Главные вкладки

    Методическая разработка (старшая группа) по теме:
    Программа дополнительного образования художественно – эстетического развития «Журавлик».

    Лапина Виолетта Львовна

    Кружок «Журавлик» разработан для того, чтобы через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, через применение разных способов и приемов работы с ней, учить детей эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.        

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Содержание программы

    Внимание одно из главных явлений у ребёнка, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребёнка. У дошкольников преобладает непроизвольное внимание.

    Ребёнок не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних проявлений. Это проявляется в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чём-то одном, в частой смене деятельности.

    Если ребёнку оказать помощь, то произвольное внимание начинает развиваться довольно интенсивно, по мере развития таких свойств, как объём, концентрация, устойчивость внимания. Все свойства внимания значительно развиваются в результате целенаправленного систематического обучения.

    В результате специально организованных занятий с детьми, интенсивно формируется мышление, в частности, словесно-логическое, которое с использованием и преобразованием понятий.

    Это позволит ребёнку - дошкольнику, опираясь на словесные рассуждения, схематические изображения, понимать главную мысль текста.

    Одним из важнейших условий обучения, приобретением знаний является способность к получению, хранению и воспроизведению информации, памяти.

    Важно научить ребёнка ориентироваться в большей степени на смысловую память и обучить приёмам, помогающим лучше запоминать.

    Для познавания и освоения ребёнком художественно – эстетического развития, к концу дошкольного возраста должно быть в достаточной степени развито творческое воображение, сформирован рациональный подход к действительности.

    Ребёнка нужно научить представлять ситуации, с которыми он некогда не сталкивался, создавать образы, не имеющие конкретного аналога.

    Пояснительная записка

               

    Ребёнок - дошкольник обладает огромными возможностями к познанию.

    Интеллектуальная готовность ребёнка к обучению предполагает форсированность различных мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, последовательность, аналогии

    Дети, готовые к дальнейшему обучению успешно овладевают художественно – эстетическими знаниями, умениями и навыками, а так же умеют поддерживать оптимальный темп интеллектуальной деятельности, чтобы ребёнок успевал работать вместе со сверстниками.

    Для предупреждения нагрузок и переутомлений, риска неуспеваемости, многие дети требуют особого внимания ещё до начала обучения.

    Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

    Задачи:

    Обучающие :

    - Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

               -  Формировать  умения следовать устным инструкциям.

    -  Обучать  различным приемам работы с бумагой.

    - Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.

    Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.


    Развивающие: 

    ·  Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.

    ·  Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.

    ·Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. 
    ·  Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.

    ·  Развивать пространственное воображение.

    Воспитательные:

    ·  Воспитывать интерес к искусству оригами.

    ·  Расширять коммуникативные способностей детей.

    ·  Формировать культуру  труда и совершенствовать  трудовые  навыки.

    ·  Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

      ·  Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

     

    Занятие в группе развивающего обучения позволяет ребёнку развить и реализовать свои возможности.

    В основе занятий в группе развивающего обучения лежат принципы, позволяющие подводить занятия более эффективно, а именно:

    1. Не допускайте, чтобы ребёнок скучал во время занятий. Если ребёнку интересно заниматься, а интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и даёт им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
    2. Не проявляйте излишней тревоги по поводу не достаточных успехов и малого продвижения вперёд.
    3. Будьте терпеливы, не спишите, не давайте ребёнку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
    4. В занятиях с ребёнком нужна мера. Предоставьте ребёнку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравиться.
    5. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому лучше выбирать игровую форму занятий.
    6. Развивайте в ребёнке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, научите его дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи – всё это ему пригодиться в социально сложной атмосфере.
    7. Избегайте не одобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчёркивайте его слабость в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

    Кружок «Журавлик» могут посещать дети старшего дошкольного возраста от 5-7 лет, два раза в месяц, 20-25 минут с динамичными паузами.

    Отличительные особенности программы.

            

    -Присутствует показ изображения предметов и образец, созданный взрослым;

    - активно используются модели, конструкции, схемы для естественного освоения художественно – эстетического развития.

    - занятия по оригами  проводятся только в сочетании творческого подъёма и желания творить.

    На занятиях используются разнообразные наглядные пособия (иллюстрации, беседа, рассказ, показ образца последовательного выполнения работы).

    Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет.

    Срок реализации 2 года.

    Программа реализуется в форме игры с подгруппами 1 раз в две недели (2 и 4 недели месяца).

    Четверг  15.30-15.55

    В результате реализации данной программы даже неуверенные в себе дети обретают уверенность в своих силах, проявление скрытой возможности.

    Способ проверки достигнутого результата - диагностика, по средствам диагностических карт.

    Форма подведения итогов - проведение для родителей занятия и просмотр игр – занятий, по достигнутым результатам.

    Особенности процесса восприятия

    и практической деятельности детей.

    Особенности организации процесса восприятия:

    Воспитатель знакомит детей с особенностями художественно - эстетической деятельности, использует моменты на развитие внимания, памяти и мышления.

    Например: « Кто больше увидит и запомнит», « Правильно услышим и покажем».

    В дошкольном возрасте внимание ребёнка неустойчиво, он не может длительное время наблюдать за объектами. Если процесс созерцания не доставляет ему удовольствия, то и сам предмет, попавший в поле его внимания, перестаёт быть для него интересен.

    Удивление, возникающее у ребёнка, в процессе рассматривания знакомых ему вещей, стимулирует активность восприятия.

    Педагог, используя метод сравнения и сопоставлений реального объекта с нереальным (сказочным) или необычным, определяет значимость вещи, её эстетическую ценность.

    Так, постепенно в сознании ребёнка формируются представления о многообразии форм и способов выражения.

    Восприятие будет более глубоким, если органично сольётся с игровыми действиями.

    К каждому занятию, педагог готовит соответствующий его целям сценарий, обдумывает ход занятия, подбирает материал и оборудование, которое способствует к формированию в детях установки отношений к творческому миру.

    Особенности организации практической деятельности детей.

    В практике часто воспитатели не удовлетворены детскими ответами, из добрых побуждений, пытаясь помочь ребёнку, исправляют их неправильные результаты в ходе конкретных работ.

    Если ребёнок сопротивляется вмешательства помощи взрослого, то со временем привыкает к тому, что взрослый ему пытается помочь.

    Любое занятие должно проходить в  виде игры, с целью заинтересовать ребёнка и привлекать развивать далее.

    Особой заботой для воспитателя, являются дети малоактивные – не принимающие нигде участия.

     Когда ребёнок испытывает затруднения, нерешителен, робок, подсказка со стороны взрослого бывает просто необходима.

    Следует учитывать, что рассеянное внимание в 5-7 лет, способствует устойчивости замысла.

    Ребёнок – активный и неуёмный «почемучка», ему всё хочется знать, всё потрогать, педагог должен дать ему в руки ту вещь (предмет), которая его заинтересовала.

    Формировать заинтересованность и чувство ответственности к результатам практической деятельности помогают коллективные виды работ, с поощрением.

    Программные задачи:

    - Развитие психических процессов (внимания, мышления, восприятия, памяти, воображения, речи).

    - Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.

    - Воспитывать интерес к искусству оригами.

    - Продолжать развивать умение играть и заниматься со сверстниками рядом, научить играть и заниматься вместе.

    - Продолжать эстетическое воспитание, развивать художественное восприятие.

    П/П

    Дата занятия

    Тема

    Цель

    Используемая литература

    Список детей, занимающихся по программе

    Художественно – эстетического развития «Журавлик»

            На 20.. – 20.. уч.г.

            

    № п/п

    Фамилия  имя ребёнка

    Год рождения

    Начало посещения

    группа

    Методы:

    1. Использование в работе наглядных материалов, карточек с изображением предметов по данной теме, игрушки.

    1. Использование музыкальных инструментов и записей дисков.

    1. Использование предметов для развития моторики рук.

    1. Используется в работе метод приёма в виде «образца работы

    воспитателя» по данной теме изучения.

    1. Используется метод помощи детям при затруднении выполнении работ в поставленных задачах.

    Перечень литературных источников:

    1. Развивающие игры от 4 до 5 лет .С.Кантер 2008г.
    2. Из чего сделаны предметы (сценарий игр занятий для дошкольников)

    О.В. Дыбина 2005г.

           3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей   дошкольного возраста Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко 1989г.

           4. Дидактические игры в детском саду А.К. Бондаренко 1991г.



    Предварительный просмотр:

    Перспективный план кружка «Журавлик».

    Сентябрь

    Тема №1 Знакомство с оригами

    Цель: дать детям представление об искусстве оригами. Познакомить с правилами оригами.

    Дать новое для детей понятие «базовая форма». Научить делать квадрат из прямоугольника.

    Тема №2 «Стаканчик» (базовая форма «треугольник»).

    Цель: Продолжать знакомить детей с оригами. Развивать интерес к складыванию из бумаги различных фигурок и форм. Учить самостоятельно, складывать простейшее изделие «стаканчик». Воспитывать выдержку, аккуратность.

    Октябрь

    Тема №3 «Лисёнок».

    Цель:  Продолжать учить детей складывать простейшие формы из квадратного листа бумаги, на основе базовой формы «треугольник». Воспитывать аккуратность, усидчивость.

    Тема №4 «Скворец».

    Цель:  Продолжать учить детей складывать простейшие формы из квадратного листа бумаги, на основе базовой формы «треугольник». Воспитывать аккуратность, усидчивость.

    Ноябрь

    Тема №5 «Котик».

    Цель: Закрепить умение складывать аккуратно базовую форму «треугольник» и выполнять различные фигурки из этой формы. Воспитывать устойчивый интерес.

    Тема №6 «Лебедь» (базовая форма «воздушный змей»).

    Цель: Познакомить детей с базовой формой «воздушный змей» и складыванию фигурки «лебедь» из этой формы.

    Декабрь

    Тема №7 «Звезда».

    Цель: Продолжать учить детей складывать фигурки на основе базовой формы «воздушный змей». Составлять звезду из нескольких одинаковых деталей. Закреплять умение работать с бумагой аккуратно.

    Тема №8 «Звезда».

    Цель: Продолжать учить детей складывать фигурки на основе базовой формы «воздушный змей». Составлять звезду из нескольких одинаковых деталей. Закреплять умение работать с бумагой аккуратно.

    Январь

    Тема №9 «Ёлочка».

    Цель: Продолжать развивать умение работать с бумагой, аккуратно складывать лист бумаги в разных направлениях. Воспитывать эстетические чувства, интерес к оригами.

    Февраль

    Тема №10 «Самолёт - 1».

    Цель: Учить детей делать поделку из прямоугольного листа бумаги. Развивать глазомер. Воспитывать любовь и уважение к отцу, деду, желание сделать подарок к празднику своими руками.

    Тема №11 «Самолёт – 2».

    Цель: Продолжать учить детей работать с прямоугольным листом бумаги, усложняя форму знакомой поделки. Воспитывать аккуратность, усидчивость.

    Март

    Тема №12 «Цветок»

    Цель: Закрепить умение складывать из квадратного листа бумаги базовую форму «воздушный змей». Учить  на основе базовой формы «воздушный змей» складывать лепестки цветка. Воспитывать любовь к матери, бабушке, уважение к женщине, желание сделать подарок своими руками.

    Тема №13 «Цветок» (продолжение).

    Цель: Учить детей на основе базовой формы «воздушный змей» складывать стебель для цветка. Из двух составляющих «венчик» и «стебель» собирать целостное объёмное изображение цветка. Воспитывать аккуратность, усидчивость.

            Апрель

    Тема №14 Базовая форма «Блинчик».

    Цель: Познакомить детей с новой базовой формой «блинчик». Закреплять умение работать очень аккуратно, складывать квадрат по диагонали, чётко совмещая стороны и углы, проглаживать пальцем линии сгиба.

    Тема №15 «Двухтрубный корабль».

    Цель: Закрепить умение складывать базовую форму «блинчик» и на основе её складывать игрушку для игр с водой. Воспитывать аккуратность.

            Май

    Тема №16. Базовая форма «Водная бомбочка».

    Цель: Познакомить детей с новой, более сложной базовой формой. Учить детей складывать квадрат по диагоналям и по средним линиям.

    Тема №17 «Кубик» («Водяная бомбочка» - классическая модель).

    Цель: Закреплять навыки детей работы с бумагой. Развивать желание заниматься оригами, создавать известные и новые конструкции. Воспитывать усидчивость, аккуратность. Развивать творчество, логическое мышление.



    Предварительный просмотр:

    Рецензия.

    В основе кружка «Журавлик» лежит художественно - эстетическое развитие ребёнка с обучением детей технологии оригами, созданной на основе методических пособий Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. «Уроки оригами в школе и дома», Т. Сержантова «365 моделей оригами», З. А. Богатеева «Чудесные поделки из бумаги».

    Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

    Задания, построенные на игровых ситуациях в этом кружке, позволяют воспринимать материал целостно, образно; играя, дети становятся участниками созданных ситуаций.

    Программа рассчитана для детей 5-7 лет.

    В художественно – эстетическом кружке «Журавлик» занятия проводятся последовательно от менее простого к более сложному, что позволяет углубить и систематизировать опыт ребёнка в работе с бумагой.

    Срок реализации программы «Журавлик» - 2 года, в форме игровых моментов (занятий).

    Кружок проводится  1 раз в  две недели – четверг, во второй  половине дня.

    В результате реализации программы в кружке раскрывается творческий потенциал ребёнка.

    Развивается наблюдательность, логика, формирование пространственного воображения, способность видеть красивое в своей работе.

    Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, совершенствование у детей мелкой моторики рук, точных движений пальцев, развитие глазомера.

    Способ проверки достигнутого результата – проведение диагностики.



    Предварительный просмотр:

    Диагностическая карта уровня развития детей, результаты  работы

    кружка оригами «Журавлик».

    № п/п

    Фамилия, имя ребёнка

    Знание основных базовых форм и  умение самостоятельно их изготовить

    Умение изготовить несложную поделку, следя за показом педагога и слушая устные пояснения

    Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.д.)

    Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

    Умение самостоятельно изготовить поделку от начала до конца по образцу

    Точность и аккуратность  в выполнении работы

    Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы

    Общее количество баллов

    Процент усвоения программы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей средней группы

    Программа дополнительного образования содержит пояснительную записку и подробное  тематическое планирование....

    Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»

    Рабочая  программадополнительного  образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования   художественно-эстетической...

    Учебная программа дополнительного образования художественно-эстетического развития «Фабрика детского сада» для детей 5-6 лет.

    Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук;  самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчест...

    Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год

    Программа «Умелые мастера»  разработана на основании  программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...

    Программа дополнительного образования. Художественно-эстетическое и творческое развитие для дошкольников 3-4-х лет.

    Программа дополнительного образования.    Художественно-эстетическое и творческое развитие   для дошкольников 3-4-х лет....

    Программа дополнительного образования. Художественно-эстетическое и творческое развитие и компьютерные технологии. Графический дизайн для дошкольников 6-7 лет.

    Программа дополнительного образования.    Художественно-эстетическое и творческое развитие и компьютерные технологии. Графический дизайн  для дошкольников 6-7 лет....