Деловая игра для воспитателей «Решение задач познавательного развития через физкультурно-оздоровительную работу»
учебно-методический материал по информатике на тему

Таймолкина Елена Евгеньевна

Данная методическая разработка способствует стимулированию познавательной активности педагогов ДОУ по вопросам познавательного развититя дошкольников. Может представлять интерес для педагогов-психологов ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деловая игра для воспитателей

«Решение задач  познавательного развития через физкультурно-оздоровительную работу»        

        

ЦЕЛЬ стимулирование познавательной активности педагогов ДОУ по вопросу познавательного развития дошкольников, повышение компетентности педагогов по данному направлению

  1. Вступление.

Притча о способности человека к самопознанию        

        Можно многое почерпнуть, созерцая мудрость природы. Как говорится, «что наверху, то и внизу», то есть на всех уровнях мироздания действуют одинаковые законы. А значит, мы вправе допустить, что законы, которые мы наблюдаем в природе, суть те же самые законы, которые действуют между людьми.

        В жарких странах деревья, пустившие глубокие корни, полны жизненных сил, а травы и кустарники вокруг них в период засухи засыхают и умирают. Деревья продолжают расти, ибо их корни проникли глубоко в землю и питаются подземными водами. Корни же малых растений и кустарников уходят в землю не очень глубоко и не могут дотянуться до жизни, которую им дает вода.

        То же происходит и с людьми. Тот, кто мыслит глубоко, кто глубоко верует в себя справляется с различными жизненными кризисами и трудностями. Тот же, кто мыслит поверхностно и не имеет веры, может процветать только при благоприятных внешних условиях. Но когда наступают трудные времена, такие люди теряют мужество и становятся жертвами собственных проблем.

  1. Задачи познавательного развития по ФГОС.

Ведущий: «В  федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития. Давайте вспомним их».

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
  • формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

 В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Основные формы взаимодействия педагога с детьми, способствующие познавательному развитию:

  • — вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
  • — использование дидактических игр;
  • — применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности. Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

В соответствии с ФГОС ДО образовательный         процесс  в детском саду  строится на основании  принципа  интеграции, при котором отдельные образовательные области взаимодействуют, взаимопроникают друг в друга.

На нашей сегодняшней встрече  мы рассмотрим интеграцию образовательных областей: познавательное  и  физическое развитие, когда задачи познавательного развития решаются в ходе физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

  1. Практическая часть

Ведущий предлагает участникам  поиграть

1. БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ

ЦЕЛЬ.  Развивать умение сравнивать объекты окружающего мира по величине, слухо-моторную координацию движений.

ХОД  ИГРЫ.  Педагог  называет предметы и объекты: слон, футбольный мяч, велосипед, теннисный мяч, дерево, кегля,  и др. Если названный предмет больше предыдущего, то дети встают на носки, руки вверх.  Если названный предмет меньше предыдущего – приседают. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

ВАРИАНТ. Таким же образом закрепляются знания  о понятиях выше – ниже,  шире – уже, толще – тоньше, длиннее – короче и др.

2. ПОСТРОЙ ШЕРЕНГУ, КРУГ, КОЛОННУ

(при освоении темы «Свойства и отношения»)

     ЦЕЛЬ.  Закреплять знания по признаку сериации,  умение двигаться по команде, правильно находить своё место при построении.

     ХОД ИГРЫ.

1-й вариант - предлагается играющим в следующем варианте: «У участников в руках разноцветные кубики (мячики), ведущий предлагает построение в круг, колонну, шеренгу по цвету (признак сериации)

2-й вариант-  Кубики дети разбирают после сигнала и по карточке выполняют построение (например, чередование красного и синего кубика или два больших красных кубика и один синий мячик).

-Предложите свой вариант

(при освоении темы «Числа и цифры»)

ЦЕЛЬ. формировать умение определять состав числа , умение двигаться по команде, правильно находить своё место при построении.

ХОД  ИГРЫ

 «Задать с помощью числа на карточке или проговаривая, количество участников (например, шеренга -5)», при усложнении – «Сколько в вашей шеренге человек?-5.Сколько девочек? Мальчиков?

(при освоении темы «Сохранение количества, величины, последовательность действий»)

ХОД  ИГРЫ.

 «Изменится ли состав играющих в зависимости от построения? Как проверить?», при усложнении задачи «Играют 2 или 3 команды. Если произойдёт замена в командах, как это отразится на составе?

3. КАК НА ГОРКЕ СНЕГ

ЦЕЛЬ : развивать внимание, чувство ритма, координацию.

ХОД  ИГРЫ

Воспитатель предлагает детям выполнять движения в соответствии с ритмом стихотворения.

Как на горке снег, снег,  -  4 хлопка

И под горкой снег, снег.  - 4 шлепка по коленкам

 А под снегом спит медведь,   -7 притопов

Тише, тише, не шуметь.  -   «тс» - показать 4 раза

4. ВОЗДУХ, ЗЕМЛЯ, ВОДА

ЦЕЛЬ: учить детей  выполнять движения, ориентируюсь на словесную инструкцию.

ХОД ИГРЫ

Ведущий предлагает участникам  сесть на подушечки и по сигналам:

-«воздух»-поднять руки вверх,

-«земля»-дотронуться руками до пола;

-«вода»-сделать руками волнообразные движения.

5. ПЕРЕБЕЖКИ

ЦЕЛЬ:  развитие способности к саморегуляции, формирование познавательных действий, становление сознания.

ХОД  ИГРЫ

Участники игры строятся в две шеренги. Ведущий предлагает поменяться местами тем:

  • у кого дочери
  • у кого 3 детей
  • у кого 1 сын
  • у кого на самое короткое платье
  • у кого самая длинная юбка
  • кто сегодня пришёл в брюках
  • у кого карие глаза
  • кто любит мороженое
  • у кого есть веснушки
  • кто любит слушать музыку
  • кто сегодня рано проснулся
  • кто хочет в отпуск

Такие формы физкультурно-оздоровительной работы  рекомендуется использовать с детьми в течение всего дня: как во время проведения занятий, так и в режимных моментах.

V.     Задание для педагогов «Методическая копилка»

Педагогам предлагается мешочек - копилка с монетами (квадраты), на которых описаны формы физкультурно-оздоровительной  работы с детьми, используемыми в дошкольных группах. Задача педагогов – вынимая по одной монете, определить задачи, которые реализуются в данной деятельности. При правильном выполнении педагог оставляет монету себе.

VI.     Рефлексия, подведение итогов

По окончании игры обсудить следующие вопросы:

•        Кому было комфортно на протяжении всей игры?

•        У кого возникали трудности, в чем именно?

•        Что бы вы хотели перенести в свою практическую деятельность?

Затем можно подсчитать набранные монетки – баллы. Таким образом, у педагогов формируется  «методическая копилка». У кого-то больше, у кого-то меньше, но ни с чем не сравнить богатство общения и накопления педагогического опыта.

Используемая литература:

1.Педагогика взаимопонимания : занятия с родителями/авт.-сост. О. В. Москалюк, Л.В Погонцева.-Волгоград:Учитель,2010.-123с.

2. Алябьева Е.А.  Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М.: 2006.

3.Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. М.: 2005.

4. Detmusik.nm/Igri/Rechevie.igri

5.Kindereducation.com/games-babi-mov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований при работе с детьми в группах ДОУ. Деловая игра для воспитателей, младших воспитателей

Цель игры - уточнение знаний педагогических и иных сотрудников ДОУ Санитарно-эпидемиологических требований к помещениям, оборудованию и их содержанию, к оборудованию и его размещению,...

Деловая игра для воспитателей «Теоретические основы развития связной речи у дошкольников»

Деловая игра в интересной форме  поможет педагогам ДОУ  активизировать знания  о методах, приемах и средствах развития связной речи дошкольников, повысит компетентность воспитателей в о...

«Формирование здорового образа жизни через физкультурно – оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста»

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей 6–7-летнего возраста могут счита...

Деловая игра: «Повышение качества познавательно-речевого развития дошкольников путем совершенствования работы по развитию элементарных математических представлений»

Предлагаемый материал поможет провести педагогический совет с педагогами ДОУ в форме деловой игры и повысить компетентность педагогов в данном вопросе...

Деловая игра для воспитателей «Развитие речи и формирование нравственных качеств личности через художественную литературу»

Деловая игра для воспитателей «Развитие речи и формирование нравственных качеств личности через художественную литературу»...

Деловая игра для воспитателей «Особенности познавательного развития дошкольников»

Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательной  деятельности в развитии детей.Задачи: Актуализировать знания по организации познавательной деятельности с детьми дошкольного во...