"Прививаем детям основы правового сознания" (методические рекомендации)
методическая разработка на тему
Методические рекомендации для работы с детьми дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию и привитию основ правового сознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
privivaem_detyam_doshkolnogo_vozrasta_osnovy_pravovogo___soznaniya.docx | 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Прививаем детям дошкольного возраста основы правового сознания.
(методические рекомендации) Дети – это будущее страны, каким оно станет зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном, правовом государстве. Проблема защиты детей существует во всем мире. Одна из задач, способствующих ее решению, просвещение самих детей. Человек с момента рождения уже наделен правами, которые зафиксированы в международном и российском законодательстве. В 1959 году была провозглашена Декларация прав ребенка. В 1989 году была принята Конвенция о правах ребенка, в которой впервые ребенок рассматривался не только как объект, требуемой социальной защиты, но и субъект , которому предоставлен весь спектр прав человека.
Конвенция о правах человека - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права, призывает сроить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно – правовых нормах, в основе которых, лежит подлинны гуманизм. Демократия уважение и бережное отношение к личности ребенка. Его мнениям и взглядам.
Исходя из содержания Конвенции, в дошкольном учреждении реализация прав ребенка включает:
-защиты его от всех форм жесткого обращения (статья 19)
-право на охрану здоровья, на медицинское обследование, (статьи 21,24)
-защиту его права на образование, (статья 28)
-право на игру, отдых, (статья 31)
-право на сохранение своей индивидуальности, (статьи 8, 12)
-право ребенка жить вместе с родителями, (статья 9)
Положение Конвенции о правах ребенка сводится к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей:
-выживание
-развитие
-защиту и обеспечение активного участия в жизни общества
Конвенция определила нравственно - правовые нормы общения взрослых с детьми, утверждающие идеи общечеловеческой культуры.
При работе со статьями Конвенции в ДОУ необходимо учитывать:
-не усложнять содержание, дать детям первоначальное представление о правах человека, вызвать интерес к познанию себя и окружающего мира, рассказы должны быть просты и понятны для восприятия ребенка, без сложной терминологии, но научно достоверны.
-беседовать с ребенком тогда, когда ему хочется с вами разговаривать, на данную тему (на прогулке, перед едой, во время умывания и т. д) , стараться пробудить в дошкольнике интерес, желание не только отвечать вам, но и самому задавать вопросы.
-не спешить с ответом на вопросы детей, предложить ребенку самому сделать заключение. Подвести его к правильному ответу.
Исходя из статей Конвенции, перед воспитателями стоят задачи для реализации развития основ правового сознания у детей дошкольного возраста:
-создать развивающую среду, в соответствии с возрастом детей, программой и уровнем освоении знаний
-воспитывать у детей чувство ответственности, используя игровые приемы
-помогать детям в усвоении общепринятых норм и правил поведения
-воспитывать у детей уважение к правам другого человека, используя игровые приемы
-воспитывать у детей чувство собственного достоинства в соответствии с возрастом, опираясь на индивидуальные , психологические особенности детей
-воспитывать у детей уважение к людям во всех видах деятельности, используя игровые приемы
-знакомить детей в привлекательной форме с «детскими» нормативными документами
-повышать профессиональную компетенцию в данном вопросе
Педагогическую работу надо строить таким образом. Чтобы идеи и принципы Конвенции усваивались не только в их правовом содержании. Но и становились нравственной основой непосредственного общения с другими людьми, регулятором жизнедеятельности.
Ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими. В своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав других людей.
Но в Конвенции говорится также, что необходимо знать и понимать, и обязанности перед родными, соседями, государством и даже перед незнакомыми людьми. Права и обязанности неразрывно связанны между собой.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Методические рекомендации.
Патриотическое воспитание – это процесс освоения. Наследования традиционной отечественной культуры. Оно начинается у ребенка с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре. Ребенок впервые открывает Родину в семье. Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско - патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Чувства патриотизма многогранно по содержанию. Это любовь к родным местам. И гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
Работа по нравственно - патриотическому воспитанию детей включает целый комплекс задач:
-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу
-формирование бережного отношения к природе и всему живому
-воспитание к труду
-развитие интереса к русским традициям и промыслам
-формирование элементарных знаний о правах человека
-расширение представлений о городах России
-знакомство с символами государства
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны
-формирование толерантности, уважение к другим народам, их традициям
Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Так воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Нравственно – патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе его лежит развитие нравственных чувств.
Система и последовательность работы по нравственному воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
СЕМЬЯ - ДЕТСКИЙ САД - РОДНАЯ УЛИЦА – РАЙОН - РОДНОЙ ГОРОД – СТРАНА, ЕЕ СТОЛИЦА, СИМВОЛИКА - ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ (конституция)
Безусловно, эта схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно – патриотическому воспитанию.
Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемым ребенком, наиболее доступные ему эпизоды. Педагог должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям.
Решая задачи – патриотического воспитания педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
-«позитивный центризм» - отбор знаний, наиболее актуальных для детей данного возраста
-непрерывность и преемственность педагогического процесса
-дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов
-рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок
-развивающий характер обучения, основанный на детской активности
Основной формой нравственно - патриотического воспитания детей является тематические занятия, повышающие детскую мыслительную активность. Также учет возрастных особенностей, требует широкого применения игровых приемов, которые важны для повышения познавательной активности.
Не менее важным условием нравственно - патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна. Она требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно – патриотическому воспитанию требуют большого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПРИВИВАЕМ ДЕТЯМ-ДОШКОЛЬНИКАМ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ»
Маленьким детям - большие права...
НОД "Ознакомление детей с основами правовой культуры"
Конспект НОД по воспитанию правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста...
«Ознакомление детей с основами правовой культуры»
Конспект занятия: «Ознакомление детей с основами правовой культуры»...
Рекомендации «Прививаем детям любовь к чтению»
Прививаем детям любовь к чтению...
Семейное благополучие как основы правовой защищенности детей в семье, воспитание правовой культуры детей и родителей через организацию работы ДОУ.
Родительское собрание...
Рекомендации для родителей "Патриотические чувства надо прививать детям с младшего дошкольного возраста"
Рекомендации для родителей по патриотическому воспитанию...
«Прививаем детям любовь к природе». Рекомендации для родителей.
laquo;Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы. Ч. Дарвин....