Конспект ООД «Дымковская барышня»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Захарова Светлана Валерьевна

Конспект ООД в области художественно - эстетического развития по ручному труду в подготовительной группе.

Тема: «Дымковская барышня»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_dymkovskaya_baryshnya.pptx2.56 МБ
Файл ood_dymkovskaya_baryshnya.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дымковская игрушка» Выполнила: Захарова С.В Воспитатель ГБДОУ №85, Приморского р-на, г. Санкт - Петербурга

Слайд 2

Дымковская барышня

Слайд 3

Дымковская слобода Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, это село, как будто всё в дымке. Может поэтому село так и назвали Дымково.

Слайд 4

Свистульки

Слайд 5

Лепка из красной глины Изготовление дымковской игрушки

Слайд 6

Обжиг

Слайд 7

Побелка

Слайд 8

Роспись дымковской игрушки

Слайд 9

Элементы дымковской росписи



Предварительный просмотр:

Задачи:

Художественно-эстетическое развитие: формировать умение создавать полуобъемное изображение, используя элементы дымковской росписи.

Познавательное развитие: продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства.

Речевое развитие: активизировать словарь: дымковская игрушка, мастера, слобода.

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать интерес и бережное отношение к народному наследию.

Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, чтение русских потешек, загадок, чтение стихотворения   А. Дьякова  «Веселая дымка.

Оборудование и материал: записи русской мелодии «Барыня»,

презентация «Дымковская игрушка», фигурка дымковской барышни   вырезанная из картона, пластилин, простые карандаши, стеки, клеенки, салфетки, доски.

Ход ООД:

Звучит русская народная музыка («Барыня»).

- Ребята, какая весела музыка. Вам она нравиться?

- Это русская народная песня, а называется она «Барыня».

- А это (слайд№1) дымковская игрушка, которая тоже называется «Барыня».

- Эта игрушка сделана мастерами из Дымковской слободы (слайд№2)

-Дымковская игрушка – одна из самых старинных промыслов России. Родилась эта игрушка на севере нашей страны, в слободе Дымково.

Слободой называют большое село, которое находится рядом с городом. Слобода  Дымково находится недалеко от города Кирова на берегу реки Вятки.

Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, это  село, как будто всё в дымке.  Может поэтому село так и назвали Дымково. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковские. Еще ласково эту игрушку  называют дымкой.

Воспитатель читает стихотворение:

В селе любили песни, пляски,

Там рождались чудо-сказки,

Вечера зимою длинные,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Возникновение игрушки  связывают с весенним праздником Свистунья. Жители села Дымково лепили глиняные свистульки в виде (слайд №3) коней, собачек, уточек, баранов, козликов, а ребятишки выходили на улицу и свистели в свистульки. Свистом зазывали весну-красну.

Лепят эти веселые игрушки из красной глины, (слайд №4)  затем игрушку сушат несколько дней, обжигают в печах, (слайд №5)  белят  (слайд №6) и только потом расписывают. (слайд №7) 

- Посмотрите, как расписаны игрушки?

- Назовите, какие цвета преобладают?

- Как вы думаете, почему используются такие цвета?

- Какие цвета используют мастера? (красные, синие, зелёные, желтые, белые, черные).

- Из каких элементов состоят дымковские узоры? (кружочки, кольца, точки, черточки, волнистые линии) (слайд №8)

Дымковские игрушки расписывают мастерицы, они похожи на волшебниц, ведь для того, чтобы сделать такую красивую, веселую игрушку, нужен талант.

Физкультминутка «Дымковская игрушка»

- Ребята, давайте немного отдохнем и станцуем с вами русский народный танец (звучит запись русской народной мелодии).

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские-

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

Мы игрушки знатные,

Складные да ладные.

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

Руки на поясе, выполняют повороты туловища влево-вправо;

Растирают руками щеки;

Приседания с поворотами влево-право

Движения «ковырялочка» завершаемое тремя притопами

Приседания с поворотами влево-вправо.

- Ребята, в Дымковской слободе скоро будет праздник Свистопляска. Для этого праздника дымковские мастера будут лепить  и расписывать свои игрушки. Давайте и мы сегодня тоже распишем игрушки.

-Я  вам предлагаю превратиться в дымковских мастеров, пройти в мастерскую  и украсить дымковским узором   модели  барышень. Только расписывать мы будем, не красками, а пластилином.

- Но что же это – мастерская закрыта?!

-Чтобы попасть в мастерскую, необходимо ответить на 3 вопроса:

- Как называется самобытный вятский народный праздник?

- Почему этот народный промысел называют дымковским?

- Из чего лепят игрушки?

- Мастерская открыта – проходите и приступайте к работе.

- На столах у вас лежат вырезанные из картона фигурки дымковских барышень. Чтобы расписать фигурку, сначала простым карандашом надо нанести орнамент на заготовке. Затем заполнить орнамент. Такие элементы одежды, как шляпка, жакет, оборочки закрашиваются полностью.

Для этого нужно   кусочек пластилина положить между ладонями и раскатать прямым движением (показ).  Затем отщипнуть от полученной заготовки небольшие кусочки пластилина и примазать. Размазывать нужно тонким слоем от середины работы к краям, стараясь не заходить за контур;

Для того чтобы у вас получился узор в виде круга, пластилин нужно раскатать в шар. Расплющить его в центре нарисованного вами круга, размазать пластилин, не выходя за края контура;

- точки – скатать маленькие шарики (горошины) и прижать к заготовке;

- полоски, сеточка, волнистые линии – раскатать тонкие жгутики из пластилина и прижать к нарисованным полоскам.

Подумайте, как вы хотите расписать барышень, и приступайте к работе. Постарайтесь, чтобы  у вас получились нарядные барышни.

Самостоятельная работа детей.

Во время работы воспитатель помогает детям советом, говорит, что в пдастилинографии  необходимо работать подушечкой пальца, палец не сгибать.

В конце ООД готовые работы раскладываются на столе и рассматриваются вместе с детьми.

Воспитатель отмечает  яркость, красоту, разнообразие цветов использованных детьми и хвалит их за старательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)

В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...

конспект занятия "Дымковская барышня" рисование

конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию (рисование)...

Конспект ООД "Дымковская барышня" лепка из соленого теста.

Лепка Дымковской барышни из соленого теста....

Конспект занятие «Дымковская барышня» (Средняя группа №1)

Обобщить знания детей о дымковских игрушках, закрепить умение украшать их дымковским узором....

Конспект НОД в старшей группе на тему «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи» «Дымковская Барышня»

Приоритетная область: «Художественно-эстетическое развитие».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Соц...