плетение поясов
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

материал для дополнительных занятий по ручному труду. Дети знакомятся с видами плетения различных поясов из нитей. Развиваем мелкую моторику пальцев рук. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pletenie_iz_nitey.docx681.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №8 «Берёзка».

План работы кружка «Плетение из нитей» в подготовительной группе.

Составила воспитатель

Фирсткова Н.Н.

Сентябрь, 2010год.

Пояснительная записка.

Занятия проводятся один раз в неделю, по 30 минут каждое. Конспекты занятий составлены с учётом возрастных физиологических, психологических и познавательных особенностей детей подготовительной группы. На каждом занятии педагог решает не только практические, но и воспитательно -образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.

Основные задачи:

*Расширять представления детей об окружающем мире, о жизни и быте наших предков.

*Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

*Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Занятия содержат много познавательной информации, насыщены физкультминутками. Для получения лучшего результата по одной теме проводится 2-3 занятия. На первом предусматривается знакомство с изделием , его предназначением, показ и первые пробы выполнения. В зависимости от сложности второе занятие проводится как закрепление или упражнения в плетении.

МЕСЯЦ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Октябрь

  1. «Знакомство детей с промыслом- плетение»
  2. «Плетение шнурка из одной нити»
  3. «Закрепление»
  4. «Плетение пояса из одной нити»

Ноябрь

  1. «Закрепление»
  2. «Плетение шнурочка на основе двух нитей»
  3. «Закрепление»
  4. «Плетение косички из 3 нитей»

Декабрь

  1. «Упражнять в плетении из 3 нитей».
  2. «Закрепление»
  3. «Знакомство с плетением плоского шнура из 4 нитей»
  4.  «Упражнять в плетении  плоского шнура из 4 нитей».

Январь

  1. «Закрепление»
  2. «Знакомство с плетением круглого шнурка из 4нитей»
  3. «Упражнять в плетении круглого шнурка из 4 нитей»
  4. «Закрепление»

Февраль

  1. «Знакомство с плетением  круглого шнурка из 8 нитей»  
  2. «Упражнять в плетении  круглого шнурка из 8 нитей»
  3. «Закрепление»
  4. «Знакомство со  способом плетения пояса способом дёргания №1»

Март

  1. «Упражнять в плетении пояса»
  2. «Закрепление»
  3. «Знакомство с плетением пояса из 8-ми нитей»
  4. «Упражнять детей в плетении»

Апрель

  1. «Закрепление»
  2. «Знакомство детей с «полотняным переплетением»
  3. «Упражнять детей в полотняном переплёте»
  4. «Закрепление»

Май

  1. «Знакомство с плетением способом дёргания №2»
  2. «Упражнять в плетении »
  3. «Закрепление»
  4. Итоговое занятие.

План работы кружка.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №8 «Берёзка».

«Знакомство детей с промыслом- плетение»

Составила воспитатель

Фирсткова Н.Н.

Сентябрь, 2010год.

Задачи . Познакомить детей с одной из частей русского костюма- пояса. Познакомить с видами поясов. Познакомить с русскими обычаями, связанными с поясом. Учить уважать традиции и обычаи русского народа.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня я расскажу вам о одной части русского костюма- поясе. Пояса являются неотъемлемой частью древнерусского костюма.

Подпоясанного человека «бес боится»

Еще в начале 20 столетия пояс был неотъемлемой частью славянской одежды: повседневной, праздничной, ритуальной. Самые разнообразные узорные пояса еще в 1920г насили в будни и праздничные дни, взрослые и дети, мужчины и женщины. Женщины носили пояс на талии поверх фартука, либо под грудью. Мужчины – высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая его вокруг стана не менее двух раз.

Завязывался пояс узлом спереди или сбоку чтобы концы свешивались на 20-40см и более. Способ навязывания поясов, обозначал их длину которая варьируется от 1,5 до 4м., отдельные пояса достигают 5-6м. Ширина поясов тоже различна, обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (22мм) или вервью (специально сплетенная изо льна веревка). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (44,45мм), а ритуальную рубаху широким поясом в 1,5-2 вершка(6,5-88,9мм).

Пояс в традиционной одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Повязывание пояса означает готовность к деяниям и способность эти деяния осуществить.

Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение общепринятых норм поведения. Посей день негативное значение имеют слова: «распоясаться, поясничать и т.д.».

Пояс как часть одежды человека, принимающая форму круга, повсеместно употреблялся в качестве оберега. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т.д.

Поэтому пояс снимали при добывании цветка папоротника в ночь празднования дня Бога Купала при поисках клада.

С помощью пояса устанавливается связь между своим и чужим пространством, старым и новым домом. Так у Белорусов при переходе в новый дом хозяин перетягивает все членов семьи за пояс. Когда девица была готова выйти замуж за молодца, которого ей сватали, она дарила ему поясок.

Магические свойства пояса, скрепляющего союз молодых, использовался в свадебном обряде: поясом обвязывали жениха и невесту, тем самым соединяя их в одно целое. Пояса дарились музыкантам на свадьбе, родичам жениха и гостям. Входя после свадьбы в хату жениха невеста кидала поясок на печь (показывая домовому, что она новая хозяйка). До стола молодых вели на поясе. В первые дни после веселья молодая идя поводу, клала поясок на сруб колодца. Подметая хату завязывая поясок на веник. Есть сведения, что иной раз невеста раздавала на свадьбе более ста поясков.

Поясом связывали первый сноп урожая. При первом выгоне скота в поле у восточных славян было принято расстилать в воротах пояс, чаще красный. Его также привязывали к рогам коровы, клали к пастухам в сумки. Первую борозду вели коня за пояс. При покупке скота его вводили в новый дом через пояс. Во Владимирской губернии в этот момент приговаривали: «забывай старого хозяина, привыкай к новому».

В славянской традиции пояс это источник жизненной силы. Он обладает оздоровливающим и оплодотворяющим свойствами. В тамбовской губернии с целью расположить молодую к рождению детей к ней на колени сажали мальчика, она целовала его и дарила «девичий пояс». Если поясом с изображением «зайчика» опоясать свою супругу во время беременности то она будет рожать только мальчиков, продолжателей рода. Широким мужским поясом спелиновывали младенца. Пояс с родовой обереговой символикой является своеобразным фильтром, который защищает человека от негативных влияний извне: порчи, сглаза, дурных пожеланий и т.д.

Обереговые свойства пояса знахари при необходимости могли усилить определенным заговором.

Для изготовления поясов использовались различные способы и техники. Наиболее красочными и разнообразными орнаментами отличаются бранные пояса тканные на ниту, бердо или сволочку.

Пояса делали, как правило, из разноцветных шерстяных ниток, иногда с добавлением льняных (реже — шелковых). Узоры их были очень разнообразны — от простых продольных или поперечных полосок до скошенных геометрических мотивов, выполнявшихся браным способом (на дощечках-бральницах). Народные пояса делали длинными, концы их украшали пышными кистями, отделывали бисером, стеклярусом, шариками-пушками.

Цвета для пояса подбирали большей частью яркие и контрастные, но народные мастерицы умели при этом избегать излишней пестроты — все многоцветные гаммы подчинялись одному ведущему цвету: красному, оранжево-желтому или другому.

Нарядный красочный пояс служил дополнением к народному костюму, как женскому, так и мужскому. Изготовлялись пояса разными способами. Посмотрите, я принесла вам образцы разных поясов и верёвочек .

Дети рассматривают пояса .

Задачи. Познакомить детей с плетением шнура на основе одной нити. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать внимание, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое до конца.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы свами будем учиться плести шнурок из одной нити. Посмотрите, как я это делаю.

Одеваю на большой палец левой руки хвостик от начала нитки, зажимаю тремя пальцами (средним, безымянным и мизинцем), а вокруг отогнутого указательного пальца обвожу нитку от клубка, выполняю ниткой оборот «бабочка» вокруг большого пальца (нитка проходит сначала между пальцами, потом чуть выше предыдущей нитки, и прижимаю её тремя пальцами)

первую петлю перекидываю через последний виток и через сам палец (правой рукой)

указательным пальцем подтягиваю излишки ниток от первой петли (растягивая пальцы) и подтягиваем за нитку от начала пояса

ниткой от клубка обводим указательный палец (чуть выше предыдущей нитки) и снова зажимаю её тремя пальцами и так далее до необходимой длины. А теперь попробуйте вы.

Что нужно сделать сначала?

Что делаем дальше?

Дети пробуют выполнять плетение. Плетение продолжается на следующих 2-х занятиях. По выполнению работ дети рассматривают получившиеся шнурочки, отмечают у кого получилось лучше, у кого были затруднения

Задачи. Познакомить детей со способом плетения на основе двух нитей. Учить детей плести шнурок на основе двух нитей. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать внимание, воображение, мышление. Воспитывать уважение к традициям и обычаям своего народа.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня я познакомлю вас со способом плетения пояса из двух нитей. Посмотрите, как я это делаю. Некоторые шнурочки выполняются на основе всего двух ниток, как говорится от клубка, то ест необязательно сначала отмерять и отрезать нитки. Кончики ниток связывают узелком, потом одним хвостиком делают дополнительную петлю с узелком так , чтобы от второй нити осталась свободная петля. Первую нить затягивают. Теперь указательным пальцем правой руки (сквозь петлю второй нити подцепляем первую нить, а левой рукой затягиваем вторую нить. Во время затягивания, место образована узелков придерживаем большим и средним пальцами правой руки. Затем повторяем весь процесс, но уже левой вытягиваем петлю, а правой затягиваем узелок. Таким образом выплетается шнурок нужной длины после чего отрезаются нитки и завязываются общим узелком. Я вам уже приготовила петельку на одной нити.

Давайте вспомним с вами, что делаем сначала.

Что дальше?

А сейчас я предлагаю попробовать плести пояс.

Воспитатель контролирует, поправляет процесс плетения. После окончания , подводим итог, что получилось, что вызвало затруднения.

Плетение расчитано на 3 занятия. На последнем занятии дети рассматривают получившиеся пояса, подводим итог.

Задачи. Познакомить детей с плетением круглого шнура на основе четырёх нитей. Учить детей плести шнурок на основе четырёх нитей. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Прививать любовь к народной культуре.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня я познакомлю вас со способом плетения круглого шнура из четырёх нитей. Посмотрите, как я это делаю.

Отрезаем 4 нитки , связываю их все вместе, беру по две нитки в каждую руку

крайнюю правую нитку проводим за нитками, между нитками в левой руке и возвращаем в правую руку ( ходим в гости )

крайнюю левую нитку проводим за нитками, между нитками в правой руке и           возвращаем в левую руку

далее процесс повторяем до необходимой длины шнурка        

Посмотрите внимательно, у меня в левой руке всегда нити одного цвета, а в правой другого. Давайте теперь вместе вспомним, что я сначала делала?

Что дальше?

 А теперь вы попробуйте. Я уже вам подготовила по 4 нити : по две двух цветов.

В ходе выполнения задания воспитатель контролирует процесс,  помогает, поправляет детей.

На следующих двух занятиях дети упражняются в плетении круглого шнура. На последнем занятии подводим итог, рассматриваем получившиеся изделия.

Задачи. Познакомить детей со способом плетения круглого шнура на основе 8 нитей. Учить детей плести шнурок из 8 нитей. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать память, внимание, воображение. Воспитывать уважение к обычаям русского народа.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня я познакомлю вас со способом плетения шнура из 8 нитей. Посмотрите, как я это делаю. По типу квадратной косички. Закрепляем 8 нитей.

Разделим их на 2 группы: 1-4 и 5-8.

Работу начинаем слева направо.

Нить 1 завести за основу и вперед под нити 7,8 , над нитками 5,6

Теперь справа налево:

Нить 8 завести за основу, затем под нити 2,3 и над нитями 4,1.

При объяснении детям называю нити по цветам.

Получается вот такой круглый шнурок. Давайте ребята вспомним с чего начинать плетение.

А теперь попробуйте вы ребята.

На следующих 2-х занятиях дети упражняются в плетении. На последнем рассматриваем шнуры, подводим итог, обсуждаем, что было сложного в плетении.

Задачи. Познакомить детей со способом плетения пояса на основе 4-х нитей. Учить детей плести пояс из 4-х нитей. Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, воображение. Воспитывать желание узнавать новое о занятиях своих предков.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство со способами плетения поясов. Я вас познакомлю с плетением пояса на основе 4-х нитей. Посмотрите, как я это делаю. Начинаем работу справа налево. Нити всего 4, начинаю с четвёртой: четвёртую пропускаю под третей и над второй. Теперь беру первую, пропускаю её над четвёртой под второй. И так продолжаю дальше .(можно для лучшего понимания детьми называть нити по цветам, но для этого у детей должны быть одинаковые цвета нитей). Давайте с вами повторим способ плетения.(повторяем вместе с детьми) А теперь, ребята, попробуйте вы.  

Дети выполняют плетение.

Обучение этому виду плетения рассчитано на  три занятия. На последующих двух занятиях дети упражняются в способе плетения плоского шнура из четырёх нитей. На последнем занятии рассматриваем получившиеся пояса. Подводим итоги плетения.  

Задачи. Познакомить детей со способом плетения косички из трёх нитей. Учить плести косичку из трёх нитей. Развивать мелкую моторику пальцев рук .Воспитывать желание доводить начатое до конца.

Ход занятия.

 Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами будем учиться плести обыкновенную косичку, ту, которую мамы каждый день заплетают девочкам. Вот посмотрите. У меня три нити, скрепленные между собой. Работу начинаю справа налево.  Я беру третью нить и перекладываю её на место второй, затем беру первую и перекладываю её на место третей. И так до тех пор, пока нити не закончатся по длине. Давайте с вами повторим  процесс плетения. (проговариваем вместе с детьми, сопровождая показом). А теперь  вы попробуйте.

Дети пробуют плести.

Процесс плетения закрепляется на последующих 2-х занятиях. На последнем рассматриваем получившиеся косички. Отмечаем наилучшие.

Задачи. . Познакомить детей со способом плетения пояса на основе 4-х нитей. Учить детей плести пояс из 8-х нитей. Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, воображение. Воспитывать желание узнавать новое о занятиях своих предков.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята сегодня я познакомлю вас со способом плетения пояса на основе 8-ми нитей. Это необычный способ. Для начала  надо поделить нити на две группы: по 4-ре в каждой руке, по 2 нити одинакового цвета и по две разного. Плести начинаю справа на лево, с нити, того цвета , которых по две в каждой руке. У меня по две синие, красная и жёлтая.  Я беру синюю и перекладываю её в другую руку, а из левой руки также синюю перекладываю в правую, обмениваюсь. Беру другую синюю и откладываю её наверх и также делаю с синей нитью из левой руки. Затем обмениваю красные нити , а потом жёлтые. Когда очередь доходит до синих, то обмениваю их, то есть из руки откладываю на верх, а сверху беру и перекладываю в другую руку. Так продолжаю до конца. Давайте с вами ещё  раз проговорим весь способ плетения. (проговариваем вместе с показом) .

А теперь попробуйте вы выполнить этот способ плетения.

Дети пробуют.

Процесс плетения закрепляется на последующих 2-х занятиях. На последнем подводим итог, что вызвало затруднения, рассматриваем получившиеся пояса. Отмечаем наилучшие.

Задачи. Познакомить детей со способом плетения пояса способом дёргания. Учить детей плести пояс на основе 5-ти петель способом дергания. Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, воображение. Воспитывать желание узнавать новое о занятиях своих предков.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня я покажу вам, как  плести пояс способом дергания. Посмотрите, как это надо делать. Связываем 5 петель общим узлом.

Закрепляем узел на неподвижной основе и натягиваем петли, как вожжи, распределяя их на пальцах

 указательный, средний, безымянный,  мизинец

Указательным пальцем левой руки подцепить петлю и протянуть её   Переставить пальцы правой руки (указательный и средний в петлю 1, а безымянный и мизинец в петлю 2)

Указательным пальцем правой руки подцепить петлю 4 и протянуть её в    петлю 1. Переставить пальцы левой руки (указательный и средний в петлю 3, а безымянный и мизинец в петлю 5). Дальше плести, чередуя эти две операции.

А теперь давайте ещё раз посмотрим и повторим. Проговариваем вместе с детьми. Далее дети пробуют плести самостоятельно. Процесс плетения закрепляется на последующих 2-х занятиях. На последнем рассматриваем получившиеся пояса. Отмечаем наилучшие.

Задачи. Познакомить детей со способом плетения пояса на способом дергания №2. Учить детей плести пояс данным способом. Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, воображение. Воспитывать желание узнавать новое о занятиях своих предков.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня я покажу вам, как  плести пояс  ещё одним способом дергания. Посмотрите, как это надо делать.

Нарезаем нитки, складываем их пополам, связываем концы всех петель вместе и привязываем их к неподвижной основе

распределяем петли на пальцах так: на левой руке - указательный , средний, безымянный ; на правой руке - указательный, средний,

безымянным пальцем правой руки проходим сквозь петли на безымянном и среднем пальце левой руки (пальцы левой руки выстраиваются так, что петли образуют общий горизонтальный «туннель») и, подцепив нитку за нижнюю часть петли нитку на указательном пальце, протаскиваем её сквозь петли С и Б, нитки на левой руке переставляем со среднего на   указательный, а с безымянного на средний

безымянным пальцем левой руки проходим сквозь петли на безымянном и среднем пальце левой руки (пальцы левой руки выстраиваются так, что петли образуют общий вертикальный «туннель») и, подцепив нитку за верхнюю часть петли нитку на указательном пальце, протаскиваем её сквозь петли С и Б

нитки на правой руке переставляем со среднего на указательный, а с безымянного на средний

повторяем элементы с 3 по 6

После каждого перехвата ниток, широко разводим руками - «играем на гармошке», чтобы подтянуть покрепче нитки.

Атеперь ещё раз повторим.

Дети с воспитателем проговаривают с показом плетения.

А сейчас , ребята попробуйте  сами повторить.

Процесс плетения закрепляется на последующих 2-х занятиях. На последнем рассматриваем получившиеся пояса. Отмечаем наилучшие.

Задачи. Познакомить детей со способом полотняного плетения плетения . Учить детей плести способом полотняного плетения. Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, воображение. Воспитывать желание узнавать новое о занятиях своих предков.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня я покажу вам, как  плести пояс способом дергания. Посмотрите, как это надо делать. 

Делят все нити пополам: (нити стараются не перекладывать из руки в руку). Начинают плести так:

слева - сверху, снизу, сверху, и т.д.

справа - снизу, сверху, снизу и т.д. до середины. В середине нити переплетают. Плетём так, как будто переплетаем коврик. Давайте ешё раз посмотрим. Показываю с объяснением.

 

А теперь , ребята, попробуйте вы.

Дети повторяют процесс плетения. 

Процесс плетения закрепляется на последующих 2-х занятиях. На последнем рассматриваем получившиеся пояса. Отмечаем наилучшие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в творческой мастерской "Русская изба" Изготовление поясов

Знакомство детей дошкольного возраст, имеющих различную зрительную патологию,  с разными способами изготовления поясов: витье,плетение, ткачество на берде....

Плетение косы «Колосок», технология плетения.

Уважаемые родители, Вам, в помощь, предлагаю пошаговую  инструкцию плетения косы "Колосок", которая представлена в виде презентации....

«Плетение из нитей. Русский народный пояс.»

«Плетение из нитей. Русский народный пояс.» План кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Подвижные игры и игровые упражнения на повышение скоростно-силовых возможностей мышц плечевого пояса.

Подвижные игры и игровые упражнения на повышение скоростно-силовых возможностей мышц плечевого пояса....

Презентация "Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса"

Развитие и укрепление отдельных групп мышц происходит в ходе проведения общеразвивающих упражнений.Первая группа упражнений направлена на развитие и укрепление мышц рук и плечевого пояса.Они спос...

Коррекционные упражнения для рук и плечевого пояса

Коррекционные упражнения для рук и плечевого пояса (для детей с ОВЗ). ...

Мастер-класс для педагогов. "Знакомство с народными промыслами через художественную литературу" "Плетение пояса"

Повышение профессиольной компетенции педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей дошкольников при изготовлении пояса....