ЛОГОРИТМИКА НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ
статья по теме

Тучкова Виктория Валерьевна

 

«Музыкальная народная культура

является тем чистым источником,

из которого подрастающее

поколение, взяв лучшее из прошлого,

сделает лучшим будущее».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_tuchkova_v.v.doc53.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЛОГОРИТМИКА НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ

Тучкова В.В., муз. рук. I кв. кат.

г.Сургут, МБДОУ №47 «Гусельки»

e-mail:steel94@list.ru

тел.:8-932-438-16-47

«Музыкальная народная культура

является тем чистым источником,

из которого подрастающее

поколение, взяв лучшее из прошлого,

сделает лучшим будущее».

Обновление содержания общего образования обуславливает необходимость определённых изменений в системе дошкольного образования. Анализируя процессы, происходящие сегодня в дошкольном образовании, можно выделить приоритетные линии разработки, которые обеспечивают качество и доступность образования, что, в свою очередь, имеет несколько составляющих. Во-первых, это качество образовательных программ, определяющих стратегию и тактику педагогической работы. Во-вторых, качество образовательной среды, в которую входят материальный и «отношенческий» компоненты. В-третьих, качество работы педагога, его профессиональная подготовка, способность учитывать личностные характеристики воспитанников, умение выбрать наиболее успешный путь взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

Всё это побуждает совершенствовать коррекционно-педагогическую деятельность.

Самой многочисленной категорией среди дошкольников с отклонениями в развитии являются дети с речевыми дефектами (от 45 до 60%). Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но целенаправленное развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации средствами музыкально-логоритмических занятий даёт значительную динамику в их формировании у детей. Главный принцип проведения музыкально-логоритмических занятий – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Она используется для упорядочения темпа и характера ребёнка, развития мелодикоинтонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.

Задачи логоритмических занятий: преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия.

  1. образовательные:

- формировать двигательные умения и навыки;

- развивать пространственные представления;

- развивать координацию, переключаемость движений;

- знакомить с метроритмикой;

  1. воспитательные:

- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;

- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;

  1. коррекционные:

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

Логоритмические занятия рекомендовано проводить один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в средней группе составляет 15-20 минут, в старшей – 20-25 минут, в подготовительной – 25-30 минут. Общее количество учебных занятий в год – 39. Диагностика проводится 2 раза в год (вводная–в сентябре, итоговая–в мае). Одежда должна соответствовать роду логоритмической деятельности: футболка, шорты, чешки. Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме.

Структура занятия:

Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:

- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

- на развитие внимания;

- регулирующие мышечный тонус;

- счётные упражнения;

- формирующие чувство музыкального размера;

- на развитие чувства темпа и ритма;

- на развитие координации движения;

- на координацию речи с движением;

- на координацию пения с движением;

- на развитие речевых и мимических движений.

Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;

- чистоговорки  для автоматизации и дифференциации звуков;

- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;

- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

- фонопедические упражнения по методу В.В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;

- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Средняя группа

Музыкально- ритмические упражнения и игры

1.Формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.

2.Учить менять движения в соответствии с двухчастной и трёхчастной формой музыки.

3.Совершенствовать навыки основных движений (ходьбы, бега).

4.Учить ритмично, хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно).

5.Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений, используя мимику.

Артикуляционная (логопедическая) гимнастика

1.Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность.

2.Растягивать подъязычную связку (уздечку).

3.Обучать равномерному и продолжительному выдоху.

4.Отрабатывать движение верхней губы вверх и вниз.

5.Учить удерживать губы и язык в заданном положении.

6.Развивать силу выдоха.

7.Укреплять мускулатуру языка и щёк.

8.Укреплять жевательно-артикуляторные мышцы.

Пальчиковая гимнастика

Развивать моторику кистей и пальчиков рук.

Фонопедические упражнения

1.Укреплять гортань.

2.Прививать навыки речевого дыхания.

Пение

1.Формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно.

2.Формировать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами.

3.Учить смягчать концы фраз, чётко произносить слова.

4.Учить петь мелодию, передавая характер музыки.

5.Учить петь с инструментальным сопровождением и с помощью музыкального руководителя (воспитателя).

Игра на детских музыкальных инструментах

Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

Коммуникативные игры и танцы

Развивать эмоциональность и позитивное самоощущение.

Упражнения на релаксацию

Снимать эмоциональное и физическое напряжение.

Старшая группа

Музыкально-ритмические упражнения и игры

1.Продолжить формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.

2.Учить самостоятельно, менять движения в соответствии с двухчастной и трёхчастной формой музыки.

3.Продолжить совершенствовать навыки основных движений (ходьбы, бега).

4.Развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений, используя мимику.

Артикуляционная (логопедическая) гимнастика

1.Вырабатывать энергичное сокращение мускулов гортани, глотки.

2.Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку, вырабатывать движения языка вверх.

3.Вырабатывать выдувание воздуха поочерёдно правым и левым углом рта.

4.Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в расслабленном состоянии.

5.Развивать умение поднимать боковые края языка.

6.Стимулировать движения нижней челюсти.

7.Укреплять губы.

8.Развивать гибкость и точность движений кончика языка, вырабатывать умение быстро менять положение языка.

9.Развивать мимико-артикуляторные мышцы.

10.Развивать мышцы шеи.

Пальчиковая гимнастика

Развивать моторику кистей и пальчиков рук.

Фонопедические упражнения

1.Укреплять гортань.

2.Развивать речевое дыхание, голос, интонационную выразительность, темп речи.

Пение

1.Формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно.

2.Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами.

3.Учить смягчать концы фраз, чётко произносить слова.

4.Учить петь с инструментальным сопровождением и с голосом музыкального руководителя (воспитателя).

Игра на детских музыкальных инструментах

Развивать умение подыгрывать простейшие ритмические фигурации на ложках, барабане, погремушках, металлофоне.

Коммуникативные игры и танцы

1.Развивать динамическую сторону общения.

2.Развивать эмоциональность.

3.Развивать позитивное самоощущение.

Упражнения на релаксацию

Снимать эмоциональное и физическое напряжение.

Подготовительная группа

Музыкально-ритмические упражнения и игры

1.Развивать чувство ритма, внимание, умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание.

2.Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.

3.Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений.

Артикуляционная (логопедическая) гимнастика

1.Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность.

2.Укреплять мускулатуру языка, щёк, губ.

3.Стимулировать движения нижней челюсти.

4.Отрабатывать подъём языка и его подготовку к выработке вибрации.

5.Учить удерживать губы и язык в заданном положении.

6.Развивать подвижность языка, способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при её укорочении).

7.Укреплять мышцы шеи.

8.Прививать навык выпускания длительной направленной воздушной струи.

9.Развивать мимическую мускулатуру.

Пальчиковая гимнастика

Развивать моторику кистей и пальчиков рук.

Фонопедические упражнения

1.Укреплять гортань.

2.Развивать речевое дыхание, голос, интонационную выразительность, темп речи.

Пение

1.Формировать певческие навыки, умение петь лёгким звуком, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, брать дыхание перед началом музыкальной фразы и между фразами.

2.Способствовать развитию навыков пения с музыкальным сопровождением и без него.

3.Содействовать творческому исполнению песен разного характера.

4.Развивать речевую память и речевой слух.

Игра на детских музыкальных инструментах

1.Развивать чувство ритма.

2.Учить исполнять простейшие мелодии и ритмические фигуры в коллективе, соблюдая общую динамику и темп.

Коммуникативные игры и танцы

1.Развивать динамическую сторону общения.

2.Развивать эмоциональность.3. Развивать позитивное самоощущение.

Упражнения на релаксацию

Снимать эмоциональное и физическое напряжение.

В подготовке и проведении логоритмических занятий необходима тесная взаимосвязь педагогов ДОУ: музыкального руководителя, учителя-логопеда, воспитателя, педагога-психолога. Организатором занятий может выступать музыкальный руководитель, логопед.

Литература:

1.Гавришева Л.Б., Нищева Н.Б. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры, С.-П.: «Детство-пресс», 2009. 32 с.

2.Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации - М.: Мозаика-Синтез, 2005.88 с.

3.Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду, Я.: Академия развития, 2006.119 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов "Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях в детском саду"

Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка. Логоритмика – это единство музыки, слова и движени...

«Использование логоритмики на музыкальных занятиях».

Задачи:Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях с использованием логоритмики.Показать значимость применения логоритмики для речевого развития до...

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Консультация «Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)

Консультация«Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)...

Консультации для педагогов "Речь и логоритмика. Использование логоритмики на музыкальных занятиях"

Консультации для педагогов "Речь и логоритмика. Использование логоритмики на музыкальных занятиях"...