Авторская дидактическая игра "Мягкий конструктор"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Макарова Анна Алексеевна

Авторская дидактическая игра «Мягкий конструктор», как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Актуальность.

Средства развития мыслительной деятельности детей активны и разнообразны. Во всестороннем развитии детей приобретение математических представлений имеет существенное значение. В наше время, в эпоху компьютерной революции, математика играет особую роль в развитии интеллекта и личности ребенка.

Важное место в обучении дошкольников математике отводится организации поисковой деятельности. Одним из эффективных средств, пробуждения живого интереса к учебной и поисковой деятельности является дидактическая игра. Дидактические игры дают возможность решать педагогические задачи, в игровой форме, сближают игровую и обучающую деятельность детей, о том какие благоприятные условия создают дидактические игры для реализации творческих проявлений детей.

Дидактические игры заключаются в своеобразных структурных элементах, которые характеризуются большой умственной активностью, где дети учатся анализировать, сосредотачиваться, развивают память, внимание, мышление, у них формируются способности сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Дидактические игры содержат в себе большие возможности в образовании детей. Поэтому считаю, необходимо знать функции дидактической игры и использовать их как средство развития математических способностей детей.

Актуальное направление проблемы на сегодняшний день не вызывает сомнений, так как необходимо знать насколько полно удовлетворяются в образовательном процессе детского сада игровые интересы и потребности детей, каковы источники игрового опыта, позволяют ли существующие педагогические технология обеспечить выполнение структурных элементов дидактической игры, и как обогащаются математические знания и представления в дошкольном детстве – все эти вопросы нуждаются в серьезном изучении.

 Цель игры:  повышать уровень математических знаний и представлений детей дошкольного возраста

 Из чего определены следующие задачи:

1. Обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач.

2. Формировать знания и представления детей о множестве, числе, форме, величине, пространственных и временных отношений.

3. Содействовать решению нравственного, эстетического воспитания детей в ознакомлении с математическими зависимостями и отношениями.

4. Развивать у детей умение понимать правила, последовательность действий, преодолевать трудности, добиваться результата, в решении задач математического содержания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myagkiy_konstruktor.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида

№17 «Веселые гномики» с.Небуг

муниципального образования

Туапсинский район

Дидактическая игра

«МЯГКИЙ КОНСТРУКТОР» -

как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Образовательная область – познавательное развитие (ФЭМП)

Современные педагогические технологии: личностно ориентированная, игровая, сотрудничества, эмоционального благополучия.

Автор: воспитатель высшей квалификационной категории

        Макарова Анна Алексеевна.

2014

Младший возраст.

Игровое упражнение.

«Помоги Семену найти друзей»

Цель: учить детей сравнивать контрастные по длине предметы способом приложения, отображая результаты сравнения словами  «длинный», «короткий».

Задачи: 1.Воспитывать самостоятельность при выборе деталей и выполнении заданий.

2. Развивать мелкую моторику рук, путем застегивания и расстегивания пуговиц.

3.Показать детям, что предметы могут быть разными по длине.

4. Создать комфортную психоэмоциональную атмосферу в детском коллективе.

Предшествующая работа: знакомство с приемами застегивания пуговиц, знакомство с основными цветами.

Оборудование:  большая пластмассовая клубника, полоски конструктора связанные из ниток разного цвета, на каждой полоске петелька с одной стороны, пуговица с другой стороны, круглые мягкие мячики с глазами ( головы червячка) с одной полоской.

Ход игрового упражнения:

Дети стоят перед столом, на котором стоит  большая пластмассовая клубника.

Воспитатель:  Какая красивая, красная большая клубника! Кто хочет ее потрогать?  ( слышится шуршание).

Воспитатель :Ребята, как вы думаете, кто это шуршит? Как нам узнать? Как посмотреть?

Дети: Открыть.

Воспитатель: Правильно! Давайте откроем. (Открывает крышку, из клубники появляется червячок Семен).

Воспитатель: Здравствуй Сема. Мы рады тебя видеть. Поздоровайся с ребятами.

Дети по очереди здороваются с Семеном.

Воспитатель: Какой ты хороший Семен! А какой ты длинный! Лена, какой червячок? Богдан, какой червячок?

Ответы детей.

Воспитатель: А почему Семен такой грустный? Расскажи нам.  (воспитатель прислушивается). Да.  Я все поняла.  Ребята у Семена  нет друзей. Ему не с кем играть, поэтому он грустит.  Как  же нам развеселить Сему?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, мы сделаем нашему червячку друзей! И он не будет больше грустить!

Воспитатель предлагает детям части конструктора. Из которых они, путем пристегивания пуговиц, делают червячков, из одной, двух частей. Воспитатель оказывает помощь при затруднении детей в выполнении задания.

Воспитатель: Вот , Семен, мы сделали тебе друзей.

(Семен рассматривает друзей и замечает, что они не такие, как он)

Воспитатель: Ребята, а чем отличаются ваши червячки от Семы?

Ответы детей: Они маленькие. Короткие.

Воспитатель: А как вы это узнали? Давайте положим их на стол.  Рядом с Семеном.  Положили? Посмотрите Семен – длинный. А друзья – короткие.  

Воспитатель: Семен - какой? (Длинный)

Воспитатель: Друзья -какие? (Короткие)

Воспитатель дает возможность всем детям сравнить своего червячка с образцом, и ответить на вопрос. При стойком интересе детей можно продолжить упражнение, путем добавления деталей к червячкам детей.

Воспитатель: Ребята, вам понравился Семен?  И вы ему очень понравились. А каких красивых, замечательных друзей вы сделали ему!

Средний возраст.

Игровое упражнение

«Будка для Черныша»

Цель: учить детей анализировать схему (будку) и выкладывать из деталей мягкого конструктора по аналогии.

Задачи:1. Закреплять знания детей о геометрических фигурах- круг, квадрат, треугольник, количестве сторон, количестве углов.

2.Развивать мелкую моторику, глазомер, умение ориентироваться в пространстве.

3. Создать условия для проявления детской инициативности, самостоятельности.

4.Создать комфортную психоэмоциональную атмосферу в детском коллективе.

Предшествующая работа: составление знакомых предметов из геометрических фигур, составление геометрических фигур из счетных палочек, упражнения на умение различать цвета. Игры «Танграм», «Пифагор»

Оборудование: полоски конструктора связанные из ниток разного цвета, на каждой полоске петелька с одной стороны, пуговица с другой стороны, схема будки – квадрат, круг, треугольник, перчатка на руку – собака Черныш.

Ход упражнения:

Дети сидят за круглым столом, на столе детали конструктора.

Раздается лай собаки. Воспитатель щенка.

Воспитатель:  Ребята, кто это?  Правильно - это щенок и зовут его Черныш. Давайте поздороваемся и познакомимся с ним. Скажем ему: «Здравствуй. Мы рады тебя видеть», кто хочет погладить щенка?

Он пришел к вам в гости, принес необычный рисунок. Как вы думаете, что изображено на рисунке?

Ответы детей: дом, здание, домик.

Воспитатель: Да правильно. Это дом для щенка.  А кто знает, как он называется? Будка.

Воспитатель дает возможность всем детям ответить на вопрос.

Воспитатель: Черныш, а зачем нам рисунок будки? Ребята как вы думаете?

Ответы детей:  Показать, подарить, научить рисовать, сделать такой же.

Воспитатель: Посмотрите в окно.  Наступила зима.  А Чернышу негде жить. Он просит вас, сделать ему красивый, уютный домик.  А из чего мы можем его сделать?

Ответы детей: Из конструктора.

Воспитатель: Перед тем как строить будку, мы внимательно рассмотрим рисунок – схему.  Из каких геометрических фигур состоит будка?

Ответы детей : круг, квадрат, треугольник.

Воспитатель: А кто из вас хочет ответить, сколько частей конструктора нужно взять, чтобы сделать квадрат? А треугольник? А как мы сделаем круг?

Кто покажет?

Ответы детей: 

Четыре полоски для квадрата , три для треугольника, одна для круга. ( при затруднении в ответах, детям можно предложить посчитать стороны на схеме)

Воспитатель: Правильно, а теперь мы превратимся в строителей, и построим будку.

Дети по желанию выбирают детали конструктора и выполняют задание.

Воспитатель: Построили? Черныш посмотрит, какие красивые будки у вас получились. Очень они нравятся Чернышу! Посмотрите как весело он виляет хвостом. Громко  радостно лает, благодарит вас за будки. Но в какой же будет жить наш щенок? Как вы думаете? Он один, а домиков много. (Ответы). Черныш предлагает позвать своих друзей, чтобы будки не оставались пустыми. Вы согласны?

 Старший возраст.

Игровое упражнение

«Осьминоги потеряли ноги»

Цель: закреплять умение детей составлять числа от 1 до 10 из единиц.

Задачи: 1. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета.

2. Развивать мелкую моторику, глазомер, внимание и смекалку.

3. Создать условия для проявления детской инициативности, самостоятельности.

4.Создать комфортную психоэмоциональную атмосферу в детском коллективе.

Предшествующая работа: счет до 10, обозначение счета цифрами составление чисел от1до 10 из счетных палочек,

Оборудование: полоски конструктора связанные из ниток разного цвета, на каждой полоске петелька с одной стороны, пуговица с другой стороны, круглые детали конструктора с цифрами от 1 до 10, с петлями.

Ход упражнения:

Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга необычным способом.

Психологическое упражнение «Поздоровайся глазами»

Воспитатель: А теперь представим, что мы в волшебном подводном мире. Закроем глаза. Слышите, плещется вода? Вода прозрачная, чистая, она искриться на солнце. В воле плавают красивые, разноцветные рыбки. Но что это? Кто –то плачет? Вы слышите? Кто бы это мог быть?(пока глаза детей закрыты воспитатель выкладывает на стол круги с цифрами)

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Это плачут осьминоги, они так быстро плавали, веселились, танцевали , что растеряли ноги. Как же нам помочь, несчастным осьминогам?

Правильно. Давайте сделаем им ноги. Только это необычные осьминоги, они же из волшебного подводного мира. У них разное количество ног. Как нам определить это количество? Посмотрите на спинки осьминогов. Что вы там видите?

Ответы детей: Цифры. От одного до десяти.

Воспитатель: Как вы думаете, что означают эти цифры? Зачем осьминоги носят их на своих спинах? Правильно. Какая цифра –  такое количество ног должно быть у осьминога. Готовы   к спасательной операции?  Да! Выбирайте  себе осьминога.  Какая цифра у Ромы?  Сколько ног нужно сделать?

Дети выбирают детали конструктора с цифрами, полоски конструктора, начинают выполнять задание, воспитатель индивидуально просит ребенка посчитать количество полосок конструктора и сравнить с цифрой, если задание выполнено правильно,  предлагает еще одну деталь с цифрой, если ребенок затрудняется в выполнении, предлагает пересчитать полоски и найти правильное решение – убрать или прибавит нужную деталь.

Воспитатель: Посмотрите, какие у нас получились осьминоги! Вам нравятся? И мне очень нравятся! Возвращаем их в волшебный подводный мир? Закрываем глаза. Тихо, тихо плещется теплая вода, греет ласковое солнышко, плавают рыбки. Кто-то  плачет? Нет! Слышен смех! Это наши осьминоги смеются, потому что счастливы!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское дидактическое пособие для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста "Дидактический сенсорный коврик Мальчик и Девочка"

Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности...

Авторская дидактическая игра "Рыжий город". Конспект НОД "Звук [Р]" с использованием авторской игры.

Предлагаем Вашему вниманию авторскую логопедическую игру "Рыжий город". Идея: Г. Юдин "Букваренок". Данная игра поможет в увлекательной форме автоматизировать звук [Р]. Так же опуб...

Авторские дидактические игры по теме «Мир овощей и фруктов» Развитие сенсорного восприятия через дидактические игры.

Данный материал поможет педагогам изготовить дидактические игры п теме: "Овощи-фрукты". При помощи этих игр происходит развитие сенсорных эталонов, знакомство с овощами и фруктами....

Авторские дидактические игры. Дидактическая игра " Путешествие по стране Удмуртский фольклор ".

Дидактисечкая игра "Путешествие по стране Удуртский фольклор" можно использовать при знакомстве с удмуртской культурой. В этой увлекательной игре дети самостоятельно выбирают задания и прове...

Авторское дидактическое пособие "Мягкая развивающая книжка по изучению инструментов конструктора Лего"

Методическая разработка по использованию авторского дидактического пособия "Мягкой развивающей книжки по изучению инструментов конструктора Лего"....