Кружковая работа в ДОУ как условие подготовки руки к письму
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Апраскина Людмила Васильевна

 Школа предъявляет высокие требования к детям, в том числе и к навыкам письма. Кружковая работа является вариативной формой взаимодействия с  детьми в старшей и подготовительной группах, которая  позволяет развить мелкую моторику пальцев руки и  сформировать навыки зрительно-двигательной координации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кружковая работа в ДОУ  как условие подготовки  руки к письму

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе обучения в школе дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука,  ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «строка», «страница», не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточностью сформированных навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость вести подготовительную работу в ДОУ.

Противоречие между  школой, которая  предъявляет высокие требования к детям, в том числе и к навыкам письма, и дошкольными образовательными учреждениями, которые уделяют  недостаточное внимание  подготовке руки ребенка к письму, привело к поиску вариативных форм взаимодействия с детьми, особенно в старшей и подготовительной к школе группах.

 В соответствии с федеральными государственными требованиями   наше дошкольное учреждение определило художественно-эстетическое направление организации образовательного процесса.  С учетом приоритетного направления  в ДОУ организован бесплатный кружок «Мастерилка», руководитель- воспитатель Усьманкина Ольга Васильевна.  Основная цель кружка - развитие дизайнерских способностей средствами бумажной пластики. Достижением поставленной цели  предполагается  решение задач  не только художественно-эстетического плана, но и задач подготовки детей к обучению в школе: развития  мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.

Бумага один из самых доступных материалов, не требующий большого набора инструментов при работе. Ценное качество  бумаги– способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки. Работая с бумагой (гофрированной, салфетками) дошкольники изучают  выразительные свойства и качество бумаги, создают  красивые поделки, используемые в качестве подарка, в оформлении  детского сада, групповых помещений.

Прочное овладение техникой   «бумажная пластика»  требует длительных и систематических упражнений. Хорошее владение техникой изображения делает творческий процесс  свободным и приятным для ребенка, повышает его интерес к деятельности.

Работа  кружка «Мастерилка»  охватывает 2 года обучения, старшая и подготовительная группа.

Цель кружка- развитие дизайнерских способностей средствами бумажной пластики.

Задачи:

1. Ознакомить дошкольников с техническими приемами и способами  работы с бумагой (салфетками);

2. Формировать целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого предмета;

3. Создавать условия для  поэтапного освоения детьми различных видов бумажной пластики;

4. Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.  

5. Развивать дизайнерские  способности дошкольников, упражняться в создания различных дизайнерских  поделок;  

6. Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, зрительно-двигательной координации, воображения и фантазии.

7. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Кружок проводится 1 раз в неделю в первую  половину дня, с октября по  май. Продолжительность занятия: 25 минут- первый год обучения (5-6 лет),  30 минут –второй год обучения (6-7 лет). Основное внимание уделяется  развитию интегративных качеств, которые определяют портрет выпускника ДОУ:

-любознательный, активный;

-эмоционально отзывчивый;

-овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

-овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;

-овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности.

Структура занятия может быть гибкой и изменяться в зависимости от целей и  задач,  включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.

Вводная часть – мотивация на дальнейшую работу, создание эмоционального настроя. Варианты мотивации могут быть самые разные:

- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

 - просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

   В основной или практической – дети выполняют задание. Возможны варианты:  группой, коллективно, индивидуально. Представленный руководителем образец не ставит задачу «повторить»,  а с его помощью  стимулируется у детей желание творить, изменять, усовершенствовать.

Формы организации детской деятельности: игровые упражнения, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов, экспериментирование.

При выборе содержания детской деятельности необходимо придерживаться следующих условий:

1)Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности. 
Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку. 
2)
Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского творчества, является его особенностью. Изобразительная техника не противоречит потребностям и возможностям детского возраста, если обладает указанной чертой.
3)Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными. 
  Заключительная часть. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия -основное условие организации кружка. Во-первых, детям это нравится, а во-вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него получилось.

 В конце двух лет обучения в кружке «Мастерилка» у воспитанников:

-развивается сенсорная сфера не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет разнообразных техник работы с бумагой;

-развивается эмоциональная сфера (систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества);

 - развиваются специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму.

За сравнительно короткий период работы кружка «Мастерилка» воспитанники ДОУ приняли участие и стали призерами не только районных и городских, но и всероссийского  конкурса детского творчества.

 Надеемся, что  навыки и умения, полученные в ходе дополнительной образовательной деятельности, станут хорошей стартовой площадкой для успешного обучения выпускников  нашего ДОУ в школе.

 

Литература

1. Корнева Г.М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим.- СПб.: Издательский Дом «Кристалл», 2001.

2. Никонова Е.А. Я открою вам секрет. Рисуем, мастерим, знакомимся с народными промыслами России.- СПб.: «Паритет», 2005.

3. Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких.- СПб.: «Детство – пресс»; 2005.

4. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно – методическое пособие.- СПб.: «Детство – пресс»; 2008.

5. Грушина Л.В. Игрушки в интерьере. Мастерилка.- Москва: «Карапуз»; 1999.

6. Грушина Л.В.Что имеем, то храним. Мастерилка.- Москва: «Карапуз»; 1999.

7. Оригами. Конструирование из бумаги/ Эйлин О Брайн, Кейт Нидхем, Фиона Уотт.// Москва: ООО изд. «Росмэн – пресс».- 2002 г.

8. Корнева Г.М. Поделки из бумаги.- Изд. дом «Кристалл»-2002.

9. Карнавал: маски, костюмы. (Наши руки не для скуки)/ Рей Гибсон// Москва: ООО изд. «Росмэн – пресс».- 2002 г.

10. Домашний кукольный театр: куклы, раскладные игрушки, открытки, сюрпризы (Наши руки не для скуки).// К. Хайнс и др.// Москва: ООО изд. «Росмэн – пресс».- 2002 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».

Раскрыта технология проведения кружковой работы по подготовке руки к письму....

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».

Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму «Ум...

программа кружковой работы "Готовим руку к письму"

Программа для работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики....

Конспект занятия по кружковой работе « Подготовке руки к письму» в старшей группе.

   Конспект занятия по кружковой работе  « Подготовке руки к письму» в  старшей ...

Кружковая работа «Готовим руку к письму» Подготовительная группа

Кружковая работа «Готовим руку к письму»  Подготовительная группа...

План кружковой работы «Напиши письмо сове» в подготовительной группе

Задачи программы кружка:- актуализировать представления детей о жизни лесных жителей;- совершенствовать интерес к объектам растительного и животного мира, взаимосвязи природы и человека;- воспитывать ...

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Дружные пальчики»

Пояснительная запискаВ современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколе...