Влияние художественного труда на развитие ребёнка.
статья по конструированию, ручному труду на тему

Новик Валентина Анатольевна

Статья о влиянии художественного труда на развитие ребёнка из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_seminar.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние художественного труда на развитие ребёнка.

Новик В.А. воспитатель

МДОУ детский сад №18Московская обл.

«Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим». Сухомлинский В. А.

Благодаря введению Федерального государственного стандарта впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящим главной целью - формирование успешной личности. И одной из основных задач стандарта является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.

Уникальные возможности для реализации новой образовательной модели предоставляет образовательная область «Художественное творчество». Один из видов, составляющих эту образовательную область, — художественный труд.

Художественный труд - преобразующая, творческая, социально-мотиви-рованная деятельность ребенка. Её цель - создание конкретного продукта, гармонично сочетающего утилитарные (польза) и эстетические (красота) свойства.

Занятия художественным трудом оказывают на организм ребенка развивающее и оздоровительное воздействие. Исследования выдающихся педагогов прошлого Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля свидетельствуют о пользе занятий художественной деятельностью, так как выполняют терапевтическую функцию, отвлекают детей от грустных и печальных событий, снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Это особенно актуально в процессе адаптации ребёнка к детскому саду.

Нельзя переоценить воздействие ручного труда на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка. При работе в различных видах техник нагружаются разные, даже самые мелкие кистевые и пальцевые мышцы. Таким образом, происходит косвенное, но очень интенсивное воздействие на речевой центр в головном мозге. В.С.Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное, аналитическое мышление, воображение, зрительная память, т.е. раскрывается личность ребёнка, воспитываются лёгкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе и нестандартных ситуациях.

Кроме того, художественный труд способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (формы, цвета, размера), графо - моторных навыков и созданию условий для формирования целенаправленной деятельности.

Н. Н. Гусарова отмечает, что в процессе изготовления поделок у детей постепенно формируется системы специальных навыков и умений: развитие зрительного восприятия, глазомера, мелкой моторики рук, усидчивости, самостоятельности.

Цель занятий художественным трудом – направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально ценностного отношения к окружающему миру. Таким образом, занятия ручным трудом способствуют успешной социализации ребёнка. Социализация – это усвоение человеком морали, нравственных норм и ценностей, а также правил поведения в обществе, которое его окружает. К маленьким детям приходит понимание ценности своего, а затем и чужого труда, того, что каждый человек уникален и его мнение может отличаться от мнения большинства. Приходит вера в свои силы, снимается страх перед миром «больших вещей».  Дети знакомятся с новыми профессиями, «примеряют их на себя» (художник-оформитель, дизайнер, художник-декоратор, вышивальщица, кукольница). Участие в коллективных творческих проектах  даёт возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создаёт почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Использование бросового и природного материала, позволяет затронуть вопросы глобальной экологии. Можно рассказать о роли вторичного использования материалов в сохранении природы. Осознание своей значимости в таком важном «взрослом» вопросе помогает воспитанию в детях осознанно-правильного отношения к природе, что является одной из важнейших целей экологического воспитания дошкольника.  Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению».

 «Попробуйте окружить ребенка разными материалами: бумагой, глиной, деревом, материей, листьями, цветами и т. д., и вы увидите, как под его руками все это начнет воплощаться и оживать в самых оригинальных формах и в новых неожиданных способах соединения материалов между собой».

В своей работе автор активно использует занятия ручным трудом в совместной деятельности  с детьми. Изначально автором было отмечено,  что из всех видов деятельности дети особо выделяют художественный и ручной труд. Тем не менее, обратите внимание что, к сожалению, у некоторых детей в старшем дошкольном возрасте уже сложилась установка «я не умею», «это сложно», шаблонность действий и образов. На основании этих наблюдений определяется основная цель работы - раскрытие в ребёнке творческого потенциала, развитие чувства уверенности в своих силах.

Например, букеты роз из осенних листьев мы начали создавать спонтанно на улице и даже перевязывать готовые «цветы» пришлось черенками листьев. Это вызвало у детей взрыв эмоций, интереса. Всем захотелось сделать для мамы такой букет. Самые неуверенные и неусидчивые были увлечены, у каждого получился свой, непохожий на других, результат. И глаза детей горят, получается, могут  ВСЕ. А казалось бы обычные листья. Так зарождается вопрос-проблема: «А что ещё можно сделать из листьев?», и оказывается можно столько всего и не только из листьев…. И вот уже на прогулке дети с увлечением ищут красивой расцветки и формы листья, интересной формы ветки и камни. Во второй половине дня мы обсуждаем, воплощаем интересные идеи, а фраза « я не могу» осталась в прошлом.

      Деятельность, изначально  носившая свободный характер, постепенно вылилась в кружковую системную работу. В процессе занятий дети знакомятся с новыми материалами, их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Мы с детьми постоянно раскрываем возможности применения тех или иных материалов, их многообразные композиции, как они сочетаются друг с другом. Это повышает интерес ребят к процессу художественного труда и его результату. Выбранные темы для работы, позволяют наиболее полно реализовать творческую фантазию детей. У ребят всегда есть свобода выбора: цвет, используемые материалы, дополнительное оформление работы. Как правило, поделки делаются для решения какой-либо проблемы (подарок на праздник, участие в конкурсе, украшение группы к празднику). Осознание своей важности, полезности подстегивает детский азарт, повышает интерес к труду.

Алгоритм любой работы составлен так, чтобы у детей пришло осознание того, что их возможности безграничны, что любая сложная работа состоит из множества простейших этапов.

В работе используются такие материалы как нитки, шпагат, ткань, пуговицы, природный материал. Они долговечные, прочные, «настоящие». Благодаря этому результат получается практичным и может долго служить и радовать своих маленьких создателей.

Основополагающим принципом такой работы можно считать высказывание древнекитайского мыслителя и философа – Конфуция.

«Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь».

Литература

  1. Выготский Л.С. Воображение и творче­ство в детском возрасте. - М.: Просвеще­ние, 1967
  2. Давыдова Г.Н. Детский дизайн.Поделки из бросового материала. – М.: Издательство «Скрипторий2003», 2006. - 80с.
  3. Игрушка. Ее история и значение : Сборник статей под редакцией Н. Д. Бартрам : С 5 рис. в красках на отдельных листах и с 114 рисунками в тексте / В. Боруцкий, Сергей Глаголь, В. Харузина, В. Малахиева-Мирович и Н. Бартрам. — Москва : Издание Т-ва И. Д. Сытина, 1912. — 246 с., ил.
  4. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128с.

Лялина Л.А. Дизайн и дети (из опыта ме­тодической работы). - М.: ТЦ Сфера, 2006.

В процессе таких свободных занятий дети учатся действовать независимо, отлично от других,

Помимо своих глобальных задач и целей художественный труд позволяет решить и другие задачи:

Например, маленькие дети в период адаптации с удовольствием занимаются художественным трудом, делают открытки, картинки для мамы, что позволяет снизить тревожность. Занимаясь лепкой и рисованием, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы, учится ориентироваться в новой для себя ситуации общения с детьми. С помощью процесса творчества малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче.

Художественное творчество проявляет в ребенке любознательность, развивает воображение, радует ребенка, т.е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к деятельности. У ребенка появляется желание делать что-то новое, красивое и интересное. Художественное творчество помогает ребенку погасить отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужим для него людям, отвлечься и успокоится.

Деятельность, изначально  носившая свободный характер, постепенно вылилась в кружковую системную работу. Основным принципом моей работы стала свобода. Свобода участия, свобода выбора Безусловно очень важна здесь личная увлечённость педагога.

Осознание своей важности, полезности подстегивает детский азарт, повышает интерес к труду.

Кружковцы знакомятся с новыми материалами, их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними, что влияет на умственное развитие.

Мы с детьми постоянно раскрываем возможности применения тех или иных материалов, их многообразные композиции, как они сочетаются друг с другом. Это повышает интерес ребят к процессу художественного труда и его результату.

  Стараюсь, чтобы выбранные темы для работы, давали как можно больше пространства для творческой фантазии детей. Практически всегда у детей есть выбор: цвет, используемые материалы, дополнительное оформление работы.

практически все работы (кроме оформления группы) дети могут практически использовать в своих целях. Подарок, украшение для своей комнаты…

Чтобы работа могла сохраняться долгое время мы стараемся использовать такие материалы как нитки, шпагат, ткань, пуговицы, природный материал.

Долговечные, прочные, «настоящие».

- В пять шесть лет дети уже способны и сами создать тряпичную куколку. Как правило, они это делают с большим удовольствием. Такая работа побуждает детей к творчеству, развивает трудолюбие, усидчивость, мелкую моторику рук.

-работа по созданию  кукол в основном проводится  в соответствии с народным календарем, дети в процессе изготовления кукол знакомятся с особенностями каждого месяца, приметами, пословицами, поговорками, загадками, календарными праздниками и с традициями русского народа. 

Таким образом можно сделать вывод, что обращение к народной кукле как средству воспитания современных детей позволяет обогатить психолого-педагогическую практику:
- кукла способна расширить кругозор знаний о народных традициях, о культуре русского народа и истории Руси;
- воспитать любовь к народному творчеству, бережное отношение к традициям и обычаям;
- прививать обучающимся интерес к швейному делу и конструированию.

Работа над общим проектом сплачивает детский коллектив, учит ответственности, взаимопомощи, терпимости. Способствует созданию в группе духа общности

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А.Сухомлинский)

Уважайте незнание ребенка! Уважайте труд познания! Уважайте неудачи и слезы! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?. (Я. Корчак)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка"

Восприятие художественного произведения  - очень сложная, развивающаяся  во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, ...

"Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка"

Восприятие художественного произведения  - очень сложная, развивающаяся  во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, ...

День методической учебы. Тема: "Влияние художественной литературы на развитие художественного вкуса у детей дошкольного возраста"

Что такое литературный вкус? Целесообразно ли говорить о нем в дошкольном возрасте? Уверены: формировать представление о прекрасном, учить чувствовать слово, наслаждаться им необходимо с раннего возра...

Статья для родителей. Влияние ручного труда на развитие детей дошкольного возраста с ТНР

 В современном мире некоторые родители замещают совместные занятия с детьми на использование «гаджетов». Этим они упрощают свою жизнь, но не дают должного в развитии ребенка. З...