ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
статья по информатике

Волкова Олеся Геннадьевна

Аннотация. Статья посвящена применению ИКТ, которое эффективно помогает в развитии логического мышления детей дошкольного возраста.

Ключевые слова. Компьютерные игры, электронные учебные пособия, обучающие программы.

 

            В условиях развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов. Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания. [1] Современные информационно-коммуникационные технологии служат развивающим средством ребенка [1].

        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет развитие личности ребенка, инициативы, творческих способностей, формирование познавательных действий, воспитания важных личностных качеств.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.[1] Основным содержанием интеллектуальной деятельности ребенка является игровая деятельность. Использование в дошкольном образовании компьютерных программ и игр обладает огромным потенциалом развития ребенка и обеспечивает личностно-ориентированный подход к каждому воспитаннику.

Основной целью применения развивающих компьютерных игр является стимуляция интеллектуальной деятельности ребенка, формирования и совершенствования его высших психических функций: внимания, памяти, речи, пространственных и конструктивных представлений, логического мышления. Кроме того, компьютерные игры необходимы для развития быстроты реакции ребенка, а также его манипулятивной деятельности (включая мелкую моторику).

Общение с ЭВМ вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирова­ния таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные па­мять и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую го­товность ребенка к обучению в школе.[2] У детей с ограниченными возможностями, но с сохранным интеллектом в результате компьютерной игры снижается ощущение физической неполноценности: в игре он может то, что в жизни ему  недоступно. Компьютерные игры позволяют не только развивать ребенка, обучать его, но и эффективно снимают раздражительность, состояние повышенной нервозности, дают прекрасную эмоциональную разрядку. [2]

         Обучающие программы для детей данного возраста можно представить следующим образом:

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

4. Игры-путешествия, "бродилки".

5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и комбинаторики,  конструированию и экологии, развитию воображения, речи, пространственной ориентации. «Малыш» представляет собой комплекс игр: «Живая математика», «Комбинаторика», «Климат», «Построй город», «Лес», «Море», «Фантастические животные» и т.д. Система ориентирована на детей дошкольного и младшего школьного возраста. К серии «Живая математика» относятся программы: «Веселые фигурки», «Домашние животные», «Качели», «Архитектор». Благодаря программам этой серии занятия приобретают непринужденный характер, они вызывают искренний интерес и желание добиться успеха. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

               Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.[1]

              Работа с данными программами и компьютерными играми приучает ребенка к пошаговой оценке и контролю своих действий, учит оценивать действия других, выяснять причину ошибок. Ребенок не нервничает, если ошибается, а пытается найти новые способы решения.[3] Электронные учебные пособия предназначены специально для детей дошкольного возраста. Они помогут выучить начертание букв и научиться читать.

Преимущества электронных средств обучения и воспитания в том, что они позволяют обучаться не только «здесь и сейчас», но и дистанционно.Электронные средства  обучения обладают интерактивностью, при этом воспитанник становится субъектом образовательного процесса, т.е устанавливаются субъект-субъектные взаимоотношения между педагогами и воспитанниками, а также между воспитанниками при взаимодействии друг с другом.

Компьютер не должен управлять деятельностью ребенка, предлагая ему задания, а, наоборот, ребенку важно использовать компьютер как средство для решения своих собственных задач развития. Именно поэтому хороши развивающие и обучающие игры, игры-драматизации, рисовалки, головоломки и т. д. В первом случае компьютер выступает исключительно как тренажер, а во втором позволяет развиваться деятельности ребенка, обогащая его разными способами действий, обогащая его опыт. Компьютер – обогащающий элемент развивающей предметной среды. Он является средством, которое способствует развитию познавательной активности дошкольников, созданию благоприятного эмоционального фона, социализации личности, благодаря развитию регулятивных способностей (т. е. подчинению правилам) и возможности коммуникативного взаимодействия в игре. Компьютерные игры в современных условиях являются своеобразной формой освоения окружающей действительности. Однако важно отметить, что они должны лишь дополнять, а не замещать самодеятельные игры.[3]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_volkovoy_o.g.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Волкова О.Г.,

МБДОУ «Борисовский детский сад «Ягодка»

Аннотация. Статья посвящена применению ИКТ, которое эффективно помогает в развитии логического мышления детей дошкольного возраста.

Ключевые слова. Компьютерные игры, электронные учебные пособия, обучающие программы.

        В условиях развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов. Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания. [1] Современные информационно-коммуникационные технологии служат развивающим средством ребенка [1].

        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет развитие личности ребенка, инициативы, творческих способностей, формирование познавательных действий, воспитания важных личностных качеств.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.[1] Основным содержанием интеллектуальной деятельности ребенка является игровая деятельность. Использование в дошкольном образовании компьютерных программ и игр обладает огромным потенциалом развития ребенка и обеспечивает личностно-ориентированный подход к каждому воспитаннику.

Основной целью применения развивающих компьютерных игр является стимуляция интеллектуальной деятельности ребенка, формирования и совершенствования его высших психических функций: внимания, памяти, речи, пространственных и конструктивных представлений, логического мышления. Кроме того, компьютерные игры необходимы для развития быстроты реакции ребенка, а также его манипулятивной деятельности (включая мелкую моторику). 

Общение с ЭВМ вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.[2] У детей с ограниченными возможностями, но с сохранным интеллектом в результате компьютерной игры снижается ощущение физической неполноценности: в игре он может то, что в жизни ему  недоступно. Компьютерные игры позволяют не только развивать ребенка, обучать его, но и эффективно снимают раздражительность, состояние повышенной нервозности, дают прекрасную эмоциональную разрядку. [2]

        Обучающие программы для детей данного возраста можно представить следующим образом:

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

4. Игры-путешествия, "бродилки".

5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и комбинаторики,  конструированию и экологии, развитию воображения, речи, пространственной ориентации. «Малыш» представляет собой комплекс игр: «Живая математика», «Комбинаторика», «Климат», «Построй город», «Лес», «Море», «Фантастические животные» и т.д. Система ориентирована на детей дошкольного и младшего школьного возраста. К серии «Живая математика» относятся программы: «Веселые фигурки», «Домашние животные», «Качели», «Архитектор». Благодаря программам этой серии занятия приобретают непринужденный характер, они вызывают искренний интерес и желание добиться успеха. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

               Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.[1]

        Работа с данными программами и компьютерными играми приучает ребенка к пошаговой оценке и контролю своих действий, учит оценивать действия других, выяснять причину ошибок. Ребенок не нервничает, если ошибается, а пытается найти новые способы решения.[3] Электронные учебные пособия предназначены специально для детей дошкольного возраста. Они помогут выучить начертание букв и научиться читать.

Преимущества электронных средств обучения и воспитания в том, что они позволяют обучаться не только «здесь и сейчас», но и дистанционно.Электронные средства  обучения обладают интерактивностью, при этом воспитанник становится субъектом образовательного процесса, т.е устанавливаются субъект-субъектные взаимоотношения между педагогами и воспитанниками, а также между воспитанниками при взаимодействии друг с другом.

Компьютер не должен управлять деятельностью ребенка, предлагая ему задания, а, наоборот, ребенку важно использовать компьютер как средство для решения своих собственных задач развития. Именно поэтому хороши развивающие и обучающие игры, игры-драматизации, рисовалки, головоломки и т. д. В первом случае компьютер выступает исключительно как тренажер, а во втором позволяет развиваться деятельности ребенка, обогащая его разными способами действий, обогащая его опыт. Компьютер – обогащающий элемент развивающей предметной среды. Он является средством, которое способствует развитию познавательной активности дошкольников, созданию благоприятного эмоционального фона, социализации личности, благодаря развитию регулятивных способностей (т. е. подчинению правилам) и возможности коммуникативного взаимодействия в игре. Компьютерные игры в современных условиях являются своеобразной формой освоения окружающей действительности. Однако важно отметить, что они должны лишь дополнять, а не замещать самодеятельные игры.[3]

Перечень использованных ресурсов:

Электронные ресурсы

1.Значение использования ИКТ в процессе развития дошкольников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/informatika/2011/05/07/1-znachenie-ispolzovaniya-ikt-v-protsesse-razvitiya-doshkolnikov, свободный. Загл. с экрана.

2.Компьютерные игры [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/524179/, свободный. Загл. с экрана.

3. Компьютерные игры [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyedu/2012/n2/51842_full.shtml, свободный. Загл. с экрана.

Список использованной литературы

1. Ахметжанова, О.Л. Формирование субъективной познавательной позиции старших дошкольников через использование интерактивного стола и интерактивной доски / О.Л. Ахметжанова // Дошкольная педагогика.  2017.  № 1.  С. 20-24.

2.Кулишов Н.Н.Применение компьютеров и компьютерных игр. [Текст] - М.: Российский центр «Детство».

3.Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. [Текст]//Дошкольное воспитание. – 1989. - № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-компьютерных технологий в дошкольном образовании.

Предлагаю вашему вниманию консультацию для педагогов "Использование информационно-компьютерных технологий в дошкольном образовании". Компьютерные технологии - особое направление в работе с детьми, кот...

Консультация на тему: "Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании"

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в дошкольной педагог...

" Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольном образовании"

Формирование здорового образа жизни – это побуждение к включению в повседневную жизнь личности различных новых для нее форм поведения, полезных для здоровья; изменение, а то и вовсе отказ от вредных д...

«Использование информационно-коммуникационных т технологий в условиях ДОУ. Сопровождение педагогов учреждения в использовании нового сайта в конструкторе E-pablich для эффективной работы с родителями»

Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование организации управления и методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональ...

Использование информационно - коммуникативных технологий в дошкольном образовании

Использование информационно - коммуникативных технологий в дошкольном образовании...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационн...