"Трудовое воспитание как средство формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему

Методическая разработка по трудовому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Трудовое воспитание46 КБ

Предварительный просмотр:

Моя речь.

Приходя в детский сад из дома большинство детей сталкиваются с первыми трудностями: самому одеться, раздеться, поесть, выбрать игрушки для игры и т. д.. Перед детьми встает задача - научиться все делать самому.

Воспитание у ребенка самостоятельности, в настоящее время, является актуальной работой, ведь самостоятельность это одно из нравственно- волевых качеств человека, от этого зависит не только обучении в школе, но и формирование жизненной позиции. В наше время стране требуются активные, самостоятельные люди, которые могут ставить задачи и добиться их выполнения. Истоки самостоятельности лежат в младшем дошкольном возрасте и именно в дошкольном возрасте, следует уделять большое внимание воспитанию трудолюбия, так как в последующие годы приучить ребенка к труду будет гораздо сложнее.

Поэтому в моей работе с детьми, трудовое воспитание занимает одно из первых мест, я работаю над тем, что бы у детей развивались такие нравственные качества, как трудолюбие, чувство долга, ответственность за порученное ему дело. Я стараюсь сделать все возможное, что бы труд радовал ребенка и приносил ему только положительные эмоции.

Ребенку в младшем дошкольном детстве хочется быть везде со

взрослым, хочется быть похожим на него. Отсюда безудержное стремление во всём подражать ему. Нередко подобное желание может быть использовано как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении. «Ты ведь большой, а большие одеваются сами»,- говорят ребенку, побуждая его к самостоятельности.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольника носит  непроизвольный характер. Ребенок запоминает то, что произвело на него впечатление, что было интересно. Например, обучая детей самостоятельно убирать игрушки на свои места, можно использовать игры, считалочки, четверостишья. « Новые слова ребенок запоминает лучше всего в процессе игры и при выполнении поручений, хуже всего - слушая рассказ взрослого».

Учитывая основные направления развития ребенка младшего дошкольного возраста, особое внимание уделяют формированию потребности и умения высказываться самостоятельно, развитию речи детей. В этих целях ребенку помогают усвоить правила общения: -поддерживают стремление общаться с окружающими - разговаривать с игрушкой, желание что-то сообщить, объяснить.

В младшем дошкольном детстве ребенок уже способен устанавливать простейшие логические связи, выявлять причины, почему нужно делать так, а не иначе. Например, обучая одеваться, взрослый обращает внимание на последовательность одевания. С развитием логического мышления ребенок, в последствии, одевается самостоятельно, без помощи взрослого и сам определяет последовательность одевания.

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте, на основе развития психических процессов, происходит развитие самостоятельности. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постоянно усложняющихся в игре и на занятиях.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ в младшем дошкольном возрасте может иметь непривычную на первый взгляд характеристику:

  • способность ставить перед собой задачу;
  • способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле ее достижения;

-способность соотносить полученный результат с исходным намерением.

С третьего гола жизни самостоятельность детей формируется интенсивно. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в различных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойств личности.

Воспитатель, в целях успешного развития самостоятельности детей, знакомит малышей с определенными небольшими обязанностями: например, не разбрасывать игрушки, беречь одежду; может показать детям реальные действия: мытье рук, пользование полотенцем, а также инсценировать с игрушками. При этом важна оценка, поощрение ребенка, привлечение внимание других детей к проявлению самостоятельности.

Необходимо формировать у них стремление активно действовать в соответствии с накопленными знаниями и умениями.

Трудовое воспитание включает в себя несколько направлений:

  • труд в быту;

-хозяйственный труд;

-труд в природе;

-дежурство по столовой;

  • подготовка к занятиям.

Значение трудового воспитания в детском саду велико. Если ребенок постоянно получал недостаточную трудовую нагрузку, то он привыкает трудиться без напряжения, без усилий. И когда он попадает в условия, в которых нужно выполнить более сложное задание, он оказывается не в состоянии мобилизовать свои силы и довести начатое дело до конца. Неудача же вызывает отрицательное отношение к труду.

Труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает что такое труд, пока на личном опыте, не приобретет трудовых навыков, а главное опыта самостоятельного выполнения той или иной работы.

Успешное выполнение всего распорядка дня, осуществление новых форм организации детей зависит от умения воспитателя четко построить любой из режимных процессов. Четкая реализация распорядка жизни детей возможна при условии правильного подбора воспитательно-оздоровительных мероприятий. Режим детей в детском саду можно представить как содержание основных видов деятельности. Наблюдая за детьми младшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что ребенку недостаточно видеть и повторять действия взрослого. Наблюдая в жизни бытовые действия ребенокобращает внимание на результат, не выделяя связи между отдельными операциями. Поэтому одной из моих задач стало обучение детей рациональным способам действия.

Следующей задачей стало научить детей элементарно планировать свою деятельность при выполнении трудового задания. При этом добиваться того, чтобы работа выполнялась добросовестно и доводилась до конца.

Данная методика строится на следующих принципах:

  • поэтапность и последовательность обучения трудовым навыкам
  • мотивационная направленность действий
  • общественная значимость результатов деятельности
  • индивидуальный подход к каждому ребенку

Независимо от вида трудовой деятельности, моя работа с детьми проходит через ряд последовательных этапов:

ПЕРВИЧНОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТРУДОВЫМ ПРОЦЕССОМ.

На этом этапе дети наблюдают за работой взрослых. Идет обсуждение последовательности действий, их значение на данном этапе и влияние на конечный результат. Очень важно на этом этапе проводить беседы о значимости труда для окружающих, затронуть нравственные струны детской души. Сначала мы с детьми обсуждаем, кто заботится о том, чтобы они чувствовали себя хорошо каждые день, каждую минуту.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ К РАБОТЕ СО ВЗРОСЛЫМИ. На этом этапе идет обучение планирования предстоящей деятельности. Ребенка учат работать по предложенному плану. На этом этапе дети выполняют часть задания, например, сервируют стол, не считая количества столовых предметов  На этом этапе он является помощником взрослого, деятельность носит характер сотрудничества.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПОД КОНТРОЛЕМ ВЗРОСЛОГО. На этом этапе задача взрослого следить за последовательным выполнением действий, указывать на допущенные ошибки, исправлять их. Большое значение имеет анализ результатов деятельности и их оценка.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПОД НЕБОЛЬШИМ КОНТРОЛЕМ ВЗРОВСЛОГО. Это, практически, самостоятельная работа ребенка, взрослый контролирует его действия косвенно. Здесь большое значение отводится результату, если он получен не таким, каким был задуман, находится ошибка и исправляется. Этот этап характерен для старшего д.в.

Главной задачей воспитателя является направить все возможные средства на то, чтобы ребенок достиг самостоятельности в овладении деятельностью. Настоящая самостоятельность проявится более I в старшем возрасте, сейчас моей целью является сформировать навык планирования действий, подготовить фундамент.

Моя методика основывается на главном методе, стержне всего педагогического процесса, так называемой «модели деятельности». Я использую вариант этой «модели»: каждый палец имеет значение:

 -мизинец - что я буду делать (задумка)

 -безымянный – из чего я буду делать (материал)

 -средний – чем буду делать (инструмент)

  • указательный – буду делать по порядку (порядок действий)
  • большой – умение получить то, что я задумал (результат)

Таким образом, значение трудового воспитания на формирование самостоятельности очевидно. Очень важно чтобы педагогический процесс был поставлен грамотно, рационально, с учетом индивидуальности каждого ребенка. Одним из главных методов при этом является поощрение, стимулирование желания ребенка стать самостоятельным. Все это можно добиться при четко поставленной, организованной работа воспитателя и его взаимодействии с семьей ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Наверное, каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются ёще в раннем возрасте при взаимодействии педагогов, родит...

Консультация для родителей «Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Формирование самостоятельности у детей младшегодошкольного возраста»...

Игровая деятельность как средство формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.Иг...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Конструирование как средство формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

Само слово конструирование означает создание целого из отдельных элементов. Оно и понятно, если мы представим конструирование, то это создание домика из кубиков, гараж из кирпичиков. Конструирование я...

Конструирование как средство формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста

Развитие самостоятельности средствами конструирования у детей младшего дошкольного возраста при правильной организации деятльностт способствует более полному, целенаправленному развитию конструктивных...

презентация "Конструирование как средство формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"

Развитие самостоятельности средствами конструирования у детей младшего дошкольного возраста при правильной организации деятельности способствует более полному, целенаправленному развитию конструктивны...