КОНСУЛЬТАЦИЯ «Конструирование как средство формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».
консультация (младшая группа)

Миннуллина Гульнара Ильгизовна

Само слово конструирование означает создание целого из отдельных элементов. Оно и понятно, если мы представим конструирование, то это создание домика из кубиков, гараж из кирпичиков. Конструирование является одним их самых любимым видом деятельности детей, наряду с игровой и изобразительной деятельностями. Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала, из разных видов конструкторов, а также изготовление различных поделок из бумаги, из картона, из природного и бросового материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx16.98 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ:

«Конструирование как средство формирования самостоятельности

у детей младшего дошкольного возраста».

        Само слово конструирование означает создание целого из отдельных элементов. Оно и понятно, если мы представим конструирование, то это создание домика из кубиков, гараж из кирпичиков. Конструирование является одним их самых любимым видом деятельности детей, наряду с игровой и изобразительной деятельностями. Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала, из разных видов конструкторов, а также изготовление различных поделок из бумаги, из картона, из природного и бросового материалов.

        Выделяют два вида конструирования – это техническое и художественное.

        В техническом конструировании используются различные виды конструкторов, в том числе и строительный материал, а также те конструкторы, которые подразумевают различные способы крепления. А мы понимаем, что когда ребёнок осваивает различные способы крепления, то это идёт очень хорошее развитие мелкой моторики пальцев рук.

        Сама по себе конструктивная деятельность детей имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Происходит развития психических процессов, развитие речи, мелкой моторики, с помощью конструирования ребёнок осваивает пространство, происходит развитие его образного мышления. Судя по всему выше перечисленному, конструирование оказывает на развитие ребёнка большое значение. Центры конструирования очень популярны среди детей и ежедневно задействованы ими. Поэтому те возможности, которые даёт детское конструирование для развития ребёнка конечно нужно использовать. Поэтому наша с вами задача, создавать условия, для того чтобы конструктивная деятельность у детей состоялась.

        Какие же бывают виды конструирования:

1 вид: по образцу. Когда мы ребёнку предлагаем образец постройки и просим его повторить. Дети соотносят свои детали с деталями, которые построил взрослый. Это обучающий момент. Это вид имеет очень важное значение для того, чтобы дети освоили обобщённые способы конструирования: чтобы они познакомились с деталями, определяли цвет, форму, размер, расположение деталей. Поэтому, конструирование по образцу должно стоять первой ступенью в обучение данному виду деятельности.

2 вид: по наглядным схемам и простым чертежам. Ребёнку необходимо прочитать схему и воспроизвести. Конечно, в результате именно этого вида конструирования, у ребёнка развивается образное мышление, познавательные способности .В данном виде конструирования есть и второй вариант использования: когда ребёнок делает постройку со взрослым или самостоятельно ,а потом его задача отразить на листе бумаги схему того, что он построил. Ребёнок, у которого формируется такой навык, не испытывает в дальнейшем трудности в прочтении сложных схем.

3 вид: конструирование по условиям. Здесь уже не предполагается никаких образцов, никаких схем, лишь создаются условия. Условия носят проблемный характер, поскольку способов решения мы не даём в этом случае. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать эти условия, и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность. В процессе данного вида конструирования формируется у детей умение слышать задание, инструкцию.

Например: построить большой дом для большого медвежонка и маленький дом для маленького медвежонка.

        Такой вид конструирования позволяет детям провести анализ условий, а затем спланировать свою деятельность: подобрать материал и выстроить тот план действий, который необходим для данной постройки.

4вид: конструирование по замыслу, то есть свободное конструирование. Именно в этом виде ребёнок может самостоятельно  построить, что он захочет, как он захочет из любых видов конструкторов. Конечно, самостоятельное конструирование можно предлагаем ребёнку в любом возрасте. Но своего пика оно достигает тогда, когда все выше обозначенные виды конструирования он уже освоил.

        Конструирование по замыслу очень близко к конструированию по теме. Оно свободное конструирование, но определяется какой-то темой. В сегодняшних условиях это актуально, так как умеют место быть тематические дни, тематические недели. И конечно, по сколько у нас интеграция содержания, то мы эту тему отражаем в разных видах детской деятельности, в том числе в конструировании по замыслу.

        Работа по развитию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения конструированию, у нас проходит поэтапно.

        Содержание каждого этапа представляет собой самостоятельную ступень педагогической технологии.

         На первом этапе мы познакомили детей с многообразием конструкторов: магнитными, пластмассовыми, деревянными, мягкими, гибкими, лего, а так же с разнообразным строительным материалом и способами его использования в разных видах деятельности: в сюжетно-ролевой игре строительный материал можно использовать как предметы-заместители; в физкультурных занятиях как спортивный инвентарь; конструкции из строительного материала можно использовать и как образец в изобразительной деятельности, а в театрализованной деятельности постройки могут являться декорациями к настольному театру.

        Второй этап был связан с проведением цикла занятий по развитию конструктивной деятельности детей. Мы разработали методический материал: систему работы по развитию конструктивной деятельности с использованием разных видов конструкторов, перспективный план работы, конспекты дополнительных занятий по конструированию.

        Третий этап был посвящён организации самостоятельной деятельности детей с различным строительным материалом в свободной деятельности.

        Далее дети могут использовать этот опыт в самостоятельной деятельности, находить новые и нестандартные решения, тем самым самостоятельно развивать свои конструктивные способности.
По месту того, где мы конструируем, на полу, на столе, на каком-то другом пространстве. Выделяются такие виды конструирование:

- крупномасштабное,

- напольно-настольное.

        Настольно-напольное конструирование имеет большой выбор различных конструкторов с различными способами соединения.

        В ходе проведённой работы у детей видны первые весомые результаты в формировании самостоятельности: они могут возвести постройку по образцу взрослого и по фотографии самостоятельно; умеют рассказать ο постройке, предпочитают хорошо усвоенные способы и гарантированный результат; знают виды, свойства и назначение конструктивного материала: куб, полукуб, кирпичик, призма, пластина, брусок, цилиндр, арка; умеют соблюдать порядок хранения материала в коробке и могут самостоятельно убрать по правилам хранения.

        Вывод: Конструирование имеет большое значение для развития гармоничной личности ребёнка в целом. Работа по формированию самостоятельности должна быть системной и осуществляться через создание вышеперечисленных условий для саморазвития ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Наверное, каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются ёще в раннем возрасте при взаимодействии педагогов, родит...

Консультация для родителей «Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Формирование самостоятельности у детей младшегодошкольного возраста»...

Игровая деятельность как средство формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.Иг...

Конструирование как средство формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста

Развитие самостоятельности средствами конструирования у детей младшего дошкольного возраста при правильной организации деятльностт способствует более полному, целенаправленному развитию конструктивных...

презентация "Конструирование как средство формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"

Развитие самостоятельности средствами конструирования у детей младшего дошкольного возраста при правильной организации деятельности способствует более полному, целенаправленному развитию конструктивны...