Компьютер в учебно-воспитательном процессе в ДОУ
материал по информатике

Кузнецова Светлана Дормидонтовна

"Компьютер в учебно-воспитательном процессе в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompyuter_v_uchebno-vospitatelnom_protsesse.docx30.25 КБ

Предварительный просмотр:

Компьютер в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении

Введение.

Основная часть:

1. Преимущества использования мультимедиа

2. Методы и приемыиспользования ИКТ в образовательном процессе

Заключение.

Библиография.

Компьютеризация образования в нашей стране уже имеет почти двадцатилетнюю историю. Постепенно использование компьютерных технологий (ИКТ) входит и в систему дошкольного образования. Начинается использование компьютеров в НОД в детских садах.

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводниками в мир новых технологий.

Сегодня многие детские сады нашего города оснащаются компьютерами, ноутбуками, видеопроекторами, во всех семьях есть компьютеры, где дети постепенно входят в мир современных инноваций.

Мультимедийные презентации год от года становятся все более востребованной и эффективной формой проведения НОД. Стремительное развитие и масштабность их применения в сфере образования объясняется в первую очередь многочисленными преимуществами использования мультимедиа. К ним относятся:

• Наглядность и эмоциональная привлекательность.

Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность - это ключевой аргумент использования мультимедийных презентаций. Чем ярче и разнообразнее будет представление информации, тем эффективней будет процесс ее усвоения. В своей работе использовать компьютерные технологии я начала как раз из-за того, что у нас не хватало наглядных материалов для проведения НОД, и я решила создать свою наглядность, используя видео презентацию Power Point.

Яркость, красочность и движение отдельных частей слайда привлекает внимание детей. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению материала. Использование ИКТ ускоряет не только запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Ещё К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности».

Известно, что человек воспринимает информацию с помощью различных органов чувств. Эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного - 25%, а их одновременное включение повышает эффективность восприятия до 65%. Использование информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Кроме того, ИКТ помогают развивать у дошкольников такие волевые качества, как сосредоточенность, самостоятельность и усидчивость. Организация НОД в сопровождении мультимедийных презентаций позволяют детям углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице – “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”.

• Информационная ёмкость.

Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием. Возможность в одной мультимедийной презентации разместить достаточно большой объем фото и видеоинформации.

• Компактность.

Для воспитателей очень частой проблемой является хранение демонстрационного материала. В качестве же носителей для мультимедийной презентации могут быть использованы различные типы дисков и флешки, но независимо от формы и ёмкости, все эти типы носителей отличаются компактностью и удобством хранения. Диск или флешку можно носить в сумочке при этом в каждом из носителей может быть размещено до сотни мультимедийных презентаций.

• Доступность.

Достоинства презентации в том, что ее просто сделать. Картинки сканируются из книжек, либо ищутся в интернете, после чего вставляются как слайды в Microsoft Power Point. Небольшую презентацию можно сделать за пару часов. Также можно использовать уже готовые презентации, скачав их из интернета. Первое время я так и делала, пользовалась готовыми презентациями, но не всегда сделанная кем-то презентация полностью совпадала с целью моей НОД. Поэтому я:

сама подбираю фото или видео материал на интересующую меня тему, учитывая возраст детей и их уровень подготовленности;

использую видеоролики необходимой длительности, вырезая их из научно-популярных фильмов;

составляю слайды в той последовательности, которая мне необходима.

• Мобильность.

Все, что нужно для демонстрации - это носитель и компьютер. Конечно, прекрасно было бы иметь интерактивную доску. Оптимальным решением может стать презентация в сочетании с ноутбуком.

• Многофункциональность.

Следует учитывать возможность многократного использования одной мультимедийной презентации, ее дополнения новыми текстовыми и графическими материалами, модификации. Однажды созданная презентация может иметь до десятка различных способов использования, начиная от применения мультимедиа для:

  • проведения НОД с детьми
  • при обмене опытом с коллегами
  • организации консультаций для родителей

В результате проводимых в разное время исследований, выявлено, что предельно допустимая длительность игровых занятий на компьютере для детей четырех - шести лет не должна превышать 10-15 минут. Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия за компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя, который несет ответственность за безопасность ребенка.

Традиционно для проведения таких занятий необходим специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 квадратных метров на одно рабочее место (стул и стол, оборудованное с учетом роста детей). Стул должен обязательно иметь спинку. Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расстояние глаз до экрана составляет 55—65 см. За одним монитором недопустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это резко ухудшает условия рассматривания изображения на экране. В данном помещении необходима ежедневная влажная уборка.

Не каждый детский сад может себе позволить оборудовать компьютерный класс. На первоначальном этапе мы использовали ноутбук, а в дальнейшем мы приобрели видеопроектор и настенный экран. Размер изображения на экране 1,5м, расстояние от экрана до глаз ребёнка составляет 3м. Такие условия работы с компьютером доставляет меньшее напряжение для глаз детей и даёт возможность участвовать в образовательном процессе подгруппе детей. НОД проходит с соблюдением требований санитарного законодательства. Лучшее время для работы с компьютером – утренние часы или вторая половина дня после дневного сна. Занятия для детей 4–7 лет проводятся не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: вторник, среду, четверг. После занятия обязательно проводится гимнастика для глаз.

Недостатки использования презентаций:

Нередко происходит перенасыщение анимацией, слайдами, перегруженность рисунками.

Не каждый педагог обладает квалификацией для работы с компьютером.

Недостаточная оснащенность дошкольных учреждений.

Несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил.

Высокая цена на мультимедийное оборудование.

Используемые видеопрезентации охватывают все образовательные области: коммуникация, формирование целостной картины мира, ФЭМП и т.д.

Но до сих пор отсутствуют методика использования ИКТ в образовательном процессе, систематизация компьютерных развивающих программ, не сформулированы единые программно-методические требования к компьютерным занятиям. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой.Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.

Методы и приемы.

Метод обучения - это система последовательных, взаимосвязанных способов работы педагогов и детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

Прием обучения, в отличие от метода, направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения.

Метод интерактивной игры. Понятие интерактивный к нам пришло из английского языка (interactive: inter - между, меж; active от act - действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия. Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками - создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

Познавательная и практическая деятельность детей на занятиях организована с помощью наглядных методов. Наглядность дает возможность ребенку всматриваться в явления окружающего мира, предметов, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.

Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.

Практические методы придают практический характер познавательным занятиям. Он направлен на реальное преобразование вещей, в ходе которых ребенок познает свойства, качества, признаки, связи, которые недоступны непосредственному восприятию.

Практическая деятельность направлена на подготовку детей к восприятию нового материала; на усвоение ими новых знаний и на закрепление, расширение и совершенствование усвоенных знаний, на умения и навыки ребёнка.

Ведущими практическими методами являются упражнение, экспериментирование, проектирование. В систему познавательного развитиядетей входят проекты и экспериментирование. В ходе проектов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т. п.

В работе используются технологии:

1. Информационно-коммуникационные технологии.

Используя информационно-коммуникационные технологии, дети учатся использовать компьютер не только для игры, но и для получения новых знаний.

2. Проектирование. Оно позволяет развивать творческие способности дошкольников и педагога. В его основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его напряжение мысли, фантазии, творчества в условиях неопределенности. Направленность обучения посредством методом проекта формирует познавательные мотивы.

Заключение.

Таким образом, я убедилась, что с применением ИКТ на занятиях, образовательный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон занятия становится более благоприятным, что очень важно для образовательной деятельности ребёнка.

Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызывают огромный интерес у детей. Существующие сегодня электронные учебные пособия позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видео-изображения. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ребёнка.

При подготовке к заннятию с использованием ИКТ педагог не должен забывать, что это занятие, а значит, составляет план, исходя из его целей; при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет педагога, а только дополняет его.

Творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность. Я уверена, что в дошкольном учреждении использование ИКТ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить его эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность.

Библиография.

  1. Волошина, О. В. Развитие пространственных представлений на занятиях информатики в детском саду / О. В. Волошина// Информатика. – 2006. - №19.
  2. Горячев, А. В., Ключ, Н. В. Все по полочкам: пособие для дошкольников 5-6 дет /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – 2-е изд., испр. – М.: Баласс, 2004.
  3. Горячев, А. В., Ключ, Н. В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2004.
  4. Кравцов, С. С., Ягодина, Л. А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников/С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2006. - №12.
  5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2. 178-020, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.02., рег. №3997
  6. Громов Г.Р., Агапова О.И., Шолохович В.Ф. Компьютерные технологии обучения [Текст]: / Г.Р. Громов. - М: Просвещение, 2005.
  7. Каталог ресурсов на Российском образовательном портале. [Электронный ресурс].
  8. Кривошеев О.А. Информационные технологии [Текст]: / О.А. Кривошеев. - М: Просвещение, 2006..
  9. Машбиц Е.И., Гершунский Б.С., Талызина Н.Ф. Методические проблемы компьютеризации [Текст]: / Е.И. Машбиц. - М: Просвещение, 2005.
  10. Министерство образования и науки. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/
  11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования ∕Под редакцией Е.С.Полат. [Текст].– М.: Просвещение, 2000
  12. Захарова Н. И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г. г. Образовательная область ОБЖ

Перспективное планирование учебно-воспитательного процессо в старшей группе на 2015-2016 учебный г. г Образовательная область ОБЖ...

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г. Образовательная область «Познание». Формирование элементарных математических представлений

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г Образовательная область "Позноние".Формирование элементарных математических представлений...

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г. Образовательная область «Художественное творчество»

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе  Образовательная область "Художественное творчество"...

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г. Образовательная область «Познание».Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструирование, конструирование из бумаги)деятельности.

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на Образовательная область "Познание". Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной(конструирование,кон...

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г.Образовательная область «Познание» (природный и предметный мир)

Перспективное планирование учебно-воспитательног процесса в старшей группе на 2015-2016г.г. Образовательная область "Познание"(природный и предметный мир)...

Примерный план-шаблон учебно-воспитательной работы (воспитательно-образовательного процесса) на месяц

Удобная форма написания ежедневного планирования работы воспитателя на месяц. В основные виды деятельности  педагог вносит планируемые мероприятия, темы занятий, игры и т.п. Экономит время педаго...

Доклад(опыт работы): «Вовлечение родителей в участие в учебно-воспитательном образовательном процессе через совместное творчество педагогов, детей и родителей»

Наше образовательное учреждение работает с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). У большинства воспитанников отмечаются проблемы в развитии коммуникативной, познавательной, ...