Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г. Образовательная область «Познание». Формирование элементарных математических представлений
календарно-тематическое планирование по математике (старшая группа) на тему

Павлова Светлана Дмитриевна

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г Образовательная область "Позноние".Формирование элементарных математических представлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx37.17 КБ

Предварительный просмотр:

                     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад №5 «Почемучка» комбинированного вида.

г. Суворов Тульской области

                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г.

.

Образовательная область «Познание».

Формирование элементарных математических представлений

                 

                                                                                 

 Воспитатели старшей группы:

Павлова. С.Д.                                                                                                                            Капран.Н.Ю.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Пояснительная записка

Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Цель программы по элементарной математике - формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.

Условием успешной реализации программы по элементарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в группах на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.

На шестом году жизни уровень умственного развития ребенка характеризуется значительным накоплением наглядно-чувственных представлений и простейших понятий. У ребенка активно развиваются наглядно-образное мышление, произвольное внимание, память, способность управлять своим поведением. Ему свойственно стремление выполнять более обобщенные и сложные по своему содержанию задания и получать за это положительную оценку взрослого.

Обучение проводится с опорой на наглядность, приобретенные ранее знания и опыт решения некоторых математических проблем. Каждое новое представление (понятие) формируется на основе включения его в систему ранее усвоенных.

В старшей группе проводится одно занятие в неделю (примерно 36 занятий в год) продолжительностью от 20 до 25 минут. Целесообразно организовывать их в первой половине недели, сочетая с физкультурными или музыкальными занятиями.

   

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса на год

Игровая образовательная ситуация

           дата      

       

                 

      тема

     программные задачи

литература

Планируем

фактически

Математическое развитие

  15.09.15.г

   Сентябрь

 №1

12-14 стр.

  Закреплять навыки счета в пределах 5,умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5 .

  Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр).

  Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

«Формирование элементарных математических представлений»И.А. Помораева,

В. А. Позина.

Математическое развитие

  22.09.15.г

  №2

14-15стр.

 Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух).

 Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями(например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»).

  Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево.

«Формирование элементарных математических представлений»

И.А. Помораева,

В. А. Позина.

Математическое развитие

   29.09.15.г

        №3

  16-17 стр.

 Совершенствовать навыкам счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины).

  Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот).

  Уточнить понимание значения слов вчера, сегодня, завтра.

«Формирование элементарных математических представлений»

И.А. Помораева,

В. А. Позина.

Математическое развитие

  06.10.15.г

    Октябрь

        №1

  17-18стр.

 Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями.

  Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина).

  Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу.  

«Формирование элементарных математических представлений»

И.А. Помораева,

В. А. Позина.

Математическое развитие

   13.10.15.г

        №2

   18-20стр.

  Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6.

  Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, короче…    самый короткий (и наоборот).

 Закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам  (форма, величина).

«Формирование элементарных математических представлений»

И.А. Помораева,

В. А. Позина.

Математическое развитие

  20.10.15.г

        №3

   20-21стр.

  Учить считать в пределах 7, показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7.

  Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый широкий, уже, еще уже самый узки (и наоборот).

 Продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа.

«Формирование элементарных математических представлений»

И.А. Помораева,

В. А. Позина.

Математическое развитие

   27.10.15.г

        №4

    21-23стр.

  Продолжать учить считать в пределах 6 и 7, знакомить с порядковым значением чисел 6 и 7, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».

  Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).

   Расширять представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток.

«Формирование элементарных математических представлений»

И.А. Помораева,

В. А. Позина.

Математическое развитие

  03.11.15.г

     Ноябрь

        №1

  23-24стр.

  Учить считать в пределах 8, показать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8.

  Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и на слух.

  Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево.

«Формирование элементарных математических представлений»

И.А. Помораева,

В. А. Позина.

Математическое развитие

   10.11.15.г

    №2

   24-25стр.

  Учить считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9.

  Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур.

  Продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между.

«Формирование элементарных математических представлений»

И.А. Помораева,

В. А. Позина.

Математическое развитие

  17.11.15.г

    №3

   26-27стр.

  Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».

  Упражнять в умение сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающей и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше… самый маленький (и наоборот).

  Упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов.

«Формирование элементарных математических представлений»

И.А. Помораева,

В. А. Позина.

Математическое развитие

  24.11.15.г

      №4

   27-28стр.

  Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?».

  Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности.

  Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах.

«Формирование элементарных математических представлений»

И.А. Помораева,

В. А. Позина.

Математическое развитие

    01.12.15.г

   Декабрь

        №1

   28-30стр.

  Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10.

  Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).

  Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.

  Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо.

«Формирование элементарных математических представлений»

И.А. Помораева,

В. А. Позина.

Математическое развитие

  08.12.15.г

        №2

  30-31стр.

  Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10).

  Познакомить с цифрами 1 и 2.

  Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника.

  Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади.

«Формирование элементарных математических представлений»

И.А. Помораева,

В. А. Позина.

Математическое развитие

   1512.15.г

       №3

   31-32стр.

Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах.

  Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счета и воспроизведение определенного количества движения).

  Познакомить с цифрой 3.

  Познакомить с названиями дней недели

(понедельник и т. д.).

«Формирование элементарных математических представлений»

И.А. Помораева,

В. А. Позина.

Математическое развитие

   22.12.15.г

       №4

  33-35стр.

  Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 5 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…».

  Познакомить с цифрой 4.

  Продолжать учить определять направление движения, используя знаки - указатели направления движения.

  Закреплять умение последовательно называть дни недели.

«Формирование элементарных математических представлений»

И.А. Помораева,

В. А. Позина.

Математическое развитие

  05.01.16.г

   Январь

       №1

   35-38стр.

  Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…».

   Познакомить с цифрой 5.

   Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу.

  Совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры.

  Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей.

«Формирование элементарных математических представлений»

И.А. Помораева,

В. А. Позина.

Математическое развитие

  12.01.16.г

       №2

  38-40стр.

  Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10.

  Познакомить с цифрой 6.

  Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.

  Закрепить пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом.

  Упражнять в последовательном назывании дней недели.

«Формирование элементарных математических представлений»

И.А. Помораева,

В. А. Позина.

Математическое развитие

  19.01.16.г

       №3

  40-42стр.

  Продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом.

  Познакомить с цифрой 7.

  Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу.

  Учить ориентироваться на листе бумаги.  

«Формирование элементарных математических представлений»

И.А. Помораева,

В. А. Позина.

Математическое развитие

  26.01.16.г

       №4

   42-43стр.

  Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц.

  Познакомить с цифрой 8.

  Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника.

  Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

«Формирование элементарных математических представлений»

И.А. Помораева,

В. А. Позина.

Математическое развитие

  02.02.16.г

  Февраль

       №1

  43-45стр.

  Познакомить с количественным составом числа 3 и 4 из единиц.

  Познакомить с цифрой 9.

  Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

  Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.  

«Формирование элементарных математических представлений»

И.А. Помораева,

В. А. Позина.

Математическое развитие

  09.02.16.г

       №2

   45-47стр.

  Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц.

  Познакомить знакомить с цифрами от 1 до 9.

  Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

   Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (вперед, сзади, слева, справа).

«Формирование элементарных математических представлений»

И.А. Помораева,

В. А. Позина.

Математическое развитие

  16.02.16.г

       №3

  47-48стр.

  Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.

  Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 5.

  Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть.

  Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности.

«Формирование элементарных математических представлений»

И.А. Помораева,

В. А. Позина.

Математическое развитие

  23.02.16.г

       №4

  49-50стр.

 Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.

   Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 10.

  Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

 Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).

 Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

«Формирование элементарных математических представлений»

И.А. Помораева,

В. А. Позина.

Математическое развитие

  01.03.16.г

     Март    

       №1

   51-52стр.

  Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5.

   Познакомить с цифрой 0.

  Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади) и другого лица.

  Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в возрастающей последовательности, результате сравнения обозначать соответствующими словами.

«Формирование элементарных математических представлений»

И.А. Помораева,

В. А. Позина.

Математическое развитие

  15.03.16.г

       №2

   52-54стр.

  Познакомить с записью числа 10.

  Продолжить учить делить круг на две равные части, называть части и сравнивать целое и части.

  Продолжить учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условных меры, равной одному из сравниваемых предметов.

  Закреплять умение последовательно называть дни недели.

«Формирование элементарных математических представлений»

И.А. Помораева,

В. А. Позина.

Математическое развитие

  22.03.16.г

       №3

   54-55стр.

  Учить  делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и части.

   Совершенствовать навыки счета в пределах 10, умение обозначать число цифрами.

    Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления.  

  Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед-назад, направо-налево).

«Формирование элементарных математических представлений»

И.А. Помораева,

В. А. Позина.

Математическое развитие

  29.03.16.г

        №4

   55-57стр.

  Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и части.

  Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов.

  Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

«Формирование элементарных математических представлений»

И.А. Помораева,

В. А. Позина.

Математическое развитие

  05.04.16.г

    Апрель    

       №1

  57-59стр.

  Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

  Продолжить учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.

  Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

  Закреплять знание цифр от 0 до 9.

«Формирование элементарных математических представлений»

И.А. Помораева,

В. А. Позина.

Математическое развитие

  12.04.16.г

        №2

    59-60стр.

  Совершенствовать навыки счета в пределах 10;умение понимать отношения рядом стоящих чисел:6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10; закреплять умение обозначать их цифрами.

  Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

   Продолжить формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).

«Формирование элементарных математических представлений»

И.А. Помораева,

В. А. Позина.

Математическое развитие

  19.04.16.г

        №3

   61-62стр.

  Продолжить учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10.

 Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.

 Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

«Формирование элементарных математических представлений»

И.А. Помораева,

В. А. Позина.

Математическое развитие

   26.04.16.г

        №4

   62-63стр.

 Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц.

 Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

 Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

«Формирование элементарных математических представлений»

И.А. Помораева,

В. А. Позина.

Май: Работа по закреплению пройденного материала.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ в ГБДОУ.Календарно- тематическое планирование. Образовательная область «Познание» Формирование элементарных математических представлений (средняя группа)

          Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников, педагог создает индивидуальную педагогическую модель образо...

Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".

В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы тема: «Поможем коту Василию» образовательная область «Познание» (формирование элементарных математических представлений)

Задачи:Образовательная область «Познание».Ø Продолжать учить делить круг на две равные части, называть ча­сти и сравнивать целое и часть.Ø Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с по...

Перспективное планирование по ФГТ для старшей группы. Образовательная область: «Познание» Формирование элементарных математических представлений.

Перспективное планирование по ФГТ для старшей группы. Образовательная область: «Познание» Формирование элементарных математических представлений. Программа школа 2100....

Перспективное планирование образовательная область: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа.

Перспективное планирование образовательная область: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа....

Перспективное планирование образовательная область: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа.

Перспективное планирование образовательная область: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа....