Изготовление инструментов
статья по конструированию, ручному труду на тему

Пенькова Ольга Владимировна

Истинная мудрость всегда проста: детские музыкальные инструменты на самой первоначальной ступени должны быть игрушками в высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки. Если дети сломают инструмент, не страшно: они смогут сделать подобный из незатейливых подсобных материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izgotovlenie_instrumentov.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Изготовление самодельных музыкальных инструментов из природного и бросового материала».

Консультация для воспитателей

                                                                                    Музыкальный руководитель

О.В.Пенькова

2014 г.

   Истинная мудрость всегда проста: детские музыкальные инструменты на самой первоначальной ступени должны быть игрушками в высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки. Если дети сломают инструмент, не страшно: они смогут сделать подобный из незатейливых подсобных материалов.

   Давайте вспомним, как настойчиво тянется малыш к погремушке, чтобы

самому её потрясти, и самозабвенно наслаждается потом простейшим зву-ком! Как бесконечно долго он может ударять палочкой по краю своей кро-

ватки! Зажмуривается от страха, когда громко, но, переведя дух, продолжает звуковой эксперимент. Спонтанные исследования звучащего мира продол-

жаются еще несколько лет: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки и свистульки, бумага, связки ключей, расчески и булькаю-щие звуки…Звуки, часто лишь раздражающие взрослых, доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими бесконечно, особенно если полу-чается ритмично.

   Красота и совершенство, восхищающие взрослого, часто оставляют ребен-ка совершенно равнодушным, воспринимать классику у него нет еще духов-ных сил. Дорога к классике -  это долгое восхождение. На высокую гору нельзя запрыгнуть, на неё можно только взойти. « Детские комнаты» есть в здание мировой музыкальной культуры, и  в них,как в обычных детских ком-натах много простейших музыкальных инструментов, устройство которых позволяет понять, откуда и  как рождается звук, а вместе с ним элементарная музыка. И  что самое главное использовать их в детских забавах. У ребенка свой интерес к миру звуков–искренний и прикладной в самом благород-ном смысле этого слова.

   Инструментальная игра в её простейшем, элементарно- импровизационном виде есть органическая часть детской музыкальной культуры. Инструменты составляют самую привлекательную для детей область музыки. Ведь и сама музыка у них ассоциируется с инструментом, а не с пением, поскольку пение не вычленяется детьми из речи. Именно инструмент для  их является симво-

лом музыки.

   Прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у на-ших давних предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами куски полого бревна, простые деревянные бруски, обыкновенные куски железа,

повешенные на прутик и стручки  различных растений.

   В нашей современной жизни возможностей для звукотворчества неизме-

римо больше. Они ограничены лишь нашей фантазией и желанием изобре-

тать.

   Для изготовления самодельных инструментов могут пригодиться разные материалы и предметы, и каждый обладает собственным голосом и способ-ностью звучать. Например:

  • Различная бумага ( целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.);

   Предложите детям поиграть разной бумагой разными способами: ритмично сминать, тереть, рвать. Затем обратите внимание на то, сколько тонких зву-чаний можно различить в бумажной музыке. Попробуйте озвучить стихотво-рение Ф.Усачева: Шуршат осенние кусты.

                               Шуршат на дереве листы.

                               Шуршит камыш. И дождь шуршит.

                               И мышь, шурша, в нору спешит.

                               А там тихонечко шуршат

                               Шесть шустрых маленьких мышат.

                               Но все вокруг возмущены:

                                Как расшалились шалуны!                  

  • Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлуп-ки от них, различная крупа, камешки, ракушки;

   Эти предметы также подойдут для озвучивания сказок, стихотворений.

Ими можно шуршать, насыпав в открытую коробку, или сделать маракасы, насыпав мелкие семена, крупу в пластмассовые коробочки от «киндеров», баночки от воды. Скорлупки от грецких орехов следует просверлить и подве-сить гроздьями на обычную палочку или 10-12 скорлупок надеть на бельевую резинку: растягивая и отпуская, можно получить различного тембра звуки. Замочив на сутки скорлупки от фисташек, проколите их шилом посередине и нанижите на шерстяную нитку, закрепляя скорлупки узелками, затем прикрепите несколько таких ниток к палочке. Этот инструмент завораживает своим тонким шелестом, слушать который хочется еще и еще.

  • Металлические банки разных размеров (от газированной воды от томатной пасты.)

   Перевернутые и украшенные какой-нибудь аппликацией банки могут обра-

зовать семейство барабанов. Предложить детям ударять не только сверху, но и по боковым поверхностям, сочетая разные приемы игры (можно играть ру-кой, палочками с различными головками). Озвучьте стихотворение Г.Виеру

«Ежик и барабан»: С барабаном ходит ёжик, бум-бум-бум!

                                  Целый день играет ёжик, бум-бум-бум!

                                  С барабаном за плечами, бум-бум-бум!

                                  Ёжик в сад забрел случайно бум-бум-бум!

                                  Очень яблоки любил он бум-бум-бум!

                                  Барабан в саду забыл он бум-бум-бум!

                                  Ночью яблоки срывались бум-бум-бум!

                                  И удары раздавались бум-бум-бум!

                                  Зайцы здорово струхнули бум-бум-бум!

                                  Глаз до зорьки не сомкнули, бум-бум-бум!

  • Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщи-ны, брусочки.

   Из круглых деревянных палочек разной длины можно сделать подвесной ксилофон. Его можно использовать для спонтанной или импровизационной игры: дятел, белочка, лошадка, применяя для музыкального и «сюжетного» развития такие средства, как темп, динамику, способ извлечения.

  • Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, флакончики от духов.

   Замечательные возможности для конструирования таит в себе обыкновен-

ная вешалка для одежды. На неё привязывают карандаши,  металлические предметы, стеклянные флакончики от лекарств или духов. У вас получается деревянная, металлическая или стеклянная «арфа». Играть на ней нужно,

проводя рукой или палочкой глиссандо. Из плотной ткани или кожи можно сделать браслетики на липучках, прикрепить на них связки разноцветных пуговиц, колечек, бубенчиков, скорлупок- и готовы инструменты, которые можно надевать на запястья или щиколотки во время импровизационных веселых танцев или сюжетных игр.

   Ну, а теперь все готово, чтобы сделать музыкальную сказку. Она не должна быть длинной: текст говорит педагог, дети двигаются и озвучивают сюжет на инструментах, произнося минимум слов. Пусть дети принимают участие в музыкальной аранжировке сюжета. Обязательно нужно по желанию детей меняться ролями, партиями. Игра в сказку может продолжаться до тех пор, пока не иссякнет желание детей

   Литература:Т.Тютюнникова «Природные и самодельные инструменты в музыкально-педагогической концепции Карла Орфа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изготовление самодельных инструментов для шумового оркестра

Где живут звуки? Откуда они появляются и куда прячутся? Оказывается, их можно приручить и поселить прямо в детском саду. Правда, для этого звукам потребуются специальные домики - музыкальные инструмен...

Консультация на тему: "Изготовление музыкальных инструментов из бросового материала"

Как можно изготовить с детьми музыкальные инструменты из подручных средств....

Мастер класс по изготовлению шумового инструмента для детей средней группы по теме "Наш оркестр"

В своей работе музыкальные руководители часто используют инструменты сделанные собствеенми руками, для праздников и развлечений - это незаменивые вещи. Подыграть  проигрыш в частушках, озвучить к...

Мастер-класс по изготовлению инструментов для шумового оркестра из бросового материала

Мастер-класс по изготовлению инструментов для шумового оркестра из бросового материала...

Игры со звуками и изготовление инструментов из природного и подручного материалов (Саминар-практикум)

Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира , а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Нам, взрослым только кажет...

Мастер – класс для родителей «Музыкальные инструменты. Изготовление шумовых музыкальных инструментов»

Обучение родителей методу изготовления шумовых инструментов в домашних условиях...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ на тему "Использование нетрадиционных музыкальных инструментов, как средство креативности. Изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов"

Анализируя результаты своей работы по творческому развитию дошкольников, я пришла к выводу, что необходимо использовать нетрадиционные музыкальные инструменты для развития креативности у детей. Приобщ...