Методические рекомендации по созданию мультфильма на основе сюжетной композиции из пластилина
материал

Демко Наталья Сергеевна

Методические рекомендации по созданию мультфильма на основе сюжетной композиции из пластилина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx32.9 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по созданию мультфильма на основе сюжетной композиции из пластилина 

                            I этап работы над мультфильмом    

1. В начале года дети лепят наиболее простые и знакомые для них предметы, учатся передавать характерные детали, пользуясь движением всей руки и главным образом пальцев.   Продолжать учить изображению предметов из отдельных частей, а также из целого куска путем вытягивания частей из общей массы. Общую форму предметов дети лепят обеими руками, всей кистью руки, а характер формы и детали изображают пальцами.

В I квартале дети лепят фигуру человека и животных (по частям и из целого куска). Лепка из целого куска обычно связана с работой по народной игрушке, — это могут быть петушок, уточка-свистулька и кукла. Во время их изображения уточняется форма и пропорции. Лепка по народной игрушке помогает детям научиться лаконичному изображению формы, декоративному оформлению путем налепов и росписи; кроме того, дети подводятся к работе с натуры.

Таким образом, в I квартале дети старшей группы закрепляют умения, полученные в предшествующих группах, а также получают новые, которые открывают возможности для интересной и содержательной лепки.

2. Учить  детей передавать признаки предметов:

1.         длинный и короткий,

2.         толстый и тонкий;

3.         устанавливать фигурку в вертикальном положении;

4.         соблюдать относительную величину частей;

5.         плотно скреплять части вылепленной фигуры, прижимая их одну к другой и сглаживая места скреплений.

Закрепляя умения, полученные в I квартале, уточняются пропорции этих предметов, закрепляется умение плотно скреплять части, устанавливать фигурку на широком основании, украшать углубленным или высоким рельефом одежду.

Следующий этап — обучение лепке фигурки на ногах.

Внимание  направляется на то, что ноги нужно вылепить толстыми и плотными. Дети могут изображать девочку или мальчика в зимней одежде, причем туловище и голову лепят из целого куска, а руки и ноги отдельно, плотно примазывая их к туловищу. Одновременно обращается внимание и на детали: на голове у мальчика изображается шапка-ушанка, шуба дополняется воротником и пуговицами. На голову девочки надевается шапка с помпоном, а шубка отделывается опушкой в виде глиняных валиков. Нужно поощрять передачу движения фигуры: ее можно посадить на санки или наклонить корпус, изображая, как мальчик катит снежный ком.

Продолжить учить  лепить  животных и постепенно подводить к изображению сюжета. Сначала дети лепят по одной фигурке, а потом по мере накопления умений изображают кошку с котятами, собаку со щенками. Вылепленные два-три предмета устанавливаются на глиняной подставке       толщиной.

Во II квартале детей учат лепить животных из одного куска (туловище и голову или туловище и ноги), что делает скульптуру более прочной и устойчивой. Этот способ пригоден для изображения почти всех животных (кошки, собаки, козлика, зайца и др., но он не исключает возможности лепить все части отдельно, а потом их соединять). От детей старшей группы можно требовать уточнения формы и пропорций (голова с вытянутой мордой). Кроме того, продолжается работа над передачей движения. Мелкие детали создаются путем налепа на основную форму или оттягивания от основной массы.

Программа II квартала предусматривает и лепку посуды из целого куска по мотивам керамических народных изделий (ручки лепятся отдельно, а затем плотно прикрепляются путем примазывания к основе). Хорошо, если вылепленная посуда декоративно оформляется. Для этого нужно научить детей тщательно сглаживать поверхность сосуда смоченным в воде пальцем или мокрой тряпочкой.

3. В III квартале расширяются знания детей об окружающем, совершенствуются умения в области лепки.

Уточняется и делается выразительней форма изображений, фигурки приобретают большую динамичность и устанавливаются на подставках. Темами для лепки могут быть фигура человека и животного в движении: танцующий петрушка, медведи из сказки «Два жадных медвежонка», сценки из сказки «Колобок».

При лепке посуды используется новый способ — ленточный, когда дно-диск соединяется с лентообразной стенкой — расплющенный цилиндр. Этим способом можно вылепить кружку, чашку, стакан для карандашей и кисточек.

Методы и приемы обучения

При обучении лепке детей старшей группы воспитатель применяет многие методы и приемы, которые определяются конкретной темой и общими задачами.

Лепка с  натуры  для детей довольно сложная , так как ребенку приходится все время сравнивать с ней свое изделие. Лепка с натуры требует предварительного знакомства с предметами. Для этого лучше объединить детей маленькими группами и каждому предложить взять предмет в руки и, ощупав его форму, рассказать о ней. На занятии натуру следует рассмотреть еще раз. Воспитатель определяет пропорции и уверенным движением руки подчеркивает характер формы предмета, затем задает детям вопросы, направляющие их внимание на выявление характерных особенностей формы и на ее решение. В том случае если дети знают, как лепить, то они приступают к изображению, а если нет, то воспитатель частично показывает необходимые способы.

Полный показ приемов детям старшей группы почти не применяется, так как они знакомы с изображением исходных форм и показа требуют лишь те способы изображения, которые детям еще не встречались.            Лепка по представлению. Основная задача этих занятий — развитие самостоятельности в решении образа, воспринятого ранее, и творческой активности в использовании способов лепки. Для создания отчетливых представлений нужно, чтобы у детей накапливался опыт. Воспитатель должен проводить с детьми наблюдения за живыми объектами, читать художественную литературу и рассматривать иллюстрации, а также скульптуру малой формы, народные игрушки, муляжи и т. д. Важно, чтобы дети не просто рассматривали предметы, иллюстрации, а делали это с расчетом на последующее изображение.

Сюжетная лепка также требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые ребенку предметы. В связи с этим показ способов лепки и объяснение последовательности изображения отпадает, а предварительная подготовка к занятию может заключаться в рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин. Внимание детей обращается на форму предметов. Во время беседы в начале занятий уточняется композиционное решение. Следует поощрять интересные композиционные решения. В процессе занятия воспитатель следит за каждым ребенком, за тем, как создается форма предмета, как передаются пропорции, действия, композиция. Вопросами и советами воспитатель направляет детей на правильное интересное решение темы. Если ребенок затрудняется, то взрослый уточняет свой вопрос: «Подумай, в каком положении могут быть лапы у котят, когда они играют друг с другом». Подобные вопросы не дают прямых советов, но приучают детей думать во время занятий над образами. В том случае, когда дети затрудняются в правильной передаче формы, пропорций, можно прибегнуть к индивидуальной работе: показать ребенку игрушку, картинку, уточнить его представления; в крайнем случае показать способ лепки на отдельном куске глины.         Большое значение для детей старшей группы приобретает анализ работ в конце занятия, который организуется в виде беседы. Воспитатель задает вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов. Если дети лепили по представлению, то воспитатель предлагает рассказать, что изображено, хорошо ли передана форма, какими способами лепили. Иногда оценку работам дают не сами авторы, а другие дети. В таком случае воспитатель следит за тем, чтобы оценка была справедливой, тактичной, не обижала тех, кто выполнил работу. Если ребята лепили с натуры, воспитатель при анализе направляет их внимание на изображение формы, пропорций, просит сравнить вылепленную работу с натурой. Работы, выполненные по замыслу детей, анализируются несколько иначе: сначала рассматривается замысел в целом, а потом разбирается форма, пропорции, изображение движения, способы лепки.

           II.Этап работы над мультфильмом

На первый взгляд, процесс создания мультфильма существенно отличается от привычных форм непосредственно-образовательной деятельности, однако по сути своей является  практической совокупностью знаний, умений, навыков детей,   педагогов и родителей. «Рождение» мультфильма – длительный и сложный процесс.

Эту работу  можно проводить для начала на любых простых и хорошо известных детям стихотворениях, сказках, песенках. Таких, как например, «Репка» или «Теремок». Дело в том что, несмотря на хорошо известный сюжет сказки, дети столкнутся с новыми для них технологиями раскадровки (составления развернутого плана сказки и озвучивания).

Использование этих технологий в будущем приучит к внимательной работе с текстом, заложит основы аналитической работы и средствами художественной выразительности.

Относительно возраста детей, мы считаем, что создать мультфильм можно как  с детьми младшего дошкольного возраста, так и со старшими дошкольными. Всё зависит от включенности детей в процесс создания мультфильма. Так, дети 3-4 лет могут с помощью взрослого создать декорации, нарисовать или слепить персонажей мультфильма; во время съемки – передвигать фигурки, могут озвучить его. Дети же старшего дошкольного возраста уже могут выступать в роли оператора, сценариста, режиссера-мультипликатор (аниматора), художника, актера и  композитора.

Этапы работы над мультфильмом можно представить следующим образом:

1.         Создание сценария по предложенной теме;

2.         Выбор ролей и распределение заданий;

3.         Создание персонажей мультфильма в предложенной детьми или педагогом технике;

4.         Выполнение упражнений – моделирование движений;

5.         Покадровая съёмка;

6.         «Озвучивание» мультфильма;

7.         Монтаж мультфильма в компьютерной программе;

8.         Демонстрация мультфильма, обсуждение увиденного

Рассмотрим подробно каждый этап.

Создание сюжета

Первый период создания любого мультфильма – подготовительный – это поиск

сюжета. Если Вы решили создать пластилиновый мультфильм, то сначала нужно создать сценарий. Здесь могут быть 2 варианта:

1.      Придумать сценарий

2.      Подобрать  художественное произведение

Сюжет  должен быть коротким и стремительным. А главное, чтобы он был интересен для детей.

Изготовление героев и декораций

Обозначаем героев сюжета,  вылепливаем их. Когда герои готовы, мы вновь читаем сценарий мультфильма и находим детали, которые тоже необходимо вылепить (например, грибочки, цветочки, корзинки и т.п. в зависимости от сюжета).  Обязательно нужно обговорить размеры и одежду героев (русские народные или современные костюмы, аксессуары). Прежде чем приступить к лепке героев, необходимо решить какой характер у него. Добродушие, злобность, веселье все это выражается через мимику героя. Чтобы фигурки были более реалистичными, используйте как можно больше деталей: мимику, гримасы, моргание глазами - размер головы в этом случае не  должен быть маленький. Используйте проволоку и зубочистки  для крепления фигуры. Ноги должны быть прочными, чтобы удержать фигурку во время движения. При движении наклоняйте фигурку вперед и назад, чтобы сымитировать походку человека.  Для устойчивости фигуры можно использовать проволочный каркас. Он поможет и придавать малейшие телодвижения герою во время съемки.

Также необходимо создать фоны для мультфильма в соответствии с сюжетом. Фоны можно нарисовать, слепить или распечатать на компьютере. Мы выбираем рисование, так как дети очень любят рисовать. К тому же, рисовать фон быстрее, чем лепить. Для мультфильма обычно нужно от 3 до 5 фонов в зависимости от сюжета.

Декорации к мультфильму можно сделать как из пластилина, так и  из картона и    цветной бумаги. Активно используйте освещение. Так фонариком или лампочкой сзади чуть прозрачного фона можно изобразить солнце или луну.

Подготовка к съемке.

Сюжет сценария может происходить в разных местах, поэтому он делится на несколько сцен. Важно продумать, что герои будут делать в мультфильме? Необходимо разработать четкую сюжетную линию. Подумать о начале, кульминации и концовке, т.е. делается раскадровка. Для этого делим лист на несколько квадратиков и в каждом рисуем или обозначаем условными знаками-картинками сцены мультфильма по порядку. Раскадровка помогает при снятии мультфильма  не перепутать сюжеты и не упустить ключевые моменты.

Прежде чем приступить к съемке первых кадров, необходимо найти место съемки. Когда у вас готовы декорации и герои к первой сцене, нужно установить правильно фотоаппарат. Необходимо, чтобы фотоаппарат при съёмке не смещал картинку, пользоваться штативом. Чтобы в объективе был только фон будущей сцены, а ничего лишнего в кадр не попадало нужно правильно выбрать высоту и наклон штатива.

Съёмка

Оборудование и материалы, необходимые для съёмки

          Компьютер (лучше использовать ноутбук),  микрофон,

          фотоаппарат, штатив, USB- кабель (для связи компьютера с фотоаппаратом)

•     Программа для создания мультфильма(Windows Movie Maker или Киностудия)

       Материалы для персонажей и фона в зависимости от выбранной технологии

       Сценарий (тексты сказок, стихотворений, рассказов для будущего мультфильма)

После того, как подготовительная работа завершена, приступаем к съёмочному процессу - покадровой съёмке каждого движения персонажа, согласно сценарию. Перед началом съёмки нужно закрепить фотоаппарат в горизонтальном положении при помощи штатива, чтобы снимать кадры с одной и той же точки. Затем остаётся выложить фон, декорации. После этого ребята берут героев мультфильма и начинают медленно двигать  в соответствии с сюжетом,  двигать их шаг за шагом и, делая щелчок фотоаппаратом  после каждого маленького движения, сделать серию снимков. В процессе движения герои могут двигать ножками, махать ручками, наклонять голову, шевелить глазками и даже моргать. Воспитатель  снимает каждый элемент движения на камеру или фотоаппарат.

Фотоаппарат будет смотреть на них сверху, а оператор снимает кадр за кадром в соответствии со сценарием. Для просмотра отснятых кадров достаточно переключить фотоаппарат в режим просмотра.

Запись звука производится с помощью компьютера с использованием программы звукозаписи.  Для этого актёрам необходимо выучить текст наизусть, если того требует сценарий, и прочитать текст как можно более выразительно и громко и сохранить как звуковой файл. По возможности текст можно начитывать в микрофон. Сохранённые снимки и звукозаписи добавляются в специальную компьютерную программу, каждый на свою дорожку, и монтируются в готовый фильм.

Обратите внимание!

       Чем больше детализация движения персонажа, тем движения в мультфильме  будут естественными, плавными.

       Во время съемки следите, чтобы статичные предметы (фон) не двигались.

       Не забывайте, что в декорациях могут происходить изменения (подул ветер – дерево закачалось).

       В кадр не должны попадать посторонние предметы, руки аниматоров, тени.

       Чтобы движения персонажей получились четкими, снимать нужно с одной точки, зафиксировав фотоаппарат (желательно в штативе), не удаляя и не приближая изображение.

       Чем больше кадров в секунду, тем движения персонажей более плавные; чем меньше -  тем более прерывистые.

       Совсем не обязательно делать каждое движение героя, можно их позже скомбинировать на компьютере. Например, кивок головой – можно снять 2-3 кадра, а потом их повторить.

       Можно использовать звуковые эффекты (скрип двери, шум прибоя...)

Музыкальное сопровождение,  титры делает взрослый, т.к. для детей это трудоемкий  и сложный процесс.

Монтаж мультфильма

Следующим этапом является собственно создание анимационного мультфильма. В данном случае сюжет фильма  представляет собой совокупность связанных между собой по смыслу отдельных эпизодов. Здесь применяется  техника мультипликации – получение изображения путём покадровой съёмки объекта.   После того, как будут отсняты все кадры, наступает заключительный этап работы над фильмом – его монтаж и звуковое сопровождение в компьютерной программе. Для этого также используется Windows Movie Maker и Windows Live. Монтаж фильма – трудоёмкая вещь, и педагогу достаточно показать детям процесс монтажа на примере небольшого эпизода. Далее следует процесс наложения звука на смонтированный из отснятых кадров фильм. Дети могут предложить известные им песни или мелодии или же выбрать из предложенных педагогом. Педагог помогает детям подбирать музыкальное сопровождение фильма, не навязывая свой выбор. Нелишне будет обсудить вместе с детьми, почему та или иная песня или мелодия подходит для конкретного случая, а почему нет

Краткий алгоритм работы в компьютерной программе:

  Создание слайд-шоу из изображений (перенесите кадр на шкалу времени).

  Обрезание или склеивание видео происходит после нажатия на знак «отображение раскадровки».

  Наложение звуковой дорожки происходит после того как перетащите индикатор воспроизведения на шкале времени на свободное место на звуковой дорожке, нажмете знак «запустить звук» и начните комментарий.

  Добавление заголовков и титров.

  Сохранение на компьютере или запись на компакт-диск.

Заключение

Детская мультипликация является универсальным видом творческой деятельности, отвечающая требованиям ФГОС ДО и позволяющая решать ряд задач в рамках дошкольного образовательного учреждения. В процессе работы над мультфильмом ребёнок имеет возможность выступить в роли сценариста, актера, художника, аниматора, оператора, внести свой уникальный вклад в общее дело.  Помимо этого дети знакомятся с историей искусств (в частности, кинематографа и мультипликации), азбукой театрального мастерства, учатся владеть словом (происходит развитие речи). При выборе той или иной мультипликационной техники дети учатся практически применять свои умения и навыки при создании персонажей из различных материалов. Создание мультфильма на  основе сюжетной композиции из пластилина  позволяет педагогу решать комплекс педагогических задач:

  Развитее мелкой моторики

  Развитие связной речи

  Развитие творческих способностей

  Гармонизация детско-родительских отношений

Создание тематических мультфильмов в дошкольном образовательном учреждении позволяет в игровой форме расширить кругозор детей, развить их инициативность, развить познавательные способности, воспитать эстетический вкус и нравственные качества личности. Кроме того, создание мультфильмов детьми носит прикладной характер. Работа по созданию пластилинового мультфильма имеют образовательную, воспитательную и развивающую ценность.  Совместная деятельность педагога с детьми не только сближает взрослого и ребёнка, но и даёт возможность  привлечь родителей к образовательной деятельности своих детей (разучивание ролей, попытки самостоятельно организовать съёмочный процесс дома вместе с ребёнком и т. п.). Мультипликация является эффективным средством воспитания и образования детей/

Список источников и литературы

1.Бабиченко Д. Н. Искусство мультипликации. – М.: Искусство, 1964

2.Матвеева О., Мультипликация в детском саду // Ребенок в детском саду, 2006. - №5

3."Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию", под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой; М., 1979 г.

4.«Художники советского мультфильма». – М.: Советский художник, 1978

приложение 1

Рекомендации к оборудованию и процессу  съёмки мультфильма

Фотокамера для мультипликационной съёмки должна обладать следующими возможностями:

1)   функция покадровой съёмки;

2)   функция переключения на обратный ход;

3)   наличие счётчика, фиксирующего количество отснятых кадров

Перед началом работы необходимо настроить фотоаппарат. Размер кадра должен быть небольшой: нужно установить самое маленькое разрешение (640* 480, оно же VGA) для того, чтобы каждый отдельный кадр занимал мало места в памяти, и фильм можно было быстро собрать и посмотреть. Фотовспышку следует отключить, чтобы не было бликов. Самая простая и доступная для монтажа фильма - это программа Movie Maker или Киностудия для платформ Windows. Но существует ещё целый ряд программ:

  Honestech Claymation Studio

  Adobe Premiere

  Adobe After Effects

  Sony Vegas

  Dragon Stop Motion (для платформ Mac)

  Nero Start Smart

Звукозапись может осуществляться как с помощью стандартной программы звукозаписи в Windows, так и при помощи программы Adobe Audition

приложение 2

Программа Windows Movie Maker как инструмент создания и редактирования видео

Windows Movie Maker - это бесплатная программа для создания и редактирования любительских фильмов, которая входит в комплект операционных систем семейства Microsoft Windows, начиная с Windows ME и заканчивая Windows Vista.

С помощью этой программы можно создавать монтировать и демонстрировать свои фильмы прямо на домашнем ПК при выполнении простых операций перетаскивания мышью. Программа позволяет добавлять специальные эффекты, дикторский текст и музыку. После создания фильма Вы сможете записать его на компакт-диск, отослать друзьям и знакомым по электронной почте или выложить его в Интернете.

Данная программа довольно проста в использовании и в первую очередь она рассчитана на любительское создание фильмов. Но не следует считать простоту программы ее недостатком, а скорее, наоборот. Безусловно, что в качестве видеоредактора программа Windows Movie Maker слабовата, но вот в качестве программы для создания слайдшоу это приложение как раз то, что нужно. В некоторых аспектах этой программе уступают даже профессиональные приложения для создания видео. Данная программа имеет:

−    Простой и интуитивно понятный интерфейс.

−    Возможность создания фильмов профессионального качества.

−    Возможность создать из изображений слайдшоу.

−    Возможность получать видео с цифровой или аналоговой видеокамеры.

−    Поддержку большого количества видеокамер, включая аналоговые и цифровые.

−    Возможность записи фильмов с компьютера непосредственно на видеокамеру.

−    Возможность обрезать и склеивать видео.

−    Возможность добавлять эффекты переходов, заголовки и титры, звуковую дорожку.

− Сохранение высочайшего качества изображения и звука с помощью самой современной технологии сжатия Windows Media.

−    Возможность настройки качества создаваемого фильма.

−    Возможность сохранения фильма непосредственно на видеокамеру.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по созданию предметного пространства развивающей среды

О понятии и сущности развивающей среды, принципах построения предметно-развивающей среды. О внешнем интерьере детского сада и прилегающей территории. Предметно -развивающая среда нашего детского сада....

Методические рекомендации по созданию мультфильмов

Проект по созданию мультфильмов в соавторстве с педагогом ГБОУ Школа №1236 ДО №121 Базулевой А.Ю....

«Морские обитатели» сюжетная композиция из пластилина. Мастер класс.

laquo;Морские обитатели» сюжетная композиция из пластилина. Мастер класс....

Методические рекомендации по созданию мультфильма

Мы живем в современном мире, где нас всюду окружают инновационные технологии. Мы постоянно сталкиваемся с мультимедийными объектами- большую часть из которых занимает телевизионная система. Дети в дош...

Методическая разработка по созданию мультфильма "История девочки Маши"

Цель:данный материал направлен на формирование у детей здорового образа жизни и ежедневном выполнении правил личной гигиены. Развитие познавательного нтереса к созданию процесса мультипликации.Создани...