НОД Космическое путешествие
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Непосредственно - образовательная деятельность по познавательному развитию для старших дошкольников по LEGO -конструированию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hron_os_nod_kosmich_puteshestvie.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН - КОНСПЕКТ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ                                                                      ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема НОД:  «Космическое путешествие»

Группа: средняя

Цель: расширение знаний детей о космосе через конструирование модели ракеты с помощью «ЛЕГО».

Задачи:

- развитие мелкой моторики и тактильного восприятия;

- развитие зрительного восприятия (цвет, форма, величина);

- ориентировка в микро- и макро пространстве (слева, справа, над, под, за);

- закрепление представлений детей о космосе;

- обучение работе по предложенным инструкциям (схемам);

- развитие умения конструировать по показу педагога;

- развитие мелкой моторики, логического мышления, внимания, творческого мышления;

- развитие умения работать в коллективе.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, экран; конструктор «ЛЕГО»; иллюстрации с изображением космонавтов, ракеты; Земли, планет; схемы по сборке модели ракеты; видеосюжет «Полет над планетой Земля», «Земля – вид из космоса»; звукозапись;   инструкции – схемы по конструированию модели самолета и ракеты; образец работы для практического задания (модель самолета и ракет; заготовки для практической работы (конструктор «ЛЕГО»).

Формы и методы проведения НОД: беседа, развивающая игра, загадки, вопросы-ответы, самостоятельная (практическая) работа, информационные технологии (демонстрация видеосюжета), анализ работы.


Логика образовательной деятельности:

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

 Целевые ориентиры

(ФГОС ДО)

УУД в перспективе

(ФГОС НОО)

1

Приветствие.

Воспитатель:

 Придумано кем-то просто и мудро – При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро - солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Дети внимательно слушают

- обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе,

 - активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх,

Личностные: 

- формирование мотивационной основы учебной деятельности.

2

Воспитатель предлагает познакомиться с необычной гостьей:

 Кто это? (педагог показывает детям звездочку, вырезанную из картона).

- А откуда она прилетела к нам?

Отгадайте загадку, и вы узнаете ответ на этот вопрос.

Там все знаки зодиака -
Водолея, девы, рака.
Светятся и ночью и днём,
Туда смотрит астроном.
(Космос)

Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне — дна.
(Космос)

Дети слушают, отвечают, отгадывают загадки

- достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,

Личностные:                                                        - формирование мотивационной основы учебной деятельности;

- формирование познавательного интереса к новому учебному материалу.

Коммуникативные: 

- владение диалогической формой коммуникации;

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

- формирование умения  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Познавательные:

- формирование умения  устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- формирование умения  строить сообщения в устной и письменной форме.

3

Мини – беседа по вопросам:

- Ребята, а что еще вы знаете о космосе? (Да, это огромное пространство со множеством звезд, и планет. И среди них наша с вами любимая Земля (слайд или гиф изображение с видом земли из космоса)

- Ребята, а кто такие космонавты?

- А кто был первым космонавтом? (если дети затрудняются, на мольберт вывешивается портрет Ю.Гагарина или выводится слайд с его портретом).

Но Юрий Алексеевич Гагарин не сразу стал космонавтом. Прежде чем отправиться в космос, он много изучал разных наук, занимался спортом и стал военным летчиком.

Дети отвечают на вопросы

- достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,

Коммуникативные: 

- владение диалогической формой коммуникации;

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

- формирование умения  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

4

Дидактическая игра:

«Собери модель самолета»

 (с закрытыми глазами.  Ведь когда хотят похвалить мастера, то говорят: «Он -мастер, может это сделать с закрытыми глазами!»)

 (как вариант попроще можно использовать развивающую игру «Чудесный мешочек»

Ребенку предлагается непрозрачный мешочек, в котором находится несколько деталей конструктора Lego. На столе перед ним лежат такие же детали. Педагог называет деталь, которую надо достать из мешочка.

Дети сначала находят ее среди деталей на столе, а затем, не глядя в мешочек, достают такую же. Либо один из детей достает из мешочка деталь, а остальные угадывают и называют, какая это деталь. Например, кирпичик синего цвета 2х4.

- обладает развитым воображением.

Познавательные:

- формирование умения  устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- формирование умения  строить сообщения в устной и письменной форме.

Регулятивные:

- формирование способности принимать и сохранять учебную задачу.

5

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель показывает ребятам модель самолета на плате и рассказывает принцип сборки:

Корпус самолета- кирпичик 2x8;

2 крыла - кирпичики 2х4,

одно крыло- под корпусом, другое над корпусом, симметрично друг к другу;

кабин а- кирпичик 2x4- на корпусе (впереди);

хвост - кирпичик 2x4- устанавливается на плату к корпусу, касаясь 2 и 3 кнопочкой.

На выполнение этого задания отводится 5-7 минут.

Во время выполнения можно помогать детям словесными инструкциями. Главное, чтобы у всех все получилось! (Дети работают под музыку).

Дети снимают очки, одевают индивидуальные повязки и приступают к работе.

обладает развитым воображением.

Личностные: 

- формирование мотивационной основы учебной деятельности.

Коммуникативные: 

- умение использовать коммуникативные навыки;

- умение строить монологическое высказывание;

- владение диалогической формой коммуникации.

6

Гимнастика для глаз.

Давайте, детки, дружно встанем! 

Может быть до звезд достанем! 

Быстро глазки закрываем,

С ними в прятки поиграем, 

Отыскать на небе звезды не всегда, увы, легко.

Чтоб к ним ближе оказаться,

Мы подпрыгнем высоко!

Да, веселая игра,

Но работать нам пора!

Дети встают

Поочередно поднимая правую и левую руку вверх, пытаются «достать» звезды, прослеживают взглядом за руками

Закрывают глаза ладонями, а затем открывают их 3-5 раз

Приставляют ладонь к глазам и всматриваются вдаль

Прыжки на месте

Делают 3 хлопка в ладони

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Регулятивные:

- формирование способности принимать и сохранять учебную задачу;

Коммуникативные: 

- умение использовать коммуникативные навыки;

- умение строить монологическое высказывание;

- владение диалогической формой коммуникации

7

Воспитатель загадывает загадку:

Чтобы космос покорить,

И узнать все о планетах,

Человек создал машину,

Под названием.. (Ракета)

(На слайдах демонстрируется изображение ракеты)

Игра «Кто самый быстрый и внимательный».

(Воспитатель объясняет детям, что нужно быстро найти деталь того цвета, которую он называет).

Есть коробка у меня,
В ней живут мои друзья.
Они очень разные,
Желтые, красные,
Зеленые и синие,
Все дружные и сильные.
Вместе любят собираться.

И, в постройки превращаться.
(Коробка с кубиками, конструктор)

Воспитатель:

- «Найдите, пожалуйста, все детали синего цвета. Сколько деталей синего цвета у вас получилось?

Воспитатель: - Отложите в сторону.

Воспитатель:- Найдите все детали красного цвета. Сколько деталей красного цвета у вас получилось? Назовите их.

Воспитатель: - Отложите в сторону.

Воспитатель: - Найдите все детали зеленого цвета. Отложите в сторону (2 кубика зеленого цвета 2х2).

Воспитатель: - Найдите все детали желтого цвета. Отложите в сторону (2 кирпичика желтого цвета 2х4).

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, для чего нам с вами детали разного цвета и величины?

Отгадывают загадку и выполняют задание.

Дети отвечают: – 4 кирпичика 2х4, 4 кубика 2х2.

Ответ детей – 3 кирпичика 2х4.

Ответ детей: – Для конструирования модели ракеты из ЛЕГО.

- различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Личностные: 

- формирование мотивационной основы учебной деятельности.

Регулятивные:

- формирование способности принимать и сохранять учебную задачу.

8

III. Практическая работа детей.

Воспитатель:

 - Ребята, мастерить модель ракеты мы будем по схеме (педагог показывает детям схему на слайде, у детей на столах также индивидуальные схемы постройки) Возможна демонстрация этапов постройки на экране при наличии программы LEGO Digital Designer.

Вот так радуга на небе - 
Шёлковый узор! 
Ну и радуга на небе, 
Как цветной ковёр!

А над радугой — ракета 
Взмыла к небесам. 
Вот такую же ракету 
Я построю сам
.

- С чего мы начнем строительство нашей ракеты?

- Верно, начнем постройку с основания.

1) Для того чтобы построить основание ракеты, нужно взять 2 кирпичика желтого цвета 2х4 и установить их рядом друг с другом (педагог демонстрирует детям кирпичики и выполнение 1 этапа работы, дети повторяют).

Воспитатель: - А сейчас мы начнем с вами мастерить первую ступень ракеты. Мы берем 4 кирпичика синего цвета(2х4) и крепим их симметрично друг другу поверх желтых кирпичиков (педагог демонстрирует детям кирпичики и выполнение 2 этапа работы, дети повторяют)

Воспитатель: - Потом, ребята, мы берем 2 кирпичика красного цвета 2х4 (педагог демонстрирует детям

Воспитатель: - Далее, мы берем 3 кубика синего цвета 2х2 и один кубик зеленого цвета 2х2 и устанавливаем их друг на друга поверх красных кирпичиков посередине (педагог демонстрирует детям кирпичики и выполнение 4 этапа работы, дети повторяют).

Воспитатель: - Потом, мы берем 1 кирпичик красного цвета и два кубика 2х2 синего и зеленого цветов (педагог демонстрирует детям кирпичики и выполнение 5 этапа работы, дети повторяют).

Воспитатель: - Ребята вы не устали? Предлагаю вам немножко отдохнуть.

Дети выходят из-за столов, встают в круг и выполняют движения в соответствии с текстом

Мастерят модель ракеты по схеме

- достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Личностные: 

- формирование мотивационной основы учебной деятельности.

Коммуникативные: 

- умение использовать коммуникативные навыки;

- умение строить монологическое высказывание;

- владение диалогической формой коммуникации.

9

Физкультминутка:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим, на такую полетим.

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

Дети встать на носочки, руки на головой

шаг на месте

 руки в стороны

грозят пальчиком

- ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Регулятивные:

- формирование способности принимать и сохранять учебную задачу.

10

Итог НОД:

Мы трудились очень дружно -
Получилось то, что нужно:
Не машинка, не конфета,
Настоящая ракета!,
Вот отправится в полёт
Наш прекрасный звездолёт!

Воспитатель:

- Ребята, что нового вы узнали сегодня?

 - А что вам больше всего понравилось на занятии? -

Отвечают на вопросы

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

Регулятивные:

- формирование способности принимать и сохранять учебную задачу;

Коммуникативные: 

- умение использовать коммуникативные навыки;

- умение строить монологическое высказывание;

- владение диалогической формой коммуникации

11

В подарок детям воспитатель предлагает  небольшой ролик о том как видят космонавты землю из иллюминатора космического корабля Заключительная часть: 

В конце занятия можно предложить детям обыграть постройки.

Список использованных источников

1. Максаева Ю.А. Легоконструирование как фактор развития одарённости // МБОУ «Лянторская СОШ № 4»: электронный ресурс – 2013. URL: http://home.lschool4 do.ru/index.php.

2. Порвина С.В. Конспект занятия "Конструктор лего - учит, забавляет, радует, организует" // Социальная сеть работников образования: электронный ресурс – 2013. URL:http://nsportal.ru/detskiisad/konstruirovanie-ruchnoi-trud/konspekt-zanyatiya-konstruktor-legouchit-zabavlyaet-raduet.

3. Пономаренко И.Н. План - конспект занятия по Лего-конструированию. Тема « Мы дети Галактики, но самое главное...» http://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2015/03/28/lego-vo-vsemirnyy-den-kosmonavtiki

4. Николенко О. Открытое занятие по легоконструированию. Электронный ресурс URL:https://www.youtube.com/watch?v=S32sMRKQ9WM

5. Кирикова О.В. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЮ «СОВА, СОВУШКА – МУДРАЯ ГОЛОВУШКА» Электронный ресурс URL:http://pionerov.ru/assets/downloads/mc/metodfair/Owl.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно - интеллектуальное развлечение "Большое космическое путешествие"

Развитие потребности в движениях, потребности в здоровом образе жизни, совершенствование психофизических качеств....

Конспект занятия на тему: « Космическое путешествие»

Занятие по математике в подготовительной группе...

Физкультурное занятие "Космическое путешествие"

Конспект физкультурного занятия  в средней группе....

Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету» «Космическое путешествие на неизведанную планету»

Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету»...

Сценарий космического праздника "Космическое путешествие"

Сценарий спортивного праздника «Космическое путешествие» Подготовил воспитатель Карапетян Л.Б., Дюнова Г.В.Цель: Развитие выносливости  средствами физических упражнений.Задачи: Расшир...

Игра – путешествие, посвященная день рождению Ю.А. Гагарина «Космическое путешествие»

Игра – путешествие,посвященная день рождению Ю.А. Гагарина«Космическое путешествие»...