уже пережили, мы живём в мирное время.

Дома и на занятиях в детском саду можно посмотреть мультфильмы и художественные фильмы о войне.

 Вот список фильмов, которые можно найти в Интернете:

Мультфильмы о войне:

1. «Солдатская сказка» К.Паустовский (СССР, Киевнаучфильм, 1983)

2. «Солдатская лампа» (Творческое объединение «Экран», 1984)

3. «Воспоминание» («Союзмультфильм» , 1986)

4. «Скрипка пионера» («Союзмультфильм», 1971)

5. «Легенда о старом маяке» («Союзмультфильм», 1976)

6. «Василек» «Союзмультфильм», 1973)

7. «Великая Отечественная» (Казахстан,  

8. «Салют» (Киевнаучфильм, 1975)

9. «История одной куклы» (Кинопоиск, 1984)

10. «Приключения красных галстуков» (1971)

11. «Сильные духом крепче стены» (Казахстан, 2010)

12. «Партизанская снегурочка» («Киевнаучфильм», 1981)

13. «Пуговка» (Студия продюсерского кино, 2010)

14. «Жить» (Киностудия Горького, 2016)

Примерный список фильмов о войне:

1. «Девочка ищет отца» ( Беларусьфильм, 1959)

2. «Иваново детство» ( Мосфильм, 1962)

3. «Смелые люди» ( Мосфильм,1950)

4. «Беспокойное хозяйство» (Мосфильм, 1946)

5. «Сын полка» ( Союздетфильм, 1946)

6. «Садись рядом, Мишка!» (Киностудия им. Горького, 1977)

7. «Четыре танкиста и собака» (Польша, 1966)

8. «Зимнее утро» (Ленфильм, 1966)

9. «Пятерка отважных» ( Беларусфильм, 1970)

10. «Юнга Северного флота» ( Киностудия им. Горького, 1973)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Эффективность использования ИКТ на музыкальных занятиях"

Использование ИКТ позволяет вывести дошкольные учреждения  на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество дошкольного образования, соответ...

Музыкальное занятие «Что растет на грядке?» (использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)

Музыкальное занятие «Что растет на грядке?»(использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)Цель:Развивать музыкальные и творческие способности детей, укреплять здоровье...

Использование ИКТ на музыкальных занятиях В ДОУ

Использование  компьютера для занятий  с дошкольниками имеет широкий спектр возможностей: показ презентаций, видео-иллюстрации для сопровождения музыкальных произведений  при  слуш...

Использование фольклора на музыкальных занятиях. Консультация для воспитателей.

Дидактическая направленность фольклора. Использование игр, танцев, песен  детского фольклора на музыкальных занятиях детского сада. ...

«Использование логоритмики на музыкальных занятиях».

Задачи:Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях с использованием логоритмики.Показать значимость применения логоритмики для речевого развития до...

доклад "Использование логоритмики на музыкальных занятиях"

Выступление на августовской конференции музыкальных работников. Основные направления логоритмики, знакомство с ведущими авторами Картушиной, Гоголевой, Боромыковой....

Эффективность использования ИКТ на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. Невозможно себе представить мир в условиях современного развития общества без информационных ресурсов, не менее  значимых...