"Ручной труд и конструирование в свободное от занятий время"
материал по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Хречкова Валентина Александровна

Правильно организованный ручной труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, готовит к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchet.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

«РУЧНОЙ ТРУД И КОНСТРУИРОВАНИЕ В СВОБОДНОЕ ОТ ЗАНЯТИЙ ВРЕМЯ»

«Желание творить и фантазировать может зародиться лишь при расширении знаний у детей об окружающем их огромном мире….»

(С.И. Мерзляков)

Цель:

Развитие  творческих способностей у  дошкольников посредством

 конструирования и ручного труда

Задачи:

- Упражнять детей в умении  самостоятельно создавать продукты ручного творчества из различных материалов.

- Развивать и совершенствовать творческие способности у детей, оригинальность подхода к решению задач;

- Совершенствововать мелкую моторику рук;

- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, желание

включаться в творческую активность.

Этапы работы:

Подготовительный  этап. Определение цели, задач, изучение психолого-педагогической литературы, анкетирование родителей с целью выявления знаний о творческом развитии детей и о том, насколько родители принимают, участвуют в этом развитии, наблюдение образовательной области «Художественное творчество» (Ручной труд, конструирование).

Основной этап. Реализация задач. На этом этапе происходила реализация системы мероприятий, направленных на повышение уровня развития творческих способностей детей – это индивидуальная работа с детьми, коллективные работы, а также работа с родителями воспитанников.

Заключительный этап. Определение эффективности деятельности.

В своей работе использовала следующие принципы:

 1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

5. Способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, игровых проблемных ситуаций.

В данной работе использовала научно- исследовательские методы:

- изучение и анализ литературы по проблеме исследования,

- наблюдение, беседа,

- метод анализа продукта деятельности,

- анкетирование.


Направления работы.

- Развитие творческих способностей

- Художественно-эстетическое развитие

- Познавательное развитие

В своей работе использовала различные методы и приемы обучения.

 Наглядные (показ педагога, пример, помощь, рисунки, иллюстрации, схемы)

Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок),

 Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

 Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку создаётся то, что раньше не существовало.

Развитие детского творчества является актуальной темой современной педагогики и психологии, что сегодня связано с подготовкой  подрастающего поколения к самостоятельной жизни, художественно-эстетическим и трудовым воспитанием, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Современные психолого - педагогические исследования убедительно показывают, что становление личности происходит уже в период дошкольного детства.

Отечественные психологи и педагоги – Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Подьякова, Н.А. Ветлугина - доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Так как дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека.

Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.)

 Благоприятные возможности  для нравственных качеств создаются в продуктивной деятельности, где дошкольнику доступно понимание зависимости результата  отношения к делу, от целеустремленного приложения своих духовных, физических сил и возможностей. Отношение к труду развивается под влиянием целенаправленной педагогической работы воспитателей и родителей.

Ручной труд - это развитие умения мастерить. Правильно организованный ручной труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует  закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться, приобщает к декоративному искусству, готовит к обучению в школе. Есть все основания рассматривать ручной труд как важнейший элемент гармоничного развития детей.                                     Одним из эффективных средств воспитания, в котором тесно переплетается формирование трудовых навыков и художественного развития детей, может быть кружковая работа. Такая работа в значительной степени способствует развитию индивидуальных особенностей, вызывает у детей стремление овладевать знаниями сверх- обязательных НОД по труду.            

Дошкольники осваивают базовые формы различных видов конструирования, работы с бросовым и природным материалом, искусства оригами, различные способы изготовления поделок, а также знакомятся с богатыми традициями народно – прикладного искусства.

Чтобы занятия были интереснее, а обучение прошло легко и незаметно для детей, я использовала мотивацию детской деятельности, которая бывает двух типов:

➢  Мотивация личного интереса, создание игрушек, поделок

для себя, в своё личное пользование.

➢  Мотивация общения с взрослым, достаточно значима и привлекательна для детей, так как они хотят быть рядом с взрослым и охотно помогают ему во всём.

             Занятие ручным трудом и конструированием помогает: заинтересовать детей изготовлением поделок из различных материалов;

• дисциплинируют;

• развивают способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев;

• улучшают пространственное воображение и умение мысленно оперировать объемными предметами;

• учат читать чертежи, по которым строятся постройки, складываются фигурки, плетется поделка, выкладывается узор;

 • знакомят на практике с основными геометрическими понятиями, формами и телами;

• развивают уверенность в своих силах и способностях;

• влияют на формирование самостоятельности, самооценке;

• помогают развитию первых чертежных навыков;

• стимулируют развитие памяти;

• учат концентрировать внимание;

• заинтересовывают детей изготовлением поделок из различных материалов, способствуют выявлению конструктивных и творческих способностей;

• развивают творческие способности и исследовательские навыки;

• воспитывают усидчивость, аккуратность, бережное отношение к продукту деятельности и материалу;

• способствуют формированию добрых чувств к близким людям;

• формируют художественный вкус;

• совершенствуют речь и коммуникативные способности.

В группе созданы все условия для развития творческого воображения  у детей. Имеется самый разнообразный материал: природный, бросовый, лоскутки тканей.

 Немаловажное значение имеет правильно оборудованное рабочее место воспитателя и каждого ребенка. Это в первую очередь достаточное освещение, расстановка столов. Необходимым условием считаю самостоятельное продумывание и размещение инструментов и раздаточного материала. Таким образом, приобщаю детей к культуре труда. Этим самым решаются вопросы воспитания у детей аккуратности, бережливости, организованности, усидчивости.            

               Конструирование и ручной труд в свободное от занятий время способствует закреплению у детей полученных навыков и умений, а также приобретению новых благодаря систематическим упражнениям. Дети учатся самостоятельно находить способы решения задач.

          Создавая кружок, учитываю  интересы детей, их индивидуальные особенности.  Для эффективности проведения  занятий составила перспективный план, предусмотрев переход от простого , к сложному. Конструирование и ручной труд позволяет интегрировать содержание и формы учебно-воспитательной работы с детьми (учебные занятия, самостоятельная деятельность, игра и т.д.)

      Интеграция образовательных областей позволяет реализовать творческий потенциал ребенка, развивает коммуникативные умения, познавательную активность, развивает  такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, классификация, обобщение, формирует способности воспринимать внешние свойства предметного мира: величину, цвет, форму, пространственные и размерные отношения.

 При планировании руководствуюсь   « Программой воспитания и обучения в детском саду». Использую литературу,  где представлен опыт педагогов – новаторов: Л.В. Куцакова « Конструирование и ручной труд», Гульянц  и Базик « Что можно сделать из природного материала». Большую помощь оказала методическая литература , популярное пособие для родителей « Вместе умеем мастерить», Нагибина « Чудеса из ткани своими руками». Готовясь, к встрече с детьми стараюсь организовать  занятие так, чтобы работы отличались художественным вкусом, оригинальностью, своеобразием. Заранее выполняю всю работу сама. Только в этом случае можно предусмотреть трудности, которые могут возникнуть при выполнении работы. Девиз нашего кружка « Научился сам – научи других»                                  В процессе  художественного труда дети осваивают целый ряд графических навыков работы: умение действовать карандашом, шаблоном, лекалом, иногда циркулем. На первых занятиях задания могут быть одинаковыми, но потом  в соответствии с приобретенными навыками, могут быть использованы дифференцированные, самостоятельные задания. Типы заданий могут быть разными: по образцу, по рисунку, с таблицы, по словесному описанию, по самостоятельному творческому замыслу.

   На первых занятиях познакомила детей с правилами:

1.Во время работы нужно быть внимательными, аккуратными.                         2.Быть осторожными с колющими и режущими инструментами - шилом, ножницами, иглой.                                                                                                            3.Инструмент применять по назначению.                                                                           4.Приступать к работе только после инструктажа, разрешения воспитателя .  5.Не мешать рядом сидящим товарищам .                                                                       6.Не вытирать глаза грязными руками , соблюдать чистоту рабочего стола.               Работу можно вести по нескольким направлениям:                                                             с бумагой,   с тканью, природным материалом, бросовым материалом.                                                                        Бумага - доступный для ребенка материал. Особенно привлекает детей возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем можно использовать в играх, инсценировках, оформлении групповых комнат.     Я думаю что, любое изделие сделанное ребенком – это не безделица, это его труд, в который он вкладывает много стараний, усилий, терпения, времени и главное желания сделать хорошо и красиво, чтобы подарок понравился мамам, сестре, бабушке, папе. Особенно нравятся детям открытки , сделанные в стиле японской технике « Оригами». Несколько квадратиков обычной бумаги, ловкие движения пальцев, и вот из рук выпархивает птица, выплывает рыбка или появляется изящная коробочка. « Оригами» способствует концентрации внимания, развивает мелкую моторику, творческое воображение.

     Одним из факторов развития мышления ребенка является знакомство с природой. Сказочна и богата природа. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с природой, воспитание бережного, заботливого отношения к ней и формирование первых трудовых навыков. Природный материал сам по себе – кладовая для фантазии и игры воображения с ловкостью рук, то все ,что можно оживить, дать как бы вторую жизнь любой веточке, камешку, шишке. После поездки в лес, дети приносят желуди, шишки, затейливые веточки. Дети подолгу рассматривают материал,  обследуют, ощупывают, сравнивают. Это расширяет представление  детей  об окружающем мире.  В процессе систематического труда. Рука ребенка, приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими.

Очень важно в  течение занятия использовать загадки, стихи о природе, нередко дети сами придумывают загадки о своих игрушках - самоделках.

Иногда даю советы в форме пословиц: Не торопись языком – торопись делом. Лучше маленькое дело – чем большая безделица

Очень часто ребята помогают друг другу, советуются , как лучше скрепить детали.  Родители являются хорошими помощниками в подготовке материала.                                                                                                                   Одним из любимых видов работы является работа с тканью – пошив игрушек. В старшем дошкольном возрасте у детей возникает интерес к изготовлению игрушек для игры - спектакля. По технике исполнения  и ознакомление с материалами,  пошив мягких игрушек вполне доступен детям 6-7 лет. Ребята самостоятельно по шаблону, лекалу из картона готовят выкройки, крупные детали. Среди многих традиций самой доброй - является поздравлять родных , друзей с праздником , юбилеем и дарить им подарки . Радость  может доставить выученное  стихотворение, пропетая песенка, вырезанная или вышитая салфетка, нарисованная картинка, аппликация, сшитая игрушка.                                                                                                              В конструировании из бросового материала развиваются самые различные умения и навыки и порой их оказывается намного больше , чем при конструировании из готовых форм. Самые простые коробки различной формы и размеров превращаются в прекрасные удивительные дома, животных, вазы с цветами. Футляры из под « киндеров» приобретают совершенно новые формы. Пробки – хороший материал для моделирования. Нарезанные  маленькими дисками , они могут послужить : колесами для машин, покрасить - могут заменить шашки, если их проткуть и нанизать на нитку- получится ювелирное украшение. Но лучше всего делать из них кораблики, для мачты подойдет зубочистка.                                                                                                                                                                              

          Всю жизнь идут вместе труд и искусство, дополняя друг друга. Обогащая человека и делая его нравственно красивым. Развивать в каждом ребенке природные задатки, воспитывать в нем трудолюбие, художественный вкус – в этом и заключается долг воспитателя.           Приобретенные детьми конструктивные умения и знания, нравственные качества и навыки,  сформированные в процессе труда, помогут им успешно продолжить обучение в школе ,наладить хорошие отношения в коллективе сверстников, приучить с пользой проводить свободное время.

«Творчество не приходит к детям, по какому- то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».     В. А Сухомлинский.

                                                                                          В. А. Сухомлинский

Список литературы:

Богатеева, З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях [Текст]:  пособие для воспитателя дет.сада / М.: Просвещение, 1986.-206 с.

Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги :  пособие для воспитателя дет.сада / М.: Просвещение, 1993.-206 с.

Гульянц, Э.К. Что можно сделать из природного материала

 Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. – М.: Просвещение, 1983. – 175 с.

Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст]: пособие для воспитателя дет.сада / Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1985. –192с.

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Обруч. – 2004. - №. – С. 3-7.

Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду / Л.В. Куцакова. – М.: Просвещение, 2005. – 240 с.

Куцакова, Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома: пособие для воспитателя дет.сада и родителей.- М.: Мозаика –Синтез, 2007.-112 с.

Лиштван, З.В. Конструирование / З.В. Лиштван. – М.: Мозаика-Синтез, 1981. – 159 с.

Петрова, И. М. Волшебные полоски: Ручной труд для самых маленьких. – СПб.: «Детство- экспресс», 2008.- 32 с.

Пискулина, С. С. Художественно- творческая деятельность: аппликация из ткани: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет. – С. С. Пищикова, Н. Г. работа с бумагой в нетрадиционной технике М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012.-48 с.

Рябкова, И. А. Художественно- творческая деятельность оригами тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет. – И. А. Рябкова, О. А. Дюрлюкова.- Волгоград: Учитель, 2012.—95 с.

Салагаева, Л. М.Ручной труд для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного: – СПб.: «Детство- экспресс», 2010.- 64 с.

Соколова, С. В. оригами для дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок по ручному труду и конструированию

Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу....

консультация для воспитателей "Организацияработы по изобразительной деятельности в свободное от занятий время с использованием нетрадиционных технологий"

Так уже сложилось в языке, что искусство называется «изобразительным» и область и область художественного творчества  в педагогических программах для детей также называется «Изобразительной деяте...

Лепка в свободное от занятий время

Воспитатели недостаточно ценят занятия лепкой, в то время как свободная лепка поможет закрепить умения детей. Ребенок сможет удовлетворить свой интерес и дать выход своей фантазии....

Перспективное планирование старшая группа. Ручной труд и конструирование.

Перспективное планирование по конструированию и ручному труду в старшей группе на год....

Конспект ООД по ручному труду и конструированию "Мухомор"

Конспект ООД по ручному труду и конструированию "Мухомор"...

Ручной труд и конструирование в старшей группе

Содержание статьи:1. Ручной труд в старшей группе: планирование работы2. Организация ручного труда в старшей группе3. Картотека задач: ручной труд в старшей группе ДОУ4. Конструиро...