Организация деятельности дошкольников с компьютером
план-конспект занятия по информатике (подготовительная группа) на тему

Розенкова Алена Александровна

Введение

Современную жизнь невозможно представить без компьютеров. Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой тем, кому предстоит жить в XXI веке, очевидна.

Однако компьютеризация образования и досуговой деятельности имеет ряд негативных моментов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье. Работа, занятия или игра на компьютере сопряжены с воздействием на пользователя, будь он ребенок или взрослый.

Поэтому очень важно соблюдать определенные требования.

I. Правила техники безопасности при работе с компьютером для детей дошкольного возраста.

1. При работе с компьютерной техникой в детском саду следуют СанПиНу 2.4. 1. 2660-10: — 6.9

2. Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг.

3. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.

4. Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.

5. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них.

6. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей.

7. Непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми с компьютеров проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).

Занятия на компьютере должны быть комплексными. Они включают в себя 3 этапа:

I этап - подготовительный.

Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.

II этап - основной.

Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. Используется несколько способов "погружения" ребенка в компьютерную программу:

1 способ. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.

2 способ. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами, их назначением.

3 способ. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.

4 способ. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, в дальнейшем самостоятельно "читают" схемы.

III этап - заключительный.

Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ.

минутки, точечный массаж, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек 2 раза в неделю в первой половине дня.

Продолжительность каждого этапа занятия:

1 этап - 10-15 минут,

2 этап - 10-15 минут,

3 этап - 4-5 минут.

После каждого занятия проветривание помещения.

Рекомендуемое время для занятий с использованием компьютера:

- первая половина дня – оптимальна

- вторая половина дня – допустима, однако занятие следует проводить в период второго подъёма суточной работоспособности, в интервале от 15 ч.30 мин. до 16ч.30мин., после дневного сна и полдника.

Рекомендуемая максимальная кратность работы для детей

6 лет – 2 раза в неделю.

Рекомендуемые дни недели для занятий с компьютером:

вторник, среда,

четверг – оптимальные;

понедельник – допустимый.

В первый день недели работоспособность ещё не достигает желаемого уровня

(нарушение режима в выходные).

В пятницу заниматься на компьютере нежелательно, происходит резкое снижение работоспособности в силу накопившейся недельной усталости.

Недопустимо проводить занятия с компьютером во время, отведённое для прогулок и дневного отдыха.

Согласно действующим санитарно-эпидемиологическими нормами НОД на компьютере с дошкольниками не должна быть более указанной ниже:

* для детей 6 лет I-II групп – 15минут в день; здоровья

* для детей 6 лет III группы – 10 минут в день; здоровья

* для детей 5 лет I-II групп – 10 минут в день; здоровья

* для детей 5 лет III группы – 7 минут в день; здоровья

* для детей 6 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения – 10 минут в день;

* для детей 5 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения – 7 минут в день.

II. Санитарно-эпидемиологические нормы по организации и проведению занятий с компьютером в детском саду.

** Для проведения занятий на компьютере необходим специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 м2 на одно рабочее место (стул и стол), оборудованное с учетом роста детей. Стул обязательно должен иметь спинку.

** Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов.

** Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. Для защиты от света могут быть использованы легкие шторы или жалюзи. Освещенность поверхности стола и клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана – не более 200 лк.

** При работе компьютеров в помещении создаются специфические условия: уменьшается влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие; использование ковров и ковровых изделий не допускается.

** Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимы проветривание кабинета до и после занятий и влажная уборка – протирка столов и экранов дисплеев, протирка полов (до и после занятий).

** При оборудовании рабочего места пользователя ПК необходимо установить монитор на специальном столике так, чтобы задняя панель была

обращена к стене (около нее зарегистрирован максимальный уровень напряженности электрического поля), экран не должен располагаться напротив окна или других прямых источников света, дающих блики на экране.

** Расстояние между рабочими столами (в направлении тыла поверхности одного монитора и экрана другого) должно составлять не менее 2 м, а расстояние между боковыми поверхностями - не менее 1,2 м. Столы для ПК должны быть одноместными.

** Размер экрана по диагонали должен быть не менее 31 см. Экран монитора должен находиться на уровне глаз ребенка, или чуть ниже, на расстоянии не менее 50 см. Необходимо следить, чтобы в процессе работы малыш не приближался к экрану, не заходил за заднюю панель ПК.

** На первом занятии в компьютерном зале педагог в виде краткой беседы, содержащей четкие и конкретные указания, знакомит детей с условиями и содержанием рабочего места, назначением ограждений и приспособлений, с обязанностями детей.

II. Физкультминутка для дошкольников во время занятия за компьютером.

 

1. Упражнения для профилактики зрительного переутомления

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

1. Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, медленно считая до 5. Повторите 4-5 раз.

2. Крепко зажмурьте глаза (сосчитайте до 3), откройте глаза и посмотрите вдаль (сосчитайте до 5). Повторите 4-5 раз.

3. Вытяните правую руку вперед. Следите глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторите 4-5 раз.

4. Посмотрите на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом переведите взор вдаль на счет 1-6. Повторите 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделайте 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотрите вдаль на счет 1-6. Повторите 1-2 раза.

 

Упражнения для расслабления глаз

1. Прилетела бабочка,

Села на карандаш,

Попытайтесь вслед за ней

Пробежаться глазками.

(Воспитатель делает карандашом винтообразные круги в воздухе, дети следят за прикрепленной к концу карандаша бабочкой.)

2. Маятник качается

Вперед-назад, назад-вперед,

От желтого к зелёному,

Потом наоборот.

Пока наш шар качается

Уж столько раз подряд

Ты на зеленый с желтого

Переводи свой взгляд.

(Воспитатель качает «маятник» (на нить подвешен небольшой железный шарик) влево-вправо от желтого шара к зеленому. Дети следят за же-лезным шариком.)

2. Упражнения для расслабления пальцев рук

1. Меж еловых мягких лап

Дождик кап-кап-кап.

(Стучать поочередно всеми пальцами по столу.)

Где сучок давно засох,

Серый мох-мох-мох.

(Поднимать руки над столом, сжимать-разжимать кулаки.)

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб.

(Указательным пальцем правой руки касаться поочередно всех пальцев левой руки.)

Кто нашел его, друзья?

Это я, я, я!

(Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показать его.)

2. На двери висит замок.

(Руки сцеплены в замок.)

Кто его открыть бы мог?

(Пытаться разъединить руки.)

Повертели, покрутили,

Постучали и открыли.

(Разъединить.)

3. Много ног у осьминога,

(Пальцы собраны в кулак.)

Все они ему нужны.

(Пальцы собрать в кулак по очереди.)

Заменяют ему руки,

Очень ловкие они.

(Собирать-разводить с мизинца до большого пальца.)

4. Утром цветик еще закрыт,

(Ладонь к ладони.)

Но к полудню ближе

(Раскрываются прямые ладони.)

Раскрывает лепестки,

(Развести пальцы (венчик).)

Красоту их вижу.

(Пальцы вместе.)

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик,

(Закрываются ладони.)

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик.

(Ладони вместе приложить к уху.)

Список используемой литературы:

1. Санитерно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях от 22 июля 2010 года № 91 (СанПиН 2.4.1.2660-10).

2. Санитерно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях от 29 декабря 2010 года № 189 (СанПиН 2.4.2.2821-10).

3. Материал с сайта Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" и "Интернет - Гномик" (i-Gnom.ru).

4. Габдуллина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Волгоград, 2010.

5. Кочергина Г.Д., Оценка эффективности использования мультимедийных презентаций в педагогическом процессе http: //rrrc.roslobr.ru/

6. Л.А. Коч, Ю.А. Бревнова, Дошколенок + компьютер Волгоград: Учитель 2011, 179 стр.

7. А.В Горячев, Н.В. Ключ, Все по полочкам, методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников, М: Баласс 2010 г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация деятельности дошкольников в летний период

Материал содержит описание организации детского отдыха в летний период....

организация деятельности дошкольников на участке в зимний период

Данная подборка информации поможет педагогам оформить папку-передвижку для родителей на тему "Зимние забавы"...

Рекомендации учителей - дефектологов к организации деятельности дошкольников с нарушением зрения на прогулке в зимних условиях

В организации двигательной активности в зимних условиях целесообразно учитывать особенности детей с нарушением зрения...

Организация деятельности дошкольников через использование рабочих тетрадей «Математика – это интересно» в старшем дошкольном возрасте.

Известно, к средствам обучения относятся различные источники получения информации: печатные, электронные образовательные ресурсы, аудиовизуальные, наглядные плоскостные, демонстрационные, учебные приб...

Методические рекомендации для организации деятельности дошкольников с использованием конструктора Lego в ДОО

Методические рекомендации для организации деятельности дошкольников  с использованием конструктора Lego в ДОО...

«Современные формы организации деятельности дошкольников: ситуации педагогического взаимодействия».

Эта тема очень важна, т.к. общение с детьми является сутью нашей профессии. И от того, насколько эффективно нам удается это общение организовать, зависит не только самочувствие наших воспитанников, но...

Организация деятельности дошкольника во время карантина.

В нынешней ситуации во время вынужденной самоизоляции многие родители озадачены, как организовать день ребенка - дошкольника. В данной статье содержатся некоторые советы родителям, чем занять ребенка ...