НОД по конструированию "Путешествие на остров Формадор"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Тверитина Наталия Николаевна

Подробный конспект двух занятий по конструированию  в старшей группе. Методическое обеспечение Л.В. Куцакова конструирование из строительного материаля

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstruirovanie.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка №1

Тема: «Путешествие на остров Формадор»

Образовательная область: познание (конструирование)

Интеграция образовательных областей: познание (ФЦКМ, ФЭМП), коммуникация, социализация труд.

           Программное содержание:

   Образовательные задачи: уточнять представления детей о строительных деталях,  о способах соединения; упражнять в плоскостном моделировании, в совместном конструировании; познакомить с понятиями  «карта», «план», «компас», с идеей относительности пространственных направлений; формировать навыки пространственной ориентации.

  Коррекционно-развивающие задачи: расширять  и активизировать словарь;  развивать речевое  дыхание; мелкую моторику рук; развивать творчество, самостоятельность, инициативу,   конструкторские навыки; умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные решения.

  Воспитательные задачи: побуждать к поисковой деятельности , самостоятельности;

воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, трудолюбие.

Словарь: карта, план, компас, направление,  фундамент, перекрытие. 

Оборудование: наборы строительного материала, геометрические фигуры, иллюстрации различных домов,  карта «Формадонии», картинки с изображением жителей Формадонии,  компас, фломастеры, фонограмма  «звуки моря», магнитофон.

 Предварительная работа: рассматривание фотографий, иллюстраций, открыток с    изображением домов разного вида; чтение художественной литуратуры: Ю.Мориц «Домик с трубой».

Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявляет любознательность, интерес к   конструированию из геометрических фигур и строителя; понимает смысл пространственных      отношений   (справа, слева, впереди, сзади), считает до 5, активно и доброжелательно  взаимодействует с педагогом и детьми.

         Методическое обеспечение: Л.В. Куцакова  Конструирование из строительного материала

 Система работы в старшей группе детского сада,  М., Мозаика-Синтез, 2013г.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

1.Организационный момент.

 - Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на нашем корабле  к острову «Формадор». Но чтобы нам попасть на этот остров и не заблудиться в море нам потребуется

- Кто знает что? (Карта и компас)

 Вот компас. Он показывает направление, как его не поверни,  всегда синяя стрелка будет показывать на север, а красная на юг.  Вот карта острова Формадор.  У каждого из вас есть такая карта. Давайте ее рассмотрим.

2. Работа с иллюстрацией «Карта Формандии». На острове Формадор  находится страна Формандия.  Столица страны —город Формадония». Она находится в центре острова.

- Что еще  изображено на карте?  

- Сколько в стране городов, рек, озер, железных дорог.

С помощью букв С, З, В, Ю на карте отмечены  стороны света. Найдите на острове северную, южную, западную, восточную стороны.

- Что вы видите на севере острова? На юге?

3. Дыхательная гимнастика.  Отправляемся в путь. (дети становятся в круг вокруг корабля, включить звуки моря)

    И вот перед нами море, бушует,  шумит на просторе.  Только вот что-то ветер стих, а наш корабль парусный, без ветра    не поплывет.   Давайте подуем на паруса, чтобы кораблик поплыл быстрее.                           (упражнение  выполняется 3раза)

 4. Работа с иллюстрацией «Жители Формадонии».   Весело поплыл наш кораблик и вот мы уже у острова Формадор.  Мы выйдем на остров в его южной части.

 -  Как вы думаете,   как  нам добраться до столицы  Формандии,  города Формадонии? (по реке на своем корабле, на поезде,    по туристской тропе, на самолете).  Обозначьте свой путь на карте фломастером.

 А вот и жители Фармодонии это различные геометрические тела. Давайте рассмотрим, чем они занимаются. Посмотрите внимательно и ответьте на вопросы: Кто и что везет перед собой? Кто и что везет за собой? Кто какой рукой держит кольцо? Кто упал и какой бок он испачкал? На каком боку лежит? Кто звонит по телефону и в какой руке он держит трубку?

Жители Формандии веселые и работящие, но у них нет домов. А они очень бы хотели их построить. Давайте им поможем  спроектировать красивые, удобные дома и затем их построим.

5. Работа с иллюстрацией и геометрическими фигурами. Давайте рассмотрим дома на картинке.

-Что есть у любого дома? ( фундамент, стены, окна, крыша)

Жители Формадонии приготовили для нас конверты. Давайте посмотрим, что в них.(геометрические фигуры)

Правильно, в конвертах у вас есть геометрические фигуры. Давайте из них смоделируем фасады домов.

    Дети раскладывают геометрические фигуры, составляют из них дома.

6. Физкультминутка .  Вы спроектировали красивые дома и теперь будем их строить.

Но перед работой давайте  немного отдохнем  и поиграем .

      Динь-дон, динь-дон                 Постукивание кулачок об кулачок                 

    Гномы строят новый дом

    Красят стены, крышу, пол      Плавные движения руками, имитирующие покраску кистью 

    Прибирают все кругом.          Имитированные движения подметание пола

    Мы к ним в гости придем      Шаг на месте

    И подарки принесем              Имитация вручения подарков

    На пол мягкую дорожку,       Как-будто расстилают дорожку

    Расстелив ее к порожку

    Две подушки на диван,           Руки прислонить к щеке, как-будто спят 

    Меду липового жбан               Гладят живот.

7. Практическая работа

Дети выполняют самостоятельно работу, воспитатель помогает и подсказывает по мере    

необходимости.  Обратить внимание детей,  на то, что дома должны быть объемными, что к фасадам  необходимо пристроить еще три стены и соорудить крыши.

По окончании строительства рассмотреть все дома и  сравнить постройки  с плоскостными моделями.  Можно оформить  постройки дополнительным материалом: деревьями, цветочками.

       

       Рефлексия.

        - Ребята, вы построили красивые и удобные  дома. Жителям Формадонии они очень понравились, но нам пора    возвращаться  в группу. Проходите на корабль и в путь.

       - Понравилось ли вам путешествие?

      - Как называется остров?

      - Что мы там с вами делали?

      - Что оказалось для вас самым трудным?

       -Что нового узнали?

      - Хотели бы вы еще раз отправиться на этот остров?

Карточка №2

Тема: «Многоэтажный дом»

Образовательная область: познание (конструирование)

Интеграция образовательных областей: познание (ФЦКМ, ФЭМП), коммуникация, социализация труд.

           Программное содержание:

   Образовательные задачи: уточнять представления детей о строительных деталях,  о способах соединения, свойствах деталей и конструкций (высокие конструкции должны иметь устойчивые основания); продолжать учить  анализировать образец, показать отдельные конструктивные решения, упражнять  в совместном конструировании; продолжать знакомить с понятиями  «карта», «план», «компас», с идеей относительности пространственных направлений; формировать навыки пространственной ориентации.

  Коррекционно-развивающие задачи: расширять  и активизировать словарь;  развивать речевое  дыхание; мелкую моторику рук; развивать творчество, самостоятельность, инициативу,   конструкторские навыки; умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные решения.

  Воспитательные задачи: побуждать к поисковой деятельности , самостоятельности;

воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, трудолюбие.

Словарь: карта, план, компас, направление,  фундамент, перекрытие, многоэтажный дом.

Оборудование: наборы строительного материала, геометрические фигуры, иллюстрации различных домов,  карта «Формадонии», картинки с изображением жителей Формадонии,  компас.

 Предварительная работа: рассматривание фотографий, иллюстраций, открыток с    изображением домов разного вида; беседа на тему: «В каком доме ты живешь?»;

чтение художественной литуратуры:  Б.Житков «Белый домик»

Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявляет любознательность, интерес к   конструированию из геометрических фигур и строителя; понимает смысл пространственных      отношений   (справа, слева, впереди, сзади),  активно и доброжелательно  взаимодействует с педагогом и детьми.

         Методическое обеспечение: Л.В. Куцакова  Конструирование из строительного материала

 Система работы в старшей группе детского сада,  М., Мозаика-Синтез, 2013г.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

1.Организационный момент.

-Ребята, сегодня я опять предлагаю вам отправиться на остров Формадор.

-Какая страна там находиться? (Формандия)

- Как вы думаете на чем можно отправиться на остров?(на корабле, на самолете)

Сегодня мы полетим на самолете. Построились все друг за другом.

      Руки в стороны –

      В полет отправляем самолет.

      Правое крыло вперед

      Левое крыло вперед.

      Полетел наш самолет.   Дети идут друг за друг другом, произнося звук «у-у-у-у»

2. Работа с иллюстрацией «Карта Формандии».

Вот мы с вами и на острове.  Приземлились мы свами сегодня на севере-востоке острова.

Давайте найдем это место на карте.  Вспомните , где находится север, где юг, где восток и запад. Теперь покажите северо-восточное направление, северо-западное, юго-восточное, юго-западное.

3. Работа с иллюстрацией «Жители Формадонии».  

   Давайте опять понаблюдаем за жителями острова. Посмотрите внимательно и ответьте на вопросы: Кто откуда спускается и над кем? Как изображен Кубик по отношению к нам? Кто, что и как несет? У кого и куда бьет струя воды? Где кто-то сидит? В какой руке мочалка? Куда прыгает? Как называются прыжки? Кто и как сидит на лавке? Как называются прыжки? Какое ухо болит? С какой стороны у Пирамиды сердце? В какую щеку и кого поцеловали? Кто вдали за рекой? Кто вблизи у реки? Кто в какую сторону едет? Что он видит справа от себя, слева от себя?

4. Рассматривание образца.

Жители Формадонии приготовили нам загадку:

Желтоглазый великан вдаль глядит по сторонам,

Никого нет краше, никого нет выше,

Облака ночуют на огромной крыше.

Желтоглазый великан вдаль глядит по сторонам,

А к полночи стих и замер, смотрит темными глазами.

Городские великаны прячут жителей в карманы.

       -  Что же это? ( многоэтажный дом)

Давайте построим для жителей Формадонии многоэтажные дома.

Посмотрите один дом  они уже построили. Давайте рассмотрим его.

- Из чего у него сделано основание?( из кубов и больших пластин). 

Основание также можно сделать из пластин, это облегчит постройку.

Воспитатель также обращает внимание детей на то, как сделаны окна: кирпичики поставлены на бруски, сверху кирпичики накрыты длинной пластиной, которая их скрепляет, благодаря чему кирпичики стоят прочно. На пластине затем можно плотно друг к другу уложить фанерные дощечки или такие же пластины. Это будет крыша.

Сверху на крыше сделано украшение. Пояснить детям, что украсить дом можно и по-другому, кто как придумает. Чтобы можно было входить в дом, надо сделать крылечко.

-Вы уже делали крылечко, вспомните, что перила бывают разные: здесь они из треугольных деталей, а можно с каждой стороны поставить на краю ступенек брусочки или цилиндры- кто как хочет. Дом получится красивый, если все детали вы уложите аккуратно.

Вокруг дома можно сделать садик. В таком домике будет приятно жить.

5. Физкультминутка  

Строители должны быть очень внимательными, чтобы ничего не забыть и правильно построить дом, чтобы он не разрушился . Давайте сделаем с вами пальчиковую гимнастику «Точка внимания»

            Понемножку по ладошке               пальцы одной руки легко стучат по ладони другой 

               Наши пальчики идут,

               Серединку на ладошке                    то же другой рукой 

               Наши пальчики найдут

               Чтоб внимательнее стать,

               Нужно точку нажимать.                   нажимать на центр ладони пальцем другой руки

               Помассировать по кругу,                        круговые движения указательным пальцем одной  

                                                                          руки по центру ладони другой (поменять руки)

                А теперь расслабить руку.             легко пошевелить пальцами

               Давим,                                                 крепко сжать кулаки

               Тянем,                                                 напряженно вытянуть пальцы

               Отдыхаем.                                                расслабить кисть

               Мы внимательными станем!             скрестить руки на груди.

         7. Практическая работа

Дети выполняют самостоятельно работу, воспитатель помогает и подсказывает по мере    

необходимости.  

По окончании строительства воспитатель предлагает рассмотреть все дома, отмечает , сумели ли дети сделать постройку прочной (научились ли делать перекрытие, соединять мелкие детали длинной пластиной для устойчивости), обращает внимание на хорошо выполненные постройки. После этого делает вывод: дома получились разные по конструкции.  

Рефлексия:

- Что понравилось вам в путешествии?

- Что оказалось самым трудным?

- Что нового узнали?

       

Карточка №3

Тема: «Детский сад»

Образовательная область: познание (конструирование)

Интеграция образовательных областей: познание (ФЦКМ, ФЭМП), коммуникация, социализация труд.

           Программное содержание:

   Образовательные задачи: уточнять представления детей о строительных деталях,  о способах соединения, свойствах деталей и конструкций (высокие конструкции должны иметь устойчивые основания); продолжать учить  анализировать образец, показать отдельные конструктивные решения, упражнять  в совместном конструировании; продолжать знакомить с понятиями  «карта», «план», «компас», с идеей относительности пространственных направлений; формировать навыки пространственной ориентации.

  Коррекционно-развивающие задачи: расширять  и активизировать словарь;  развивать речевое  дыхание; мелкую моторику рук; развивать творчество, самостоятельность, инициативу,   конструкторские навыки; умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные решения.

  Воспитательные задачи: побуждать к поисковой деятельности , самостоятельности;

воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, трудолюбие.

Словарь: карта, план, компас, направление,  фундамент, перекрытие, многоэтажный дом.

Оборудование: наборы строительного материала, геометрические фигуры, иллюстрации различных домов,  карта «Формадонии», картинки с изображением жителей Формадонии,  компас.

 Предварительная работа: рассматривание фотографий, иллюстраций, открыток с    изображением домов разного вида; беседа на тему: «В каком доме ты живешь?»;

чтение художественной литуратуры:  Б.Житков «Белый домик»

Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявляет любознательность, интерес к   конструированию из геометрических фигур и строителя; понимает смысл пространственных      отношений   (справа, слева, впереди, сзади),  активно и доброжелательно  взаимодействует с педагогом и детьми.

         Методическое обеспечение: Л.В. Куцакова  Конструирование из строительного материала

 Система работы в старшей группе детского сада,  М., Мозаика-Синтез, 2013г.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

1.Организационный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по физвоспитанию "Путешествие на остров "Спортус""

Представлен конспект сюжетного физкультурного занятия с использованием круговой тренировки....

Весёлое путешествие на остров.

Игры в средней группе с логическими блоками Дьенеша....

"Остров дружбы"

Занятие по нравственному воспитанию для детей подготовительной группы...

"Остров Котлин, остров Котлин! Чудо из чудес!"

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы...