доклад "Использование логоритмики на музыкальных занятиях"
методическая разработка по теме

Мишукова Наталья Геннадьевна

Выступление на августовской конференции музыкальных работников. Основные направления логоритмики, знакомство с ведущими авторами Картушиной, Гоголевой, Боромыковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_logoritmike_na_konferentsii.doc68.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального направления развития воспитанников № 10 «Маленький принц»

Выступление на августовской конференции

музыкальных работников.

Доклад на тему: «Использование логоритмики на музыкальных занятиях».

Выполнил: музыкальный руководитель 1 кв. категории

Мишукова Наталья Геннадьевна

 

г. Набережные Челны

 

Использование логоритмики на музыкальных занятиях.

В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным только 15% новорождённых появляются на свет здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины и проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их умственное  и физическое развитие. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы жизни. Если к концу 1 г.ж. словарь составляет 8- 10 слов, то в 3 года- до 1 тысячи слов.

На 3 г.ж. ребёнка  речь становится доминирующей линией развития.

Логопедическая ритмика- это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путём развития двигательной сферы ребёнка в сочетании со словами и музыкой.

Такую форму активной терапии, как логоритмика, я начала осуществлять впервые в 2006- 2007 учебном году. Свою работу я начала с изучения методических рекомендаций и практического материала таких авторов как, О.И.Карц, О.С. Боромыкова, М.Ю.Картушина  и другие, посетила 2 семинара- практикума по программе «Арт- терапия», которая направлена на развитие психоэмоциональных процессов у детей дошкольного возраста.

Почему логоритмика?

Всё окружающее нас живёт по законам ритма. Смена времён года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме- ритмических упражнениях и играх.

Система ритмического воспитания получила большое распространение в странах Европы в начале 20 века. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит нормализации двигательных функций речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико- интонационной стороны речи.

Логоритмические занятия- это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения включают в себя пальчиковые, речевые музыкально- двигательные и коммуникативные игры.

Я считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают  положительный и эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д..

Регулярные логопедические упражнения способствуют нормализации речи ребёнка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками и многое другое.

Ещё большой плюс занятий и упражнений по логоритмике, это то, что они групповые, что помогает ребёнку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться активно с ним взаимодействовать.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Поэтому логоритмика становится праздником красивой речи для детей!

Основные задачи логоритмического воздействия:

  1. Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

  1. Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса.

  1. Развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений.

  1. Воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями.

  1. Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое.

  1. Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонального дыхания.

  1. Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением.

  1. Формирование, развитие и коррекция слухо- зрительно- двигательной координации.

 

Направление работы по логоритмике.

  1. Развитие чувства ритма- упражнения, музыкально- дидактические, ритмические игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия.

  1. Формирование правильного дыхания- упражнения, направленные на формирование, развитие и обработку правильного физиологического и речевого дыхания.

  1. Развитие артикуляционной и лицевой моторики- упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц.

  1. Развитие общей моторики- динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих  двигательных и координаторных функций.

  1. Развитие мелкой моторики- пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или с использованием  различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.

Логоритмика (логоритмические занятия)

включают  в себя следующие элементы:

Упражнения

Развитие

Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук.

Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.

Музыкальные и музыкально- ритмические игры с музыкальными инструментами.

Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве.

Развитие чувства ритма.

Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально- артикуляционные упражнения.

Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности.

Развитие певческих данных.

Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения.

Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания.

Упражнения на развитие мимических мышц.

Коммуникативные игры и танцы.

Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно- образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.

Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям.

Развитие мышечно- двигательной и координационной сферы.

Упражнения на развитие словотворчества

Расширение активного запаса детей.

Литература:

  1. М.Ю.Картушина «Логоритмика для малышей».

  1. М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия для малышей».

  1. О.С.Боромыкова «Коррекция речи и движения» (упражнения с музыкальным сопровождением).

  1. Н.А. Ветлугина «Музыкальный букварь».

  1. О.И.Карц, С.Коротаева.  Программа «Арт- терапия».

  1. Е.Д.Макшанцева «Музыкально- речевые игры для детей дошкольного возраста».

  1. И.Бодраченко «Музыкальные игры в детском саду».

  1. Журналы:

  • «Музыкальная палитра»;
  • «Дошкольное воспитание»;
  • «Колокольчик».

Сейчас создано много методической интересной и нужной литературы по воспитанию дошкольников и новых методов работы с детьми. Я хочу вас познакомить с некоторыми из них. Это та литература, которой я пользуюсь при составлении музыкальных занятий.

«Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением» О.С.Боромыковой.

Это пособие очень простое по форме и содержанию, им могут пользоваться музыкальные руководители детских садов, логопеды. Воспитатели и даже родители. Материал, изложенный здесь, тесно связан с работой логопеда и является своеобразным дополнением к его работе по коррекции. Предложенные игры и упражнения не только помогают исправлять речь и движения детей, но и оказывают сильное воздействие на развитие музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости и творческой активности детей. Упражнения, представленные в этой книге, я включаю в начале занятия при разучивании музыкально- ритмических движений, в середине- вместо попевок, в конце- хороводные игры.

Например, упражнения:

  • «Пильщики»;
  • «Мышки»;
  • «Кот- царапка»;
  • «Ходьба на носках и пятках»;
  • «Я бегу, бегу, бегу».

В конце этого сборника приведены инсценировки и игры с пением.

  • Игра «Лиса».

Сборник музыкально- речевых игр «Скворушка» Е.Д.Макшанцевой предназначен для занятий с детьми младшего школьного возраста, он составлялся с учётом достижений дошкольной педагогики в формировании правильной речи детей и предупреждении речевых дефектов. Все упражнения построены  на сочетании музыки и речи с движениями. Такая комплексная форма обеспечивает не только предупреждение речевых нарушений у детей, но и благоприятно влияет на весь организм ребёнка, способствуя развитию его личности в целом.

  • «Пастушок»;
  • «Кап-кап».

В конце сборника прилагаются речевые игры:

  • «Не сердись, а улыбнись».

Хочется отметить, что при проведении этих игр необходимо эмоциональное участие во всех играх и самого взрослого. Улыбающийся педагог является образцом поведения в совместных играх.

«Логоритмика для малышей» М.Ю.Картушиной представляет собой систему занятий по развитию чувства ритма у детей. В их основе лежит восприятие- воспроизведение структур ритма разного вида (наглядных, двигательных, звуковых, графических). Формирование представлений о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах осуществляется в неразрывном единстве. В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приёмами самомассажа. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал с детьми заранее не выучивается.

  • «Снеговик»- самомассаж.
  • «Коготки»- пальчиковая гимнастика.
  • «Ёлочка»- зрительная гимнастика.

Выбирая ту или иную форму организации педагогического процесса, каждый педагог должен исходить из уровня подготовленности и индивидуальных особенностей своей группы, задач, которые он ставит перед собой, и требований, предъявляемых им к среде формирования личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОРИТМИКА НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ

«Музыкальная народная культураявляется тем чистым источником,из которого подрастающеепоколение, взяв лучшее из прошлого,сделает лучшим будущее»....

Методические рекомендации для педагогов "Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях в детском саду"

Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка. Логоритмика – это единство музыки, слова и движени...

«Использование логоритмики на музыкальных занятиях».

Задачи:Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях с использованием логоритмики.Показать значимость применения логоритмики для речевого развития до...

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Консультация «Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)

Консультация«Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)...