Изготовление с детьми игрушек для кукольного театра
методическая разработка (конструирование, ручной труд, старшая группа) по теме

Капитунова Татьяна Викторовна

Данная разработка содержит презентацию и описание опыта работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изготовление с детьми игрушек для кукольного театра Подготовила: Капитунова Т.В. музыкальный руководитель высшая квалификационная категория

Слайд 2

Кукольный театр - особая игровая форма взаимодействия ребенка и взрослого. Задачи: Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Совершенствовать память, мышление, воображение, внимание, восприятие детей. Воспитывать культуру речевого общения. Совершенствовать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки движениями театральных кукол, используя игровые, песенные и танцевальные импровизации. Формировать у детей чувства сотрудничества и взаимопомощи.

Слайд 3

Игрушки - топотушки

Слайд 4

Куклы из варежек

Слайд 5

Куклы из перчаток

Слайд 6

Театр из коробок

Слайд 7

Театр кукол - попрыгунчиков

Слайд 8

Театр воздушных шаров

Слайд 9

Пальчиковый театр

Слайд 14

Настольный театр

Слайд 15

Театр из соленого теста

Слайд 16

Театр на конусах

Слайд 17

Театр картинок на фланелеграфе

Слайд 19

Театр кукол на гапите

Слайд 20

Театр на ложках

Слайд 21

Театр кукол - петрушек

Слайд 22

Театр кукол - марионеток

Слайд 24

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

 Изготовление с детьми игрушек для кукольного театра

Капитунова Т.В.

музыкальный руководитель МДОУ №8 «Сказка»

 Кукольный театр – особая игровая форма взаимодействия ребенка и взрослого. Кукла выступает между ними как посредник, которому ребенок доверяет. Специалисты советуют начинать приобщение детей  к театрализованной игре именно с кукольного театра как наиболее эмоционально близкой ведущей игровой деятельности детей. Кукольный театр удовлетворяет желания детей познавать мир, отражает его в образах – символах, показывает способ общения с игрушкой; как зрелищное искусство, формирует эмоционально-чувственную и нравственную сферы. Как зрелищное, яркое представление, кукольный театр всегда радость для детей, он долгожданный праздник, которого с нетерпением ждут  дети.

 Задачи:

  1. Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
  2. Совершенствовать  память, мышление, воображение,  внимание,  восприятие детей.
  3. Воспитывать культуру речевого общения.
  4. Совершенствовать  творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки движениями театральных кукол, используя игровые, песенные и танцевальные импровизации.
  5. Формировать у детей чувства сотрудничества и взаимопомощи.

Изготавливая игрушки для кукольного театра, воспитатели могут приобщать к этому занятию детей.

Игрушки – топотушки

   Чтобы сделать игрушку – топотушку, нужно нарисовать человечка или зверюшку на картоне. Ножки у человечка и задние лапки у зверюшек рисовать не надо. Изображение вырезать. Фигурка прикрепляется к тыльной стороне ладони при помощи резинки на указательный и средний палец надеваются наперстки или пробочки от одеколона. Такая игрушка может «ходить», «бегать», «плясать» на столе, при этом ножки топают, отбивая любой ритм. Дети старшей и подготовительной к школе группы могут делать такие игрушки самостоятельно.

Куклы из варежек

   Старые варежки могут оказаться хорошим материалом для изготовления кукол. Такие игрушки тоже доступны для изготовления детьми. Варежка может изображать голову куклы, при этом ее большой палец служит персонажу носом. Можно превратить варежку в целого зверька. Тогда большой палец варежки будет хвостиком. Варежка может служить кукле туловищем, к ней пришивается голова и другие детали. У такой куклы при игре активно действует «хвостик» (большой палец руки).

Если не найдется нужных варежек, предложить детям сшить их из старых вязаных вещей или ткани. При этом можно не выкраивать место для пальца. Разные детали пришиваются к варежке.

Куклы из перчаток

   Персонажей для такого театра можно сделать из старых перчаток. Если таких не найдется, то их можно сшить. Предложите детям выкройку такой перчатки (обратите внимание, что у нее не 5 пальцев, как у обычной перчатки, а 4).

Пусть дети скроят детали, сошьют их швом «вперед иголку» (стежки делают частые). Головки можно нарисовать или сшить и прикрепить к тому месту, показанному на рисунке точкой. Существует несколько вариантов таких игрушек из перчаток. Оригинальных кукол можно сшить из старой перчатки. Лишние детали, показанные на рисунке пунктирными линиями, убираются и получаются любые персонажи сказок (рис. 16).

Если к перчатке пришить кусок чулка или колготок, из пуговиц сделать глаза и надеть на руку, получится змейка (рис. 17).

Она может изгибаться благодаря движению руки и кисти, может раскрывать рот и разговаривать. Такой персонаж дети смогут  смастерить самостоятельно под руководством педагога.

Куклы из коробок

   Любую коробку можно приспособить для головы куклы (картонную или бумажную упаковку кубической, цилиндрической формы). Важно только, чтобы в ней могла свободно поместиться рука ребенка. Научите ребят отбирать для своих игрушек коробки, отвечающие по форме их замыслу. Вырезать и наклеивать детали можно из любых материалов. Для этого покажите способы оформления, рассмотрите с детьми рисунки, изображающие такие игрушки. Есть два варианта изготовления: либо коробка изображает целую фигурку, либо делается только голова. В таком случае на руку сначала надевается как бы юбочка из ткани, которую дети могут сшить самостоятельно. Кисть руки при этом спрятана в коробочке, а руку от запястья до локтя скрывает юбочка на резинке.

Такую куклу можно сделать игрушкой – говорушкой.  Помогите детям вырезать отверстие на месте рта. Если внутри коробки возле отверстия пошевелить пальцем, то создается иллюзия, что кукла говорит.

Игрушки-попрыгунчики

   Для изготовления персонажей такого театра понадобится тонкая круглая резинка (шляпная).  Если пришить резинку к голове мягкой игрушки, получится новая забавная игрушка. Игрушки – попрыгунчики интересны для ребят и тем, что они очень подвижны, умеют «бегать», «прыгать», «плясать».

Куклы из воздушных шаров

   Для изготовления таких кукол понадобятся воздушные шары, бумага, ткань и другие материалы. Рассмотрите с детьми готовую куклу, объясните принцип ее изготовления. Голова делается из надутого шара. Нос можно сделать следующим образом: отделить часть слабо надутого шара и перетянуть ниткой. На большом шаре появится маленький. Шарик привязываем к палочке (длиной 20-25 см), затем ткань сшивается крупными стежками швом  «вперед иголку», собирается на сборку, обшивается и прикрепляется к шее (надевается как на вешалку). Все это после показа дети могут сделать самостоятельно. К «плечам» куклы пришивают «руки» - полоски ткани, на концах собранные на резинку. Головы для таких кукол дети могут оформить, наклеивая на шары различные детали и проявляя свою фантазию, творчество.

Пальчиковый театр

   Персонажи для кукольного пальчикового театра могут быть сделаны из бумаги, поролона, ткани, можно связать таких кукол крючком.

Персонажи из бумаги – это миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров, которые надеваются на пальцы. Можно предложить детям нарисовать фигурки или головки человечков или зверюшек и приклеить к картонным колечкам, которые надеваются на пальцы.

Персонажи из поролона. Дети вырезают головки различных персонажей. В том месте, где у головки должна быть шея, делают углубление для того, чтобы можно было надеть ее на палец  (тут педагог помогает ребятам). Детали лучше пришить, используя для этого разноцветный поролон и кусочки ткани.

Персонажи из тканей. Персонажи пальчикового театра могут быть выполнены и из различных видов тканей. В таком случае, если ткани не сыпучие, можно сшивать детали швом «вперед иголку» с лицевой стороны. Можно научить детей подготовительной группы делать обметочный шов через край или научить сшивать детали с изнанки, затем выворачивать на лицевую сторону. Оформлять фигурки можно пуговицами, шерстяными нитками, тесьмой и кружевом.

        Таким образом, пополнение театральной зоны в групповой комнате персонажами различных видов кукольного театра окажет положительное эмоциональное влияние на развитие театрально – игровой деятельности детей, формирование творческого мировосприятия, развитие воображения и художественной зоркости.  

Настольный театр

      Предложите детям нарисовать любимых персонажей на тонком картоне, потом вырезать, положить изображение на картон, обвести и вырезать вторую часть. Устанавливаются фигурки в подставки, сделанные из пробок, катушек

Покажите детям и второй способ крепления фигурок. Для этого необходимо вырезать нарисованную (или вырезанную из детской книжки) зверушку или человечка, оставив снизу небольшую часть картона на обеих половинках изображения с тем, чтобы отогнуть эти части, намазать клеем и приклеить к картонному кружочку – подставке. Плоский настольный театр может быть не только нарисован красками, фломастерами, но и оформлен аппликацией, для чего используются бумага и различные ткани.

Игрушки из конусов

С помощью циркуля, трафаретов или шаблонов дети вырезают круги разного диаметра, складывают их пополам, разрезают по линии сгиба и склеивают из полукругов конусы. Затем каждый конус превращают в зверька, птичку, человечка, приклеив к нему соответствующие детали. При изготовлении этих игрушек можно отказаться от шаблонов, следует предложить детям самим вырезать и приклеить детали. Они с этим могут справиться самостоятельно, так как у ребят есть навыки и умения, полученные на занятиях.

Оформлять игрушки лучше способом аппликации, используя бумагу или ткань, кружево, тесьму, нитки, мелкие пуговицы, бусинки, бисер и т.д., которые не обязательно пришивать, а можно приклеить на поделку. Крахмальным клеем удобно склеивать бумагу, тонкие ткани, а картон, пуговицы, бусинки и тесьму приклеивают клеем ПВА.

Аналогично изготавливают игрушки из бумажных цилиндров, которые дети могут склеить из прямоугольных листов плотной бумаги и оформить таким же образом, как и игрушки из бумажных конусов.

Театр картинок на фланелеграфе

Для такого театра сначала нужно сделать доску фланелеграфа. Для этого на прямоугольную доску из фанеры или толстого картона натягивают  голубую или светло-серую фланель ворсом наружу, закрепляя ее края на обратной стороне доски. Чтобы доска устойчиво стояла на столе, к ней прикрепляют подставку.

 Картинки наклеивают на фланель ворсом наружу и обязательно сушат под прессом. Когда картинки просохнут, их вырезают. Проглаживать картинки утюгом нельзя, так как ворс может замяться, и при наложении на доску они не будут держаться.

При показе сценок на фланелеграфе надо сделать все возможное, чтобы они были художественными и максимально способствовали эстетическому воспитанию детей.

Театр кукол на гапите

Дошкольников начиная со средней группы можно обучать  приемам кукловождения и изготовления таких кукол. Гапит – это деревянный стержень, который является позвоночником куклы. Прежде чем ребята начнут управлять верховыми куклами, можно дать им возможность поиграть с игрушками, основу которых составляет деревянная ложка. Театр ложек помогает детям освоить приемы кукловождения.

Театр кукол-петрушек

После показа кукольного театра взрослыми у детей часто возникает желание самим участвовать в спектакле. Кукол-петрушек можно купить в магазине, но можно и самим изготовить их. Голову куклы можно взять от мягкой игрушки или обвязать заготовку  от пластиковой бутылки. К ней пришить туловище-перчатку, сшитую из ткани.

Театр кукол-марионеток

В старшей группе детского сада знакомят детей с марионетками. Марионетками называют кукол, которыми управляют чаще всего с помощью нитей. Марионеток можно изготовить из разных материалов. Обычно их шьют из ткани по принципу изготовления мягкой игрушки. Куклы приводятся в движение с помощью ваг. Вага-это деревянная крестовина, к которой на ниточках подвешивается кукла.  Держа вагу горизонтально и наклоняя ее вправо-влево, ребенок приводит куклу в движение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей по изготовлению кукольного театра в домашних условиях.

Мастер – класс для родителей по изготовлению кукольного театра в домашних условиях....

Конспект НОД по конструированию «Изготовление игрушек из цилиндров для кукольного театра»

Конспект НОД по конструированию «Изготовление игрушек из цилиндров для кукольного театра» (подготовительная группа)...

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.

Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.Цель: повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности в детском саду, развитие фантази...

Театральная деятельность с детьми дошкольного возраста. Изготовление игрушек с детьми для кукольного театра.

Кукольный театр – особая игровая форма взаимодействия ребенка и взрослого. Кукла выступает между ними как посредник, которому ребенок доверяет. Специалисты советуют начинать приобщение детей...

Семинар-практикум для педагогов "Изготовление с детьми игрушек для кукольного театра"

Семинар-практикум "Изготовление с детьми игрушек для кукольного театра"...

«Изготовление с детьми игрушек из природного материала»

Предлагаю вам статью «Изготовление с детьми игрушек из природного материала» для ознакомления и дальнейшего использования в работе с детьми 6-7 лет. Данный материал будет интересен воспита...

Мастер-класс «Изготовление атрибутов и игрушек для настольного театра»

Повышение компетентности родителей в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей, изготовление кукол из подручных средств для последующего испо...