"Веселая ярмарка"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Галина Ивановна Воробьева

Развитие интереса к декоративно-прикладному искусству, к быту и традиционным ценностям России является одним из основных методов формирования патриотических чувств у подрастсющего поколения.В своей разработке "Веселая ярмарка" я попыталась донести до ребят происхождение народной игрушки-Дымка, рассказать оее создателях, процессе изготовления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veselaya_yarmarka.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

комбинированного вида детский сад №96 Красногвардейского района

г. Санкт-Петербург

Конспект образовательной деятельности педагога

с детьми подготовительной группы

«Веселая ярмарка»

Воспитатель: Воробьева Галина Ивановна

                                      «Веселая ярмарка»

 Цель: Развивать у детей интерес к народному декоративно – прикладному    искусству, к быту и обычаям России. Воспитывать гордость и  патриотические чувства к мастерству нашего народа.

Задачи:

  • Продолжать работу по «вживанию в образ» дымковской игрушки через организацию игровой ярмарки, знакомить с традиционными праздниками, обрядами русского народа.
  • Углубить знания детей о народной игрушке - Дымке , об истории создания, о процессе изготовления, об основных средствах выразительности.
  • Закрепить умения детей создавать декоративные композиции в жанре дымковской росписи. Развивать чувство цвета при составлении узора.
  • Упражнять в рисовании кистью всем ворсом и ее кончиком, использовать ватные палочки для выделения мелких элементов узора.
  • Воспитывать патриотические чувства любви и гордости за свою Родину и ее мастеров.

Материал для мероприятия:

Дымковские игрушки, фотоиллюстрации, заранее подготовленные к росписи фигурки коней из глины, гуашь, кисти разных размеров, ватные палочки, кукла Петрушка, зонтик с разноцветными лентами для игры «Карусель», CD диск с записями народных мелодий.

Содержание образовательной деятельности педагога с детьми:

Восп.  – Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада быть сегодня у вас в гостях.

                                           Встанем все мы вместе в круг

                                           Справа друг и слева друг

    «Добрый день» - я всем сказала,

«Добрый день» - ответьте вы!

                                           Вот как много у нас стало

                                           Теплоты и доброты.

           – А теперь давайте с вами познакомимся. У меня есть бубенец. Я его нашла , когда шла к вам в гости. Звоню в бубенец, называю свое имя и передаю следующему.Вот мы с вами и познакомились.

Появляется Петрушка.

П. – Здравствуйте, я слышу знакомый звук. Вы не находили мой бубенец?

Восп. –Ребята, это кто?

П. – Да, я веселая игрушка, а зовут меня  Петрушка, я  спешу на ярмарку, отдайте, пожалуйста, мой бубенец. Я украшу им мой колпачок.

Восп. – Петрушка, мы тебе поможем. Ребята, Петрушка сказал, что спешит на ярмарку. А что такое ярмарка?

 

(Ответы детей)

Восп. – Ярмарка это большие торги. Устраивали их несколько раз в году. Там продавали и покупали разные товары: посуду, одежду, обувь. Еду, изделия народных умельцев. Народ приезжал на ярмарку не только продавать свой товар, но и что-то купить , от души повеселиться. В пестром домике – балагане посмотреть веселое представление с Петрушкой , поучаствовать в веселых играх, покататься на каруселях , угоститься чаем с пряниками да вкусными конфетами (показать иллюстрацию ярмарки) . Давайте попросим Петрушку взять нас с собой. Раньше на ярмарку ездили на санях да на  телегах, запряженных лошадьми. А мы отправимся на поезде. Поедем мы на север нашей Родины в город Киров на ярмарку с озорным и веселым названием «Свистунья»!

Солнце ярко светит, спешит на ярмарку народ!

 Музыкально – ритмическая разминка «Поезд».

   

Восп. – Ребята, пойдемте на ярмарку, на людей посмотрим, себя покажем.

П. –  Эй, честные господа,

Ко мне , пожалуйста, сюда!

Приглашаю в веселый  балаган , потешу вас небывальщиной, да неслыхальщиной.

                       Рано утром вечерком

                       Поздно на рассвете

                       Мышка ехала пешком

                       В ситцевой карете.

                       А за нею во всю прыть,

                       Тихими шагами

                       Волк старался переплыть

                       Миску с пирогами.

Восп. – Позабавил нас Петрушка небылицей. Ребята, а почему она так называется? (ответы детей)

 Небылицы – это маленькие стишки, в которых говорится о том, чего на самом деле не бывает.

П. – А поиграть хотите?

                                         Есть одна игра для вас

                                        Загадки говорю сейчас

                                        Я начну – вы продолжайте,

                                        Хором дружно отвечайте!

1.Сдобный, пышный, круглощекий,         3.Он гремит костями страшно

   У него румяный бок,                                   Злобный, жадный и ужасный

   Убегает по дорожке,                                   Ходит в черном он плаще

    И зовется ….                                               И зовется царь ….

2 Скрипит зубами, водит носом,              4.Кащеем заколдована

   И русский дух не переносит,                    Иваном очарована

   Старуха с костяной ногой                         Зеленая подружка

   Зовется ….                                                  Царевна ….

   

Восп. – да я как погляжу, вы хорошо знаете русские сказки.

Тогда предлагаю еще одну игру, она называется  «Скажи наоборот».

Сказочный герой бывает смелый, а наоборот? (трусливый)

 Сильный – (слабый)

 Злой – (добрый)

 Веселый – (грустный)

 Жадный – (щедрый)

П. – А мы с вами пойдем дальше. Посмотрим , чем же торгуют у нас сегодня на ярмарке.

                                   Что я вижу, что за диво!

                                   Сколько радости вокруг!

                                   Правда, дети, тут красиво.

                                   Аж захватывает дух!

Какие удивительные игрушки , яркие, красивые, народные. Как они называются? А почему их так называют? (ответы детей)

Восп. – Давайте заглянем в волшебное окошко. На высоком берегу реки Вятка стоит город Киров. Вблизи этого города есть большое село .Каждое утро люди вставали и затапливали печи, из труб домов валил дымок. Летом над рекой поднимался туман и все село было в дымке. Поэтому его назвали Дымково.

                                   Мягко падает снежок !

                                   Вьется голубой  дымок

                                   Дым идет из труб столбом

                                   Точно в дымке все кругом

                                   Голубые  дали!

                                   И село большое то

                                   Дымково назвали.

 – В этом селе в далекую старину зародилась игрушка, которую сейчас ласково и нежно называют «Дымка».

Сначала  поделки изготавливали не для забавы. Древние люди не могли объяснить явления природы, они верили в богов – покровителей. Самый главный покровитель Бог Солнца – Ярило. Его изображали в виде коня.

А барышня – богиня Роженица. Они оберегали дом и членов семьи.

Потом  дымковцы  стали придумывать и другие фигурки и использовать как игрушки, сувениры. Дети и взрослые очень любили свистульки, которые пели на резные голоса. Может быть вы теперь скажете почему ярмарку, где продавали изделия дымковских мастеров называли «свистулькой»?

Восп.– Возьмите по одной игрушке в руки, полюбуйтесь ею, погладьте, приложите к щеке, надавите пальчиком. Какие игрушки?(ответы детей)

Восп.– Из какого материала они сделаны? (из глины)

Правильно, игрушки делают из глины красного цвета, ее смешивают с чистым речным песком. Вылепленная игрушка сохнет несколько дней и потом ее обжигают в печи. Сейчас это специальные печи, а раньше в русских печах. Печь топят березовыми дровами, береза дает больше всех жару.

Посмотрите внимательно на игрушки, что в них общего?

Какого цвета больше всего? (белого)

Как только игрушки остынут после обжига, их покрывают слоем мела, разведенного в молоке, и ставят сушиться на сквознячок. Теперь можно расписывать.

(Раскрашивание сопровождается показом иллюстрациями)

Восп. –  Как вы думаете, эти игрушки раскрашивали веселые мастера или грустные?

           –  Как они передали нам свое настроение?

 Дети – Использовали яркие краски : красную, зеленую, синюю.

 Восп. – Как можно одним словом сказать про эти цвета?

 Дети –  Яркие, нарядные, веселые, праздничные.

 Восп.–  А теперь рассмотрите узор, что нарисовано на игрушках?

(Дети называют элементы узора)

Восп. – Узор необычайно прост, всего пять элементов. Это круг, прямые и волнистые линии, горошины и клетки. Раньше игрушки разрисовывали палочками, обмотанными кусочками льняного лоскута, точки и пятна наносили торцом , ровно срезанного прутика, а теперь кистью.

                           Все игрушки не простые

                           А волшебно расписные

                           Белоснежны, как березки,

                           Кружочки, клеточки, полоски.

                           Простой, казалось бы узор,

                           Но отвести не в силах взор!

Восп. – Что хочется делать, когда смотришь на эти игрушки? Заиграли музыканты и пустились ноги в пляс!

                           Дрессированный медведь,

                           Может он плясать и петь

                           Кто нарядится Мишкой

                           Тот получит коврижку.

 – Кто хочет нарядиться мишкой?

                           Ну - ка , Мишка,  не ленись

                           Добрым людям поклонись

                           А теперь покажи, как дети пляшут!

                          Встал Мишка на носок,

                          А потом на пятку,

                          Стал он русского плясать,

                          А потом вприсядку.

(Звучит музыка «Барыня»)

 –  Молодец, Мишка, вот тебе коврижка.

 

П. – А я вам сюрприз приготовил (показывает сундучок)

                          Сундук мой не простой ,

                          В нем товар расписной

                          Веселы и ярки,

                          Примите их в подарки!

Воспитатель открывает сундук, в котором лежат не расписанные фигурки коней.

Восп. – Говоришь веселы и ярки, а я ничего яркого не вижу. Они же не расписаны, что делать? ( Вызвать у детей  желание преобразить коней)

 – Что бы не ошибиться и расписать лошадок правильно, поиграем в игру «Какой конь лишний»

 –  Да, ребята, вы правы , чаще всего коня расписывают кругами и горошинами, как вы думаете, почему?

Дети – Потому что солнце круглой формы.

Восп. – Круги могут быть разными. Их можно рисовать кич\стью, можно ватными палочками. Точки – горошины концом кисти. Надо раскрасить гриву, хвост, копыта, носик. Обычно это делают черной краской. Ушки – другого цвета Кисть надо промывать и просушивать ее о тряпочку , иначе краски будут расплываться и узор не получится ярким.

Дети рисуют. Звучит музыкальное сопровождение.

По окончании рисования дети выставляют коней на столе по кругу. Рассматривают и говорят какого коня они хотели бы купить и почему.

Восп        Кони глиняные мчатся

                 На подставках, что есть сил

                 И за хвост не удержаться,

                 Если гриву упустил.

                 Конь бежит, земля дрожит,

                 В поле травушка – муравушка

                 Ничком лежит.

Восп. –  Кончил дело, гуляй смело. Какая же ярмарка без карусели? Приглашаю всех покататься на качелях – каруселях.

               Закружили, завертели колесо у карусели,

                Весело, весело всем нам ехать весело.

Игра «Карусель»

Восп. – Вот и подошла к концу наша веселая ярмарка.

                      Солнце закатилось

                      Ярмарка закрылась

 – Я надеюсь, что сегодня вы многое узнали о дымковской игрушке.

Почему она так называется? Из чего ее делают? Как расписывают?

Расскажите об этом своим друзьям, родителям, покажите свои поделки и расхвалите их как продавцы – коробейники на ярмарке , и украсьте ими свою группу.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

веселая ярмарка

работа с родителями...

занятие по ручному труду "Веселая ярмарка"

в занятии закрепляются знания о промыслах Кубани, умение работать с природным и бросовым материалом....

Занятие "Веселая ярмарка"

Итоговое занятие по знакомству детей саршего дошкольного возраста с народными промыслами России, мастерсвом народных умельцев и русским фольклором....

"Веселая ярмарка" игровое познавательное занятие

Цели и задачи:·        Учить детей отгадывать загадки; читать скороговорки; понимать народные пословицы и сказки; играть в народные  игры.·...

интегрированное занятие-развлечение в подг. гр. "Веселая ярмарка"

Заключительное образовательное мероприятие по проекту "Знакомство с нородыми промыслами"...

Проект театрализованного представления «Веселая ярмарка» для разновозрастной группы детей.

Тип проекта:по доминирующему методу: творческий, игровой;по характеру содержания: ребенок и его семья;по характеру участия ребенка: участник и зритель;по характеру контактов: ребенок и его семья, в ко...