Оживающие картинки на столе
материал по конструированию, ручному труду по теме

Батина Наталья Владимировна

Изготовление настольного театра с детьми своими руками, сказка Ефима Чистякова "Чудесное яблоко"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozhivayushchie_kartink_na_stole.docx142.99 КБ

Предварительный просмотр:

ОЖИВАЮЩИЕ КАРТИНКИ

В одной сказке маленькая принцесса получает в подарок чудесное сокровище — волшебную книгу, картинки в которой могут оживать, а сошедшие со страниц герои сами рассказывают свои истории.
Такое чудо может подарить детям каждый из вас. Называется оно НАСТОЛЬНЫЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР.
Среди всех видов театра настольный театр занимает особое место. С одной стороны, он не требует особого профессионализма, с другой стороны, диктует кукольнику свои законы и требования. Первое требование — камерность. Дети должны сидеть не очень далеко от сценического пространства — так, чтобы им хорошо были видны куклы, декорации и ясно слышен голос, ведущий сказку. Стол (или столы), выполняющий функции сцены, должен находиться на уровне глаз детей, чтобы им не приходилось задирать головы.
Второе требование — изменение декораций по ходу действия на глазах у детей. Все нужные передвижения совершаются открыто. И в этом их особая привлекательность для детей: сами они ведут себя точно так же, когда играют в ролевые игры или в игры с игрушками. Близость настольного театра к игре делает его доступным для самых маленьких зрителей — малышей 2—3 лет. Третье требование — особенность выразительной речи кукловода. Она не должна быть слишком эксцентричной, навязывающей свои интонации. Это речь сказочника, а не актера: в меру ровная, без излишних акцентов.
Роль кукловода можно поручить ребенку, не раз наблюдавшему за представлением и умеющему «работать» в паре с рассказчиком.
Несмотря на кажущуюся простоту, в настольном кукольном театре можно достигнуть вершин настоящей художественной выразительности.
Сегодня мы познакомим читателей с одним из спектаклей «осеннего цикла» Ирины МАЗУРОВОЙ — опытного мастера-кукловода.
Это спектакль по сказке Ефима Честнякова «Чудесное яблоко».

Сцена из спектакля Ирины Мазуровой

Как организовать сценическое пространство для настольного театра?
Накроем стол большим куском ткани, свисающим до пола. (Вместо стола можно поставить в ряд несколько стульев с высокими спинками и накрыть их голубой тканью; в качестве сценической площадки можно использовать также диван, но стол или сдвинутые стулья все-таки удобнее.) Однотонные куски ткани разных цветов и шейные платки, живописными складками разложенные на столе, изобразят луг, озеро, дорогу. Подушечка, накрытая коричневым куском материи, превратится в гору, а сучковатая ветка, укрепленная на подставке, с наброшенным на нее полупрозрачным зеленым платком, станет деревом. Добавим в этот пейзаж камни, коряги, шишки, ракушки. Хорошо закрепить за сценой задник, накрытый плотной голубой тканью. Это небо. К заднику можно булавками прикрепить контуры домиков или деревьев, сделанные из легкой ткани.
Сцена готова, расставим кукол и закроем все плотной голубой тканью. Это наш занавес.
Зрители расселись. Пора звать сказку. Завораживающий свет свечки, короткая песенка или стишок помогут собрать внимание детей.

За полями, за лесами,
За высокими горами
Стоит в поле теремок,
Из трубы идет дымок.
На двери висит замок.
Ты за ключиком пойди
И замочек отопри.
Сказку в гости пригласи,
Сказка, в гости приходи!

С последними словами медленно открываем занавес. На этот раз часть сцены прикрыта еще одним платком: за ним до поры до времени скрывается от зрителей загадочный лес.

Сцена из спектакля Ирины Мазуровой по сказке Ефима Честнякова

"Чудесное яблоко"

На сучковатой ветке, которая изображает дерево, закреплено огромное яблоко. На фоне неба в дупле — аппликативная сова.
Открытая часть сцены почти пуста. Скудные декорации дома, неяркие цвета ткани. Требуется маленькая пауза, чтобы дети пережили эту пустоту. Затем на сцене появляется лукошко, а из него достаются «дедушка да бабушка, мужик да баба, и у них много ребят — пареньков и девонек».
От этого множества отделяется одна кукла — дедушка: ему суждено попасть в загадочный лес и встретить там чудо.
Чудо сказочного яблока — оно для всех. И уж конечно, для зрителей.
Поэтому на сцене появляются дощечка и нож. И под долгий рассказ о том, как яблоко все ели и ели, а оно все не кончалось, мы режем яблоко на мелкие ароматные ломтики.
И вместе с детьми переживаем, как чудо не дается в руки, пока не разделено на всех и не забыт даже самый маленький.

Ефим Честняков — замечательный русский художник и сказочник начала века, «открытый» для отечественной культуры уже после своей смерти. Всю жизнь Честняков провел в далекой деревне в Костромской области, рисовал своих односельчан и сочинял для их детей сказки. Сказочностью проникнута вся его живопись. Но сам он относился к ней как к реальному свойству окружающего его мира и рисовал так, как видел. Детям необычайно близка его живопись, и мы советуем своим коллегам познакомить детей с его картинами.

Ефим ЧЕСТНЯКОВ

ЧУДЕСНОЕ ЯБЛОКО

Жили-были дедушка да бабушка, мужик да баба, и у них много ребят — пареньков и девонек. Пошел дедушка в лес дрова рубить и видит: стоит старая-старая яблоня, а на ней большущее яблоко. — Мне не унести, — подумал дедушка. Яблоко росло не совсем высоко — дедку по плечи, а сучок, на котором оно выросло, был очень толст. Упирается дедушка обеими руками в яблоко, хочет покачнуть и плечами старается приподнять хоть немножко: нет, тяжело...
— Ха-ха! — ровно что в лесу засмеялось.
— Мне не унести, — говорит сам себе дедушка. — Лучше и не отшибать: пожалуй, на земле и мыши сгложут или другие какие зверьки. Домой пойду, запрягу лошадь да и приеду сюда за яблоком. А созрело хорошо — гляди, какое румяное, особливо с полуденной стороны. — И ходит кругом, любуется, осматривает.
— Ха-ха-ха! — опять захохотало в лесу.
— Да что это? Ровно кто засмеялся, и давеча послышалось мне, — говорит дедушка. Глядит: стоит старая дупластая осина, а в дупле сидит птица сова, и глаза круглые светятся.
— Не ты ли это подшучиваешь? — спрашивает старичок.
— Ха-ха! — засмеялась сова. А тетерев на березе:
— Кво-кво, не унести тебе яблока.
— Я на лошади приеду, — говорит дедушка.
— И на лошади не увезти, — говорит тетерев.
А дедушка:
— На вот, али на паре приезжать мне?
— Хоть на тройке, на четверке; сколь хочешь запрягай лошадей — не увезти тебе яблока... кво-кво...
— Али уж такое тяжелое?
— А так... кво-кво... впрягайтесь сами все, сколь вас найдется в избе.
— Ха-ха! — засмеялась сова.
Дедушка не поверил, ушел домой, запряг лошадь, никому не сказал домашним — разболтают все раньше времени, соберется народ. Приехал и подъезжает близко под яблоню, чтобы яблоко упало прямо в телегу. Привязал лошадь, взял ядреную дубину отшибать яблоко и ходит, любуется, со всех сторон рассматривает: уж больно румяно да красиво, жаль потревожить... И захотелось дедушке потрогать его рукой. И только прикоснулся лишь пальцем — яблоко упало прямо в телегу.
— Созрело, видно, свалилось чуть не само, — думает дедушка. Отвязал лошадь и нукает: не трогает. Сам подсобляет и лошадь старается — ни с места телега.
— Ха-ха-ха! — засмеялось в дупле.
— Я тебе говорил, — квохчет тетерев.
— В самом деле, на лошади не увезти, — сказал себе дедушка. — Лошадь неплохая, ест сено хорошее, ставь тут хошь колокол — увезла бы, не хуже пары... Здесь дело не в том.
Закрыл яблоко ветками на телеге, чтобы не так приметно было, ежели бы кому случилось мимо идти, выпряг лошадь, сел верхом и поехал без телеги домой. Приехал и говорит старухе да сыну с женой: — Пойдемте со мной в лес, нашел я диковину, сами увидите.
Пришли и не могут стронуть, как ни стараются.
— Ха-ха-ха! — засмеялось в дупле...
— Я говорил: всех надо впрячь, — квохчет тетерев.
— Мы уж и так все пришли, дома только ребята остались.
Нужно и их... кво-кво...
И пошла баба в деревню, привела всех ребят — пареньков и девонек. И только нянька с самым маленьким дома осталась. Все запряглись и стараются... Но телега не идет.
— Ха-ха! — сова засмеялась.
А тетерев квохчет:
Кто дома остался?
— Да маленький с нянькой там.
— Нужно и их.
Ушли за теми. И нянька пришла в лес, на руках держит маленького. Сама наваливается на телегу и свободной рукой помогает везти, и маленький ручонками прикасается. Все подсобляют — и поехала телега...
— Ха-ха-ха, — засмеялось в дупле... А тетерев на березе:
— Кво-кво...
Привезли домой яблоко, и вся деревня сбежалась, глядит:
— Кто вам дал? — спрашивают.
— Бог дал, — отвечает дедушка. Стали пробовать: сладкое, душистое, рассыпчатое.
— И мне, — просят, — и мне! Дедушка дает всем. Вся деревня наелась, похваливают: такого дива не слыхивали. И ели дедушка и бабушка, мужик и баба и их ребята — пареньки и девоньки... Кушали сырым, и печеным, и в киселе, и перемерзлым, когда пришли холода. Соседям всем завсегда давали, особенно кто захворает. И хватило им яблока на всю осень и зиму до самого Христова дня.

Вот так выглядят простейшие самодельные куклы для настольного театра — набивные мешочки, перетянутые в области шеи.
В небольшой кусочек трикотажа телесного цвета вкладываем шарик из ваты и крепко перевязываем. Это голова.
Вырежем круг из однотонной ткани или ткани в мелкий рисунок. Для куклы с головой диаметром в 4 см можно обвести неглубокую тарелку, с головой диаметром
3 см — блюдце и т.д. Отступив от края на полсантиметра, прошьем по окружности швом вперед иголку. Стянем мешочек. Заполним его зерном, крупой или семенами трав. Вставим в него голову и закрепим, пришив мешочек за обвязку головы или чуть выше.
Основа готова. Осталось добавить детали: волосы, головной убор, тесьму, воротничок, фартучек, бусинки.
Лошадь можно взять деревянную, а в качестве телеги послужит лапоть или половинка кокосового ореха.

Настольный театр - мастерим сцену

Основанием для сцены послужит большая коробка с крышкой, например, из-под обуви.

Чтобы вырезать отверстие для сцены, отступи от края 3-5 см.

Подумайте об украшении сцены. Пусть ваш театр будет особенным, со своим названием и оформлением.

Шьём занавес

Определи размер занавеса, состоящего из двух полотнищ. Не забудь о припусках!

Сыпучие края нужно подвернуть или обработать закрепляющим швом. Как можно украсить занавес?

Надень занавес на проволоку. Чтобы его удобно было жёстко закреплять в нужном месте, надень на проволоку два кусочка ластика.

Изготавливаем декорации

Декорации должны легко сниматься и заменяться.

Такую длинную полосу можно вырезать из большого листа ватмана или склеить листы плотной бумаги. Фон (задник) можно нарисовать или выполнить в технике плоской или полуобъёмной аппликации.

Наконец, отдельные предметы или деревья можно просто ставить на сцену.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта Непосредственно образовательной деятельности «Как хлеб на стол пришел» для детей 5-6 лет.

Разработано в рамках основной общеобразовательной  программы  дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой и входит в цикл заняти...

Карта анализа : "КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ"

Вопрос об оценке деятельности воспитателя был и остается актуальным. Проверяющий, анализируя сводную таблицу, получает информацию о степени проявления каждого критерия по воспитателям, по отдельным ви...

Информационная карта проекта «Слава хлебу на столе!»

Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.Этот про...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие». Тема "Как хлеб на стол пришел"

Технологичесая карта НОД "Как хлеб на стол пришел" предназначена для детей 5 лет. В ней используется форма организации - экскурсия в музей хлеба, в процессе которой дети познакомятся с видам...

Технологическая карта НОД «Как хлеб на стол пришел» для детей 5-6 лет.

Занятие входит в цикл занятий о хлебе в старшей группе детского сада...

Методическая разработка. Эксперимент с водой и бумажными салфетками «Оживающие червячки».

Цель: Познакомить детей со свойствами воды и бумажных салфеток через экспериментальную деятельность.Задачи: Формировать у детей начальные навыки экспериментирования.  Развивать у детей мелку...