Развитие творческих способностей у детей (из опыта работы)
статья по рисованию на тему

Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим количеством наслаивающихся проявлений, определяющих как сущность, так и демонстрацию творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_planeta_detstva.docx14.68 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей у детей (из опыта работы)

Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим количеством наслаивающихся проявлений, определяющих как сущность, так и демонстрацию творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.

Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности.

Во второю группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей.

Третья группа – это зависимость развития креативности от характера и структуры деятельности.

Развитие творческого мышления происходит в деятельности, но именно в преобразующей деятельности. Многие исследователь видят причину формирования нетворческого стиля мышления в том, что в процессе обучения дети постоянно наталкиваются с задачами «закрытого типа», т.е. имеющими заданный набор элементов и единственно правильное решение. На этом же принципе построены все интеллектуальные тесты. В результате этого обучения у детей формируется тип мышления, базирующийся на ранее сформированных знаниях и операциях. Черты же креативного мышления могут сформироваться только в том случае, если у ребенка есть возможность работать с заданиями «открытого типа». Эти задачи предполагают полную самостоятельность в выборе способа решения и делают возможным выдвигать любые решения проблемы: логические задачи, проблемно-поисковые ситуации, проектная деятельность.

К примеру, проектная деятельность способствует активации творческого-поискового мышления как средство смещения процесса с уровня осознанного мышления на уровень подсознательной активности.

Методики для стимуляции творческой активности с помощью проектно-исследовательской деятельности:

  • Составление предложений: из трех-пяти взятых наугад слов требуется составить как можно больше различных предложений. Или сложить несколько разных построек из 4-5 разных кубиков;
  • Поиск общего: в 2-3 словах предлагается отыскать как можно больше общих признаков. Сравнительные картинки. Дидактические пособия: «Волшебная шкатулка», «Отыщи все круглое».
  • Исключение лишнего слова: необходимо оставить 2 слова между которыми есть сходство. Из 3 разных носков, оставить 2 наиболее похожих;
  • Поиск аналогов: требуется придумать как можно больше аналогий к данному слову. Подобрать как можно больше предметов заместителей: ложки, расчески, пояса;
  • Поиск соединительных звеньев: следует найти предметы, которые могут служить соединительным мостиком от одного к другому. Найти способы соединить элементы без клея.

Развивая творческий потенциал ребенка, мы затрагиваем его личность. Поэтому, используя разнообразные методики по развитию творческих способностей у детей, необходимо четко улавливать особенности каждого ребенка, строить все взаимодействие с их учетом. Нужно определить темпы развития каждого ребенка. Кто-то сможет моментально реагировать и творчески преобразовывать  поставленную задачу. А кто-то, будет долго думать, подбирая носки, разглядывая, всматриваясь в каждый элемент, ощупывая, долго сравнивая, примеряя.  И это тоже опыт, и это тоже развитие, и это тоже творчество.  

Автор: Никонова Татьяна Михайловна, воспитатель МБДОУ детского сада № 395 г.о. Самара, город Самара, Россия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раскрытие творческих способностей у детей. ( из опыта работы)

"Образование XXI века - это образование через ощущения; игра - метод развития ассоциативного мышления, при этом чувства становятся инструментом фантазии", а "если ребенок не может ни с кем поделиться ...

Из опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей у детей в процессе игр-драматизаций»

Из опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей у детей в процессе игр-драматизаций»...

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей у детей в процессе игр-драматизаций»

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей у детей в процессе игр-драматизаций»...

Бумажные фантазии в развитии творческих способностей у малышей. (Из опыта работы)

Проблема  развития детского творчества актуальна как  в теоретическом, так и в практическом отношении, ведь речь идет о важнейшем условии формирования личности. Важно не ускорять развитие ре...

Сказкотерапия - как средство развития творческого потенциала у детей. Из опыта работы

Cказкотерапия может использоваться как средство развития творческого потенциала у детей. Кроме того сказка выступает средством  самосознания и  нравственного воспитания, предлагая определенн...

Песенное творчество – основа развития творческих способностей у детей (из опыта работы)

      В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит детства. Сейчас такое время, когда, о чём бы ни говорили, будь то наука, промышленность, образование, искусств...

Лэпбук как средство развития познавательных способностей у детей " (из опыта работы)

Материал могут использовать воспитатели ДОУ в работе с детьми....