Развитие мелкой моторики пальцев рук, в работе с природным материалом .
консультация по конструированию, ручному труду на тему

для подготовки руки к письму, очень большое значение имеет, развитие мелкой маторики пальцев рук .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/c №55 «Улыбка»

Консультация для родителей:

«Развитие мелкой моторики пальцев рук в работе с природным материалом».

Подготовила воспитатель первой  квалификационной категории:

   

                                                                                                    Колмакова Т.Г.

                                                               

                                                          г. Сургут

2015 г.

     

   Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношении к ней и формирования первых трудовых навыков.

  Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали хозяевами , задумаемся над тем. чем являются их встречи с природой в этой мастерской – забавой, заполнением свободного времени или интересным делом.. Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того, чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придает и ловкость в работе.  

          Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.    Большое влияние труд с природным материалом оказывает на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления.

   Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий. И если вначале  на моих занятиях с природным материалом неточным движением руки дети  нередко повреждают игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для  подготовки руки к письму в школе.   Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки детям предлагают вначале посмотреть, где надо делать отверстия для лап (они должны быть расположены симметрично, на одном уровне, не слишком высоко и не слишком низко, чтобы были как настоящие), как прикрепить голову и другие детали.

     Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде есть всегда новизна, творческое  искание, возможность добиться более совершенных  результатов.

 Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка.. воспитанию его характера. Не просто так сделать игрушку: ее изготовление требует определенных волевых усилий.

 Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.

    Труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным.  

    Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, распределять операции.

 

  При правильной организации воспитательно – образовательного  процесса работы с природным материалом становится эффективным процессом всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.

                        Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: обращать внимание на красоту цветов, плодов различных растений, осенних листьев, причудливую форму и окраску морских ракушек. Необходимо на каждом занятии, во время экскурсий в природу, напоминать детям о том, что они должны по-хозяйски относиться к природе, оберегать цветок, кустарник, любое растение от бессмысленного уничтожения.

 Для изготовления поделок мы с детьми используем  различный природный материал:

Шишки – прекрасный материал для объемных игрушек и занимательных поделок.

   По форме они напоминают части туловища животных, человека.  Шишки хорошо склеиваются, они разнообразны по форме, величине и виду.

Хвоя – для поделки игрушек, например ежа, лапок паука и коготков кошки, усиков бабочки…

Лесные орехи – используют для изготовления головок игрушечных человечек, животных…

Кедровые орехи – могут пригодиться как дополнительный материал при изготовлении лапок зверьков, они легко прокалываются шилом, хорошо склеиваются.

Скорлупа грецких орехов используется для поделки лодочек, тележек, черепах, жуков…

Каштан – хороший материал для простейших игрушек.

Желуди – для фигурок забавных человечков.

Кора – используется для подставок при изготовлении различных сценок и отдельных игрушек из природного материала.

Береста – для изготовления игрушек народного промысла.

Листья – являются нужным дополнением при изготовлении игрушек: парус для яхты, плота, парохода…

Семена – они известны как крылатки: крылья дл стрекозы, уши для зайца, плавники для рыбки…

Птичьи перья  - для декорации детских поделок: куриные перья, утиные…

Ракушки – можно сделать фигурки животных: белочки, собачки,  кошки, зайцы…

                                 Дополнительные материалы:

Бумага – дети любят работать с цветной бумагой, т.к. она легко режется, поддается сгибанию, склеиванию.

Фольга – для укрепления поделок, переплетов.

Пластилин – для скрепления частей менее сложных игрушек.

Проволока – для изготовления каркаса игрушек из соломы и для других целей.

Нитки – используются толстые, цветные.

Клей – для склеивании частей поделок.

 В качестве дополнительных материалов используют: фанеру, кремни, гальку, мелкие камни, леску, щетинки.

Методика организации работы с природным материалом  детей дошкольного возраста основывается на принципах дидактики:

 систематичности, последовательности, доступности и др.  Качество изготовления поделок зависит от:

а). уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения…

б). грамотного методического руководства со стороны воспитателя (взрослого).

в). степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом и инструментами.

г). развитие у ребенка таких качеств, как настойчивость, целеустремленность, внимательность, старательность, любознательность, взаимопомощь…

  Я стараюсь чтобы ребенок на каждом этапе работы действовал активно, с настроением.

     Вначале работы, я выясняю, как ребенок относится к ручному труду, хочет ли он трудиться, что умеет делать,  стараюсь  пробудить  в ребенке желание действовать с природным материалом, учу  видеть в знакомых его формах новые сочетания

 Интерес ребенка к данному труду является основой формирования положительного отношения к нему.  Я стараюсь,  чтобы ребенок на каждом этапе работы действовал активно, с настроением.

               Работа с природным материалом начинается с подготовки рабочего места. В процессе труда необходимо соблюдать определенные правила: на столе должен быть порядок, аккуратно разложен материал, инструменты…к материалу нужно относиться бережно, экономно.

                       1.  Прежде всего я учу детей тщательно анализировать образец будущей поделки. В качестве образца использую игрушку, которую выполнила  я сама. В дальнейшем ее заменяю рисунком или схемой, фотографией.

При этом обращаю внимание на характерные особенности, части и детали. на материал, из которого сделана игрушка.

Правильный и разносторонний анализ структуры готовой поделки  является важным звеном в работе.

                    2. Установление поэтапной последовательности ее изготовления и планирование хода работы.

                   3.  Выбор способа соединения частей игрушки.

                   4.  Подбор материала и инструментов (с помощью или самостоятельно).

                   5.  Изготовление игрушки.

                   6.  Анализ и оценка поделок

      Очень нравится детям разглядывать готовые работы, выполненные их сверстниками – каждый хочет выполнить такую же работу, а если пофантазировать, то можно выполнить и свои поделки.

  Всегда пользуются успехом в группе выставки детских работ.

        Ребенок в процессе труда чувствует себя взрослым и сознание, что он работает, как взрослый, приносит ему радость, поддерживает интерес к труду. Этому способствует и совместная работа нескольких детей над изготовлением одной поделки.

      Здесь особенно важно, чтобы дети понимали, что конечный результат зависит от работы каждого и если воспитатель покажет им преимущества коллективного труда, дети будут с большим интересом учиться работать сообща, распределять обязанности между собой, уступать товарищу ради общего дела.

   Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки детям предлагают вначале посмотреть, где надо делать отверстия для лап (они должны быть расположены симметрично, на одном уровне, не слишком высоко и не слишком низко, чтобы были как настоящие), как прикрепить голову и другие детали.

     Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде есть всегда новизна, творческое  искание, возможность добиться более совершенных  результатов.

 Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка.. воспитанию его характера. Не просто так сделать игрушку: ее изготовление требует определенных волевых усилий.

 Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.

    Труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным.  

    Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, распределять операции.

    При правильной организации воспитательно – образовательного  процесса работы с природным материалом становится эффективным процессом всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Предложенная  мною последовательность работы по изготовлению игрушек не является обязательной. Воспитатель может найти более удачные педагогические приемы при анализе образца, чтобы заинтересовать детей, повысить их умственную активность в процессе изготовления игрушки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Стимуляция речевого развития детей с помощью целенаправленной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук»

В последнее время все чаще встречаются дети с нарушением в звукопроизношении. Одной из частых причин является неумение владеть своим артикуляционным аппаратом. Установлено, что уровень развития р...

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики пальцев руки

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики пальцев руки...

Система работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики пальцев рук

Данная работа представлена информацией о работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, развитию речи детей дошкольного возраста....

Описание опыта работы на тему «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста».

ВведениеВопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образов...

опыт работы "РОЛЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК В ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПИСЬМУ"

В данном опыте работы предлагается материал по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нерв...