Методическая разработка "Мы слепили снежный ком... Будешь, ком - снеговиком!"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Малей Галина Алексеевна

Конспект,  где главной целью непосредственной образовательной деятельности является: - проведение опытов для исследования  свойств снега;  -  знакомство с новым для детей материалом для изготовления поделки - фольгой, и изготовление из неё "Снеговичка".  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл snegovik.docx492.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Конспект НОД

               «Мы слепили снежный ком… Будешь, ком, снеговиком!»

Цель: Развитие познавательной активности и любознательности детей.                                 Развитие художественных и творческих способностей детей на основе знакомства с техникой изготовления поделки из фольги.                                                                                             Задачи:                                                                                                                                     Образовательные:                                                                                                                              - Закрепить и систематизировать  представления детей о снеге и его свойствах.                                -  Путем практического исследования побуждать детей делать выводы.                                                                                        -  Закрепить умение работать  по технологическим картам.                                                                                     Коррекционно – развивающие:                                                                                                           -  Развивать  познавательный  интерес и любознательность детей к объектам неживой природы на основе сравнения, обобщения, установления элементарных причинно-следственных связей.                                                                                                                                    -  Учить передавать результаты экспериментирования, используя в речи качественные прилагательные.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    -  Развивать мышления, внимание, творческие  способности.                                                                                                                           -  Развивать мелкую  моторику  рук.                                                                                                           -  Развивать и обогащать опыт художественно-продуктивной деятельности на всех её уровнях: восприятие – исполнительство – творчество.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Коррекционно-воспитательные:                                                                                                              - Воспитывать личностные качества: самостоятельность, активность, повышение самооценки, аккуратность, дисциплинированность.

Предварительная работа:                                                                                                            Беседа о признаках зимы;                                                                                                       Наблюдения за явлениями неживой природы (снег, снежинки)                                                  Опыты и эксперименты со снегом /измерение глубины снега; окрашивание снега/                      Чтение познавательной литературы по теме;                                                                    Разгадывание загадок о зиме, снеге, зимних явлениях.

Оборудование:                                                                                                                                   Тазик со снегом, ведерко, снеговик, мандарины, кусок марли, технологическая  карта изготовления снеговика из фольги.                                                                                                      На каждого ребенка: тарелка, лист белой и цветной бумаги;  игрушка от киндер-сюрприза; стаканчик с холодной водой;  фольга, шпажка, зубочистка, крышечка от бутылки  молока.                          Аудиозапись спокойной классической музыки.            

              Ход образовательной деятельности

Орг. момент.

Воспитатель. Придумано кем-то, просто и мудро

                        При встрече здороваться «Доброе утро!»

Давайте и мы с вами поздороваемся – споем приветствие.

Коррекционная песенка -  распевка  с оздоровительным массажем / автор С. Коротаева/

-Здравствуйте, ладошки

Хлоп-хлоп-хлоп.           / Три хлопка в ладоши/

Здравствуйте, сапожки

Топ-топ-топ.                   /Топают ногами/

Здравствуйте, лягушки

Ква-ква-ква.                    /Сжимают пальцы рук/

Здравствуйте, кукушки

Ку-ку, ку-ку.                    /Слегка наклоны головы/

Здравствуй утро, здравствуй, день,

Нам здороваться не лень.

Пожелайте друг другу доброго утра.

- Ребята, какое сейчас время года?   /Зима/

А какой самый характерный признак зимы?  /Снег; очень холодно и морозно/

А какие вы знаете слова – родственники к слову снег? /Снег – снежный – снеговик – Снегурочка – снежинка – заснеженный - …/

Элементы ТРИЗ

А когда на улице много снега это хорошо или плохо?

Ответы детей. При необходимости воспитатель уточняет и дополняет ответы детей.

Хорошо: можно строить снежные крепости, играть в снежки, кататься на санках и лыжах, кататься со снежных горок….

Снег укрывает землю и под ним как под одеялом тепло растениям, корням цветов, кустарников, деревьев, посеянной под зиму ржи. Пословица « Много снега – много хлеба».

 В сильные морозы некоторые птицы прячутся под снегом от холода. В рыхлом снегу много воздуха, а он помогает сохранять тепло.

Жители Крайнего Севера строят себе дома из снега (называется – иглу). На пол кладут шкуры северных оленей, а стены завешивают сукном. Внутри  такого дома тепло даже в самые сильные морозы.

Плохо: все дорожки,  тропинки, обочины дорог  заметены снегом. По сугробам трудно ходить.  Дворникам нелегко убирать много выпавшего снега.

Ветки деревьев под  тяжестью снега могут сломаться.

Диким животным трудно найти себе пищу под снегом.

В лесу лоси  своими длинными тонкими ногами  застревают в толще снега и становятся легкой добычей волков.

- А какое у вас самое любимое занятие зимой на прогулке? /Лепить снеговиков/

Я для вас приготовила сюрприз, который находиться вот под этим ведерком. А какой вы узнаете, если отгадаете загадку.

Загадка.

Что за снежный человек,

Нос - морковка, тело – снег.

Вырос посреди двора,

Где гуляет детвора,

Нарядился в пуховик

Белоснежный…     /Снеговик/.

Воспитатель  поднимает  ведерко,  под которым находиться  снеговичок. /Дети с удовольствием рассматривают его/.                                                                                                                                                     Почему снеговик так называется?   /Потому что он вылеплен  из снега .                                                       А здесь у меня (воспитатель показывает на  закрытый крышкой  тазик)

 - Одеяло белое, не руками сделано —                                                                                                                          Не ткалось и не кроилось,                                                                                                                                                         С неба на землю свалилось.

Что же у меня здесь? /Снег./                                                                                                                                       Зачем я его принесла? /Дать детям высказать предположения/

 Я сегодня хочу пригласить  вас в лабораторию для исследования снега.                           Исследовательская деятельность                                                                                                              Опыт №1. «Какого цвета снег?»                                                                                                                       Положите комочек снега на цветной лист бумаги, приложите к нему белый лист бумаги, сравните.  Что вы видите?  /Ответы детей/                                                                                                                        Вывод:  Снег белого цвета.

Опыт №2. «Какой снег на ощупь?»                                                                                                      Потрогайте снег руками. Какой он на ощупь?                                                                                             Дети: Холодный, мокрый, мягкий.                                                                                                                          В: Вспомните вчерашние свои ощущения от снега на улице в мороз.                                                            Дети: Снег был легкий, пушистый, сухой, хрустящий, сыпучий.                                                                        Вывод: Первое время в тепле снег холодный, мокрый, мягкий, не сыпучий.

Опыт №3. «Определение прозрачности»                                                                                   Положите под  комочек снега игрушку от киндер-сюрприза.  Посмотрите, видна ли игрушка под снегом?  /Нет/                                                                                                                                                                Вывод: Снег не прозрачный.

Опыт №4 «Имеет ли снег запах?»                                                                                                             Понюхайте мандарин. Что вы чувствуете, какой мандарин? /Ароматный, душистый…/                                             А теперь понюхайте снег.  /У него нет запаха/                                                                                                    Вывод: Снег не имеет запаха.

Опыт №5. «Тонет ли снег?»                                                                                                                   Положите немного  снега в стаканчик с холодной водой. Что вы видите? /Снег плавает на поверхности воды и постепенно начинает таять, растворяться.                                                                      Вывод:  Снег не тонет в воде, так как сам состоит из воды.

- А теперь   предлагаю  вам  немножко отдохнуть.                                                                              Физкультминутка  «Зимушка-зима»    /Дети выполняют  движения по тексту/

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым              /Хороводный шаг/                          

Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.

А теперь бочком, бочком друг за другом все бегом        / Боковой галоп/

Ножка ножку догоняла, все бегом за ней скакала.

С ковырялочкой все вместе потанцуем мы на месте      / Движение «ковырялочка»/

Массаж биологически активных зон «наступили холода» для профилактики простудных заболеваний:

Да-да-да

Наступили холода (потереть ладошки друг о друга)

Да-да-да

Превратилась в лед вода (мягко провести пальчиками по шее сверху вниз)

Ду-ду-ду

Я на лыжах иду (растереть ладонями уши)

Ды-ды-ды

На снегу есть следы (приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично расстилать лоб движениями в стороны – к середине лба)

Дети вновь возвращаются в лабораторию.

Опыт-наблюдение №6. «Воздействие температуры»

Посмотрите, пожалуйста, в ведерко, в котором мы оставили часть снега. Что с ним случилось, пока мы проводили опыты и играли?  /Он растаял и превратился в воду/

Почему?  /Здесь тепло. Снег растаял от тепла/

Вывод: под действием тепла снег таит, превращаясь в воду.

Опыт №7. «Исследование чистоты снега»

Снег у нас превратился в воду. А водичка чистая, прозрачная? /Да/

На первый взгляд  действительно достаточно чистая. Но так ли это на самом деле сейчас проверим.  

Процеживаем эту воду через марлю, сложенную в 4 слоя.

Что мы видим? /На марле осталась грязь.

Вывод: Снег грязный.

 Какой еще очень важный,  для любителей поесть на улице снег, сделаем вывод?

/Снег есть нельзя не только потому, что он очень холодный, но и грязный. От этого тоже можно заболеть./

-Теперь давайте объединим всё, что мы узнали о снеге.

Снег – белый, холодный,  не имеет запаха, не прозрачный, не тонет в воде, под действием тепла превращается в воду, грязный.

- Ой, ребята, посмотрите на нашего  снеговичка!  

Пока мы с вами проводили опыты, снеговичок… растаял.  /Дать детям выразить свои эмоции!/

- Жаль снеговичка. Что будем делать? /Слепим нового на прогулке, …..

-Но когда потеплеет, он тоже растает.

- Подумайте, а можно ли создать такого снеговика, который  никогда не может растаять?

Дети. - Да: нарисовать на бумаге; сделать аппликацию ; вылепить из пластилина, глины, соленого теста;  сшить из ткани…./

Я вам предлагаю сейчас сделать снеговичка из уже знакомого нам материала – фольги. Хотите? /Да/.    Проходите  и садитесь  за столы.

Но прежде нам надо подготовить свои пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять                       /Загибают пальчики по одному в обеих руках/

Мы во двор пошли гулять.           /«Идем» по столу указательным и средним пальчиками/

Бабу снежную лепили,                 / «Лепим комочек двумя ладонями/

Птичек крошками кормили,         /Крошащие движения всеми пальцами/

С горки мы потом катались,     /Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки/

А ещё в снегу валялись,              /Кладем ладошки на стол то одной стороной, то другой/

Все в снегу домой пришли,        /Отряхиваем ладошки/

Съели суп и спать легли.             /Движения воображаемой ложкой,  руки под щёки/

Отдохнули, а теперь за работу! Дети погружаются в творческую деятельность по созданию снеговика из легкого, пластичного материала – фольги. Звучит спокойная классическая музыка.  

Наши снеговички готовы. В качестве шляпки – крышечка от бутылки из-под молока.

Вот какие у нас получились забавные симпатичные снеговички!

                   

Упражнение на расслабление организма: «Снеговик»

Дети представляют, что каждый из них снеговик. Большой,  красивый, которого вылепили из снега. У него есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и он стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снеговик начинает таять. Далее дети изображают, как тает снеговик. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снеговик превращается в лужицу, растекающуюся по земле.

Итог – обсуждение (понравилось ли  проводить опыты; что интересного нового узнали;                            чей снеговичок самый симпатичный …)

                         Технология изготовления снеговика.

                                       

1. Нам потребуется: пищевая фольга;                         2. Отрываем полотна фольги небольшого деревянная шпажка для шашлычков;  зубочистка.                         размера.                                                                                

                                                                                                 3.Формируем шарик.                                                         4. «Лепим» 3 шарика разного размера.                                                                                              

5. Протыкаем шарики шпажкой.                                    6. Средний шарик протыкаем горизонтально

                                                                                                            Это руки. На них «лепим» варежки.                                                                                                                            

                                                       

             7. Из полоски фольги делаем шляпу.  Носик делаем в технике « квиллинг».

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме нетрадиционного метода рисования : « Снеговик».

Предварительная работа: Рассматривание картинок о зиме.         ...

Методическая разработка. Сценарий вечера досуга " Игры со Снеговиком" для детей 2 младшей группы

Веселый досуг, который можно проводить с участием родителей.Подойдет для воспитателей, музыкальных руководителей....

методическая разработка праздника "Снежные пирожки"

сценарий для детей среднего возраста...

Методическая разработка оздоровительной НОД "Как мы помогли Снеговику избавиться от простуды" в младшей группе ДОУ.

Представленная НОД в игровой форме поможет решить одну из приоритетных задач, стоящих перед педагогами: сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. НОД может быть использована во...

" Мы слепили снежный ком! Будешь, ком, снеговиком!"

В рамках тематической недели "Зимушка хрустальная" ребята старшей группы слепили весёлый и забавных снеговиков. На НОД дети закрепляли различные приемы лепки. ...

Методические рекомендации «Методические требования к снежным постройкам, разработка проектов снежных построек на участке ДОУ»

В рекомендациях раскрываются требования к снежным постройкам на участке детского сада....

Методическая разработка Досуг с родителями День Рождения Снеговика

Цель: Познакомить детей с праздником «Всемирный день Снеговика (День Рождения Снеговика)», создать праздничное настроение....