Методические рекомендации по бисероплетению на проволочной основе.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Кудря Раиса Ивановна

Методические рекомендации по бисероплетению на проволочной основе предназначены для кружковой работы с детьми 5-7 лет с нарушением речи.Работа в зтой технике способствует развитию мелкой моторики, что особенно важно для дете логопедической группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по бисероплетению на проволочной основе для кружковой работы с детьми 5-7 лет

Методические рекомендации по бисероплетению на проволочной основе предназначены для кружковой работы с детьми 5-7 лет с нарушением речи, а также для начального звена коррекционных школ.

В основу методических рекомендаций положен метод работы с бисером на проволочной основе, авторами которого являются И.Н. Котова и А.С. Котова.

Работа в этой технике способствует развитию мелкой моторики руки, что особенно важно для детей логопедической группы.

Изготовление поделок из бисера на проволочной основе способствует развитию координации, формирует точность и темп движений. При этом развивается зрительное, тактильное восприятие, формируется пространственная ориентировка. Обсуждение поделок и выбор оптимальных вариантов работы, когда ребенок может самостоятельно поободрать цвет, форму, внести дополнение сначала в схему, а потом и в готовое изделие, способствует развитию монологической, диалогической и связной речи, уточняет и обогащает словарь.

Предварительная работа по бисероплетению состоит из рассматривания образца, работы по схеме, визуализации с включением всех анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, обонятельного), что ведет к развитию воображения, внимания и памяти.

Набор бисера на проволоку активизирует биологически активные точки на пальцах, что оздоравливает организм. Сам процесс набора бисера закрепляет навыки порядкового и количественного счета.

Бисероплетение оказывает стимулирующее влияние на развитие мелкой моторики, способствует развитию речи ребенка, улучшает память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывает усидчивость.

В результате обучения дети могут сами составлять схемы любого изделия с последующим изготовлением, что формирует положительную мотивацию к труду и развивает творческие способности.

Цель методических рекомендаций: развитие речи ребенка-дошкольника посредством овладения навыками бисероплетения на проволочной основе.

Задачи:

  • Обучение технологии изготовления поделок из бисера на проволочной основе.
  • Формирование координации и активизация биологически активных точек на пальцах рук.
  • Активизация монологической и диалогической речи.
  • Развитие зрительного и цветового восприятия, воображения, внимания.
  • Обучение планированию работы с использованием схем и составлением эскизов.
  • Формировать умение по форме и цвету выбирать и трансформировать схемы для работы с бисером.
  • Развитие любознательности, художественного вкуса, интереса к народному творчеству.
  • Закрепление навыков порядкового и количественного счета.
  • Воспитание аккуратности.
  • Развитие глазомера, чувства ритма и такта.

Разработано 49 кружковых занятий продолжительностью 30 минут. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из теоретической – 8-10 минут и практической части продолжительностью 20 минут.

Обучение делится на два этапа:

1 этап:

  • формирование умений работать с бисером, планирование и составление схем с визуализацией и включением анализаторов.

2 этап:

  • самостоятельная работа на основе ранее приобретенных умений;
  • изложение в устной форме плана предстоящей работы;
  • схематической изображение схем в цветовой гамме и выполнение изделия.

Приемы и методы:

  1. oпостановка учебной задачи, рассказ, показ;
  2. oигровая ситуация;
  3. oсхематическое изображение;
  4. oнаблюдение, обсуждение;
  5. oисследование, эксперимент;
  6. oсоздание проблемной ситуации;
  7. oанализ и синтез.

Оборудование и материалы:

  1. oбисер, стеклярус, бусинки;
  2. oпроволока Д 0,5 мм;
  3. oмозаика;
  4. oсхемы, таблицы, образцы, иллюстрации;
  5. oклей ПВА;
  6. oножницы;
  7. oнитки мулине и шерстяные.

Учебно-тематический план 

Тема занятий

Количество по заданной теме

1

Знакомство с искусством бисероплетения

1

2

Организация рабочего места. Оборудование: инструменты и материалы, техника безопасности.

1

3

Знакомство с бисероплетением

6

4

Изготовление «фенечек»

5

5

 

Выставка «фенечек»

 

1

6

Гармония цвета. Изготовление броши «Подснежник»

5

7

Коллективная работа: панно «Весна»

5

8

 

Изготовление броши «Ветка сирени»

 

3

9

Изготовление броши «Бабочка»

3

10

Коллективная работа «Лето»

3

11

Кулон и сережки «Звездочка»

3

12

Изготовление сережек и кулона «Золотая рыбка»

6

13

Представление настольного магнитного театра по фрагменту сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

2

14

Подготовка и проведение выставки «Волшебный бисер»

5

 

ВСЕГО:

49

В результате обучения дети получат следующие знания :

  • oистории бисероплетения;
  • oвидах бисера;
  • oсочетании цветов и их оттенков;
  • oвариантах использования бисероплетения в жизни:

 умения:

  • oорганизовать рабочее место;
  • oпланировать свою работу и самостоятельно ее выполнять;
  • oрассказывать об этапах выполнения работы;
  • oиспользовать инструменты;
  • oовладеть приемами бисероплетения;
  • oподбирать цветовую гамму;
  • oработать по предлагаемому образцу;
  • oпо формированию анализа и синтеза.

Программа работы кружка

Тема 1. Знакомство с искусством бисероплетения (1 занятие).

Знакомство с историей бисероплетения и традиции использования бисера у народов мира.

Рассматривание поделок из бисера.

Тема 2. Организация рабочего места. Оборудование: инструменты и материалы. Техника безопасности (1 занятие).

Учебные задачи:

  • Создание безопасных условий работы.
  • Воспитание аккуратности: «Каждой вещи свое место».
  • Формирование понятий об инструментах и материалах, необходимых для бисероплетения, безопасность работы с инструментами.
  • Закрепление порядка расположения инструмента и материала на рабочем месте.
  • Развитие памяти, внимания и речи.

- Необходимость организации рабочего места. Игра «Что, где лежит?», местоположение бисера, ножниц, проволоки, клея, салфетки, подноса.

Тема 3. Знакомство с бисероплетением (6 занятий).

Учебные задачи:

  • Обучение последовательности изготовления поделок из бисера на проволочной основе.
  • Порядок работы при бисероплетении. Рассматривание иллюстраций и схем готового изделия с переносом на мозаику. План работы бисероплетения: выбор длины проволоки, прием нанизывания и закрепления бисера на проволоке. Выполнение изделия по схеме с последующим обсуждением. Виды бисера, сочетание цветов и тональности.
  • Развитие внимания, воображения.
  • Закрепления навыков порядкового и количественного счета.
  • Активизация биологически активных точек на пальцах рук.
  • Обучение планированию работы с использованием схем.
  • Перенос схемы на мозаику.
  • Развитие монологической и диалогической речи.
  • Формирование тонких дифференцированных движений и координации пальцев рук.

Тема 4. Изготовление «фенечек» (5 занятий).

Учебные задачи:

  • Продолжение последовательности обучения нанизывания бисера на проволоку.
  • Развитие внимания, воображения.
  • Закрепление порядкового и количественного счета.
  • Обучение планированию работы с использованием схем.
  • Активизация биологически активных точек на пальцах рук и развитие тонких дифференцированных движений.

- Изготовление «фенечек» на основе плана работы бисероплетения.

Тема 5. Выставка «фенечек» (1 занятие).

Учебные задачи:

  • Создание положительного психо-эмоционального настроя.
  • Умение демонстрировать конечный продукт своей деятельности.

- Выставка «фенечек» для родителей, сотрудников и детей детского сада.

Тема 6. Изготовление броши «Подснежник» (5 занятий).

Учебные задачи:

  • Обучение схематическому изображению на рисунке броши «Подснежник» в цветовой гамме.
  • Развитие речи.
  • Развитие внимания, воображения, координация движений.

- Понятие о гармонии цвета, о теплых и холодных оттенках. Связь с живой природой. Учить рассказывать о последовательности выполнения работы. Изготовление лепестка, тычинок, листика по схеме. Сборка изделия.

Тема 7. Коллективная работа: панно «Весна» (5 занятий).

Учебные задачи:

  • Учить взаимодействовать в коллективе.
  • Учить обсуждать ход работы.
  • Повторить стихи о весне.
  • Развитие воображения, творческих способностей.
  • Учить анализировать итоги работы.

Тема 8. Изготовление броши «Ветка сирени» (1 занятие).

Учебные задачи:

  • Обучение схематическому изображению на рисунке в цветовой гамме броши «Ветка сирени».
  • Развитие речи, умение описывать свою работу.
  • Развитие воображения.
  • Формирование умения самостоятельно выбрать цветовую гамму изделия.

- Изучение схемы работы с обсуждением. Изложение в устной форме плана работы по изделию броши «Ветка сирени». Конструирование схемы на мозаике с последующим изготовлением изделия из бисера. Сборка деталей.

Тема 9. Изготовление броши «Бабочка» (3 занятия).

Учебные задачи:

  • Обучение схематическому изображению на рисунке в цветовой гамме броши «Бабочка».
  • Развитие речи.
  • Развитие внимания, воображения.

- Насекомое «бабочка», его виды, значение в природе. Синхронизация детьми движений со звуковым изображением. Перенос со схемы на мозаику в цветовой гамме. Выполнение работы по плану бисероплетения.

Тема 10. Коллективная работа «Лето» (1 занятие).

Учебные задачи:

  • Развитие воображения, творческих способностей детей.
  • Развитие кругозора и словарного запаса.
  • Развитие эстетических чувств.

- Оформление панно «Лето» с последующим обсуждением. Использование загадок и стихов о весне.

Тема 11. Изготовление кулона и сережек «Звездочка» (3 занятия).

Учебные задачи:

  • Обучение самостоятельному планированию работы с использованием схем.
  • Обучение умению выбирать и трансформировать схемы.
  • Развитие речи, обучение рассказыванию о последовательности работы.
  • Формирование воображения и творческих способностей.

- Самостоятельно придумать эскиз кулона «Звездочка» в различной цветовой гамме и форме. Перенести воображаемое на мозаику или схему. Обучение уменьшению схемы кулона до схемы сережек «Звездочек». Выполнение кулона и сережек по плану бисероплетения.

Тема 12. Изготовление кулона и сережек «Золотая рыбка» (6 занятий).

Учебные задачи:

  • Обучение схематическому изображению на рисунке и мозаике в цветовой гамме.
  • Закрепление способа трансформации схемы по размеру.
  • Развитие внимания, воображения, координации движений.

Предварительная работа.

Подготовка к театральному представлению: выбор с детьми фрагмента из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», заучивание отрывков, работа над выразительностью речи, распределение ролей, изготовление декораций.

- Составление схемы кулона без иллюстраций, соблюдая цветовую гамму. Самостоятельное уменьшение схемы кулона до схемы сережек. Выполнение кулона и сережек по плану бисероплетения.

Тема 13. Театрализованное представление с использованием магнитного настольного театра и поделок из бисера по фрагменту сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (2 занятия).

Учебные задачи:

  • Развитие выразительной монологической и диалогической речи.
  • Развитие памяти.
  • Формирование воображения.
  • Развитие творческих способностей.

Тема 14. Итоговое мероприятие. Подготовка и проведение выставки работ из бисера (5 занятий).

Учебные задачи:

  • Учить демонстрировать свои работы.
  • Учить обсуждать ход работы по оформлению выставки, распределять ответственность.
  • Учить оформлять выставку (изготовить пригласительные билеты, рационально расположить экспонаты выставки).

Список литературы:

  1. Якимовская, Л.В. Уроки бисероплетения [Текст]: практическое пособие/ Л.В. Якимовская – СПб.: Корона-принт, 1998. – 192 с.
  2. Зайцева, Н.К. Украшения: Кулоны [Текст] / Н.К. Зайцева – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 32 с.
  3. Соколова, Ю.П., Пырерка Н.В. Азбука бисера [Текст]: Ю.П. Соколова, Н.В. Пырерка – СПб.: Литера, 1999.- 176 с.
  4. Петрунькина, А. Фенечки из бисера [Текст]: А. Петрунькина – СПб.: Кристалл, 1998. – 292 с.
  5. Артамонова, Е.В. Украшения и сувениры из бисера [Текст]: Е.В. Артамонова- М.: ЭКСМО-пресс, 2000. – 240 с. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Прививаем детям основы правового сознания" (методические рекомендации)

Методические рекомендации для работы с детьми дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию и привитию основ правового сознания....

Методические рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников на основе русских сказок

Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизв...

Методические рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников на основе русских сказок

Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизв...

Методические рекомендации по обучению дошкольников основам безопасности

«В своих бедствиях люди склонны винить судьбу,Богов, всё что угодно, но только не самих себя».Платон....

Методические рекомендации по воспитанию ребенка на основе национальных традиций в семье для родителей.

Практические советы родителям по духовно-нравственному воспитанию детей в семье...

Методические рекомендации "Организация музыкального занятия на основе здоровьесберегающих технологий"

Методические рекомендации даны в помощь музыкальным руководителям, которые используют на своих занятиях здоровьесберегающие технологии....

Методические рекомендации по созданию мультфильма на основе сюжетной композиции из пластилина

Методические рекомендации по созданию мультфильма на основе сюжетной композиции из пластилина...