Бумажные фантазии в развитии творческих способностей у малышей. (Из опыта работы)
статья по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему

Проблема  развития детского творчества актуальна как  в теоретическом, так и в практическом отношении, ведь речь идет о важнейшем условии формирования личности. Важно не ускорять развитие ребенка, но и не упускать момент и вовремя предложить тот материал, который может освоить то, что ему интересно.  Одна из задач взрослого - сделать любую работу увлекательной для ребенка, помочь зажечь у малыша искорку интереса и, чтобы эта искорка превратилась в пламя творчества. Дошкольные годы – самый благоприятный период для развития любых способностей, в том числе и творческих. Дети в этом возрасте любознательны и открыты для познания окружающего мира.обычные бумажные, разноцветные салфетки. Они пользуются большой популярностью у малышей. Это самый приемлемый на наш взгляд материал для развития творчества, художественного вкуса,  у маленьких детей -  ведь немного фантазии, и даже самая обыкновенная салфетка легко превращается в прекрасные цветы, в корзину с фруктами, в изумительный красоты лес!А чтобы занятия с салфетками приносили ребенку радость, были интересными, нескучными и не переутомляли малыша, чтобы придать занятиям живость, игривость, веселость, а также для создания творческой атмосферы и благоприятного эмоционального фона мы используем в работе детский фольклор, его малые формы (потешки, заклички, приговорки, песенки, загадки)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_u_malyshey.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Бумажные фантазии в развитии творческих способностей у малышей.

(Из опыта работы)

 «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

                                                                                                                    В.А. Сухомлинский.

Воспитать творческую личность… Что может быть прекрасней для нас, педагогов не говоря уже для самого ребенка.  Проблема  развития детского творчества актуальна как  в теоретическом, так и в практическом отношении, ведь речь идет о важнейшем условии формирования личности. Важно не ускорять развитие ребенка, но и не упускать момент и вовремя предложить тот материал, который может освоить то, что ему интересно.  Одна из задач взрослого - сделать любую работу увлекательной для ребенка, помочь зажечь у малыша искорку интереса и, чтобы эта искорка превратилась в пламя творчества. Дошкольные годы – самый благоприятный период для развития любых способностей, в том числе и творческих. Дети в этом возрасте любознательны и открыты для познания окружающего мира.

Мы, воспитатели младшей группы для развития творческих способностей у малышей предлагаем им традиционный материал (соленое тесто, пластилин, глину, бумагу, изобразительные принадлежности), а также бумажные салфетки. Да, обычные бумажные, разноцветные салфетки. Они пользуются большой популярностью у малышей. Это самый приемлемый на наш взгляд материал для развития творчества, художественного вкуса,  у маленьких детей -  ведь немного фантазии, и даже самая обыкновенная салфетка легко превращается в прекрасные цветы, в корзину с фруктами, в изумительный красоты лес! Нетрадиционная техника создания композиций из салфеток помогает детям увидеть и передать то, что обычными средствами сделать труднее. А главное – она дает возможность удивляться и радоваться миру. Ведь всякое открытие чего- то нового, необычайного несет в себе радость, дает новый толчок к творчеству и развитию.

Салфетки доступны, их легко рвать и сминать в комок, при контакте они издают приятное успокаивающее шуршание и оказывают релаксационное действие, а в случае неудачи можно легко исправить ошибку. Сминание  мягкой бумаги и разрывание ее на клочки – легкая техника работы, доступная малышам. Пальчики у них еще очень нежные, моторика развита очень слабо, движения пальчиков нечеткие, замедленные. А салфетки – очень мягкий материал, а потому и работать с ними малышам очень легко. Да еще в последнее время на полках магазинов появились салфетки самой разнообразной цветовой гаммы, что тоже очень положительно сказывается на развитие творчества малышей.

Техника сминания салфеток, разрывания их на клочки включает небольшое количество взаимосвязанных операций по изготовлению необходимых деталей для будущих композиций и складывания их между собой или приклеивания к «фону» - к большому листу бумаги.

Полученные при  сминании комочки – шарики, клочки бумаги  разной величины и разного цвета, являются прекрасным материалом для любых композиций (объемных и полуобъемных),которые ввиду своей необычайности не могут не заинтересовать малышей, а ввиду своей легкости не могут не получиться. Задачи взрослого и детей по достраиванию незавершенных композиций (выполненных воспитателем заранее), позволяет каждому ребенку, при наличии у него даже весьма скромных навыков работы с бумагой принимать активное участие в коллективной работе.

 С чего же начать?  Мы сначала предлагаем малышам познакомиться со свойствами бумаги: несколько раз сжать салфеточки и понаблюдать, как она шуршит, потом разгладить аккуратно ладошками и снова сжать ( и так 2-3 раза). Следует объяснить детям, что работать с салфеточками нужно аккуратно и бережно, при приклеивании давить на салфетку сильно нельзя, так как они очень тонкие, нежные и легко могут порваться.

  1. Если сделать несколько комочков и собрать их на нитку с помощью иголки, то получится веселая гусеничка, которую можно украсить аппликацией (заранее подготовленные кружочки, квадратики). Вот и готова красивая подвижная игрушка. На другом занятии мы делаем мышку, предварительно скатав между ладошками салфетку, чтобы получилась колбаска. Приклеиваем к ней ( здесь нужна помощь взрослого и клеящий карандаш) розовый хвостик, ушки и рисуем фломастером рот, глазки, носик. У детей в конце занятия в руках оказывается по мышке. Теперь можно поиграть, заставив «гусеничку» побегать в догонялки с «мышками». Особое удовольствие доставляет малышам коллективный труд. Например, можно сделать яблоневый сад. Если на заранее нарисованные воспитателем деревья наклеить красные, желтые, зеленые яблочки из салфеток. А из комочков белых салфеток получается сказочный заснеженный лес, весёлые снеговики. А еще  можно на нарисованную пальчиками зеленую травку приклеить цыплят или одуванчики из ярко – желтых салфеток. А из клочков разноцветных салфеток дети могут сделать очаровательный осенний лес неземной красоты!  То есть салфетки – это огромное поле деятельности для развития фантазии, воображения, творческих способностей. Наши малыши получают огромное удовольствие от процесса работы с салфетками и очень радуются результатам своего труда.

Творчество не может существовать под давлением или насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. И мы даем возможность нашим малышам самим пофантазировать, сделать свою бумажную композицию, свой маленький шедевр. И наши маленькие гении творят  свои бумажные чудеса!

Работая с салфетками, мы решаем ряд задач:

  • Формируем познавательную активность;
  • Закрепляем знание цветовой гаммы, свойств бумаги;
  • Развиваем тактильное восприятие рецепторов рук;
  • Совершенствуем сенсорные способности;
  • Формируем умение передавать свои ощущения в речи;
  • Расширяем словарный запас;
  • Развиваем эстетическое восприятие;
  • Развиваем чувство композиции;
  • Развиваем творческие способности;
  • Воспитываем трудолюбие, усидчивость, аккуратность;
  • Развиваем фантазию, воображение.

Во время занятий с салфетками необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Невозможно заставить ребенка делать то, что ему не интересно – т. е. надо приложить все усилия, чтобы заинтересовать малышей. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Первые неудачи могут вызвать разочарование, и даже раздражение.  Поэтому важно поддержать ребенка, подбодрить его, вселить в него уверенность в своих силах, чаще хвалить и восхищаться  и тогда малыш будет проявлять активность и работа с салфетками обязательно доставит ему удовольствие. Очень важно, чтобы на занятиях с салфетками была комфортная обстановка, вызывающая у детей эмоционально положительное состояние, что способствует поддержанию интереса к деятельности, к развитию творческих способностей. А чтобы занятия с салфетками приносили ребенку радость, были интересными, нескучными и не переутомляли малыша, чтобы придать занятиям живость, игривость, веселость, а также для создания творческой атмосферы и благоприятного эмоционального фона мы используем в работе детский фольклор, его малые формы (потешки, заклички, приговорки, песенки, загадки)

Мы сумели заинтересовать нашей работой с салфетками родителей. Мы  проводим беседы, консультации, где популярно объясняем важность нашей работы, какую пользу и сколько задач мы решаем, привлекая детей к работе с салфетками. Объясняем, что салфетки – это огромное поле деятельности для развития творческих способностей. Проводим собрания на темы «Развиваем руки, чтобы учиться говорить, писать и красиво рисовать», «Пальчики помогают говорить», «Развитие творческих способностей у малышей через бумажные салфетки». А чтобы не быть голословными, мы проводим с родителями мастер – класс по работе с салфетками, организуем выставки поделок из салфеток « Бумажные шедевры наших малышей». На выставках выставляются самые яркие композиции: «Ветка сирени», «Цып –Цып – Цып цыплятки», «Розы для любимой мамочки», « Яблочки для бабушки» и многие другие композиции. Также мы организовали выставку композиций из салфеток самих родителей, которая завершилась чаепитием, обменом опыта. Наши родители так расфантазировались, что приносили на выставку работы не только из салфеток, а из других материалов (целлофана, пробочек, шишек, лоскутков). Выставка получилась очень красочной, колоритной, самобытной. И это очень отрадно.

Наши занятия с салфетками побуждают наших малышей фантазировать, думать, размышлять, творчески развиваться, воспитывают интерес к окружающему миру. Приобщение  ребенка к творчеству – очень важная и благородная задача, решить которую  можем только мы с вами, уважаемые взрослые. Ведь каждый ребёнок наделен запасом творческих сил. Пробудить эти силы и есть наша главная задача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раскрытие творческих способностей у детей. ( из опыта работы)

"Образование XXI века - это образование через ощущения; игра - метод развития ассоциативного мышления, при этом чувства становятся инструментом фантазии", а "если ребенок не может ни с кем поделиться ...

Развитие творческих способностей у малышей.

Как известно, творческие способности – это индивидуальные особенности каждого человека. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом...

Развитие творческих способностей у детей (из опыта работы)

Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим количеством наслаивающихся проявлений, определяющих как сущность, так и демонстрацию творческих способностей. В основном...

Развитие восприятия для формирования творческих способностей старших дошкольников. (Из опыта работы.)

Что такое " творческие способности"? Как надо развивать творческие способности? Для чего надо развивать эстетическое восприятие?...

Сообщение на тему:«Использование нетрадиционных техник аппликации в развитии художественных способностей старших дошкольников» (из опыта работы)

    Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление,...

Песенное творчество – основа развития творческих способностей у детей (из опыта работы)

      В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит детства. Сейчас такое время, когда, о чём бы ни говорили, будь то наука, промышленность, образование, искусств...

Лэпбук как средство развития познавательных способностей у детей " (из опыта работы)

Материал могут использовать воспитатели ДОУ в работе с детьми....