Главные вкладки

    Художественные промыслы России
    методическая разработка по конструированию, ручному труду на тему

    В настоящее время важным направлением в учебной и воспитательной работе является возрождение народных традиций, приобщение к истокам народной культуры, изучение истории ремесел России. Это особенно актуально сейчас, когда так необходимо формировать национальное чувство уважения младшего поколения к утраченным традициям.

    В народном декоративном искусстве раскрывается душа народа, необъятный мир красоты и мудрости. Народное творчество служит для специалистов разных отраслей школой художественного мастерства, источником вдохновения.

    Русское народное искусство создавалось руками крестьян, ремесленников. В основном это вещи, имеющие практическое назначение (мебель, посуда, коромысла и др.).

    Для изделий народных мастеров было характерно разнообразие форм изделий, орнаментов, цветовых сочетаний. Бытовое, утилитарное назначение вещей никак не снижало их эстетической ценности. Для их изготовления использовались недорогие материалы: дерево, солома, береста, керамика, стекло, металл, кость, рог и др.

    Технические и декоративные приемы были различны в разных областях России. Достижения химии способствовали расширению технических и творческих возможностей мастеров.

    Объем продукции, выпускаемой народными художественными промыслами, невелик по сравнению с продукцией, выпускаемой промышленностью. Изделия из кости, лаковая миниатюра, роспись по эмали, расписные деревянные изделия выпускаются небольшими тиражами, но это нисколько не умаляет их ценности и назначения в развитии культуры нашей страны.

    Изделия основных традиционных промыслов, единственных в своем роде, воспринимаются туристами, гостями нашей страны как память о России.

    Обычно художественную продукцию народных ремесел группируют по исходному материалу:

     - изделия из дерева, бересты и капо-корешка;

     - папье-маше;

     - керамики и стекла;

     - металла;

     - камня и янтаря;

     - изделия из кости, рога, раковины;

     - пластмасс;

     - текстильно-художественные изделия;

     - изделия из кожи.

    Внутри каждой группы изделия подразделяют по районам производства.

    Данная методическая разработка может быть рекомендована педагогам, работающим с детьми младшего и среднего школьного возраста для проведения уроков по технологии и для внеклассной работы (кружки, секции).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mkou_dod_tsdt.doc277.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКОУ ДОД ЦДТ «Радуга»

    Художественные промыслы России

    (методическая разработка)

    Автор: Евдокимова Валентина Николаевна

    Кирово-Чепецк

    2011 г.


    Введение

    В настоящее время важным направлением в учебной и воспитательной работе является возрождение народных традиций, приобщение к истокам народной культуры, изучение истории ремесел России. Это особенно актуально сейчас, когда так необходимо формировать национальное чувство уважения младшего поколения к утраченным традициям.

    В народном декоративном искусстве раскрывается душа народа, необъятный мир красоты и мудрости. Народное творчество служит для специалистов разных отраслей школой художественного мастерства, источником вдохновения.

    Русское народное искусство создавалось руками крестьян, ремесленников. В основном это вещи, имеющие практическое назначение (мебель, посуда, коромысла и др.).

    Для изделий народных мастеров было характерно разнообразие форм изделий, орнаментов, цветовых сочетаний. Бытовое, утилитарное назначение вещей никак не снижало их эстетической ценности. Для их изготовления использовались недорогие материалы: дерево, солома, береста, керамика, стекло, металл, кость, рог и др.

    Технические и декоративные приемы были различны в разных областях России. Достижения химии способствовали расширению технических и творческих возможностей мастеров.

    Объем продукции, выпускаемой народными художественными промыслами, невелик по сравнению с продукцией, выпускаемой промышленностью. Изделия из кости, лаковая миниатюра, роспись по эмали, расписные деревянные изделия выпускаются небольшими тиражами, но это нисколько не умаляет их ценности и назначения в развитии культуры нашей страны.

    Изделия основных традиционных промыслов, единственных в своем роде, воспринимаются туристами, гостями нашей страны как память о России.

    Обычно художественную продукцию народных ремесел группируют по исходному материалу:

     - изделия из дерева, бересты и капо-корешка;

     - папье-маше;

     - керамики и стекла;

     - металла;

     - камня и янтаря;

     - изделия из кости, рога, раковины;

     - пластмасс;

     - текстильно-художественные изделия;

     - изделия из кожи.

    Внутри каждой группы изделия подразделяют по районам производства.

    Данная методическая разработка может быть рекомендована педагогам, работающим с детьми младшего и среднего школьного возраста для проведения уроков по технологии и для внеклассной работы (кружки, секции).

    Методические рекомендации по проведению занятий

    Художественные промыслы России

    Искусство каждой эпохи и страны теснейшим образом связано с историческими условиями, особенностями и уровнем развития того или иного народа. Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живёт и развивается по своим собственным законам, решает свои, художественные, задачи. И мы, научившись ценить и понимать это особое содержание народного искусства, стали наследниками того духовного богатства, которое хранит для нас художественная культура человечества.

    Народные художественные промыслы занимают видное место в декоративно-прикладном искусстве.

    Во многих районах нашей страны наряду с высочайшим уровнем техники и промышленности сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и художественные промыслы.

    Знакомство с русскими народными художественными промыслами поможет понять их многообразие, самобытность и эстетическую значимость в современной художественной культуре русского народа.

    Цели предлагаемой методической разработки:

    Образовательная - систематизация и обобщение материалов по знакомству с народными художественными промыслами;

    Познавательная – познакомить учащихся с истоками и развитием народных промыслов России;

    Воспитательная - формирование интереса к народным художественным промыслам России, эстетического вкуса и аккуратности в работе.

    Изучение нового материала построено в форме экскурсии по музею детского клуба «Чайка», где есть возможность детально познакомиться с  народными промыслами России. На этом этапе занятия применяются различные формы и методы работы с учащимися: познавательно-аналитическая беседа, рассказ педагога, показ педагогом технологии выполнения элементов росписи, изготовления народной игрушки и т.д.

    Использование презентации на всех этапах занятий является наиболее эффективным средством воздействия на ребенка и дает возможность широко и красочно представить натуральные изделия народных промыслов, наглядно показать отдельные их элементы, закрепить знание учащимися.

    Практические умения учащихся формируются в ходе выполнения ими практического задания, которое проводится в игровой форме (мастер-классы по росписи, лепке из пластилина и т.д.).

    Занятие№1. Тема. Глиняные изделия. 

    Цель. Сформировать представление о народных промыслах гжели, дымковской игрушке, филимоновской игрушке.

    Развивать творческие способности, фантазию, практические навыки выполнения элемента росписи.

    Воспитывать любовь к народным традициям, народному творчеству, чувство ответственности, взаимопомощь, уважение к труду.

    Оборудование.

    Компьютер, проектор, гуашь, кисти, вырезанные из бумаги формы посуды.

    Ход урока.

    1. Организационный момент. Приветствие, Эмоциональный настрой. Проверка готовности к уроку.      

    Посмотрите на экран. Перед вами предметы декоративного искусства (презентация диска тема: Глиняные изделия).  

    Можете ли вы определить, к каким народным промыслам они относятся? Правильно, эти изделия выполнены народными умельцами, и относятся они к разным народным промыслам. Ребята, можете ли вы предположить,  как будет звучать тема нашего урока?   (определение темы урока). Совершенно верно. Сегодня на уроке мы познакомимся с народными промыслами.    

    2. Вступительное слово учителя.        

    Чтобы лучше узнать художественные промыслы, мы совершим экскурсию по местам, где они зарождались.

    3. Целеполагание (экскурсия по музею).

    А как вы думаете, что мы сможем узнать в ходе нашей экскурсии?                                               (учащиеся самостоятельно определяют цель путешествия). Мы узнаем, где зародились народные промыслы изготовления глиняных изделий, из чего создают мастера свои изделия, познакомимся с приемами росписи и после экскурсии мы с вами сами попробуем себя в роли народных умельцев и  выполним элементы росписи по мотивам народных промыслов гжели и дымки в творческой мастерской.

    4.   Объяснение темы урока.                                                                                                                                   

    И так, я приглашаю вас отправиться на экскурсию по самым знаменитым, самым уникальным центрам народных промыслов.  

    1. Первое путешествие мы совершим в Подмосковье, село Гжель - известный центр гжельской художественной керамики. Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды. Изделия из гжели так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась не только в нашей стране, но и за рубежом. Посмотрите на экран. Какие изделия вы видите? Фарфоровые чайники, подсвечники, часы, Животные и птицы невиданной красы. Деревня в Подмосковье прославилась теперь. Известно всем в народе ее название – Гжель. Посмотрите, ребята, какое удивительное сочетание белого и синего. Как вы думаете, где мог увидеть мастер эту особую красоту?          Правильно. Секреты красоты таятся в самой природе. Голубизна неба, ослепительная белизна снега – вот что подсказало художнику это гармоничное сочетание красок. Какие элементы росписи используют гжельские мастера? Ребята, посмотрите, какие приемы росписи применяли мастера гжели. Краска набирается только на одну сторону кисти и широким круговым движением накладывается мазок на поверхность. Один мазок – лепесток, другой, третий – и вот уже роза готова. И в ней можно различить постепенный переход от светлого к темному. Такой прием росписи называют «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями». Мазок – пятно дополняет тонкая решительная линия: прямая, волнистая, спиралевидная, округлая. Она то подчеркивает форму цветка, листика, а то вдруг весело побежит по краю горловины сосуда или рассыплется стебельками, завьется спиралью усиков                                                                       (рассказ сопровождает выполнение приема росписи).

    2. Путешествие в мир волшебной Дымки (Кировская область).

    Вятка славилась в старину своими базарами–ярмарками, которые назывались “Свистунья” или “Свистопляска”. Развлечением праздника были глиняные игрушки – свистульки. Всю зиму женщины Дымково лепили игрушки для ярмарки. И вот, на прилавках ярмарки веселый товар. Охотно покупают его взрослые и дети. Оглашается вся округа свистом. Шумит народное гулянье. И громче всего слышится заливистый свист. Оттого и прозвали этот праздник “Свистунья”. Как в народе прозвали этот праздник? (Свистунья). Много различных глиняных игрушек делают мастера в разных уголках нашей огромной страны, но Дымковскую игрушку ни с какой не спутать. Дымковская игрушка монолитна, а силуэт игрушек отличается мягкой плавностью и округлостью. Лепные детали оборок, косичек, жгутиков делают игрушку более выразительной (демонстрация игрушки во время презентации). Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки? Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке. Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера? (Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии); Какие цвета брали для росписи игрушек? (Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный).

    В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами. Внимательно рассмотрите узоры на глиняных игрушках.

    3. В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

    В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки – свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек.

    Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, “подтягивают”, выравнивая ее поверхность. “Подтягивать” и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях. Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи. Народная игрушка в своем первородном виде культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии. Она представляет собой явление народного искусства, в котором эстетическое и культовое начала были слиты воедино, и непременно учитывались мастером. Рассматривая работы народных мастеров, можно только удивляться устойчивости традиций в выборе тем и сюжетов игрушек (показываются иллюстрации).

    Занятие№2. Тема. Деревянные изделия. 

    Цель. Сформировать представление о народных промыслах: Хохломская роспись, Семёновская  игрушка, Загорская матрешка, Полхов-Майданская роспись, Городецкая роспись, Богородицкая игрушка.

    Развивать творческие способности, фантазию, практические навыки выполнения элемента росписи.

    Воспитывать любовь к народным традициям, народному творчеству, чувство ответственности, взаимопомощь, уважение к труду.

    Ход урока.

    1. Организационный момент. Приветствие, Эмоциональный настрой. Проверка готовности к уроку.      

    На Волге, в Горьковской области, возник еще один промысел росписи по дереву. «Золотая хохлома» называют его в народе.

    Откуда же появилось это удивительное искусство? Разное сказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок – умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как–то к его порогу жар – птица и он её угостил. И вдруг птица – жар прикоснулась своим крылом к чашке – и чашка стала золотой. Вот такое поверье ходит в народе. Ребята, скажите, какие изделия изготавливают хохломские мастера? Расписная деревянная посуда очень древняя.  Вот уже 200 лет делают из дерева хохломские блюда, ложки, плошки, поставцы и вазы, солонки и сказочные ковши-утицы. А какие по цвету краски любили использовать хохломские мастера? Любимые цвета – красный да черный и совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки – приписок. А золото – то откуда? В этом и есть секрет хохломского промысла! Чтобы золотом загорелся узор, покрывают его олифой или лаком и ставят в горячую печь. Закаливается лак до желтого цвета – и вспыхнет под ним блестящий фон.  Чем не золото?    

    Посмотрите, как выполняется узор. Хохломская роспись выполняется кистью от руки без предварительного рисунка, т.е. «с маху» красками, при этом кисть держится перпендикулярно к поверхности. Бежит, кружится по поверхности затейливый узор – Кудрина, взлетит вверх, наберет силу, да и остановится. Сам рисунок добавят мелкой прорисовкой и вот готов узор.

    Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов.                                                                                                                                  Эту традицию сохраняют сегодня народные мастера. Украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла (демонстрация презентации).

    2. Городец - город на берегу Волги в 60 км от Н. Новгорода. Как поселение был основан в 1152 году Юрием Долгоруким и носил название Малый Китеж. Старинный ремесленный центр по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, рубели, лапти. Особой красотой отличались изделия Городца, расписные коромысла, прялки, донца из деревень расположенных по реке Узол: Курцево, Косково, Ахлебаиха.

    Городецкая роспись - как ее нам не знать.

    Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

    Здесь такие букеты, что нельзя описать.

    Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

    Мастера расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота. В 19 веке на донцах появились бутоны цветов; розаны, купавы благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника, а вот с купавкой связана интересная легенда. На Руси с 23 на 24 июня праздновали день Ивана Купалы. Люди считали, что в эту ночь расцветает удивительной красоты цветок папоротника, цветок счастья, но живет он мгновение. И если человек успеет дотронуться или сорвать станет счастливым. Так и стали народные мастера изображать купавки на своих работах. Но не только роспись украшала изделия Городца. В 18 веке деревянную поверхность украшала еще и резьба. Неглубокие, но выразительные прорези, определявшие контуры рисунка. С годами трудоемкую резьбу начала вытеснять роспись масляными красками. Целые живописные мотивы появились на прялках, донцах, игрушках. Самые распространенные сюжеты; дамы и кавалеры, сценки чаепития, наездники, птицы - все эти сюжеты дополняют изображения цветов.

    Цвета присущие городецкой росписи; голубой и все оттенки синего, розовый и оттенки красного - для цветков, зеленый - листики, черный - кони, черный, синий - птицы, белый - оживка. Несмотря на цветовое многообразие, мастера придерживаются определенных правил; если фон цветка розовый, красный то серединку выполняют темно - красным, бордовым, а если фон голубой, то лепестки прописывают темно-синим или фиолетовым.

    3. “А что вы знаете о первой русской матрёшке?” “Как она получила это имя?” “Что оно означает?”

    Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

    Ее создателями были токарь В.П.Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В.Малютин.

    Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими: румяных и полных деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками, цветами, хлебом-солью и т.п. Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”. Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им кукла Матрена! И все они делали это по-разному.

    Матрёшки из Сергиева Пасада.

    До конца 90х годов XIX века матрёшки изготовлялись в московской мастерской “Детское воспитание”, а после её закрытия производство и роспись матрёшки освоили учебные показательные мастерские в Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. Именно здесь вскоре началось массовое производство этой игрушки, и был выбран тип матрёшки, которую называют Сергиево-Посадской или Загорской. Бурный расцвет искусства изготовления и росписи Сергиево-Посадской матрёшки в первые десятилетия XX века был настолько своеобразен, что определил стиль росписи матрёшки в России на многие годы. В это время были созданы основные типы росписи сергиево-посадской матрёшки, главной отличительной чертой которой является стремление отобразить в росписи современную жизнь. Сергиев Посад был колоритным исконно русским городком. Большая базарная площадь, расположенная напротив монастыря, почти всегда была заполнена пёстрой шумной толпой: купцами, монахами, богомольцами, ремесленниками. В 1910 году в Сергиевом Посаде была организована артель “Кустарь-художник” - куда вошли почти все местные мастера. В 1928 году она была преобразована в фабрику игрушек, существующую и по сей день. Матрёшка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт: приземистую форму, верх, плавно переходящий в утолщающую нижнюю часть фигурки, роспись гуашью и лаковое покрытие.

    Матрёшки из Полховского Майдана.

    Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек. Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.

    Матрёшка семёновская.

    Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись, в орнаментальных рисунках которой есть мотивы, восходящие к культуре древней Руси. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций “травного” орнамента Древней Руси. Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров. С течением времени рисунок букета как бы наливался соками трав, становился более плотным, красочным и живописным. В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука. Главным в колорите семёновской матрёшки является решение основного цвета в букете, который задаёт тон всему цветовому строю. Букет по традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от Сергиево-Посадской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий “верх”, который резко переходит в утолщённый “низ”. Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол.

    Вятская матрешка.

    Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. Особое своеобразие вятской расписной деревянная куклы в том, что матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой. Инкрустация соломкой художественных изделий из дерева на столярной основе, главным образом коробок и шкатулок, известна в этих краях давно. Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную. Одна часть соломы для получения декоративного эффекта проваривается в растворе соды до золотистого цвета, другая остаётся белой. Затем солому разрезают, приглаживают, штампиком выбивают детали нужного рисунка. Наклеивают соломку по сырому нитроцеллюлозному лаку. Расписанную анилиновыми красителями и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают масляным лаком. Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько они мило и приветливо.

    А как называется ученик мастера? (Подмастерья) Так вот вы пока ученики - подмастерья.

    Занятие№3. Тема. Народные художественные промыслы. 

    Цель. Сформировать представление о народных промыслах: Палехская миниатюра, Лаковая миниатюра Федоскино, Павловский платок, Жостовские подносы, Скань.

    Развивать творческие способности, фантазию, практические навыки выполнения элемента росписи.

    Воспитывать любовь к народным традициям, народному творчеству, чувство ответственности, взаимопомощь, уважение к труду.

    Ход урока.

    1. Организационный момент. Приветствие, Эмоциональный настрой. Проверка готовности к уроку.      

    Палехская миниатюра

    Палех – центр иконописной живописи, расположенный возле города Иваново. В настоящее время в г. Палехе развит народный промысел «Палехская миниатюра» взамен существовавшей школы иконописной живописи. В росписи лаковой миниатюры сохранились традиции древнерусского искусства и мастерство иконописцев. Миниатюрная лаковая живопись выполняется темперой на папье-маше. Шкатулки, брошки, пепельницы и игольницы обычно расписываются золотом на черном фоне. Русская лаковая миниатюра отличается изяществом форм, мастерством тонкой кисти художника, поэтичностью образов.

    Изделия Федоскинской лаковой живописи

    В дореволюционные годы изделия из покрытого лаком папье-маше с миниатюрной росписью создавали лишь в Федоскино. Характерной особенностью Федоскинской миниатюры является ее тесная связь с русской литографией, лубком (московским и петербургским) XIX века, определившим появление наиболее типичных сюжетов (хороводов, чаепитий). Старые мастера часто заимствовали сюжеты для своих миниатюр с литографий, гравюр, рисунков и живописи того времени. Среди федоскинских миниатюр XIX — XX века много тщательно выполненных копий картин русских художников.

    Но федоскинские мастера внесли характерные изменения в оригиналы, которые они копировали: усиливали декоративное «звучание» цвета, обобщали форму изображаемых предметов, сохранили большие плоскости черного фона. Изделия в большинстве случаев были небольшого размера.

    Павловский платок

    Павловские платки ведут свою историю с начала XIX века как резонанс на кашмирские шали. В эпоху классицизма женский туалет не мыслился без огромной, как правило, очень дорогой шали из тончайших нитей особых сортов козьего пуха. Соревнуясь в пышности и великолепии своих костюмов, высшая знать приобретала их в большом количестве. История костюма утверждает, что в гардеробе Жозефины Богарне было более 400 кашмирских шалей. Даже Наполеон не выдержал таких затрат, и, по словам А. Латур, поводом к разводу послужила очередная покупка шали. Тонкая, мягкая фактура шалей и их разнообразный узор давали простор фантазии модниц. Из шалей шили платья, делали покрывала, их использовали для украшения интерьера.

    Мода и спрос заставили русских предпринимателей начать собственное производство шалей. Период подражания восточным образцам оказался очень продолжительным, и уже в первое десятилетие XIX века продукция русских мастериц завоевала большую популярность, которая сама по себе говорит о высоком качестве и необычайной красоте русских шалей, В их орнаментации и колорите очень скоро был найден свой собственный неповторимый стиль.

    Оригинальная техника исполнения позволяла делать шали двусторонними, то есть одинаковыми с лицевой и изнаночной стороны. Вполне естественно, что русские тканые шали, так же как и индийские, стоили очень дорого. Достаточно привести пример: в приданом Н. Н. Гончаровой самым дорогим предметом была колокольцевская шаль. Удовлетворить спрос тех, кто обладал более скоромными средствами, можно было, только обратившись к набойке.

    Появление анилиновых красителей значительно обогатило цветовую гамму русских платков. Ярко-розовые, бирюзовые, красные, зеленые, желтые, контрастные тона как бы светятся изнутри. Ярким, мерцающим светом горят краски на платках даже столетней давности. Кажется, время не властно над ними.

    Скань

    Ювелирная техника скань – это ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Украшаются изделия из скани маленькими серебряными или золотыми шариками (зернью) и эмалью. Художественная обработка металла – филигранная скань – известна издавна. Появилось это художественно-прикладное искусство в 9 веке. Тончайшая проволока, искусно свитая, делает каждое изделие уникальным. Большое разнообразие видов скани позволяет создавать поистине образцы художественного промысла. Напайная филигрань предполагает напайку проволоки и зерни на листовой металл, объемная филигрань используется для объемных предметов – кубков, ваз, подносов, ажурная филигрань – кружево из проволоки с напаянной зернью. Филигранная ажурная скань горит и переливается всеми цветами радуги, разбрасывая вокруг золотые, серебряные и медные искры.

    Жостовские лаковые изделия

    Село Жостово — известный центр производства лакированных железных подносов. Возникло производство в начале XIX века, и сначала в Жостове одновременно изготовлялись лаковые изделия из папье-маше и расписные подносы.

    Производство подносов в Жостове и примыкающих к нему деревнях существует с 20—30 годов прошлого века. За время существования промысла его мастерами были созданы художественные и технические приемы росписи, приближающие этот вид изделий к предметам народного искусства. Роспись подносов по своей живописной манере имеет много общего с росписью сундуков, дуг, саней и других предметов крестьянского быта XVIII — XIX веков.

    Построена на так называемом кистевом приеме, широко распространенном в крестьянской бытовой живописи. Кистевой прием заключается в свободном нанесении от руки, без предварительной зарисовки, мазков кистью округлыми, быстрыми, легкими движениями. При этом расписываемый поднос мастер держит перед собой и поворачивает вокруг оси.

    Наиболее распространенными композициями в росписи жостовских подносов в прошлом были букет, венок, гирлянды. Букет в центре оказался наиболее устойчивой композицией и дошел до нашего времени, он играет роль декоративного пятна, увязанного с фоном и формой подноса, и вписывается в фон посредством постепенного перехода от более крупных цветов, размещенных в центре, к более мелким цветам и листьям, их окружающим. Средством для вписывания букета в плоскость подноса служат также тонкие листья трав, так называемая привязка. Набор цветов, входящих в букет, обычно ограничен и чаще всего состоит из розы, астры, георгина или мака (центр), анютиных глазок, ромашки, незабудок, васильков, повилики (окружение). Включение в букет цветов средней полосы Европейской части России при этом главным образом полевых, придает всей росписи ярко выраженный национальный характер.

    Фон бывает черным, синим, вишневым, оливковым, зеленым и др. Помимо орнаментальной росписи, в прошлом также применялась сюжетная роспись. При этом использовались традиционные мотивы летних и зимних «троек» и чаепитий. В советское время круг тем обогатился за счет введения изображений плодов и фруктов, а также птиц и бабочек. Неотъемлемой частью росписи является орнаментальная кайма, проходящая по борту Жостовских подносов, выполненная бронзой или алюминием, и состоящая из элементов геометрического или растительного орнамента.

    После каждого занятия школьникам предлагается  рефлексия.    

    Ребята, мы совершили с вами экскурсию по местам народных промыслов. Скажите: С какими промыслами вы познакомились?                                                                                                                        Назовите основные элементы оформления народных изделий. (Учащиеся их называют). Чтобы проверить свои знания, можно предложить в игровой форме ответить на вопросы по теме занятия (Приложение 1).

    Например:

    1. Голубизну небесную, что сердцу так мила,                                                                                                  кисть мастера на чашку легко перенесла. (Гжель)

    2. Удивляя, прорастая                                                                                                                                как - то празднично жива.                                                                                                                        Молодая, непростая                                                                                                                                               черно – красная трава. (Хохлома)

    Проверь свой ответ.    

    Физминутка.  

    Ребята, а сейчас, перед выполнением практической работы, для того чтобы кисти рук были пластичными и гибкими, проведем разминку для рук.  

    Руки подняли и закачали – это деревья в лесу,
    Вниз опустили, кисти встряхнули – это деревья бросают росу.
    В сторону руки дружно помашем – это к нам птицы летят.
    Как они сели – руки сложили назад.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

    Практическая работа (на примере Занятия №1).  

    Рисунок 1.

    Ребята, мы узнали, как создают мастера свои произведения, познакомились с приемами росписи и сейчас мы сами попробуем себя в роли народных умельцев, поработаем в творческой мастерской.

    На ваших столах лежат разные по размеру формы предметов, но они не украшены росписью.  Выберите форму предмета, которую вы сможете расписать, и украсьте ее элементами росписи, взяв характерные цветовые сочетания и приемы росписи  (для образца можно использовать рисунок 1, 2).

    Рисунок 2.

     

    Итог.      

    Анализ работ учащихся, подведение итогов                                                                               (ученики выражают свое отношение к работе группы).

    Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    Чему научились?

    Что удалось?

    С какими трудностями столкнулись.

    Домашнее задание. Выполните один из трёх вариантов задания:        

    1. Подберите иллюстративный материал о народных промыслах  изученных на занятии.

    2. Придумайте интересную форму предмета и распишите его орнаментом одного из промыслов  (по выбору).

    3. Подготовьте сообщение об одном из промыслов.

    На этом наш урок завершен.  Всем спасибо за сотрудничество. И пусть наше занятие не заканчивается на этом.  Пусть оно останется надолго в вашей памяти и поможет вам понять и полюбить народное искусство.  


    Заключение

    В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа. Оно неоднородно и сегодня. Его произведения разнообразны: от маленькой брошки, сувенирной фигурки- игрушки, до громадных ковров, крупных кружевных панно, многопредметных подарочных комплектов посуды, мебели, уникальных сложных композиций миниатюрной живописи на шкатулках из папье-маше, искусной ажурной резьбы по кости и т.д. И всюду привлекает лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета, завершенность композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими приемами мастерства, в которых соединяется и верный глаз, и точная рука, и неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные традиции.

    Также необходимо отметить что, одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей. Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. В учебной работе с младшими и средними школьниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и педагогами.

    Опыт моей работы показал, что если ребенку интересно, если его увлечь и заинтриговать, помочь вообразить будущее изделие, создать стимул, то он (ребенок) будет заниматься этой деятельностью долго, упорно и порой забывая про время и про то, что изделие может не получиться. Ребенок натура увлекающаяся и воспользовавшись этим качеством можно научить его и воображать и творить воображаемое изделие, но для этого его нужно вдохновить, вдохнуть в него искорку какого то замысла, какой то идеи, а в дальнейшем он все это разовьет сам. Но только в том случае, если это ему интересно.

     


    Список литературы:

    Алексахин Н.Н. «Художественные промыслы России», Москва «Народное образование» 2005 г.

    Журналы «Народное творчество», выборка 2000-2011 год

    Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: Учеб. Пособие. - М.: Высш. Школа, 1980.

    Клиентов А. Е. «Народные промыслы», Белый город. М.2004. 

    Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. - М.: Знание, 1984.

    Русские художественные лаки. Б.И.Коромыслов – «Основы художественного ремесла» Практ. пособие для руководителей школ. кружков В.А.Барадулин, Б.И.Коромыслов, Ю.В.Максимов и др.

    Темерин С. М. Русское прикладное искусство.        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместной деятельности" Народные промыслы России"

    Цель: формирование представления детей о русских промыслах.Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Социализация, Художественное творчество, Музыка....

    План воспитателя по самообразованию. Тема: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»

    Годовой план работы воспитателя  по самообразованию по теме "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Представлены цель, задачи...

    Представление педагогического опыта САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста"

    В материале отражена подробная работа воспитателя по самообразованию на тему "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Работа предст...

    Презентация "Народно-художественные промыслы России"

    " Народно-художественные промыслы России"...

    Тема самообразования:«Изучение дымковского народного промысла России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»

    Тема самообразования  воспитателя подготовительной к школе группы Кузьминых С.И.: «Изучение дымковского народного промысла России с целью развития художественных способностей детей дошкольно...

    Материал из опыта работы на тему: «Привитие любви к Родине у дошкольников через ознакомление с художественными промыслами России»

    Задача педагога состоит в том, чтобы научить ребенка ориентироваться в различных видах росписи, сформировать позновательный интерес к русской народной культуре и развить творческу иннициативу в каждом...