НОД "Ознакомление детей с основами правовой культуры"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Писняк Светлана Анатольевна

Конспект НОД по воспитанию правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности

Возрастная группа: подготовительная (дети 6-7 лет)

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): «Тематический вечер к Международному дню прав человека»

Тема НОД: «Ознакомление детей с основами правовой культуры»

Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие (Приобщение к социокультурным ценностям)»

Цель: создание условий для формирования представлений о содержании международных документов в области защиты прав ребенка, формирования представлений о правах и обязанностях детей.

Задачи: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим; воспитывать уважение к содержанию международных документов в области права («Социально-коммуникативное развитие»); продолжать знакомить детей с основами правового сознания: все люди на земле защищены законом, никто не может нарушать права, записанные в Декларации («Познавательное развитие»); пробуждать интерес к народной мудрости, заложенной в сказках; развивать словесно-логическое мышление; формировать умение рассуждать и обобщать, развивать память («Речевое развитие»); развивать двигательную активность («Физическое развитие»).

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игра-путешествие, выполнение заданий (раскладывание прав-символов, чтение слов по картинкам, складывание знака из частей), чтение наизусть стихотворения, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

Оборудование: права-символы, картинки, иллюстрации к русским народным сказкам, кувшин с соком и бокалами, мерная кружка, памятки «Личные права ребенка», 3 вазочки с плавающими свечами, знак «Все имеют одинаковые права», разрезанный на 9 частей, костюм Бабы Яги, конфеты.

Предварительная работа: разучивание игры «Эхо», заучивание наизусть стихотворения «Мои права», беседа о правах и обязанностях дошкольника.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I Вводная часть

Организационный момент:

Воспитатель просит детей подобрать пары слов так, как у него:

«Говорить - слушать»;

Воспитатели - …

Показывать - …

Врач - …

Чинить - …

Кушать - …

Сын - …

Ребенок - …

Дети стоят вокруг воспитателя и подбирают слова

Ответы детей:

- воспитанники, дети

- смотреть

- больной

- ломать, разрушать

- готовить еду

- отец

- взрослый

II Основная часть

Воспитатель: Мы сегодня будем говорить о взрослых и о детях. Взрослые во всем мире всегда думают о детях, о том, что нужно заботиться о них. Поэтому они составили сначала Декларацию прав ребенка в 1959 г., а потом – Конвенцию о правах ребенка в 1989 г. Их прочитали и приняли, т.е. согласились с ними, больше 50 государств. Они сделали Декларацию прав ребенка (демонстрация книги) и Конвенцию о правах ребенка (демонстрация книги) международными законами – что это? Это документы, которые все должны выполнять.

В этих документах говорится о том, какими должны быть права у детей. Я вам буду их перечислять, а вы – вспомните сказки, в которых наш народ говорит о тех же правах. (Педагог выставляет на доске иллюстрации к русским народным сказкам «Теремок», «Колобок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Мальчик-с-пальчик», «Лиса и волк», «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди»).

Воспитатель: В какой сказке, или сказках, говорится о праве:

- на жизнь;

- на семью, возможность жить с родителями;

- на защиту;

- на охрану здоровья и лечение;

- на отдых, игры и занятия творчеством?

Есть еще право на получение образования. Как вы думаете, что оно обозначает?

Физминутка: И.п. – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись!

Дети рассматривают иллюстрации к русским народным сказкам.

Ответы детей на вопросы…

Ответы детей…

Дети выполняют физминутку

(Появляется Баба Яга)

Баба Яга (забирает книги у педагога), говорит:

- Малы вы еще права изучать! А эти книги я почитаю.

(уходит и прячется за своей избушкой).

Воспитатель: 

- Ну и Баба Яга! Отобрала наши книги и была такова! Что же нам теперь делать?

Правильно, давайте ее догоним и вернем наши книги.

Воспитатель (указывает на дом, покрытый белой тканью):

- Вот за этой снежной горой, в лесу живет Баба Яга. Трудно через гору перебраться, но нам помогут волшебные свечи. Для того, чтобы победить злую Бабу Ягу, нам необходимо зажечь все свечи, которые будут на нашем пути. Но они зажгутся лишь тогда, когда вы правильно выполните задание.

(Подходим к столу, на котором в вазочке стоит плавающая свеча и лежит конверт с заданием).

Воспитатель читает задание № 1:

- Разложите правильно права-символы: справа – права, которыми вы пользуетесь, слева – те права, которые вас защищают.

Воспитатель: Задание выполнено правильно, зажигаем одну свечку.

(Подходим к доске)

Задание № 2:

- Прочитайте по картинкам:

В – ваза,

Н – ножницы,

И – иголка,

М – машина,

А – арбуз,

Н – нитки,

И – иголка,

Е – ель.

Какое слово получилось?

ВНИМАНИЕ

В чем проявляются внимание и забота взрослых о детях?

А в чем проявляются внимание и забота детей о взрослых?

(Подходим к кувшину с соком и стаканами)

- Это, наверное, добрая волшебница позаботилась о нас и приготовила сок. Хотите сок попить? Как его поровну разделить?

- Ребята, внимательно посмотрите, всем ли хватило сока?

Давайте проверим, загорелась ли наша свечка?

О ком вы забыли?

Если задание выполнено правильно, зажигается вторая свечка.

Выходит мальчик и рассказывает наизусть стихотворение-шутку «Мои права»:

У ребенка право есть

Кашу манную не есть.

Да еще просить при этом

Шоколадную конфету.

Право прыгать и шалить,

На салфетку чай пролить,

Драться с братиком подушкой,

Разбросать свои игрушки.

Исчеркать картинки в книжке,

Дернуть за ухо братишку.

Вот как много разных прав!

Разве я, друзья, не прав?

- Как вы думаете, прав ли герой стихотворения?

Воспитатель: Осталась последняя свечка и последнее задание № 3: «Собери знак из частей»

(Знак «Все имеют одинаковые права» разрезан на 9 частей – по одной части на каждого ребенка)

- Все на Земле имеют одинаковые права, независимо от того,

  • ребенок это или …
  • мальчик или …
  • бедный или …
  • говорит на русском языке или …
  • живет на севере или …

Молодцы, ребята! Зажигаем свечку.

Вот и избушка Бабы Яги. Постучим?

Появляется Баба Яга.

- Кто вы такие? Чего явились? Я гостей не жду.

Воспитатель: Ой, Баба Яга, какая ты сердитая, какой голос у тебя грубый и слова неприветливые. Ты даже птиц своим криком напугала.

Баба Яга: Хватит разговоры разговаривать! Зачем явились?

Воспитатель: Да, Баба Яга, мы пришли забрать свои книги.

Баба Яга: Ничего я у вас не брала. Вы на эти книги никаких прав не имеете. Да и на все права, которые в книге написаны, могут рассчитывать только дети и внуки царя Салтана и Соловья-разбойника. А еще дети, верящие в Бабу Ягу и Кощея Бессмертного, с Бабой Ягой одной национальности. Вот так!

Воспитатель: Как вы думаете, справедливо ли то, о чем говорит Баба Яга?

Конечно, нет. Ведь все вы имеете равные права. И не важно, кто ваши родители, какой вы национальности и в кого вы верите.

Воспитатель раздает жетоны-символы «Все имеют равные права».

Воспитатель: Так что, Баба Яга, ты не права, верни нам книгу!

Баба Яга: Ой-ой-ой! Умные какие! Ну-ка, ну-ка, подойди ко мне вот ты, номер один.

Воспитатель: Баба Яга, почему ты так странно обращаешься к детям? У них ведь есть имена, у каждого свое.

Баба Яга: Имена? А зачем им давать имена, если дети все маленькие, все одинаковые? Обойдутся и номерами.

Воспитатель: Вы согласны, что все дети одинаковые? Докажите это Бабе Яге.

Ну что, Баба Яга, убедили мы тебя? Теперь ты согласна, что каждый ребенок со дня своего рождения имеет собственное имя?

Баба Яга: Ну хорошо, признаю за вами это право.

Воспитатель: Тогда давайте представимся Бабе Яге, эхо нам поможет.

Проводится игра «Эхо». Дети становятся в круг, поочередно произносят свои имена, остальные хором повторяют.

Воспитатель: Теперь, Баба Яга, верни нам, пожалуйста, книгу, чтобы мы познакомились с другими правами детей.

Баба Яга: Верну, если у кого-нибудь из вас мама в библиотеке работает.

Воспитатель: Это еще почему?

Баба Яга: Потому, что книги читать имеют право только дети библиотекарей, в домах могут жить только дети строителей, а лечиться – дети врачей.

Воспитатель: Ну, ты и наговорила. Дети, как вы думаете, справедливо то, что сказала Баба Яга?

Баба яга, каждый ребенок имеет право на дом, питание, лечение и обучение.

(Баба Яга, ссутулившись, уходит в свой дом.)

Воспитатель: Мне почему-то стало жалко Бабу Ягу. Может, она потому плохие поступки совершает, что никто ее не любит, никто о ней не заботится? Ведь все имеют право на любовь и заботу. Это право имеете все вы. Бабу Ягу даже с днем рождения никто не поздравил. Давайте, мы это сделаем.

Баба Яга смущается, благодарит

Баба Яга: Подождите! Возьмите вашу книгу. Я ведь тоже способна на хорошие дела.

Воспитатель: Спасибо, Баба Яга! Приходи к нам в гости. У нас есть еще много интересных книг. До свидания!

Баба Яга: До свидания! Спасибо за приглашение, я обязательно приду.

Ответы детей…

Дети раскладывают

Ответы детей…

- Нужно слушать советы родителей и выполнять их требования, помогать по дому маме и бабушке.

Нужно слушаться воспитательницу, выполнять ее требования, вести себя вежливо, здороваться с детьми и воспитателями, вешать одежду в шкафчик, надевать сменную обувь, мыть руки перед едой, правильно и красиво вести себя за столом.

(мерной кружкой)

Да

Нет

О воспитателе

Ответы детей…

Дети отвечают:

… взрослый,

… девочка,

… богатый,

… на других иностранных языках,

… на юге.

Дети подходят к избушке.

Ответы детей…

Ответы детей…

Отвечают дети: Нет. (У одного ребенка черные волосы и голубые глаза, он высокий и медлительный. Другой ребенок светловолосый, кареглазый, с веснушками. Он очень веселый и ловкий, и т.д.)

Ответы детей…

Дети берут конфеты, стучатся в дверь избушки. Баба Яга выходит. Дети поздравляют ее с днем рождения и дарят конфеты.

III Заключительная часть

Итог:

Воспитатель: Теперь мы можем возвращаться обратно в детский сад.

- Раз, два, три, четыре, пять – вот и дома мы опять.

Понравилось вам путешествие? А что больше всего понравилось? О каких своих правах вы сегодня узнали?

Я уверена, что свечи уже можно погасить, потому что мы помним о своих правах и стараемся их реализовать.

Воспитатель вручает детям памятки «Личные права ребенка» и предлагает детям дома с родителями еще раз прочитать их и обсудить.

Молодцы! Запомнили свои права. Мы еще раз встретимся с этими книгами, которые познакомят вас с другими правами. Спасибо всем.

Ответы детей…

Дети гасят свечи

Дети берут памятки и говорят «Спасибо»


Приложение

Материалы к занятию


Памятка

Личные права и обязанности ребенка

Дети имеют право:

  • Носить имя, отчество и фамилию;
  •  Жить и воспитываться в семье;
  •  На жильё;
  •  На охрану здоровья;
  •  На защиту духовного здоровья;
  •  На бесплатное лечение;
  •  На бесплатное образование;
  •  На отдых;
  •  На дружбу;
  •  На жизнь.

Обязанности детей в детском саду:

  •  Слушаться воспитательницу, выполнять её требования;
  • Вести себя вежливо, здороваться с детьми и воспитателями;
  • Вешать одежду в шкафчик, надевать сменную обувь;
  • Мыть руки перед едой;
  • Правильно и красиво вести себя за столом;
  • Во время занятий музыкой, рисованием, лепкой, подготовки к праздникам, нужно быть дисциплинированным, не мешать объяснениям воспитательницы и другим детям;
  • Не разговаривать во время «тихого» часа, чтобы другие ребята могли заснуть;
  • Не толкать друг друга на прогулке;
  • Не затевать ссоры с друзьями из-за пустяков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к основам национальной культуры посредством художественного искусства.

Необходимо в совершенно новых исторических условиях начать в России движение за возрождение национальной культуры и народного декоративно-прикладного искусства. Происходит подъём национального самосоз...

Образовательная технология по формированию у детей дошкольного возраста правовой культуры

  С первых шагов ребёнок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают те или иные качественные изменения. Чтобы ребёнок мог осмысле...

Проект «Нравственно - патриотическое воспитание детей на основе русской культуры».

Проект«Нравственно - патриотическое воспитание детей на основе русской культуры».Для воспитанников 5-7 лет.                       ...

Проект «Нравственно - патриотическое воспитание детей на основе русской культуры».

                                   Цель проекта:1. Формирование нравственно- патриотического воспитания...

«Ознакомление детей с основами правовой культуры»

Конспект занятия: «Ознакомление детей с основами правовой культуры»...