доклад "Использование логоритмики на музыкальных занятиях"
методическая разработка по теме

Мишукова Наталья Геннадьевна

Выступление на августовской конференции музыкальных работников. Основные направления логоритмики, знакомство с ведущими авторами Картушиной, Гоголевой, Боромыковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_logoritmike_na_konferentsii.doc68.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального направления развития воспитанников № 10 «Маленький принц»

Выступление на августовской конференции

музыкальных работников.

Доклад на тему: «Использование логоритмики на музыкальных занятиях».

Выполнил: музыкальный руководитель 1 кв. категории

Мишукова Наталья Геннадьевна

 

г. Набережные Челны

 

Использование логоритмики на музыкальных занятиях.

В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным только 15% новорождённых появляются на свет здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины и проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их умственное  и физическое развитие. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы жизни. Если к концу 1 г.ж. словарь составляет 8- 10 слов, то в 3 года- до 1 тысячи слов.

На 3 г.ж. ребёнка  речь становится доминирующей линией развития.

Логопедическая ритмика- это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путём развития двигательной сферы ребёнка в сочетании со словами и музыкой.

Такую форму активной терапии, как логоритмика, я начала осуществлять впервые в 2006- 2007 учебном году. Свою работу я начала с изучения методических рекомендаций и практического материала таких авторов как, О.И.Карц, О.С. Боромыкова, М.Ю.Картушина  и другие, посетила 2 семинара- практикума по программе «Арт- терапия», которая направлена на развитие психоэмоциональных процессов у детей дошкольного возраста.

Почему логоритмика?

Всё окружающее нас живёт по законам ритма. Смена времён года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме- ритмических упражнениях и играх.

Система ритмического воспитания получила большое распространение в странах Европы в начале 20 века. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит нормализации двигательных функций речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико- интонационной стороны речи.

Логоритмические занятия- это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения включают в себя пальчиковые, речевые музыкально- двигательные и коммуникативные игры.

Я считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают  положительный и эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д..

Регулярные логопедические упражнения способствуют нормализации речи ребёнка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками и многое другое.

Ещё большой плюс занятий и упражнений по логоритмике, это то, что они групповые, что помогает ребёнку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться активно с ним взаимодействовать.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Поэтому логоритмика становится праздником красивой речи для детей!

Основные задачи логоритмического воздействия:

  1. Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

  1. Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса.

  1. Развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений.

  1. Воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями.

  1. Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое.

  1. Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонального дыхания.

  1. Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением.

  1. Формирование, развитие и коррекция слухо- зрительно- двигательной координации.

 

Направление работы по логоритмике.

  1. Развитие чувства ритма- упражнения, музыкально- дидактические, ритмические игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия.

  1. Формирование правильного дыхания- упражнения, направленные на формирование, развитие и обработку правильного физиологического и речевого дыхания.

  1. Развитие артикуляционной и лицевой моторики- упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц.

  1. Развитие общей моторики- динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих  двигательных и координаторных функций.

  1. Развитие мелкой моторики- пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или с использованием  различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.

Логоритмика (логоритмические занятия)

включают  в себя следующие элементы:

Упражнения

Развитие

Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук.

Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.

Музыкальные и музыкально- ритмические игры с музыкальными инструментами.

Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве.

Развитие чувства ритма.

Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально- артикуляционные упражнения.

Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности.

Развитие певческих данных.

Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения.

Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания.

Упражнения на развитие мимических мышц.

Коммуникативные игры и танцы.

Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно- образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.

Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям.

Развитие мышечно- двигательной и координационной сферы.

Упражнения на развитие словотворчества

Расширение активного запаса детей.

Литература:

  1. М.Ю.Картушина «Логоритмика для малышей».

  1. М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия для малышей».

  1. О.С.Боромыкова «Коррекция речи и движения» (упражнения с музыкальным сопровождением).

  1. Н.А. Ветлугина «Музыкальный букварь».

  1. О.И.Карц, С.Коротаева.  Программа «Арт- терапия».

  1. Е.Д.Макшанцева «Музыкально- речевые игры для детей дошкольного возраста».

  1. И.Бодраченко «Музыкальные игры в детском саду».

  1. Журналы:

  • «Музыкальная палитра»;
  • «Дошкольное воспитание»;
  • «Колокольчик».

Сейчас создано много методической интересной и нужной литературы по воспитанию дошкольников и новых методов работы с детьми. Я хочу вас познакомить с некоторыми из них. Это та литература, которой я пользуюсь при составлении музыкальных занятий.

«Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением» О.С.Боромыковой.

Это пособие очень простое по форме и содержанию, им могут пользоваться музыкальные руководители детских садов, логопеды. Воспитатели и даже родители. Материал, изложенный здесь, тесно связан с работой логопеда и является своеобразным дополнением к его работе по коррекции. Предложенные игры и упражнения не только помогают исправлять речь и движения детей, но и оказывают сильное воздействие на развитие музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости и творческой активности детей. Упражнения, представленные в этой книге, я включаю в начале занятия при разучивании музыкально- ритмических движений, в середине- вместо попевок, в конце- хороводные игры.

Например, упражнения:

  • «Пильщики»;
  • «Мышки»;
  • «Кот- царапка»;
  • «Ходьба на носках и пятках»;
  • «Я бегу, бегу, бегу».

В конце этого сборника приведены инсценировки и игры с пением.

  • Игра «Лиса».

Сборник музыкально- речевых игр «Скворушка» Е.Д.Макшанцевой предназначен для занятий с детьми младшего школьного возраста, он составлялся с учётом достижений дошкольной педагогики в формировании правильной речи детей и предупреждении речевых дефектов. Все упражнения построены  на сочетании музыки и речи с движениями. Такая комплексная форма обеспечивает не только предупреждение речевых нарушений у детей, но и благоприятно влияет на весь организм ребёнка, способствуя развитию его личности в целом.

  • «Пастушок»;
  • «Кап-кап».

В конце сборника прилагаются речевые игры:

  • «Не сердись, а улыбнись».

Хочется отметить, что при проведении этих игр необходимо эмоциональное участие во всех играх и самого взрослого. Улыбающийся педагог является образцом поведения в совместных играх.

«Логоритмика для малышей» М.Ю.Картушиной представляет собой систему занятий по развитию чувства ритма у детей. В их основе лежит восприятие- воспроизведение структур ритма разного вида (наглядных, двигательных, звуковых, графических). Формирование представлений о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах осуществляется в неразрывном единстве. В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приёмами самомассажа. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал с детьми заранее не выучивается.

  • «Снеговик»- самомассаж.
  • «Коготки»- пальчиковая гимнастика.
  • «Ёлочка»- зрительная гимнастика.

Выбирая ту или иную форму организации педагогического процесса, каждый педагог должен исходить из уровня подготовленности и индивидуальных особенностей своей группы, задач, которые он ставит перед собой, и требований, предъявляемых им к среде формирования личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОРИТМИКА НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ

«Музыкальная народная культураявляется тем чистым источником,из которого подрастающеепоколение, взяв лучшее из прошлого,сделает лучшим будущее»....

Методические рекомендации для педагогов "Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях в детском саду"

Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка. Логоритмика – это единство музыки, слова и движени...

«Использование логоритмики на музыкальных занятиях».

Задачи:Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях с использованием логоритмики.Показать значимость применения логоритмики для речевого развития до...

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Консультация «Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)

Консультация«Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)...

Консультации для педагогов "Речь и логоритмика. Использование логоритмики на музыкальных занятиях"

Консультации для педагогов "Речь и логоритмика. Использование логоритмики на музыкальных занятиях"...