"Сказка - ложь, да в ней намек..."
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Идея занятия возникла после прочтения детям сказки-пьесы С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев".Большой интерес детей к прочитанному произведению позволил успешно инсценировать отдельные эпизоды сказки и проанализировать поступки и характеры героев. Интегрированное занятие "Сказка - ложь, да в ней намек..." является результатом большой предварительной работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_10.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: учить анализировать, создавать целостный литературный образ героев, развивать навыки выразительного чтения, речь, уметь аргументировать свое мнение, делать выводы,  развивать фонематический слух , сравнивать, воспитывать доброту, желание совершать добрые поступки, умение работать в коллективе, развивать творчество , воображение.

Предварительная работа: чтение сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»,  инсценировка эпизодов сказки

                                                                                                                                                    Воспитатель. Приветствие гостям.

Ребята, мы недавно прочитали сказку С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Я знаю, что эта сказка очень понравилась вам. Это не совсем обычная сказка, это сказка – пьеса. А что такое пьеса?

Ответы детей.

Воспитатель  ( уточняет) Да, пьеса – это произведение, которое автор написал для театра, для игры на сцене. Именно таким произведением является сказка «Двенадцать месяцев».

Поделиться впечатлениями о сказке  нам помогут отдельные эпизоды, которые вы разыграете, как настоящие артисты.

  В одной из первых картин сказки мы видим королеву, которая занимается с профессором в классной комнате. Артем и Лиза сейчас напомнят нам эту сцену.

Сцена в классной комнате.

Воспитатель. Дети, скажите, какой вы видите королеву в этой сцене? Опишите ее. ( Она капризна, ленива (не хочет писать, профессор ее уговаривает), не задумывается над судьбой человека, глупа (не знает законов природы), властная, приказывает, никогда  не просит).

Возможные вопросы детям. Почему Королева выбирает слово «казнить»?

Как бы вы отнеслись к  приказу Королевы о подснежниках зимой?

Ответы детей.

Физкультминутка  «Подснежники»

Вот подснежники проснулись.

Улыбнулись, потянулись.

Раз – росой они умылись.

Два – изящно покружились.

Три – нагнулись и присели.

И на солнце поглядели.                                                                                

Воспитатель. Услышав приказ королевы доставить во дворец подснежники, Мачеха и Дочка решают непременно получить корзину золота. Эту сцену нам сейчас напомнят девочки.

Сцена (диалог Мачехи и Дочки)

Воспитатель. Ребята, как вы относитесь к этим героям?

Приведите примеры из этого эпизода, которые  характеризуют героев как жадных, ленивых, злых и жестоких. Как Дочка относится к матери?

Ответы детей.

Воспитатель. В сказке двенадцать месяцев помогают падчерице.  Как вы думаете, почему месяцы помогли  ей?

Ответы детей.

Воспитатель. А хорошо ли  вы знаете названия месяцев и времена года, к которым они относятся? Тогда давайте поиграем!

Игра с карточками на знание времен года и месяцев.

Воспитатель. Раз вы так хорошо знаете названия месяцев, то вы справитесь и со следующим заданием.

Вопросы:

Названия  каких месяцев начинаются с гласного звука  [и]?

Названия каких месяцев заканчиваются на мягкий согласный [ль]? ( февраль, апрель, июль).

Названия  каких месяцев начинаются с твердого согласного звука [м]? (март, май).

Давайте составим схемы этих слов, т.е. сделаем звуковой анализ слова.

Дети делают у доски звуковой анализ слов, используя красные, синие и зеленые квадратики.

Воспитатель. А сейчас мы снова вернемся к нашей сказке и  вспомним еще один эпизод,  где королева встречается с Падчерицей, чтобы узнать у нее , где она собирала подснежники.

Сцена (диалог Королевы и Падчерицы)

Воспитатель.  Как в этой сцене ведет себя Королева? (Она не просит, а  приказывает, угрожает, требует, обещает подарки Падчерице)

Ответы детей.

Воспитатель. Как в этом эпизоде ведет себя Падчерица? Что на требование Королевы  отдать колечко отвечает Падчерица? ( Падчерица держит данное слово, она – смелая, не боится королевы)

Ответы детей.

Воспитатель. А сейчас я предлагаю поиграть в  игру « Скажи наоборот». Я буду  называть  слово,  а вы -  противоположное по значению слово.

Дети встают в круг. Игра проводится с мячом.

Возможные варианты слов:

падчерица добрая, а мачеха… – злая;

январь месяц холодный, а апрель… – теплый;

Королева ленивая, а падчерица – трудолюбивая;

Королева глупая, а профессор – умный;

Падчерица ласковая, а королева – грубая;

Падчерица честная, а мачеха – лживая;

Королева безразличная к людям, а падчерица – отзывчивая;

характер у падчерицы мягкий, а у королевы – жесткий;

Падчерица смелая, а дочка – трусливая;

Королева богатая, а падчерица – бедная;

Подарки дорогие, подарки – дешевые;

Корзина полная, корзина -  пустая.

Воспитатель. Дети, чем же заканчивается сказка?

Ответы детей.

Воспитатель.  В сказке « Двенадцать месяцев» есть и положительные герои и отрицательные, т. е. хорошие и плохие. Назовите героев,  которые несут добро.  А  какие герои несут зло?

Ответы детей.

Воспитатель.  Кто же побеждает?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно,  добро  побеждает зло. Падчерица вознаграждена за свое доброе сердце, а мачеха с дочкой наказаны  за злость, жадность, лень и обман.

Каждая сказка нас чему – то учит. А чему вас научила сказка « Двенадцать месяцев»?

Ответы детей.

Воспитатель. В сказке произошло волшебство -  среди зимы появились подснежники. Сейчас – апрель, это самое время для этих весенних цветов. Поэтому я предлагаю вам тоже собрать целую корзину подснежников.

Дети делают подснежники из бумаги и складывают их в корзину. Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года» («Апрель»).

Воспитатель.  Ребята, наша беседа подходит к концу. Я сегодня услышала много хороших,  интересных ответов. И я очень надеюсь, что то, чему научила вас сказка « Двенадцать месяцев» вам обязательно пригодится в жизни.  

 

                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                               

                       

                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально- театрализованное представление к празднику " ДЕнь Матери" . " Сказка ложь , да в ней намек,,!

Сценарий построен на интеграции разлтичных  образовательных областей. В представлении принимают участие дети, педагоги и родители....

Сценарий театральной сказки «Сказка ложь, да в ней намек»

Главная цель  в театральной деятельности - развить творческие способности у детей  сред­ствами театрального искусства. Занятие театральной деятельностью развивают у детей смекалку, спос...

Творческий проект "Сказка - ложь, да в ней намек..." (р.н. сказка "Теремок")

«Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем».В.А.Сухомлинский.     Жили – были… Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надежд...

Воспитание сказкой "Сказка - ложь, да в ней намек....."

До какого – то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает де...

ПРОЕКТ «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» (на основе книги Шорыгиной Т.А. «Добрые сказки»).

laquo;Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, т.е. учит сопереживать»  (В.А. Сухомлинский)Актуальность.В настоящее время мы всё ...

Викторина по сказкам для детей дошкольного возраста «Сказка - ложь, да в ней намек...»

Развивать активное мышление детей; вызвать интерес к фольклорным произведениям....

В рамках тематической недели в нашем саду прошли такие мероприятия: Кукольный театр по русским народным сказкам «Сказка ложь, да в ней намек…»

В рамках тематической недели в нашем саду прошли такие мероприятия:Кукольный театр по русским народным сказкам «Сказка ложь, да в ней намек…»Акция «Здоровое сердце» прош...