Конспект НОД по теме: "Журавль - перелётная птица"
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Гуляк Ольга Анатольевна

Формировать умение складывать журавля, машущего крыльями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhuravli_2_2.docx60.65 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формировать умение складывать из листа бумаги журавлика, машущего крыльями.

Задачи:

обучающие:

  • учить складывать бумагу, тщательно выравнивая углы;
  • закрепить умение следовать устным инструкциям;
  • закрепить понятия: «диагональ», «угол», «сторона», «заготовка»;
  • совершенствовать умение детей работать со схемами при выполнении поделок в технике оригами;
  • формировать представления детей об особенностях образа жизни журавлей, о том, что это «краснокнижная» птица и о мерах предпринятых государством по спасению стерхов;

развивающие:

  • развивать моторику кистей и пальцев рук, зрительно-двигательную координацию;
  • развивать пространственное воображение, творческое мышление;
  • развивать память, речь, внимание;
  •  обогащать словарный запас детей.

воспитательные:

  • воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность;
  • воспитывать интерес к жизни птиц, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: ребенок умеет конструировать из бумаги в стиле «Оригами», используя схему; умеет рассказывать о жизни журавлей. 

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Методы и приемы: 

Словесные: 

  • опрос;
  • разбор понятий;
  • использование словесного художественного образа.

Наглядные:

  • показ образца.
  • наблюдение за последовательностью работы, работа со схемой.

Практические: 

  • игра;
  • упражнения с материалом.

Материалы и оборудование:

  • квадраты из белой бумаги размером 15 х 15 на каждого ребёнка, фломастеры красного и чёрного цветов.
  • схема изготовления журавлика в стиле «Оригами» по 1 на двоих детей
  • поделка – образец
  • презентация «Журавль».

Предварительная работа: наблюдения за изменениями в природе и птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц, просмотр презентации «Зимующие и перелетные птицы», рассказывание народных примет и поговорок об улетающих птицах; конструирование из бумаги в технике оригами.

Ход работы:

Воспитатель: Знаете, ребята, я вчера на улице слышала такие странные звуки и даже записала их на телефон (запись с криком улетающих журавлей). Как вы думаете, что это?

Ответы детей (так кричат птицы, когда улетают в теплые края).

Воспитатель: Верно, ребята, вы угадали: это кричат птицы. А кто догадался, что это за птицы? Послушайте еще раз их песню (запись с криком улетающих журавлей).

(Ответы детей).

Воспитатель:  Ну, конечно же, это журавли! Это у них такой удивительный голос - грустный и вместе с тем мелодичный. Похоже, что они поют: «Кур-лы! Кур-лы!» (слайд 1)

  • А вы знаете, как подают голос разные птицы?
  • Куда исчезли эти птицы? (улетели в тёплые края)
  • Как называются птицы, которые осенью улетают? (перелётные)
  • Как Вы думаете, почему перелётные птицы улетают (ответы детей).

Воспитатель:  Да, ребята, мы с вами говорили о том, что улетают насекомоядные птицы, которые не могут найти себе пищу, когда земля замерзает. Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать корм в зимних условиях. А птицы, которые живут и кормятся возле рек и озер (утки, гуси, лебеди) улетают еще и потому, что водоемы замерзают.

  • А почему улетают журавли? (ответы детей).

Воспитатель:  Действительно, журавли являются типичными обитателями больших болот и обширных лугов. Питаются они преимущественно животной пищей, поедая различных насекомых, червей, лягушек, ящериц, змей и мышей. Охотно едят они хлебные зерна, самые различные травы, листья и сухие растения, ягоды и другую растительную пищу. Добывать корм в зимних условиях они не смогут. Поэтому с наступлением холодов журавли готовятся к отлету в дальние теплые страны и возвращаются к нам, когда наступает весна.

Перед тем, как улететь в теплые края, молодые журавли учатся держаться на лету правильным строем – треугольником  (слайд 2).

  • Как называется этот строй? (Этот  строй называют клином).

Воспитатель:  Ребята, давайте с вами попробуем изобразить журавлиный клин.  (Дети становятся клином и под рассказ воспитателя изображают летящих журавлей, поочерёдно меняя вожака).

Первым в треугольнике летит самый сильный старый журавль. Ему, как передовому, труднее рассекать воздух. Когда он устанет, он переходит в хвост отряда, а его место занимает другой, со свежими силами. За передовыми – голова к хвосту, голова к хвосту, – в такт махая крыльями, летят молодые. Кто сильнее – впереди, слабее – сзади. Волны воздуха бегут от угла треугольника, точно лодка носом режет воду…

  • Каким строем улетают журавли? (ответы детей).

Воспитатель:  А еще старшие птицы учат молодых делать упражнения и танцевать (слайд 3,4).

Журавли занимают особое место в человеческой жизни. Такое внимание они получили из-за некоторого сходства с людьми, в том числе их размеров, голоса, социального характера, а также многолетней преданности друг другу (слайд 5).  Когда старые журавли ослабевают и теряют оперение, более молодые и крепкие собратья помогают им: прикрывают своими крыльями, прочищают их старые перья, согревают теплом своих тел, приносят им пищу и даже переносят старых и слабых птиц – либо на спинах, либо поддерживая крыльями…» *

В  Китае считают журавля своей национальной птицей. В Азии, эти элегантные птицы почитаются как символ долгой жизни, счастья, супружеской верности и любви.   

И в России белый журавль или стерх- одна из наиболее любимых птиц. Он - герой сказок, песен и стихов, часто упоминается в пословицах и поговорках.

  • Какие русские народные сказки, где упоминается журавль,  вы знаете? (Ответы детей)
  • А стихи? (Летят высоко журавли…)

Несмотря на всю свою грациозность и красоту, белые журавли абсолютно нелюдимы (слайд 6,7).  Стерхи не терпят и малейшего беспокойства, что является основной причиной его исчезновения. В период гнездования пара этих журавлей может бросить кладку, если заметит людей или вертолеты в районе размножения даже на значительном расстоянии от гнезда. Эту особенность стерхов издавна знал коренной народ Сибири - ханты, они запрещали своим охотникам посещать болота в период гнездования журавлей.  А, ещё города, пашни, магистрали, вырубка лесов и осушение болот вытесняют их с исконных мест обитания. Люди пытаются сохранить этих удивительных птиц, изучают их, создают заповедники, где они могли бы чувствовать себя в безопасности, оберегают на путях миграции. Белые журавли внесены в Красные Книги России как вид, которому грозит полное вымирание. Ученые весьма обеспокоены состоянием стерха и уже много лет идет интенсивная международная работа по сохранению и восстановлению дикой популяции белых журавлей (слайд 8). 

  • А что такое Красная книга? (Ответы детей)
    В народном календаре есть праздник "Арина - журавлиный лет", приходящийся на 1 октября. День журавля отмечается в то время, пока эти прекрасные птицы не покинули нас до будущей весны. Существуют разные виды журавлей
    (слайд 9, 10, 11….23).
    В старину улетающих журавлей провожали и даже пытались задержать, связывая их отлет с наступлением холодов. В надежде продлить лето, деревенские мальчишки, увидев журавлиный клин, бежали за ним с
    криками: «Тога – тога – тога – колесом дорога!» Считалось, что так можно воротить их назад.
  • А вы, ребята, хотели бы хоть немножечко продлить лето? (Ответы детей).
  • Как же мы можем «задержать» журавлей? (Ответы детей).

Да, мы можем изобразить их разными способами: нарисовать, сделать аппликацию, вылепить, а еще можем сконструировать из бумаги в стиле «Оригами». Вот какой журавлик получился у меня. (Показ образца).

  • Хотите сделать такого журавлика? (Ответы детей).

Основная часть

Садимся за столы. А для того, чтобы руки хорошо работали, поиграем в небольшую пальчиковую игру «Птичка пьет водичку»:

Пальцы складываем «щепотью»- это клюв. Не отрывая локоть от стола, клювом касаемся стола. Далее - имитируем движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать «клювом».

Теперь приступаем к изготовлению поделки. Я вам покажу, как это сделать. Будьте внимательны.

(Дети делают поделку с воспитателем, опираясь на схему изготовления.)

Этапы работы:

1. Сборку начинаем с традиционной квадратной базы. Возьмите квадратный лист бумаги, сложите его по диагоналям, затем распрямите (базовая фигура «Треугольник»).

http://juravliki.ru/images/Bird-Flapping-Bird1.gif

2. Сложите базовую фигуру «Книжка», распрямите лист.

http://juravliki.ru/images/Bird-Flapping-Bird2.gif

3. Используя полученные линии сгиба, сведите все три верхние точки к нижнему углу, складывая боковые стороны внутрь ( базовая форма «Двойной квадрат»).

http://juravliki.ru/images/Bird-Flapping-Bird3.gif

4. Сложите правый и левый уголки к центру затем распрямите

http://juravliki.ru/images/Bird-Flapping-Bird4.gif

5. Также сделайте складку из верхнего угла чтобы в центре появились линии отчерчивая собой треугольник

http://juravliki.ru/images/Bird-Flapping-Bird5.gif

6. Раскройте получившийся клапан и вогните правую и левую сторону внутрь по линиям и отогните верхний край.

http://juravliki.ru/images/Bird-Flapping-Bird6.gif

7. Переверните модель и проделайте тоже самое уже на другой стороне.

http://juravliki.ru/images/crane7.gif

8. Согните левый и правый уголки к центру. 

http://juravliki.ru/images/Crane8.gif

9. Повторите это действие на другой стороне, чтобы у вас получилась такая фигура

http://juravliki.ru/images/Crane9.gif

10. Сделайте изгибы левой и правой стороны как на рисунке.

http://juravliki.ru/images/Crane10.gif

11. Теперь по складке сложите их внутрь как на рисунке. 

http://juravliki.ru/images/Crane11.gif

12. Сложите одну из сторон (любую) чтобы сделать голову, затем сложите крылья.

http://juravliki.ru/images/Crane12.gif

Готовый журавлик!

 http://juravliki.ru/images/Crane13.gif

Воспитатель:  Замечательные журавли у вас получились.

Воспитатель предлагает детям  попробовать, смогут ли их журавли стать на крыло? Дети под музыку Поля Мариа  играют с журавлями.

Подведение итогов:

  • Итак, ребята, что же вы сегодня узнали нового?
  • Как летают журавли?
  • Что такое Красная Книга?
  • А почему туда внесли стерха?
  • Чему научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия потеме "Зимующие и перелётные птицы"

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности дошкольного образовательного учреждения. Именно ...

Конспект занятия по развитию речи "Перелётные птицы".

Занятие по развитию речи во второй младшей группе...

Конспект занятия по развитию речи "Перелётные птицы"

В материале представлен план конспект НОД по развитию речи тематическая тема "Перелётные птицы"...

Конспект занятия по развитию речи " Перелётные птицы".

Цель : Расширить представления о перелётных птицах . Задачи : Формирование и обогащение словаря, помогать использовать в речи слова в соответствии со смыслом, умение связно, последовательно пересказыв...

Конспект НОД по окружающему миру «Перелётные птицы» (старше-подготовительная группа)

Цель: расширить и закрепить представление детей о перелётных птицах, их отличительных признаках, образе жизни, повадках.Задачи:1. Формировать представление детей о перелетных птицах; закрепить знания ...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: «Перелётные птицы». Для детей среднего дошкольного возраста.

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТема: «Перелётные птицы».Для детей среднего дошкольного возраста.                        ...