Конспект сценария педагогического мероприятия направление «Познавательное развитие» тема: «Мы - архитекторы» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Конспект сценария педагогического мероприятия

направление «Познавательное развитие»

тема: «Мы - архитекторы»

(подготовительная  группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_-_arhitektory.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Мы – архитекторы

(занятие для детей подготовительной группы)

Автор-составитель: Левенец Н. С., воспитатель

Цель: продолжать учить детей создавать модели зданий, мостов, дорог по рисунку,

и по собственному замыслу, объединенные общей темой (микрорайон города).

Задачи:

«Художественно-эстетическое развитие»

- познакомить детей с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами.

«Познавательное развитие»

- формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям;

- закреплять представления детей о некоторых видах жилища разных народов (изба, замок, юрта, чум, вигвам, иглу) и  о современных видах домов (коттедж и многоэтажный дом);

- закрепить представления детей об архитектуре г. Ставрополя.

«Речевое развитие»

- продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи посредством общения детей с педагогом и сверстниками и в ходе рассказа о видах  жилища человека;

- обогащать и расширять словарь детей понятиями: «архитектура», «архитектор».

«Физическое развитие»

- продолжать организовать рациональный двигательный режим детей;

-способствовать предупреждению детского утомления;

- развивать мелкую моторику рук у детей в конструктивной деятельности.

«Социально-коммуникативное развитие»

- закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Предварительная работа:

 рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедий и рассказов о различных видах жилища человека; рассматривание и беседа о достопримечательностях г. Ставрополя.

Оборудование: макеты различных видов жилища человека, наборы деревянного конструктора, схемы, телевизор.

Используемая литература: 

http://www.stranamam.ru  (стихотворение «Архитектор» из сборника С. Баруздина «Кто построил этот дом?»).

Дидактический материал «Наш дом». – Изд-во «Страна Фантазий». – 2003.

Содержание

1.Организационный момент

Воспитатель: «Ребята, обратите внимание на изображения, которые вы видите на экране».

(фото здания администрации города, драмтеатра, триумфальной арки, жилых зданий, детского сада, школы).

Дети называют.

Воспитатель: «Как это можно назвать одним словом?»

(архитектура)

Воспитатель: «Что такое архитектура?»

(это искусство проектировать и создавать сооружения для жизни и деятельности людей, это все окружающие нас постройки)

Воспитатель: «А вы знаете, из чего сделаны современные здания, сооружения?»

(из кирпича, бетона, железа…)

 Воспитатель: «И дома, в которых мы живем, из чего построены? (ответы детей)

Воспитатель: «Как вы думаете, всегда дома наших предков выглядели так же?»

Воспитатель: «Я знаю, что вы с вашими родителями приготовили макеты некоторых видов жилища. Давайте их рассмотрим и побеседуем.»

2. Основная часть

Дети рассказывают о представленных видах жилища: юрта, иглу, вигвам, изба, чум, замок, коттедж, многоэтажный дом.

Юрта

Юрта – это дом жителей Азии и южных районов Сибири.

Юрта быстро собирается и быстро разбирается. Сначала ставят основу – решетки, связанные прочными веревками, потом привязывают дверь, а уже потом устанавливают крышу. Сверху юрту укрывают войлоком, на пол стелют теплые ковры. Войлок – это плотный материал, изготовленный из шерсти овец или верблюдов. Внутри располагают кровать, сундуки для одежды, хранилища для посуды, на стены развешивают ковры.

Такая конструкция юрты позволяла ее жителям быстро разобрать свой дом и переехать в другое место при необходимости.

Иглу

Иглу - это жилище эскимосов, которые живут на северо-востоке России, а также на Аляске, в Канаде и Гренландии. Иглу имеет форму купола и строится из ледяных блоков или из уплотненных при помощи ветра блоков из снега. Также иглу вырезают из сугробов. Если снег глубокий, то вход прорывают в полу. А если нет, то входную дверь прорезают в стене, а к ней пристраивают отдельный коридор, сооруженный из снежных кирпичей. Очень важно, чтобы входная дверь в  жилище находилась ниже  пола, чтобы помещение не только хорошо проветривалось, но и сохранялось тепло внутри иглу.

Свет в жилище попадает благодаря снежным стенам, но иногда делаются также окна. Как правило, они сооружаются также изо льда или же кишок тюленей

Изнутри иглу застилают шкурами, также иногда завешивают ими и стены.

Сегодня иглу используются также в лыжном туризме, на случай, если понадобится аварийное жилье, если с палатками возникнут проблемы или продолжать дальнейший путь в ближайшее время невозможно.

Вигвам

Вигвам – это жилище индейцев Северной Америки. Сначала в землю втыкают длинные и гибкие стволы деревьев, а верхушки связывают. Затем это сооружение накрывают ветками, корой деревьев и тростником. А на самой вершине оставляют дымовое отверстие.

Изба

изба – это строение из бревен, частично уходящее в землю. В глубине избы был сложенный из камней очаг. Отверстия для дыма не было. Полов не было. Пол поливался водой и подметался, становясь гладким и твёрдым.

Проходило время, и изба менялась. Сначала появились оконца, затем отверстие в стене для выхода дыма, потом печь и труба на крыше. Главным инструментом при постройке всех русских деревянных сооружений был топор. Отсюда говорят не построить, а срубить дом.

Внутри избы находились широкие лавки, плотно прикрепленные к стенам, полки над ними, открытый посудный шкаф-блюдник, люлька, сундуки и другие детали домашней обстановки.

Чум

Чум - жилище народов Сибири, кочевников. Кочевники – это народы, которые часто меняют свое место жительства. Ведь занимаясь оленеводством, жителям постоянно приходится переезжать с места на место.  Чуму не страшны ни ветер, ни снегопад. Он устанавливается летом за полчаса, а зимой – за час. Причем, устанавливают его женщины.

Строился чум из жердей и имел форму конуса. Зимой покрывался сшитыми шкурами оленя, изюбра или лося, летом —берёстой или мешковиной. Вход завешивался шкурами, летом — грубой тканью. В центре чума  находился очаг. На пол стлали берёсту, циновки из ивовых прутьев и сухой травы, поверх — оленьи шкуры.

Замок

Замок – это здание, обнесенное стеной, которое выполняет две функции: оборонителную и жилую.

Обычно замки строились на возвышенностях, островах, скалах.

Прекрасным примером замкового строительства в нашей стране является Московский Кремль.

Коттедж

Коттедж – одноквартирный индивидуальный городской или сельский жилой дом с участком земли.

Для изготовления коттеджа используется деревянный брус. Также коттеджи строят из кирпича и монолита.

Строятся они в специальных районах. Вокруг жилища имеются тротуары и проезды, детские и спортивные площадки, высаживаются зеленые насаждения.

Многоэтажный дом

Многоэтажный дом состоит из множества квартир. Они имеют выходы на общие лестничные клетки и на общий для всего дома земельный участок.

В таком доме имеются лестницы и лифты. Строятся многоэтажные дома из кирпича и железобетонных панелей.

Воспитатель: «Кирилл и Тимофей рассказали нам о современных домах.

Как вы думаете, чтобы такие дома появились, что для этого нужно?»

(строительные материалы, инструменты…)

Воспитатель: «А кто занимается стройкой домов?»

(строители)

 Воспитатель: «А что еще необходимо, и это важно, строителям, прежде, чем начать работу?»

(чертеж, план, проект)

Воспитатель: «Кто разрабатывает эти планы, проекты?»

(архитекторы)

Воспитатель: «Правильно, любое строительство начинается после работы архитектора. А кто это – архитектор?»

(архитектор – это художник – строитель, который создает проекты сооружений)

 Воспитатель: «А вы знаете, ребята, что архитекторы после чертежа делают еще макет. Макет – это уменьшенная копия постройки, по нему можно сразу увидеть, каким будет то или иное сооружение, или даже целый микрорайон. Ребята, а что такое микрорайон?»

(это небольшая часть города с жилыми зданиями, школами, детскими садами, сетью магазинов).

Воспитатель: «А вы хотели бы сейчас стать архитекторами и смоделировать макет нового микрорайона? Вспомним стихотворение С. Баруздина «Архитектор»»
 3. Физминутка
Архитектор строит дом,               («крыша» над головой)
Дом многоэтажный.                      (руки вверх)
Строит дом карандашом               («пишем» на руке)
На листке бумажном.                    
Нужно всё нарисовать,                  (разводим руки в стороны)
Вычислить, проверить,                  (считаем)
Все квартиры сосчитать,               (считаем пальцы на каждой руке)
Лестницы и двери.
Чтоб стоял он много лет,               (грозим пальчиком)
Чтобы был в квартире свет,           («фонарики»)
Ванны, умывальники                      (поворот в одну и другую сторону)
Для больших и маленьких.             (руки вверх, приседаем)

4. Конструирование

Воспитатель: «Вот вы и стали архитекторами, и сейчас мы пройдем за столы и будем делать макет микрорайона из деревянного конструктора.»

(дети распределяются командами: автодорога, торговый центр, детский сад, жилой дом)

5.Рефлексия

Воспитатель: «Ребята, у нас получился замечательный микрорайон. Вспомним, что такое архитектура, архитектор, макет сооружения?»

Воспитатель: «Что оказалось сложным для вас в ходе конструирования? А что оказалось легким? Почему?»

(ответы детей)

Воспитатель: «Ребята, из чего вы сегодня делали микрорайон города?»

( из деревянного конструктора и конструктора, детали которого крепятся штифтами)

Воспитатель: «И в завершении нашего занятия послушаем стихотворение об архитекторе.»

(читает ребенок)

АрхиВажным человеком

архитектор был всегда:

Из его идей и планов

вырастали города,

Подчинил себе он климат,

глубину и высоту,

И приносит горожанам

Пользу, Прочность, Красоту!

Он не просто что-то строит,

он историю творит,

Оставляя след потомкам

из дворцов и пирамид!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» Тема: «Зимние забавы снеговика»

Цель: Развивать активность и любознательность детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности. Вызывать интерес к работе с крупой....

Конспект Образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» Тема: «Все профессии важны»

Цель: Расширение и закрепление знаний детей о труде людей разных профессий....

Конспект Образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» Тема: «Зимние узоры»

Цель: Расширение и закрепление знаний о времени года зиме , её характерных особенностях....

КОНСПЕКТ интегрированного педагогического мероприятия по познавательному развитию. Тема: «Путешествие на необитаемый остров»

КОНСПЕКТ интегрированного педагогического мероприятия по познавательному развитию  Тема: «Путешествие на необитаемый остров».  Интеграция образовательных областей:...