Конспект занятия по конструированию(Мордовская вышивка панара) для старшей группы
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Панюшкина Анна Евгеньевна

Мордовская вышивка панара.

Цель:  Знакомство с национальными  узорами и вышивкой мордовского народа.

Задачами:

1) Совершенствовать диалогическую речь.

2) Развивать умение  говорить правильно, формировать словарный  запас,  умение узнавать и называть элементы мордовского орнамента, выделять его характерные особенности, а также развивать образное мышление и творческие способности дошкольников.

3) Способствовать развитию любознательности, мышления, инициативы, развитию креативного мышления.

4) Закрепить знание основных цветов, использованных в мордовском орнаменте, умение составлять узор из уже знакомых элементов мордовской вышивки.

5) Воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю, гордость за свой народ.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, я очень рада всех вас видеть. Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. 

Собрались все дети в круг,

Я — твой друг и ты — мой друг!

Крепко за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь! 

 

Воспитатель: Ребята, скажите вы знаете что такое Родина? (Ответы, предположения детей)

Воспитатель. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина.

Есть такая малая родина и у нас с вами. Как она называется?( Мордовия.)

Воспитатель: Правильно ребята. Это наша малая родина.

Воспитатель: Милый край! Мордовия родная!

                         Здесь раздолье рек, лесов, полей.

                        Для меня нет лучше в мире края.

                        Он мне всех дороже и милей

 

Воспитатель: Как называется столица нашей республики  Мордовии? (Саранск.)

Воспитатель: Во всех странах, республиках есть государственные символы. Есть они и у нашей республики Мордовии.  Назовите эти символы?( Герб, гимн и флаг.)

Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим герб и флаг, что находится в центре герба?(Щит темно - красного, белого и темно - синего цветов.) Ребята  еще в центре  герба изображено золотое женское национальное украшение-гривна.Что изображено на гривне?( Семь орнаментов, означающих количество городов республики (Саранск, Ардатов, Инсар, Ковылкино, Краснослободск, Рузаевку, Темников)

Воспитатель: А что еще изображено на гербе?( Колосья обвитые лентой. Восьмиконечная розетка.)

Воспитатель:Чтоона  символизирует? ( Она символизирует четыре основных национальности  республики Мордовии. Это эрзя, мокша, татары и русские.)

Воспитатель: Мы рассмотрели герб и флаг Мордовии . Что еще является государственным символом нашей Республики.(Гимн.)

Воспитатель: У каждого народа есть свои обычаи, традиции и национальные костюмы.

И сегодня я хочу поговорить с вами о мордовском женском костюме. Мордовский народный костюм появился в глубокой древности. Вся жизнь мордовского народа была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм для них был очень важен. Чем наряднее и краше, тем лучше. Праздничная одежда изготавливалась вручную, хранилась бережно всю жизнь и передавалась от матери к дочери. Мордовский народный костюм был нарядным, ярким, цветным и не утратил нарядности и в наше время.

Воспитатель: Давайте рассмотрим мордовский национальный костюм.

Это туникообразная рубаха без воротника (показывает на костюме) называется панар. Главным украшение рубахи была очень плотная вышивка. которая располагается по бокам и спускается от плеч по рукавам, окаймляет подол.

Это пулай. – набедренное украшение. Носят пулай чуть ниже талии. Он является обязательным элементом женского костюма. Украшали пулай медными монетами, пуговицами, разноцветным бисером, бусинами, блестками. на шею одевали много бус. При ходьбе наличие таких украшений создавало звон. Поэтому говорила мордовочку, сначала слышно потом видно.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, как украшали девушки свою голову? (Ответы детей: лентами, тесемочками…)

До замужества мордовские девочки носили простые матерчатые тесемочки, с открытыми волосами. Такой головной убор называли – увяс. Его украшали как можно наряднее. При замужестве волосы женщины прятали и носили специальный головной убор – панга. Традиционным считается мордовский платок, который завязывали высоко на макушке.

Воспитатель: - Давайте обратим внимание на цветовую гамму. Какие цвета вы можете выделить в мордовской вышивке? (Ответы детей: белый, красный, черный, зеленый)

Воспитатель: Мордва народ очень веселый, любит трудиться и умеет веселиться. Очень мелодичны мордовские песни и красивы танцы .Мы с вами учили песни и танцы мордовского народа, а сейчас давайте мы с вами потанцуем под мордовскую мелодию.(Звучит музыка, дети с воспитателем танцуют.)Молодцы,ребята. Садитесь на свои места.

 

Воспитатель:  Есть даже такое стихотворение

Кирилл прочитай нам его

Вышивка мордовская, славилась всегда

Может быть понравится? Смотрите вот сюда:

Все узоры разные, черные да красные,

А зеленый след освежает цвет

(Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора. Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с 6–7 лет.)

Воспитатель: - А какими элементами мордовочки украшали свои наряды? (Ответы детей: ромб, крест… .)

Воспитатель: - Правильно, ребята. Это «ромб», «крест», «треугольники», «галочки». (Дети сами подходят к доске и выкладывают названный элемент для лучшего зрительного усвоения) .

Вот какие красивые рубахи шили девушки – рукодельницы.

Давайте и мы с вами немного отдохнем (Физминутка)

Снова нет ручьям покоя,

день и ночь журчат в кустах        (Шаг на носочках по кругу)

Ходит солнце золотое        (Ходят на месте)

в чистых-чистых небесах

Льет лучи на лес и луг                   (Приседают)

И на все цветы вокруг                   (Руки над головой)

Воспитатель:Ребята, пока мы с вами отдыхали, нам принесли письмо (Дети читают письмо)

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алдуня,у меня произошла беда. Куда то пропала вся вышивка с моего наряда. Помогите мне пожалуйста, вернуть красоту моему наряду

Воспитатель: Поможем Алдуне? Садитесь за столы. Посмотрите у каждого из вас есть рубаха

(как она называется ?)(ПАНАР).

Давайте украсим их вышивкой.(какие элементы вы будете использовать в своей вышивке?

Дети отвечают

Воспитатель: А теперь приступаем к работе

(включается музыка для фона)Во время работы задаются вопросы:

Алиса что ты сейчас делаешь?(Ответ)

Ваня какой элемент ты вырезаешь? (Ответ)

Вика как называется рубаха которую ты украшаешь? (Ответ)

Саша где ты будешь располагать вышивку?(Ответ)

(Дети украшают рубахи )

Воспитатель: Ребята посмотрите какие красивые панары у вас получились.

Какие элементы мы с вами использовали в наших работах?(ответы детей)

Правильно. Ромб, крест.

Заходит Алдуня в мордовском костюме.

Алдуня: ребята спасибо большое, за Вашу помощь. Посмотрите какой красивый стал мой наряд. За это я хочу угостить Вас .

Спасибо Алдуня, мы рады что помогли Вам.

Итог

- Ребята о чем мы с вами говорили на занятии? (Ответы детей: о мордовском народе, о Мордовии, о мордовской вышивке, о мордовском костюме) .

- Что мы с вами делали? (Ответы детей: украшали мордовскую рубаху)

- Понравилось вам занятие? (Ответы детей: Да)

Богат и щедр край земли мордовской, талантлив ее народ. Так пусть во все времена приумножаются богатства духовные нашей малой Родины-Мордовии. Я надеюсь, ребята, что вы, когда вырастите, внесете достойный вклад в развитие мордовской земли.

Земли мордовские широки, необъятны,

Каждый день и хорош, и пригож,

Поезжай за моря-океаны,

 Лучше Мордовии ты не найдешь!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАДОУ  «Центр развития ребенка – детский сад №90»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по конструированию

Мордовская вышивка панара (для детей старшей группы)

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель

Панюшкина А.Е

 

 

 

Саранск

2016

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема занятия: «Моя семья и родственники»

Задачи:Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, у...

Занятие №7 Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Рисованию в старшей группе "Царица осени"

Занятие №7Конспект занятия по  художественно-эстетическому развитию. Рисованию в старшей группе "Царица осени"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи. Тема занятия «Одежда».

Конспект занятия    по ознакомлению   с окружающим   миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи.Тема занятия «Одежда»....

Конспект занятия по обучению детей эрзянскому языку в старшей группе на тему "Счет " (от 6до 9) занятие второе.

Занятие по обучению детей эрзянскому языку в старшей группе  на тему "Счет " (от 6до 9) занятие второе, где дети изучают счет от 6-10 на эрзянском языке и сами разыгрывают спектакль &qu...