Методическая разработка "Путешествие в страну далекую".
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Вернигорова Ольга Алексеевна

Методическая разработка "Путешествие в страну далекую".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_puteshestvie_v_stranu_dalekuyu.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Вернигорова Ольга Алексеевна

Воспитатель

МКДОУ «Елизаветовский детский сад» г. Павловск, Воронежская область

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию

в старшей группе

на тему: «К нам пришли матрёшки»

                                                                 

Павловск 2016 год

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Образовательные задачи: приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки и рисования. Закреплять нетрадиционную технику рисования при росписи матрёшек. Учить составлять узоры по мотивам городецкой, гжельской, дымковской, хохломской росписи и чувашских орнаментов. Закреплять технические навыки рисования концом кисти и всей кистью.

Развивающие задачи: Развивать чувство цвета, умение самостоятельно выбирать краски для рисования в соответствии с фоном бумаги на основе своеобразия цветовой гаммы чувашского, русского декоративно-прикладного искусства. Вызывать эмоциональный отклик на созданный образ. Развивать активную речь, устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, способность художественного восприятия дымковской, городецкой, хохломской, гжельской росписи, чувашского народного орнамента.

Воспитательные задачи: Воспитывать доброе отношение к игровым персонажам и желание помогать им, уважение к труду народных умельцев. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту русского и чувашского искусства, чувство цвета и ритма.

МЕТОДЫ: 

игровой, наглядный, словесный, практический.

ПРИЁМЫ: 

рассматривание, беседа, пояснение, поощрение, использование нетрадиционных техник рисования, сюрпризный момент – приход матрёшек.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, мини-выставка в детском саду, чтение художественного слова о промыслах России.

МАТЕРИАЛЫ: 

1. Бумажные прорезные силуэты: гжельской, дымковской, хохломской, чувашской, городецкой матрёшек.

2. Листы бумаги формата А 4, тонированные красным, желтым цветами и белые листы.

3. Гуашь красного, белого, синего, желтого, черного, зелёного цветов.

4. Кисти для рисования (3 вида).

5. Печатки и  тычки  разных размеров.

6. Салфетки.

7. Баночки с водой.

8. Образцы с изображением узоров.

9.Таблица с изображением гжельских, городецких, дымковских, хохломских и чувашских узоров.

10.Палитра.

11.Проектор и экран.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель:

Утром встали малыши

В детский садик свой пришли.

Все мы рады,  как всегда

Гости здесь у нас с утра.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, к нам спешат ещё гости. Явятся они, когда вы разгадаете загадку.

Ростом разные подружки

Все они сидят друг в дружке.

А всего одна игрушка.

Кто же они?

Дети: Матрёшки!

Воспитатель: Матрёшки к нам пришли. Но они пришли к нам за помощью. Вот, что они мне рассказали. Жили наши матрёшки каждая в своей сторонушке. Дымковская - в селе Дымково. Гжельская - в селе Гжель в Московской области. Городецкая – в маленьком старинном городке Городец. Хохломская – в селе Хохлома Нижегородской области. Чувашская – в Чувашской Республике.

Каждый год матрёшки собирались со всех концов земли на ярмарку в волшебный Город Матрёшек. На празднике они хвалились своими нарядами, учились друг у друга мастерству. Но это не понравилось злому волшебнику Чернушке, и он украл все яркие красивые краски. И сразу же нарядные сарафаны стали бесцветными. Матрёшки не знают, как справится с бедой? Ярмарка завтра, а мастера находятся далеко.  Говорят, земля слухом полна, услыхали матрёшки, что в нашем саду живут добрые, умелые детки, которые смогут помочь им справиться с бедой. Что вы умеете работать не только кисточкой, но и волшебными тычками.

Ребята, вы согласны помочь Матрёшкам? («Да»). Матрёшки принесли нам свои фотографии, какими они были раньше весёлыми, нарядными. Давайте посмотрим на экран. Смотрите внимательно и попробуйте угадать, какие матрёшки откуда приехали? (Загадываю загадку).

  1. В синих купавках,

В красных бутонах,

Крупных и мелких

Листьях  зелёных

Явились Матрёшки

Из города ……… (Городец)

Ребята, что в основном рисовали городецкие мастера? (цветы, птиц, животных).

Как называются цветы? (купавки, розаны).

Каким  цветом  они расписывались? (голубые, розовые).

А вы знаете, как нужно создать такие краски? (бел.+ красн.); (бел.+ син.)

Как нужно рисовать купавки? (Рисуем круг голубого и розового цветов).

Какими цветом  выполнялись  оживки? (бел., красн., син.).

Какой фон чаще использовали? (жел.)

  1.  Платья яркие в горошек

        Много точек и дорожек.

        Это что за хоровод

        В селе …… (Дымково) живёт?

Какими узорами расписаны сарафаны дымковских матрёшек? (кругами, овалами, точками, прямыми и волнистыми линиями).

Какие цвета использовали в росписи (желтый, оранжевый, синий, красный, зеленый, черный цвета).

Н каком фоне расписывали? (На белом).

Ребята, посмотрите, как узоры расположены? (в ряд, в шахматном порядке, в клетке между линиями, между кольцами, на кольцах, по краю колец).

  1. А  какие это матрёшки? (Хохломские).

Какие цвета использовали мастера в росписи? (красный, желтый, зелёный, черный).

Какого цвета нет в Хохломе? (синего).

Что вы видите в узорах хохломской росписи?

(травку, реснички, усики, завиток,  капельки,  листик, ягоды,  цветы).

Какие ягоды вы заметили? (смородина, рябина, клубника, малина).

А как ягоды собраны? (смородина кистью, рябина гроздью, клубника и малина по одной). На каком фоне рисовали? (на жёлтом, черном, красном).

  1. Снежно-белая матрёшка, расскажи ты откуда?

Видно с севера пришла и цветами расцвела.

Догадались, откуда матрёшка? (из села Гжель).

Какой цвет используется в гжельской росписи? (синий, голубой, белый).

Какие узоры вы видите? (ответы детей)

Посмотрите, где расположен крупный узор? (в центре).

Чем отличается гжельская роспись от других росписей? (используется только синяя краска).

  1. Чувашская матрёшка. (Воспитатель поёт чувашскую народную песню «Илемлӗ»).

Илемлӗ, илемлӗ, илемлӗ чаваш тӗрри,

Илемлӗ чаваш тӗрри те

Тӗрлеме пӗлсен кана.

Ребята, вы догадались,  откуда эти красавицы? (из Чувашской Республики).

Как называется столица Чувашской Республики? (Чебоксары).

Как город Чебоксары будет на чувашском языке? (Шупашкар).

Как называется необычный головной убор у матрёшек? (тухья, хушпу)

Какие знакомые узоры вы видите на платьях? (солнце, животные, деревья, вода, земля).

Как украшена одежда у чувашских матрёшек? Где расположены узоры? (внизу, на подоле, на груди).

Ну что ж, друзья, я вижу, вы готовы помочь матрёшкам справиться с бедой. Тогда нам осталось попасть в мастерскую «Народных умельцев». Чтобы попасть в мастерскую, нужно правильно подобрать ключ к воротам.

Дидактическая игра «Подбери правильно».

Воспитатель предлагает детям на подносе ключи с росписями.  Ребенок выбирает ключ с росписью и  при правильном назывании росписи дети проходят через ворота.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь все мы  стали мастерами. А я буду Марьей-искусницей.

        Ну, мастера,  за дело!

        Украшай матрёшек смело.

        Выбирай любой узор,

        Чтобы радовал он взор!

Подумайте, какую из матрёшек вы хотите нарядить.

        Начинайте же, спешите,

Свои таланты покажите.

Ведь понимаете, без труда

Не вынешь рыбку из пруда.

(Дети берут матрёшки, выбирают ткань для росписи).

Самостоятельная деятельность детей  (звучит тихая русская народная музыка)

(Во время работы воспитатель ходит и говорит пословицы, оценивает работы, хвалит).

По работе и мастера знать.

Всякое уменье трудом дается.

Хорошая работа два века живет.

Умелые руки не знают скуки.

Каков мастер - такова и работа.

Всякое дело мастера красит.

Воспитатель: Пока у матрёшек  сохнут  краски на сарафанах, приглашаю поиграть.

Игра «Матрёшки» (дети  стоят в кругу; под ритмичную музыку дети передают двух матрёшек в противоположные стороны).

Дети:

У кого в руках матрёшка,

Тот попляшет  с ней немножко.

Те, у кого в руках оказались матрёшки, выходят в центр круга и танцуют под чувашскую народную мелодию (1 раз).

Воспитатель: Поиграли! А теперь, ребята, поставим и матрёшек в хоровод (ставят на подставки).

Какими стали матрёшки?

Ребята, как вы думаете, довольны матрёшки своими нарядами?

Узоры вы все расписали

Постарались от души.

И ваше волшебное мастерство

Достойно восхищения!

От всех матрёшек вам СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы на тему: "Презентация методического пособия "В стране загадок".

Как известно, на каждом возрастном этапе используются различные формы устного народного творчества. Мне бы хотелось поделиться опытом работы по развитию связной речи, используя загадку и предложить Ва...

Учебно-методическое пособие "В стране сказочных героев"

Цели:1.Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении;2.Вспомнить с детьми названия и содержание произведений, с которыми они знакомились в детском саду;3.Побуждать в детях ...

Методическая разработка НОД "Страна Математики" старший дошкольный возраст

Методическая разработка НОД "Страна Математики" для старшего дошкольного возраста...

Учебно-методическое пособие «Волшебная страна стихов»

Знакомство с литературными произведениями  и разучивание стихотворений являются одними  из  важных  средств  коррекции  личности  детей  с  проблемами...

Методическое пособие "В стране логических игр" (Фотографии)

Данное пособие содержит практические и консультативные материалы по интеллектуальному развитию дошкольников. Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. Они могут не от...

Методическая разработка «Широка страна моя родная»

Методическая разработка интнгрированного досуга для подготовительной группы «Широка страна моя родная»(интеграция образовательных областей «Физическое развитие», «Речевое...

Пояснительная записка к методической разработке "Моя страна"

Пояснительная записка по итогам проекта "Россия - Родина моя" для подготовительной к школе группы...