Конспект игровой ситуации для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Куклы-обереги»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Крамаренко  Виктория Романовна

Конспект игровой ситуации для детей страшего дошкольного возраста на тему : "Куклы - обереги"

Программные задачи: Воспитывать у детей  интерес к истории возникновения куклы, приобщать к культуре русского народа, к семейным традициям, воспитывать умение и желание делать и подарки своими руками.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukly_oberegi.docx18.61 КБ
Файл prezentatsiya_kukly-oberegi.pptx935.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект игровой ситуации для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Куклы-обереги»

Ход игровой ситуации

Ребята сегодня  мы совершим путешествие в прошлое, посмотрим как раньше жил русский народ. Ребята, я попросила вас взять свою любимую игрушку, давайте посмотрим, что за игрушки вы сегодня принесли. Многие из вас принесли куклы, а что с куклами можно делать? ( Ответы детей - пеленать, купать, кормить, гулять  и т.д.)

Скажите, а кем для вас является кукла? Может для кого-то она сестрёнка, подруга или же дочка?

Ребята, а как вы  думаете у наших мам и пап, бабушек и дедушек были такие же куклы и игрушки как у нас сейчас? А какие были у них игрушки, кто из вас знает? ( Ответы детей)

Посмотрите на доску и давайте  посмотрим какие же были раньше игрушки у наших бабушек и дедушек, мам и пап!

Презентация 1 (игрушки)

Русский народ создал  большое многообразие куколок. Я расскажу о некоторых. Но вначале хочу сказать, что названия кукол очень просты и наивны. Люди, что видели, что делали - так и называли.

А что такое оберег? Как вы думаете? (Ответы детей).

Обратите внимание на слово. Оберег - оберегает. Оберег – это талисман, амулет, который спасает человека от опасностей, болезней, помогает в хозяйстве. Поэтому люди делали такие обереги сами, часто в виде кукол.

Сегодня я познакомлю вас с куклами оберегами. Эти куклы не только украшали дом, но и оберегали дом, были их помощниками, помогали людям по хозяйству, охраняли урожай и скотину, оберегали детей и семью.

Для изготовления кукол-оберегов нужно было только несколько лоскутков ткани, кусочки тесьмы и нити. Ни иголка, ни ножницы не нужны для изготовления куколок. Пригодятся только добрые  мысли, чистое сердце и  хорошее настроение – только тогда кукла выполнит свое главное предназначение: защищать, поддерживать в трудную минуту, оберегать от зла. И на этих куклах никогда не рисовали лица, считалось, что через глаза может проникнуть злой дух.

Сейчас мы рассмотрим с Вами первую куколку – Кубышка-Травница. (Детям демонстрируется кукла на экран). Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешительница.  Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.

А следующая кукла-Берегиня ( Картинка 2 )

Ребята эта кукла оберегала дом, ее ставили напротив входной двери.  Она встречала всех кто входит в дом, и не пускала злые силы в дом. Ребята, а чем эта кукла отличается от куклы Кубышки? ( Ответы детей)

Как Вы думаете, от каких бед могла уберечь эта кукла? (Ответы детей: от кражи, пожара, болезни…). А вы хотели бы иметь дома такую куклу и почему? (ответы детей).

Ребята, Посмотрите на экран, я расскажу вам про другую куклу, которую мы сегодня сделаем своими руками.

Это кукла-крупеничка. Она хранила в себе силу и достаток в семье. Основной символ этой куклы – крупа.

Крупеничка — кукла, которую ставили в красный угол. Она наполнялась гречкой, пшеном, рисом, овсом, перловкой. В голодные неурожайные года из нее могли отсыпать зерна, если еды не хватало.

У каждого вида зерна имелось собственное значение. Например, самым дорогим был рис, поэтому он символизировал богатство, перловка — сытость, гречка — достаток, а овес — силу.

А сейчас становись русский народ в дружный хоровод!

«Пошли козлы по лесу» – подвижная хороводная игра.

Дети берутся за руки, образуя хоровод, двигаясь в быстром темпе, повторяя слова: «Пошли козлы по лесу, по лесу, по лесу!

Нашли себе принцессу, принцессу, принцессу!»

«Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем!»

(подпрыгивают на месте)

«И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем!»

(выбрасывают вперед попеременно то правую, то левую ногу)

«И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем!»

(хлопают в ладоши)

«И ножками потопаем, потопаем, потопаем!»

(топают ногами)

А сейчас мы сделаем с вами кукла-крупеничку, на столе лежит материал, из которого мы сделаем куклу-оберег. Посмотрите, что у нас на столе? Какие материалы? Какие крупы ?

Молодцы ребята, на столе лежат у нас лоскутки ткани, вата, нитки и крупы. Ребята выберете крупу для своей крупенички, возьмите ткань, которая вам понравилась, ватку и нитку. Я приготовила для вас основу для куклы, возьмите крупу и высыпите и завяжите ниточкой, вот так, как я! А теперь возьмите ватку и скатайте шарик, чтобы он был похож на голову, возьмите белый лоскуток ткани это будет голова, положите ватку и завяжите вот так!

( Показ детям)

Ребята, подумайте о хорошем, пожелайте добра, здоровья своей куколке. А теперь возьмите нитку, которая вам понравилась, возьмите основу с крупой и свяжите вместе. Теперь возьмите яркую ткань, это будет платок для куклы-крупенички, повяжите своей кукле. Вот такая красивая кукла получилась у вас. Покажите друг другу свои обереги, ребята, а теперь возьмите свою куклу, и встанем в дружный хоровод все вместе!

Песня «На горе-то Калина»

Русская народная песня в обр. Ю. Чичкова.

Текст песни:

1. На горе-то калина,

Под горою малина

Припев:

Ну, что ж, кому дело, калина!

Ну, кому какое дело, малина!

2. Там девушки гуляли,

Там красные гуляли.

Припев:

Ну, что ж, кому дело, гуляли,

Ну, кому какое дело, гуляли!

3. Калинушку ломали,

Калинушку ломали.

Припев:

Ну, что ж, кому дело, ломали,

Ну, кому какое дело, ломали!

4. Во пучочки вязали,

Во пучочки вязали,

Припев:

Ну, что ж, кому дело, вязали!

Ну, кому какое дело, вязали!

5. На дорожку бросали,

На дорожку бросали.

Припев:

Ну, что ж, кому дело, бросали,

Ну, кому какое дело, бросали!

Куклы - обереги бережно хранили, прятали от посторонних глаз и передавали по наследству в семье – от матери к дочери, от бабушки к внучке. Поэтому храните свою куколку, и она обязательно принесет вам много добра и уюта у вас в доме.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Кубышка-травница

Слайд 5

Кукла- берегиня

Слайд 6

Кукла- крупеничка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в Африку" (игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ)

Игры-путешествия с познавательной направленностью  вызывают большой интерес у детей старшего дошкольного возраста. Они помогают закрепить усвоенные ранее знания, расширить представления  дошкольников ...

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: "В гости к весне" (игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ)

Игры-путешествия с познавательной направленностью и неожиданным участием сказочных героев вызывают большой интерес у детей старшего дошкольного возраста. Они способствуют закреплению усвоенных ранее з...

Конспект игровой ситуации для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Дружба и братство дороже богатства»

Применяемая технология: ТРИЗЦель: Формирование опыта социального взаимодействияЗадачи:- расширять знания детей в области бесконфликтного общения;- совершенствовать умения высказываться и слушать выска...

Конспект образовательной деятельности с использованием (ЦОР) для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Куклы-обереги»

Программные задачи:     * Расширять знания детей о народной игрушке - тряпичной кукле.    * Формировать творческие способности в создании кукол оберегов....

Сюжетно-игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у казака"

Сюжетно-игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у казака"...

Картотека «Игровые ситуаций для детей старшего дошкольного возраста»

Картотека «Игровые ситуаций для детей старшего дошкольного возраста»...

Игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста «Составление описательного рассказа о домашних животных»

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация.Цель: учить детей составлять описательный рассказ по мнемотаблице.Задачи:учить рассказывать о своих личных впечатлен...